Гражданская война в Приленье

Яковлева Маргарита Сергеевна

  https://www.google.ru/url

    ...Узнав о движении белых, красные под руководством командующего партизанскими частями Приленского края А. К. Полякова начали гото­виться к бою. Вдоль реки Куты у солеваренного завода оборудовали по­ зиции около 600 партизан из Киренска, Илимска, Усть-Кута и Большой Мамыри, вооруженных в большинстве охотничьими ружьями, имевших пулемет и пушку. Были подготовлены две засады по 150 и 35 человек. В тайге уничтожили все зимовья, чтобы белые не могли обогреться. После короткой стычки 26 февраля у солеваренного завода белые отошли в деревню Максимовку и вступили в переговоры. В итоге от­ ряды Галкина и Казакова начали сдаваться, причем уке 28 февраля в Усть-Кут прибыла часть сдавшихся, в том числе много больных, жен­щин и детей. Основная часть сдалась 29 февраля, от отряда «атамана Казакова и генерала Галкина» 480 человек, у Перхурова — 350. Кроме того, 287 человек уже находилось в Усть-Куте, в том числе 120 боль­ных. Характерно, что красные захватили только 200 лошадей, что не­ достаточно для передвижения более 1100 человек.  Как вспоминали парти­заны, «уже после капитуляции большинства белых их штаб в 20 чело­век (по другим данным, 50 офицеров) пошли хребтом к Тунгуске. Их преследовали 20 крестьян из с. Подымахино. Перхуровцев застали но­чью (11 марта) в охотничьем зимовье. Предложили сдаться. Им деваться некуда, сдались»

                                                                        

Подымахино.Улица Партизанская

Автор:  Александр Витальевич Антипин

 
  В 1919-20 гг. Приленье и Илимский край были охвачены пламенем гражданской войны. Эта война не обошла стороной и наше село. В Подымахино, по воспоминаниям старожилов, тоже находились белые. Приведу несколько воспоминаний очевидцев тех дней из книги "Тропою Памяти"
 
  Из воспоминаний И А Алексеевского:
 
  "А вот генералы Перхуров и Галкин, поковники с несколькими солдатами (всего человек 40) уехали в д. Михеево. Там они сговорили проводника-тунгуса провести их через хребты до д. Таюра, а там через Киренгу, видно, хотели добраться до Забайкалья. Наше командование собрало совещание - как же их взять? И тут выступил дружинник, крестьянин д. Казарки М Ф Антипин. Он сказал, что белые офицеры смогут добраться до речки Тукулан, где большой луг, есть сено для лошадей и стоят два зимовья. Здесь белые обязательно сделают отдых. Тем более, что вокруг этого луга густой ельник, они не будут опасаться. И вот на трех лошадях и санях по сенной дороге М Ф Антипин со своим маленьким отрядом подьехал к лугу. Двоих Антипин оставил у лошадей,  с остальными пошел на лыжах лесом, в обход луга и зимовьев, оставив четырех человек против первого зимовья, пятерых - против второго зимовья.  в конце луга - четверых. Все эти группы он назвал ротами. Из леса хорошо был слышен разговор белых, видно было, как стояли и жевали сено лошади, у зимовья горели костры и стояли часовые.
  М Ф Антипин вышел на лыжах на луг и пошел к зимовью. Часовые, увидев, доложили генералам. Генералы, видно, приняли его за охотника и приказали пропустить.  Антипин подошел, поздоровался, генералы вышли. Он вручил им мандат на право переговоров и посоветовал лучше добровольно сдаться. Генералы ушли в зимовье, долго советовались, потом вышли и дали согласие на сдачу. Но поставили условие - с оружием дойти до Усть-Кута. Антипин сказал, что они окружены, может пролиться кровь, если их поведут при оружии. И дал команду "первой роте", чтобы дали залповый огонь. Дал приказ "второй роте" - опять залп, потом - третьей. А потом и с конца луга. Генералы, правда, спросили, почему такой малый огонь, на что Антипин ответил: "А зачем? Бережем патроны."
  Генералы опять ушли в зимовье на совет. Вскоре вышли и дали согласие на сдачу оружия, только генералы Перхуров и Галкин, полковник Казаков попросили оставить их личное оружие. Антипин на это дал согласие. Потом по его команде подогнали с дороги лошадей под сданное оружие. Когда Антипин с генералами вышли на дорогу, Перхуров увидел всего несколько человек и спросил: "А где же ваши роты?" Антипин ответил: "А это что? Для мирных переговоров нас достаточно, а остальные у меня в секрете" Генерал покачал головой и сказал: "Да, действительно,партизаны..."
  Всех белых привели в Усть-Кут в партизанский штаб. Там было решено отправить Перхурова, Галкина, Казакова и еще трех полковников зимним путем по дороге в Иркутск. Назначен был конвой из пяти человек. Когда отвезли их на 8 км от Усть-Кута, в местности Долгий Луг у Шипичного ручья, где дорога шла по ручью в лес, сопровождающие остановили лошадей и приказали генералам слезть с саней и идти по этой дороге в лес. Когда те пошли к лесу, конвой открыл огонь, так и побили их всех. Обратно в Усть-Кут привезли их мертвых и сказали, что они, мол, хотели сделать побег, сопротивлялись. Мы видели, как их поставили вниз головой у ограды, потом закопали..."
 
