Главные вкладки

    Рабочая программа по химии. 10 класс
    рабочая программа по химии (10 класс) по теме

    Антонова Лариса Вячеславовна

    Рабочая программа по химии для 10 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования  и примерной программы по химии среднего (полного) образования, разработанный автором  О. С. Габриелян, «Органическая химия для 10 классов», программа для общеобразовательных школ, Дрофа, 2004 год.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochay_programma.doc166.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»

    Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

    Рассмотрено и одобрено        УТВЕРЖДАЮ

    на методическом объединении                              Директор МОУ «Средняя

    учителей химии, биологии                                     общеобразовательная школа №8»

    Председатель методического                                 Рузаевского муниципального района

    объединения________________                             ________________________________

    (Саранцев В.Н. )                                               (Дерябина Л.Е.)                                                                    

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    По    ХИМИИ

         

    Ступень обучения (класс):   среднее (полное) общее образование, 10 класс     

    Количество часов:     68      

    Уровень:      базовый

    Программа  составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования  и примерной программы по химии среднего (полного) образования, разработанной автором  О.С. Габриелян  «Органическая химия для 10 классов», программа для общеобразовательных школ, Дрофа, 2004 год.

    Учитель:    Антонова Лариса Вячеславовна

    2010 год

    Содержание рабочей программы

    Пояснительная записка

    Требования к уровню подготовки

    Учебно – тематический план

    Содержание тем учебного курса

    Контроль уровня обученности

    Календарно-тематический план

    Список литературы

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по химии для 10 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования  и примерной программы по химии среднего (полного) образования, разработанный автором  О. С. Габриелян, «Органическая химия для 10 классов», программа для общеобразовательных школ, Дрофа, 2004 год.

    Органическая химия рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе.  Поэтому ее изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии, рассмотренных в основной школе. После повторения важнейших понятий рассматривается строение  с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии.

    Основными проблемами химии являются изучение состава и строения  веществ,  зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей  химических превращений и путей управления ими в целях  получения веществ, материалов, энергии.

    Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на  достижение следующих целей:

    • Освоение знаний  о химической составляющей естественно – научной картины мира, важнейших химических понятиях,  законах и теориях;
    • Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
    • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе  самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации;
    • Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
    • Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

    Программа по химии предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,  универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций.   В этом направлении приоритетами для учебного предмета химия в старшей школе на базовом уровне являются:  умение самостоятельно и мотивированно  организовать свою  познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);  использование элементов причинно – следственного и   структурно – функционального анализа; определение  сущностных  характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде,  выполнение  в практической  деятельности и повседневной  жизни экологических  требований;  использование мультимедийных ресурсов и компьютерных  технологий для обработки,  передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

    Требования к уровню подготовки выпускников

    В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

    • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,  электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса,  молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект химической реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие,  углеродный скелет, функциональная группа, изомерия,  гомологи;
    • основные законы химии:  сохранения массы веществ, электролитической диссоциации,  периодический закон;
    • основные теории химии:  химической связи, электролитической диссоциации,  строения органических соединений;
    • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, уксусная кислоты; щелочи, аммиак,  минеральные удобрения, метан, этан, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла,  глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

    Уметь

    • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
    • определять: валентность и степени окисления химических элементов. Тип химической связи в соединениях,  заряд иона,  характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
    • характеризовать элементы малых периодов по положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов,  неметаллов,  основных классов неорганических    и органических соединений;
    • объяснять:  зависимость свойств веществ от их  состава и строения, природу химической связи (ионной, металлической, ковалентной), зависимость скорости химической реакции  и положения химического равновесия от различных факторов;
    • выполнять химический эксперимент по распознаванию  важнейших неорганических и органических веществ;
    • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для:

    • объяснения химических явлений, происходящих  в природе в быту и на производстве;
    • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствии;
    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
    • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
    • безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием;
    • приготовления раствора заданной концентрации в быту и на производстве;
    • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

    Учебно-тематический план

    Тема

    Количество часов

    Лабораторные работы

    Практические работы

    Контрольные работы

    Введение

    4

    -

    -

    -

    1.

    Строение и классификация органических соединений

    8

    1

    1

    1

    2.

    Химические реакции в органической химии

    3

    -

    -

    -

    3.

    Углеводороды

    17

    4

    1

    1

    4.

