Главные вкладки

    Сухомлинский В. А. Награда за добро

    Знал я одного образцового ученика - отличника, активиста. Он был командиром тимуровского отряда. О делах пионеров постоянно говорили в школе, о них писала районная газета. Но однажды к учителям пришла бабушка Володи Б. и рассказала:

    - Бессердечный он, Володька... Учится хорошо, а сердца нет. Придет вечером в перепачканном пальто, сбросит его в коридоре, и приходится мне, больной, чистить. А пальцы-то у меня, смотрите, искалечены ревматизмом... Спрашиваю: «Где это ты, Володя, так измазал одежду?» - «Пионерские поручения, выполнял»,- отвечает.

    Когда тяжело заболел отец Володи, мальчишка продолжал включать транзисторный приемник и слушал радиопередачи целыми вечерами. А отцу-то необходим был покой... В школе учителя делали все для того, чтобы организовать для Володи и других подростков развлечения. Две пожилые учительницы по воскресеньям приходили в школу наладить работу «клуба выходного дня». Когда Володя и несколько его товарищей - восьмиклассников, были приняты в комсомол, и им надо было явиться в райком за билетами, директор школы, шестидесятилетний страдающий одышкой педагог, два дня ходил в правление колхоза, просил автомашину, чтобы отвезти комсомольцев в райцентр. А ехать-то всего десять километров...

    Вот он, один из корней эгоизма, который педагоги, сами того не замечая, обильно подкармливают мнимой заботой о своих питомцах. Этот эгоизм порой оборачивается очень страшной своей стороной.

    Через неделю после получения комсомольского билета у Володи Б. умер отец. Несмотря на страшное горе в семье, подросток, как ни в чем не бывало, пришел в школу, был на уроках, вместе с товарищами шалил. Одна из учительниц, потрясенная всем этим, зашла в класс и буквально насильно вывела ученика в коридор.

    - Отец твой умер,- стыдила она мальчишку.- Неужели тебе это безразлично, оболтус ты несчастный?!

    Володя нехотя пошел домой. А учительницу чуть было не наказали за «применение непедагогичных мер воздействия».

    И этот школьник был активным участником тимуровской команды, пилил дрова и носил воду старушке! Как же все это сочеталось с бессердечностью, с эмоционально-нравственным невежеством? Дело в том, что кое-где в духовную жизнь школьных коллективов проникло такое зло: добрые поступки совершаются некоторыми ребятами в надежде на похвалу. Уверен: если бы о Володе и его тимуровской команде без конца не писали в стенгазете, не выдавали грамоты, он бы и пальцем не шевельнул, чтобы помочь человеку.

    В той же школе в дни, когда у Володи Б. умер отец, произошло событие, на которое, к сожалению, никто особенного внимания не обратил. В одну из перемен учительнице 4-го класса девочка протянула 20 копеек, найденные во дворе: может быть, объявится потерявший деньги. Учительница расхвалила ученицу за «благородный поступок». О ней написали заметку в стенгазету, даже фотокарточку поместили, а потом рассказали о ней по школьному радио...

    И вот к учительнице вскоре пришли еще две девочки и тоже принесли «найденные во дворе» деньги. На этот раз получилось так, что их «благородный поступок» прошел незамеченным. Ученицы почувствовали себя оскорбленными: почему же о них не написали в газете? Потом выяснилось, что девочки отдали учительнице свои деньги, надеясь «купить» похвалу...

    Нам, взрослым, надо помнить, что ребенок, подросток, в свое время неверно понявший, что он каким-то своим поступком делает людям одолжение, и ожидающий за каждый добрый шаг награды, может вырасти расчетливым, чванливым и неискренним человеком. Поэтому не умиляться надо по поводу того, что ребенок сделал что-то хорошее для другого. Высшей наградой за добро, сделанное людям, для подрастающего человека должен быть голос собственной совести - радость, удовлетворение.

