Главные вкладки

    «Особенности психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации»

    Махмутшина Лариса Мавлетяновна

    В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», особое место отведено вопросу доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В рамках реализации этой концепции разработана и утверждена программа конкретных мероприятий в данной статье представлен алгоритм психолого-медико-индивидуального сопровождения в образовательной организации.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     педагог-психолог МБОУ «СШ№15»

     Махмутшина Лариса Мавлетяновна

    Тема «Особенности психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации»

    В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», особое место отведено вопросу доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В рамках реализации этой концепции разработана и утверждена программа конкретных мероприятий на 2010‒2015 гг., в которой предусматривается возможность получения образования для лиц с ОВЗ в любом из выбранных ими образовательных учреждений. Также в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».

    Алгоритм психолого-медико-индивидуального сопровождения в образовательной организации представляется следующим образом:

    1. Выявление и анализ имеющихся проблем и причин вторичных отклонений у ребенка (на уровне школьного психолого-педагогического консилиума)
    2. Определение возможности интеграции конкретного ребенка, а также условий и форм его интеграции
    3. Составление плана интегрированного обучения, включая:

    - определение вида и объема необходимой коррекционно-развивающей помощи (образовательной, медицинской и др.)

    - частоту, время и место оказания специальной коррекционной помощи различными специалистами;

    - оказание дополнительной специальной помощи.

    4. Проведение предварительной работы, направленной на подготовку к интегрированному обучению в условиях общеобразовательной школы (под контролем ПМПК): с ребенком и его родителями, учащимися и педагогами.

    5.        Разработка индивидуальных коррекционных программ и маршрутов в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей ребенка

    6.        Организация и реализация образовательного процесса в условиях интегрированного обучения

    7.        Систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях интеграции

    8.        Оценка результатов обучения (совместно специалистами)

    9.        Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками образовательнго процесса

    10.         Анализ перспектив дальнейшего развития интегрируемого ребенка и возможностей учреждения в реализации этих перспектив.

     Однако более всего на интеграцию и развитие инклюзивного образования влияет психологическая неготовность общества к принятию людей с ограниченными возможностями здоровья, страхи, интолератность, низкая информированность об особенностях таких людей. Родители здоровых детей часто выражают протест против обучения в их классе «особых» учеников и прививают подобные установки своим детям, в результате часто ребенок с ОВЗ оказывается «белой вороной», аутсайдером, что сказывается как на самопринятии ученика, так и на адаптации его в школьной системе в целом. Готовность к принятию подростками сверстников с особенностями в здоровье не происходит естественным путем, необходимо проведение специальной работы .

    Основная цель работы психолога по формированию готовности к принятию детей  с ОВЗ – это формирование установок понимания и принятия чужого мнения, толерантности, эмпатии, способности налаживать контакты; улучшение отношения подростков к людям с проблемами в здоровье, стремление показать, что ограниченные возможности не являются основанием для отторжения человека, что он такой же, как и все остальные, и должен иметь равные права и возможности.

    В качестве основных задач можно выделить:

    1) осознание собственной уникальности и уникальности других;

    2) развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей;

    3) овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения; 

    4) информирование об особенностях людей с ОВЗ и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь, информирование о жизни таких детей, их правах и возможностях, о том, какими видами спорта и творчества они могут заниматься.

    Для реализации данной системы задач используются различные методы и формы работы психолога в образовании:

    1) тренинговые занятия, на которых используются ролевые игры, помогающие лучше понять особенности людей с ОВЗ (например, «Слепой и поводырь»), игры и упражнения на формирование эмпатии и принятия Другого (например, упражнения «Друг для друга», «Мы так похожи»), упражнения по работе с гневом, обидой (например, упражнения «Копилка обид, «Обиженный человек», «Детские обиды»); коммуникативные и перцептивные игры (например, «Зубы дареного коня», «Я знаю, что тебе снилось», «Мне не встать без твоей руки»);

    2) психологические дилеммы, которые могут использоваться как на классном часу, так и на тренинговых занятиях;

    3) совместные занятия для понимания особенностей людей с проблемами в развитии. На совместных занятиях поднимаются следующие темы, касающиеся людей с ОВЗ: стереотипы по отношению к людям с ОВЗ; подходы к пониманию проблем инвалидности (традиционный, социальный); доступная архитектурная среда для людей с проблемами в здоровье; язык и этикет в общении с детьми с ОВЗ; возможности людей с ограниченными возможностями; инклюзивное образование.

    4) организация совместной деятельности подростков с детьми с ОВЗ на мероприятиях различного характера: культурно-массовых, трудовых, подготовка к учебной деятельности.

    Работа психолога по формированию готовности принятия детей с особенностями в здоровье невозможна без взаимодействия с классным руководителем, родителями учащихся и администрацией. Классному руководителю всегда принадлежала стержневая роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

    Задачи, которые ставит перед собой школьный психолог при работе с классным руководителем, в классе которого есть «особый» ученик:

    1) обучить методам саморегуляции и отреагированию собственных отрицательных эмоций;

    2) выступить координатором сотрудничества триады «особый» ребенок – учитель – родитель», а также координатором эффективного взаимодействия всех учащихся класса;

    3) дать представления об особенностях психического развития инклюзивного ребенка, его особенностях поведения, оптимальных способах восприятия учебного материала;

    4) дать рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в классе с инклюзивным ребенком, отслеживая эффективность данных рекомендаций;

    5) обучить эффективным средствам предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций в классе, в том числе с участием «особого» ребенка и его родителей;

    6) способствовать самообразованию и самосовершенствованию классного руководителя в области специальной психологии и коррекционной педагогики.

    При организации сопровождения родителей в условиях перехода к инклюзии мы считаем целесообразным выделить три основные составляющие в работе с родителями:

    - поддержка родителей детей с особыми образовательными потребностями при переходе к инклюзивному образованию;

    - подготовительная работа с родителями здоровых детей;

    - совместные занятия.

    Основу работы с родителями здоровых детей должен составить цикл занятий, направленных на развитие толерантности. Родители здоровых детей часто выражают опасение в том, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. Вполне типична ситуация, при которой родители здоровых детей не хотят инклюзии, потому что боятся, что дети с инвалидностью окажут какое-то негативное влияние на их здоровых детей. Основная причина страха в этом случае – стереотипы, барьеры, возникающие в условиях информационного цейтнота.

    Таким образом, проведение целой системы специальной работы школьного психолога по формированию готовности к принятию подростками сверстника с ограниченными возможностями здоровья, позволит успешно адаптироваться последним, сформировать толерантную личность, способную к эмпатии, интенсивно вводить инклюзивное образование.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Арчакова Т. О. Инклюзия: задача для педагога [Электронный ресурс] // URL:http://psyjournals.ru/articles/21274.shtml.

    2. Вачков И. В. Здоровый школьник и ребенок-инвалид // Здоровье детей. № 2. 2004. С. 34‒37.

    3. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО, № 11/2007.

    4. Сорокоумова, С. Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: Автореф. дис … д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2011.


     

    Комментарии

    Махмутшина Лариса Мавлетяновна

    Данная статья опубликова в электронном журнале РОСОБР, выпуск 17, 2018 г.