    Спирты и фенолы

    6

    2

    1

    -

    5.

    Альдегиды. Кетоны

    5

    3

    1

    1

    6.

    Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры

    6

    4

    1

    1

    7.

    Углеводы

    5

    3

    1

    -

    8.

    Азотосодержащие органические соединения

    7

    4

    1

    1

    9.

    Биологически активные вещества

    7

    -

    1

    1

                    Итого:

    68

    21

    8

    6

    Перечень дидактических единиц органической химии

    В примерной программе по химии федерального БУП-2004 (базовый уровень)

    В программе по химии О. С. Габриеляна (базовый уровень) – М.: Дрофа, 2005

    Классификация и номенклатура органических соединений. Теория  строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная  изомерия.

    Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины и арены. Природные источники углеводородов:  нефть и природный газ.

    Кислородосодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол,  альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.

    Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.

    Полимеры:  пластмассы, каучуки, волокна.

    Биологически активные вещества: витамины, ферменты, гормоны, лекарства.

    Введение.

    Классификация и номенклатура органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.

    Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины и арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.

    Кислородосодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, кетоны, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.

    Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.

    Биологически активные вещества: витамины, ферменты, гормоны, лекарства.

    Вывод: в примерную программу добавить понятие «кетоны» и тема «Полимеры» разбросаны по следующим темам: «Алкены»,  «Алкадиены», «Фенолы», «Альдегиды», «Аминокислоты».

    Содержание программы

    Введение (4 часа)

    В результате изучения темы учащийся должен знать/понимать:

    • химические понятия: предмет органической химии, особенности строения и свойств органических соединений,  основные положения теории химического строения

     А. М. Бутлерова, изомерию, электронную и электронно-графическую формулу атома углерода, гибридизацию и валентные состояния атома углерода;

    • названия: типов гибридизации.

    Уметь:

    • называть органические вещества, основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова;
    • определять принадлежность веществ к органическим и неорганическим, типы гибридизации атома углерода;
    • характеризовать общие свойства органических соединений;
    • объяснять строение органических соединений;
    • проводит  самостоятельный поиск  химической информации  с использованием различных  источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в разных формах.

    Приобретать опыт:

    •  оценки достоверности химической информации об органических соединениях, поступающей из разных источников;
    • объяснение химических явлений, происходящих в природе, в бету и на производстве с участием  органических соединений;
    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
    • оценки влияния химического загрязнения различными органическими веществами и продуктами их переработки на окружающую среду и организм человека.

    Содержание учебного материала

    Предмет органической химии. Особенности строения и свойства органических соединений.

    Значение  и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества.

    Основные положения теории строения А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.

    Электронное облако,  их формы. Электронные  и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная связь и ее разновидности. Водородная связь.

    Валентные состояния атома углерода на примере метана, этилена и ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и  характеристика видов ковалентной связи в них.

    Демонстрации:

    1. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них.
    2. Модели молекул метана, метанола, ацетилена,  этилена и бензола.
    3. Шаростержневые и объемные модели молекул водорода, хлора, азота, воды, метана.

    Тема 1. Строение и классификация органических соединений (8ч).

    В результате  изучения темы учащийся должен знать/понимать:

    • химические понятия: классификация органических соединений по строению углеродного скелета, по функциональным группам, «тривиальная» и международная номенклатуры, структурная, изомерия и ее виды;
    • названия:  классов органических соединений,  видов изомерии;

    Уметь:

    • называть  изученные соединения по «тривиальной» и международной номенклатуре;
    • решать расчетные задачи на вывод химических формул органических соединений;
    • определять принадлежность органических соединений к определенным классам;
    • выполнять химический эксперимент уметь проводить качественный анализ органических соединений;
    • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

    Приобретать опыт:

    • критической оценки достоверности химической информации об органических соединениях, поступающей из разных источников;
    • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве с участием  органических соединений;
    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
    • оценки влияния химического загрязнения различными органическими соединениями и продуктами их переработки на окружающую среду и организм человека;
    • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

    Содержание учебного материала

    Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические, карбоциклические и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.

    Номенклатура и тривиальная ИЮПАК. Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения кратной связи и функциональной группы, межклассовая изомерия.

    Решение задач на вывод формул органических соединений. Выполнение упражнений по изготовлению моделей молекул, выполнение тестов.

    Подготовка к контрольной  работе.