    Что же здесь самое главное, где ведущая нить воспитания человечности? Главное, на мой взгляд, - в культуре человеческих желаний. Присмотримся к тому, на что направлены желания наших воспитанников, в особенности детей младшего возраста. И увидим: прежде всего, на то, что связано с понятиями «дай», «сделай для меня». Гораздо реже маленького человека волнует желание что-то отдать другому, сделать хорошее для окружающих. А ведь это, согласитесь, одностороннее воспитание. Тот, у кого желания связаны с удов­летворением только личных потребностей, перестает замечать интересы и потребности других людей, становится иждивенцем. Кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет ни хорошим гражданином, ни добрым другом, товарищем.

    В практике своей воспитательной работы педагогический коллектив нашей школы стремится к тому, чтобы с первого же класса дети учи­лись отдавать частицу своего сердца близким людям. Уже в первую осень школьной жизни каждый первоклассник сажает на приусадебном участке родителей яблони - матери, отца, бабушки, дедушки. Много надо потрудиться учителю в течение нескольких лет, чтобы ученик вырастил эти саженцы. И он выращивает их.

    Яблони начинают плодоносить. С трепетом сердца маленький человек ожидает того дня, когда можно сорвать с дерева первые плоды. Он несет их самому дорогому человеку - матери. Это мгновение дороже тысяч воспитательных бесед и наставлений! Сумейте привести своего питомца к этой счастливой минуте, и ваш воспитанник станет расти хорошим человеком. Его сердце будет открыто для тревог и забот о любом своем соотечественнике.

    Воспитание тревожной, деятельной любви к окружающим, особенно к матери,- это не торопливая забота о подарке к 8 марта (мать деньги дает, а сын покупает подарок). Это труд ежедневный и будничный, но такой необходимый.

    Именно этот труд приносит ребенку умение чувствовать сердцем мир другого человека. Жить сердцем, познавать сердцем - в этом, по моему глубокому убеждению, самая тонкая, самая мудрая сфера воспитания. Я учу детей: по глазам, по речи, по движениям, по мельчайшим деталям поведения умейте почувствовать горе, смятение, отчаяние другого человека, и, прежде всего своей матери.

    Однажды ко мне прибежали мои питомцы, встревоженные, взволнованные. На берегу пруда они увидели старую женщину. «Она сидит, а в глазах у нее большое горе. Ей надо чем-то помочь. Только чем?» - обратились они ко мне. Мы вместе пошли к далекому пруду. Оказалось, у женщины, потерявшей на войне двоих сыновей, недавно умер муж. У нее на душе, в самом деле, была безысходная тоска, отчаяние. С тех пор дети стали ее близкими друзьями, спасли женщину от одиночества.

    Мы обязаны воспитывать в детях доброту, человечность, сердечность, отзывчивость. Не слезливую сентиментальность, а именно человеческую доброту. Взрослые при этом не должны даже с маленькими детьми «сюсюкать», умиляться их кажущимся нам смешными намерениям. Взять, например, заботу детей о животных. Почему бы в школьном сарае, где-то дома не отвести ребятам уголок для организации «птичьей» лечебницы или лечебницы животных. Пусть принесут сюда дети подобранного на улице щепка, выброшенного кем-то котенка, пусть в мороз ребята пойдут в сад: они обязательно найдут там полузамерзшую синицу и воробья. Благодаря заботе о живых существах они с малых лет начнут воспитывать себя сами. Это не мелочь.

    Наконец, человечность воспитывается культурой взаимоотношений учителя и школьников. Мы вынуждены признать, что эта сфера воспитательной работы - очень запущенный участок, поистине камень преткновения. Нам, педагогам, к большому сожалению, чаще, чем кому бы то ни было, приходится выражать отрицательное отношение к результатам работы детей. Порицание, неодобрение, тем более наказание - это набор самых острых в нашем деле инструментов, использование которых требует от педагога огромного умения, такта, внутренней культуры.

    Большая беда школьного воспитания как раз и заключается в том, что некоторые учителя, не умея пользоваться этими инструментами, хватают, образно говоря, из этого арсенала воспитания без разбора все, что попадет под руку. Что я имею к виду? Окрик, раздраженность, угроза вызова родителей, а у людей, далеких от педагогической культуры, даже злорадство: «Вот ты ничего не знаешь, давай дневник, я тебе поставлю двойку, пусть родители полюбуются, какой у них сын...».

