Главные вкладки

    Создание дистанционного образовательного турнира по музыке "МЭТР"

    Макеева Наталья Михайловна

             Уже не первый год в рамках сетевого образовательного проекта «ПолиМир», организационную поддержку и информационное сопровождение которого обеспечивает отдел развития дистанционного образования ТОИПКРО, учителями МАОУ «Малиновская СОШ» Томского района и МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района проводятся сетевые образовательные события, которые проходят в очной и в дистанционной форме.

    Один из таких ежегодных образовательных событий-дистанционный турнир по музыке «МЭТР» (музыка, эрудиция, творчество, развитие) на площадке проекта «ПолиМир» проводится мною уже три года подряд.  Задания турнира направлены на обогащение предметных знаний по музыке, развитие творческого потенциала, формирование музыкальной грамотности обучающихся средствами дистанционной образовательной деятельности.

        

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО КОНКУРСА ПО МУЗЫКЕ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

    Макеева Наталья Михайловна, учитель музыки

    МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района

    Россия, Томская область, Томский район

    makeeva1409@mail.ru

    Аннотация: методические рекомендации для учителей по созданию и проведению дистанционного конкурса.

                Благодаря использованию сети Интернет, многие формы урочной и внеурочной деятельности, требующие очного участия обучающихся, их непосредственного взаимодействия с организаторами мероприятия, сменили форму проведения на дистанционную. Понятие «дистанционные образовательные технологии» закреплено в стандарте [1, с. 6] и означает образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, где учащиеся не встречаются лично, более того, они вообще не знакомы друг с другом. Само слово «дистанционный» в словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой [2, с 944] трактуется как «совершаемый на расстоянии».

    В дистанционном конкурсе можно выделить не только пространственную удаленность участников процесса, но и наличие интерактивности, использование информационных и коммуникационных технологий. Дистанционный конкурс — это форма деятельности, совершаемая на расстоянии, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга в ходе интерактивного взаимодействия с жюри конкурса, между собой и специальным программным обеспечением [3, с 416].

              Овладение учителем приёмами дистанционных технологий в системе урочной и внеурочной деятельности способствует организации эффективного образовательного процесса обучения на более высоком методическом уровне, всестороннему развитию учащихся и педагогов.  

    Уже не первый год в рамках сетевого образовательного проекта «ПолиМир», организационную поддержку и информационное сопровождение которого обеспечивает отдел развития дистанционного образования ТОИПРО, учителями МАОУ «Малиновская СОШ» Томского района и МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района проводятся сетевые образовательные события, которые проходят в очной и в дистанционной форме.

    Один из таких ежегодных образовательных событий-дистанционный турнир по музыке «МЭТР» (музыка, эрудиция, творчество, развитие) на площадке проекта «ПолиМир» проводится мною уже три года подряд.  Задания турнира направлены на обогащение предметных знаний по музыке, развитие творческого потенциала, формирование музыкальной грамотности обучающихся средствами дистанционной образовательной деятельности.

    Обучение в школах осуществляется по разным общеобразовательным программам по музыке, поэтому задания турнира носили занимательный характер. В ходе их решения, ребята не только проверяли, но и получали новые знания по предмету.

    Для организация дистанционного турнира были пройдены следующие этапы:

    1. Определение темы, формы и категории участников конкурса. Определение сроков проведения.
    2. Определение вида итогового продукта. Как ребята могут выполнять задания? За компьютером, в отведённое для этого время, скачать задания, выполнить их и выслать ответы организатору?
    3. Объявление о конкурсе в сети и регистрация участников и их руководителей.
    4. Проведение конкурса в указанные сроки.
    5. Подведение итогов и объявление их в сети.
    6. Рассылка наградных материалов участникам и благодарственных писем учителям.
    7. Анализ проведения конкурса.