    Демонстрации:

    1. Образцы представителей различных классов органических соединений
    2. Шаростержневые модели молекул.

    Лабораторные опыты: Изготовление моделей молекул веществ – представителей  различных классов органических соединений.

    Практические работы:1. Качественный анализ органических соединений.

    Тема 2. Химические реакции в органической химии (3ч)

    В результате изучения темы учащийся должен знать /понимать:

    • химические понятия: о реакциях замещения,  присоединения, о реакциях полимеризации и поликонденсации, понятие о реакции отщепления (элиминирования), реакции изомеризации, крекиг алканов;
    • названия типов химической реакции.

    Уметь:

    • называть  типы химической реакции;
    • определять принадлежность химических реакции к определенным типам химических реакций;
    • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

    Приобретать опыт:

    • критической оценки достоверности химической информации об органических реакциях;
    • объяснения химических явлений, происходящих в природе и в быту на производстве с участием реакции органических соединений;
    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
    • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

    Содержание учебного материала

    Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеноалканов.

    Понятие о реакциях присоединения.  Гидрирование алканов и  аренов, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов.

    Дегидрохлорирование  на примере галогеноалканов. Понятие о крекинке алканов и деполимерицации полимеров. Реакции изомеризации. Решение задач и упражнений, выполнение тестов.

    Демонстрации:

    1. Плавление, обугливание и горение органических веществ.
    2. Обесцвечивание этиленом и ацетиленом бромной воды и раствора перманганата калия.
    3. Взаимодействие спиртов с натрием и кислотами.
    4. Деполимеризация полиэтилена.

    Тема 3. Углеводороды (17ч)

    В результате изучение темы учащийся должен знать/понимать:

    • химические понятия: алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены, реакции полимеризации, реакции изомеризации;
    • названия первых пяти – шести гомологов предельных и непредельных углеводородов;
    • важнейшие вещества и материалы:  метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, пластмассы;

    Уметь:

    • называть углеводороды по «тривиальной» (этилен, ацетилен, бензол, каучук) и по международной номенклатуре;
    • определять  принадлежность органических веществ к предельным и непредельным углеводородам;
    •  характеризовать: общие химические свойства предельных и непредельных углеводородов (реакции, горения, качественные реакции, реакции замещения, присоединения, разложения, изомеризации, полимеризации);
    • объяснять:  зависимость физических и химических свойств веществ от их состава и строения на примере изученных углеводородов;
    • выполнять химический эксперимент по распознаванию предельных и непредельных углеводородов;
    • проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

    Приобретать опыт:

    • критической оценки достоверности химической информации об углеводородах поступающей их разных источников:
    • объяснения химических явлений, происходящих в природе, в быту и на производстве с участием изученных углеводородов;
    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
    • оценки влияния химического загрязнения различными углеводородами и продуктами их переработки на окружающую среду и на организм человека; безопасного обращения с горючими и токсическими веществами и лабораторным оборудованием.

    Содержание учебного материала

    Алканы.  Гомологический ряд, общая формула алканов. Строение молекуды метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства, алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов,  фракционная перегонка нефти. Химические свойства: реакции замещения, горение, термическое разложение и изомеризация алканов.

    Алкены: строение, номенклатура и изомерия, физические и химические свойства, получение и применение.

    Алкины: Строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства, получение и применение.

    Алкадиены: строение молекул, изомерия и номенклатура, физические и химические свойства.  Каучуки, резина. Получение и применение алкадиенов.

    Циклоалканы: строение, изомерия и номенклатура, физические и химические свойства, получение.

    Ароматические углеводороды (арены): строение молекулы бензола физические и химические свойства, способы получения.

    Генетическая связь между классами органических соединений.

    Демонстрации:

    1. Горение метана, этилена, ацетилена, бензола.
    2. Определение качественного состава метана и этилена по продуктам горения. Взрыв смеси воздуха с метаном.
    3. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам  перманганата калия  и к бромной воде.
    4. Получение метана взаимодействием ацетата натрия с натронной известью; этилена реакцией дегидратации этилового спирта; ацетилена – карбидным способом; разложение каучука при нагревании и испытания продуктов нагревания.
    5. Бензол – как растворитель. Нитрование бензола.

    Лабораторные опыты:

    1. Изготовление моделей углеводородов и их галогенопрозводных.
    2. Ознакомление с продуктами нефти, каменного угля и продуктами их переработки.
    3. Обнаружение в керосине непредельных соединений.
    4. Ознакомление с образцами каучуков, резины и эбонита.