    Трудно представить что-либо более ненормальное во взаимоотношениях учителя и детей. Если мальчишка почувствовал, что учителю хочется, чтобы о его двойке обязательно узнали родители и приняли крутые меры, он озлобляется против учителя и против школы, учение становится для него в тягость. А отсюда - огрубение чувств, ожесточенность, которые нередко переносятся на его отношения с окружающими. Многочисленные ранки, в конце концов, зарубцовываются, но как раз эти рубцы и создают эмоциональную толстокожесть. Испытывая безразличное или несправедливое к себе отношение, дети теряют чуткость к добру и злу.

    Чтобы иметь право пользоваться небезопасными педагогическими инструментами - порицанием, неодобрением и т. п., надо, прежде всего, любить детей. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»,- писал Л.Н. Толстой.

    В основе человеческой чуткости учителя лежит общая интеллектуальная, нравственная, эстетическая и эмоциональная культура в своем органическом единстве, а это единство достигается и образованностью, и общественным опытом нравственных отношений в коллективе. Каждый из нас должен знать и чувствовать, что на нашей совести - судьба детей, что от нашей духовной культуры и идейного богатства зависят разум, здоровье, счастье поколения, которое воспитывает советская школа.

     

    Комментарии

    Очень жаль, что педагоги не всегда любят и уважают своих учеников. Казалось бы, это самая первая составляющая профессиональной работы учителя.

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Заставляет задуматься.

    Кабакова Ольга Ивановна

    Учитель должен быть тонким психологом и чувствовать души детей.Гораздо важнее поддержать ученика и протянуть ему руку помощи, чем постоянно осуждать и запугивать негативной записью в дневнике.

    Татьяна Михайловна Захарченко

    "Чтобы иметь право пользоваться небезопасными педагогическими инструментами - порицанием, неодобрением и т. п., надо, прежде всего, любить детей"

    ....красной нитью...

    Это, конечно, уже не про наше время, никто сейчас так ребенка расхваливать не будет за его хороший поступок.

    Азаренкова Елена Михайловна

    Сухомлинский Василий Александрович - великий педагог. Он говорил: "Большое зло — зависть. Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но, радуясь его успехам, стремись обогнать его." К сожалению, я работала с педагогами, которые завидывали успешным ученикам, поэтому их не любили, унижали. Вот этого нельзя допускать в педагогике!!! Спасибо за статью!!!

    Безусловно, на нашей совести - судьба детей. И именно от нашей духовной культуры и идейного богатства зависят разум, здоровье, счастье наших воспитанников. Поэтому каждый педагог обязан самосовершенствоваться и ежедневно повышать свой широкопрофильный педагогический потенциал. К счастью, для этого сейчас есть огромные возможности. Было бы желание. Успехов, коллеги, в педагогической деятельности!

    Стук Ольга Николаевна

    Школа сейчас утратила главное - воспитание отошло в сторону . Теперь школа учит учиться и увлекается подсчётом баллов .Дети понимают это так : главное быть успешным .Если ты отличник - ты хороший , если не всё гладко складывается с учёбой ты плохой . Родители выполняют за детей проекты , рисуют , лишь бы балл был выше .Учителя как- будто этого не замечают .Какое - то всеобщее помешательство - гонка за успехом .А ведь не все могут быть успешными просто по определению , просто по своей природе . Что делать этим детям ? Статья Сухомлинского очень актуальна и не утратит её никогда . Очень жаль , что" с водой мы опять выплеснули ребёнка ". Нас в скором будущем ожидает встреча с подросшим прагматичным поколением .Пока не поздно мы должны вернуться к тому , что воспитание должно быть на первом месте .

    Румянцева Наталья Алексеевна

    Никогда не советую выбирать воспитателю короткий путь - порицание, неодобрение. Всегда отношусь осторожно к "скорым речевым выводам о действиях, поступках моих воспитанников". Стараюсь разобраться в любой ситуации, даже очень незначительной. Это приучает детей к совместному решению проблем в коллективе сверстников, со взрослым, накапливается личный детский опыт практического взаимодействия. Люблю наблюдать за детьми,их игровой деятельностью..,за тем как постепенно меняются их привычки, отношение к сверстникам, поведение благодаря такой технике общения. Миссия Человека - понимать ближнего, помогать, показывать образцы культурных практик, особенно, если это ребенок.