  Из воспоминаний Д Я Родина: 
 
  "Знаю, как погиб Карбалай. Он стоял на посту у мангазеи (туда ссыпали общественный хлеб) д. Якурим. Подобрались белые и забрали его, был он еще не старый, но весь какой-то изработанный (вроде был рабочим на сользаводе). Еще захватили Сергея Маркова, Павла Маркова. Сергей-то был совсем еще молодой, несовершеннолетний (родом он был из деревни Ракеево). Так вот, Сергея из-за малолетства белые не расстреляли, а куда-то увезли. А Карбалая и Павла Сергеевича Маркова в Подымахино (там штаб у белых был) и расстреляли. Однако брат Павла Сергеевича откопал его и привез в Якурим. Похоронили П С Маркова в церковной ограде, а Карбалай так и остался закопанным в с. Подымахино: роднух у него не было здесь, он ведь был не местным."
 

 

Антипин Елизар Павлович,участник гражданской войны

 

    [— Галина Дмитриевна, а как в войну вы жили?.. Когда отца забрали? — Собир.]. Всяко-разно приходилось. Мы и маму-то не видели. Она всю войну молотобойцем в кузне проработала. Хлеба нету, муки нету, мама старшую отправляет к председателю, я помню, и вот она идёт, и там стоит у председателя до тех пор, пока не дадут. Ну, мешечек так принесёт муки. А нас чё было?! Шесть человек: дед, бабка, мама и нас трое <…>. Вот и выживи. Лепёшки стряпали. Я помню, тут вот, в этим доме, жили Елизар Павлович, у них семья большая была, а я дружила с девочкой с ихней старшей. Но и, значит, приду домой и говорю: — Мама, давай напекём так лепёшки, как у Елизаровских. Прозвище было у Елизаровских. Они заведут как на оладьи и на печку горячу эту, железки же были, наливают, а там, кто смелые, хватают прямо так. Чё, семья. Муки столь дают, коо там… Я говорю: — Надо тоже так же. Никаких! У нас заведут тесто, и в русской печке стряпали на ско- вороде [55 (16). Казарки Усть-Кутск. Ирк.].

                                                             Записано в 2012 г. Афанасьевой-Медведевой Г.В. от Галины Дмитриевны Антипиной (1940 г.р.), проживающей в д. Казарки Усть-Кутского района Иркутской области

 

 

Василий Константинович АНТИПИН

      Родился в деревне Казарки Усть-Кутского района в 1894 году в крестьянской семье. С 19 февраля 1942 года находился в рядах Красной Армии. С 17 августа 1943 года воевал на Центральном Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Был заведующим складом ГСМ 309-го гвардейского зенитного артиллерийского полка 3-й гвардейской зенитной артиллерийской Речицко-Бранденбургской Краснознамённой ордена Суворова дивизии РГК.

     Василий Константинович Антипин принимал участие в Гражданской войне в нашем Усть-Куте. Ревком принял меры по розыску и задержанию ушедших в тайгу белогвардейских офицеров. Одна из занимавшихся этим группа, в которой было шесть жителей с. Подымахино во главе с Матвеем Филипповичем Антипиным, после длительного перехода по тайге вышла к зимовью на реке Тукулан. Около него она заметила костёр и остановилась. У костра ходил часовой, стоял пулемёт. Неподалёку жевали сено лошади. Подымахинцы отошли немного, посоветовались. Они послали Михаила Дормидонтовича Антипина сообщить командованию об обнаруженном противнике и стали ждать утра. Утром подымахинцы решили сами брать врага. Под чутким руководством Матвея Филипповича Антипина захватила 27 офицеров, генерала Галкина и полковника Казакова группа в составе Матвея Филипповича Антипина, Павла Фёдоровича Антипина, Василия Ивановича Антипина, Василия Константиновича Антипина и Елизара Павловича Антипина. После окончания Гражданской войны первейшей задачей Советской власти стало восстановление разрушенного войной хозяйства. 

           

Михаил Николаевич НАУМОВ

      Коренной житель деревни Казарки. Трудился в сельхозартели "Ленская" рядовым колхозником, потом работал животноводом на ферме. Родился Михаил Николаевич Наумов в 1890 году. В 1918 - 1922 г.г. участвовал в Гражданской войне. На фронт Великой Отечественной войны призван 18 февраля 1942 года Усть-Кутским РВК. Из наградного листа: 8 августа 1944 года в составе группы разграждения 552 сапёрной роты своевременно и без потерь обеспечил проходы в минных полях и проволочной сети противника. Лично Михаилом Николаевичем было снято 52 мины противника. Со своей группой сделал два прохода в проволочной сети противника, одновременно с боевым взводом сержант Михаил Николаевич ворвался в траншею врага и уничтожил три огневые точки и две землянки. За проявленную в бою отвагу и мужество сержант Наумов удостоен медали "За отвагу". 

http://lv.ust-kut.org/?2017/17/08172017.htm

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mylnikov_veniamin_afanasevich.docx2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Комментарии

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Очень ценные воспоминания! как важно, чтобы о них помнили и знали наши дети, внуки! Только переживая эти воспоминания можно научиться любить свою Родину, беречь её и приумножать её богатства! Я читаю и слёзы наворачиваются, вспоминаю свою бабушку, её рассказы о детстве, юности, жизни. Спасибо Вам за эти волнительные минуты!