    Практическая работа: 2. Углеводороды.

    Тема 4. Спирты  и фенолы (6ч)

    В результате изучения темы  учащийся должен знать/понимать:

    • химические понятия: предельные одноатомные спирты, многоатомные ароматические спирты, фенолы;
    • названия первых пяти – шести гомологов предельных одноатомных спиртов, многоатомных спиртов и фенолов;
    • важнейшие вещества и материалы: метиловый и этиловые спирты, этиленгликоль, глицерин, фенолы.

    Уметь:

    • решать расчетные задачи;
    • называть спирты и фенолы по «тривиальной» и международной номенклатуре;
    • определять принадлежность органических веществ к предельным одноатомным спиртам, многоатомным спиртам и фенолам;
    • характеризовать общие химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенолов;
    • объяснять  зависимость физических и химических свойств веществ от их строения на примере спиртов и фенолов;
    • выполнять химический эксперимент по распознаванию спиртов и фенолов;
    • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

    Приобретать опыт:

    •  критической оценки достоверности химической информации о спиртах и фенолах, поступающей из разных источников;
    • объяснения химических явлений, происходящих на производстве, в природе и в быту с участием спиртов и фенолов;
    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
    • оценки влияния химического загрязнения различными  спиртами и фенолами;
    • безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.

    Содержание учебного материала.

    Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп,  образование алкоголятов, взаимодействие галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов.

    Особенности свойств многоатомных  спиртов.  Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола.

    Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Поликонденсация  фенола с  формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола.

    Демонстрации:

    1. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду. Получение сложных эфиров.
    2. Взаимодействие глицерина с натрием.  Качественная реакция на многоатомные спирты.
    3. Качественная реакция на фенол.
    4. Растворимость фенола в воде при комнатной температуре и при нагревании.
    5. Вытеснение фенола угольной кислотой из фенолята натрия.

    Лабораторные опыты:

    1. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди.
    2. Взаимодействие фенола с бромной водой и с раствором щелочи.

    Практические работы: 3.Спирты и фенолы.

    Тема 5. Альдегиды и кетоны (5ч).

    В результате изучения темы учащийся должен знать / понимать:

    • химические  понятия: альдегиды, кетоны, карбонильная группа, «реакция серебряного зеркала»;
    • названия  первых пяти – шести гомологов альдегидов и кетонов
    • важнейшие вещества и материалы: формальдегид, уксусный альдегид, феноло – формальдегидные смолы, ацетон.

    Уметь:

    • решать расчетные и экспериментальные задачи;
    • характеризовать общие  физические химические свойства альдегидов и кетонов, реакции поликонденсации;
    • объяснять зависимость физических и химических свойств от их состава и строения на примере альдегидов и кетонов;
    • выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов и кетонов;
    • проводить самостоятельный поиск химической информации; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

    Приобретать опыт:

    • критической оценки достоверности химической информации об альдегидах и кетонах;
    • объяснения химических явлений происходящих в природе, в быту и на производстве;
    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
    • оценки влияния химического загрязнения различными альдегидами и продуктами их переработки на окружающую среду и на организм человека;
    • безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.

    Содержание учебного материала

    Альдегиды и кетоны.  Строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов.  Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов. Качественные реакции на альдегиды. Повторение реакции поликонденсации фенола с формальдегидом. Решение экспериментальных и расчетных задач.

    Демонстрации:

    1. Иллюстрация коллекции альдегидов.
    2. Реакция «серебряного зеркала».
    3. Окисление бензальдегида на воздухе.

    Лабораторные опыты:

    1. Качественные реакции на альдегиды:  с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди.
    2. Окисление спирта в альдегид.
    3. Получение и свойства карбоновых кислот.

    Практические работы: 4.Альдегиды и кетоны.

    Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры (6ч)

    В результате изучения темы учащийся должен знать / понимать:

    • химические понятия: карбоновые кислоты, общие свойства органических и неорганических кислот, сложные эфиры, жиры, мыла;
    • названия первых пяти – шести гомологов карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров;
    • важнейшие вещества и материалы: муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновые кислоты, маргарин, масла, мыла.

    Уметь:

    • называть карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры по «тривиальной» и международной номенклатуре;
    • определять принадлежность веществ к предельным и непредельным карбоновым кислотам, сложным эфирам, жирам;
    • решать расчетные задачи;
    • характеризовать общие физические и химические свойства  карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров;
    • объяснять зависимость физических и химических свойств веществ от состава и строения на примере карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров;
    • выполнять химический эксперимент  по распознаванию карбоновых кислот;
    • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.  

    Приобретать опыт:

    • критической оценки достоверности химической информации о карбоновых кислотах, сложных эфирах и жирах, поступающей из разных источников;
    • объяснения химических явлений происходящих  в природе, в быту и на производстве;
    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
    • оценки влияния химического загрязнения разными карбоновыми кислотами, сложными эфирами и жирами, продуктами их переработки на окружающую среду и организм человека.

    Содержание учебного материала

    Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот.  Общие свойства  неорганических и органических кислот. Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты.  Реакции этерификации, условия ее проведения.

    Строение сложных эфиров.  Изомерия сложных эфиров. Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров.

    Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот.  Состав и строение  молекул жиров.  Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Понятие мыла,  объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров.

    Демонстрации:

    1. Опыты, иллюстрирующие химические свойства уксусной и муравьиной кислот.
    2. Возгонка бензойной кислоты.
    3. Отношение олеиновой кислоты на бромную воду и на раствор  перманганата калия.
    4. получение приятно пахнущего  сложного эфира.
    5. Коллекция масел

    Лабораторные опыты:

    1. Растворимость жиров.
    2. Доказательства непредельного характера  жидкого жира.
    3. Омыление жиров.
    4.  Сравнение свойств мыла и СМС.

    Практические работы: 5.Карбоновые кислоты.

    Тема 7. Углеводы (5ч)

    В результате изучения темы учащийся должен знать / понимать:

    • химические понятия: углеводы, моно-, ди- и полисахаридов,  глюкоза,  фруктоза, крахмал, целлюлоза;
    • важнейшие вещества и материалы: глюкоза, фруктоза, крахмал, целлюлоза, искусственные волокна.

    Уметь:

    • определять принадлежность органических веществ к углеводам, дисахаридам и полисахаридам;
    • характеризовать общие химические свойства моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов;
    • выполнять химический эксперимент по распзнаванию глюкозы и крахмала;
    • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для передачи  химической информации и ее представления в различных формах. 

    Приобретать опыт:

    • критической оценки достоверности химической информации о  глюкозе, сахарозе, крахмале и целлюлозе;
    • объяснения химических явлений, происходящих в природе, в быту и на производстве с участием изученных углеводов;
    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
    • оценки влияния химического загрязнения различными углеводами и продуктами их переработки;
    • безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.

    Содержание учебного материала

    Моно-, ди-. Полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

    Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесие в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от  строения молекулы. Взаимодействие гидроксидом меди  при комнатной температуре и при нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового и молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на  осное ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строение молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза и ее биологическая роль.

    Крахмал, целлюлоза. Физические и химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль.

    Демонстрации:

    1. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди без нагревания и при нагревании.
    2. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы.
    3. Взаимодействие крахмала с иодом.
    4. Гидролиз целлюлозы и крахмала.
    5. Коллекция волокон.

    Лабораторные опыты:

    1. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди.
    2. Взаимодействие крахмала с йодом.
    3. Ознакомление с образцами природных  и искусственных волокон.

    Практическая работа: 6.Углеводы

    Тема 8. Азотосодержащие соединения (7ч)

    В результате изучения темы учащийся должен  знать / понимать:

    • химические понятия: амины, алифатические амины,  анилин, аминокислоты, белки,  РНК и ДНК;
    • названия первых пяти – шести гомологов аминов и аминокислот, структуры белка;
    • важнейшие вещества и материалы  анилин, аминокислоты, пептиды, биополимеры, белки.

    Уметь:

    • называть амины и аминокислоты по «тривиальной» и международной номенклатуре;
    • определять принадлежность органических веществ к аминам и аминокислотам и белкам;
    • характеризовать общие химические свойства аминов, аминокислот, белков;
    • объяснять зависимость физических и химических свойств веществ от их состава и строения на примере аминов, аминокислот и белков;
    • выполнять химический эксперимент по  распознаванию аминов, аминокислот и белков;
    • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

    Приобретать опыт:

    • критической оценки достоверности химической информации об аминах, аминокислотах, белках, поступающей из разных источников;
    • объяснения химических явлений, происходящих в природе в быту и на производстве;
    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
    • оценки влияния химического загрязнения различными аминами и продуктами их переработки на окружающую среду и на организм человека.

    Содержание программного материала

    Амины. Определение аминов.  Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов:  алкилирование аммиака,  восстановление нитросоединений. Физические и химические свойства аминов.

    Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот.  Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями с образованием сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей.. Реакция поликонденсация кислот.

    Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков:  горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков.

    Понятие ДНК и РНК.

    Демонстрации:

    1. Опыты с метиламином:  горение, щелочные свойства раствора, образование солей,.
    2. Взаимодействие анилина  с соляной кислотой и бромной водой. Окраска ткани анилиновым красителем.
    3. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
    4. Растворение и осаждение белков
    5. Обнаружение белка в молоке.

    Лабораторные опыты:

    1. Ознакомление с образцами  синтетических волокон.
    2. Растворение белков в воде. Коагуляция желатина спиртом.
    3. Цветные реакции белков.
    4. Обнаружение белка в молоке.

    Практическая работа: 7.Амины. Аминокислоты. Белки.

    Тема 9. Биологически активные вещества (7ч)

    В результате изучения темы учащийся должен  знать / понимать:

    • химические понятия:  о витаминах, ферментах,  гормонах и о лекарственных препаратах;

    названия: жирорастворимых и водорастворимых витаминах, классификации ферментов, отдельные представители гормонов и лекарств;

    • важнейшие вещества и материалы; витамины, ферменты, гормоны и лекарственные препараты.

    Уметь:

    • называть витамины,  ферменты, важнейшие гормоны и лекарственные препараты;
    • определять  принадлежность органических веществ к витаминам, гормонам, ферментам и лекарственным препаратам;
    • характеризовать общие химические и физические свойства  витаминов, гормонов, ферментов, лекарств;
    • объяснять зависимость физических и химических свойств веществ от их состава и строения на примере биологически активных веществ;
    • проводить самостоятельный поиск химической информации из разных источников, использовать компьютерные технологии для передачи химической информации и ее представления в разных формах;
    • выполнять химический эксперимент  по идентификации  органических соединений.

    Приобретать опыт:

    • критической оценки достоверности химической информации о  биологически активных веществах, поступающей из разных источников;
    • объяснений химических явлений , происходящих в природе, в быту и на производстве с участием биологически активных веществ;
    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
    • безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.

    Содержание учебного материала

    Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение.  Нормы потребления витаминов. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов.

    Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности.

    Понятие о гормонах как  биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию  жизнедеятельности организмов. Понятие о классификации гормонов. Отдельные представители гормонов:  эстрадиол, тестостереон, инсулин, адреналин.

    Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах, Группы лекарств: сульфамиды,  антибиотики,  аспирин. Безопасные способы применения лекарственные формы.

    Практическая  работа: 8. Идентификация органических соединений.

    Контроль уровня обученности

    1. Установочная контрольная работа.
    2. Контрольная работа №1 по теме: Строение и классификация органических соединений.
    3. Контрольная работа за I полугодие.
    4. Контрольная работа № 3 по теме: Спирты и фенолы. Альдегиды. Кетоны.
    5. Контрольная работа № 4 по теме: Карбоновые кислоты и их производные.
    6. Контрольная работа  № 6 по теме: Углеводы и азотосодержащие соединения.
    7. Годовая контрольная работа.

    Список литературы

    1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.  Автор О. С. Габриелян, М.., Дрофа, 2005. Допущено Департаментом  общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
    2. Учебник. Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И.    ХИМИЯ  10 класс.   Дрофа, Москва. 2003. Рекомендовано Министерством образования Российской федерации.
    3. Дополнительная литература:
    • Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Карцева А. А.  ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.  10 класс. Просвещение. 2005.  Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений с углубленным изучением химии. Допущено Министерством образования Российской Федерации.
    • Химия. Пособие – репетитор.  Под редакцией В. Н. Чернышева, А. С. Егорова. Ростов на Дону. Феникс. 2003.
    • Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы. Москва.  Высшая школа.  2004

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

    Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

    Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

    Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

    Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

    Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

    Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

    Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

    Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

    Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

    Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

    Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

    Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

    Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...


     

    Комментарии

    Наталья Юрьевна Бердова.

    Большой труд. Я еще календарно-тематическое планирование вставляю.