    Первый год турнир «МЭТР» был проведён в два этапа. Первый этап-игра «Музыкальный алфавит». Задания были оформлены в виде презентации, которую со страницы конкурса скачивал координатор команд-участниц. К игре были подготовлены пошаговые инструкции и провезти её координатору не составляло труда. В школах принимали участие обучающиеся 3-4 классов командами по 5 человек. На каждую букву алфавита были предложены изображения, связанные с музыкой, которые необходимо было назвать и записать в ответах. Второй этап-занимательные задания. Со словами-ответами ребятам нужно было сочинить сказки. По итогам турнира на странице проекта был составлен и помещён сборник музыкальных сказок, который можно посмотреть здесь http://polimir.edu.tomsk.ru/turnir-metr/.

    В дальнейшем для проведения турнира были выбраны Google формы. Преимущества Google форм для проведения дистанционных конкурсов:

    1.Простота в использовании. Работать с Google Формами не сложнее, чем с MS Word. Интерфейс удобный и понятный. Форму не надо скачивать, пересылать и получать по почте заполненный вариант. Она открывается и работает по ссылке.

    2.Доступность. Форма хранится в облаке. Если вы работаете с разных устройств или ваш жесткий диск повредился, форма останется доступна при наличии ссылки.

    3. Индивидуальное оформление. Вы можете создать свой дизайн для формы. Google Формы дают возможность бесплатно выбрать шаблон из большого количества доступных или загрузить свой.

    4.Мобильность. Google Формы адаптированы под мобильные устройства. Создавать, просматривать, редактировать и пересылать формы можно с телефона и планшета. 5.Понятность. Google Формы собирают и профессионально оформляют статистику по ответам. Вам не придется дополнительно обрабатывать полученные данные, можно сразу приступать к анализу результатов.

    Второй год проведения турнира «МЭТР». I тур был проведён по теме: «В. А. Моцарт, Л.В. Бетховен, П.И. Чайковский — великие композиторы». До проведения турнира на его странице располагались ссылки на материалы для подготовки команд по заданной теме. В течение 1 часа ребятам необходимо было ответить на 15 вопросов о творчестве композиторов и внести ответы в Google Форму на странице турнира. Задания были составлены в занимательной форме в виде картинок, тестов, загадок, ребусов. В некоторых из них ответ нужно было выбрать или записать. Вот примеры некоторых заданий:

     

            Задания II тура-конкурс «Музыкальная отгадайка». Школьные координаторы скачивали ресурс со страницы турнира и проводили игру, как внеурочное мероприятие в своей школе с командами-участниками турнира. Ответы высылали организатору на электорнный адрес. Итоги двух туров суммировались и определялся рейтинг команд.

            В прошлом году турнир был проведён в один этап в виде квеста с использованием Google Формы. Ребята работали в паре. Им нужно было не только правильно выполнить задания, но и выписать определённые буквы из ответов. В последнем задании составить из полученных букв слово, связанное с музыкой. Вот примеры некоторых заданий:

     

    Создание дистанционного конкурса для учителя-это приобретение им нового методического опыта в овладении информационными и телекоммуникационными технологиями, которые являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения как одарённых и мотивированных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Принимая участие в дистанционном турнире «МЭТР», ученики получат возможность:

    • принять участие, стать призёром или победителем областного дистанционного конкурса по предмету «музыка»;
    • овладеть современными дистанционными технологиями в ходе работы над заданиями;
    • обогатить свои представления о музыкальном искусстве, о творчестве великих композиторов;
    • повысить свой интеллектуальный уровень в ходе решения логических задач и головоломок;
    • научиться сотрудничать в процессе выполнения заданий и принятия осознанного решения;

    Работая над созданием дистанционного конкурса, у учителя есть возможность повысить ИКТ компетентности:

    • познакомится с новыми дистанционными технологиями;
    • создать собственный образовательный дистанционный ресурс по предмету;
    • привлечь обучающихся к дистанционной форме внеклассной работы;
    • овладеть навыками тьютора, модератора, в условиях информационной образовательной среды;

    За три года проведения турнира «МЭТР» его постоянными участниками стали ученики и педагоги из образовательных организаций Томской области: МБОУ-СОШ с. Новониколаевка, МАОУ Заозёрная СОШ №16 г. Томск, МБОУ "Нововасюганская СОШ, МАОУ «СОШ № 51» г. Томска, МАОУ лицей № 7 г. Томска, МБОУ «Белоярская СОШ № 2», МБОУ «Парбигская СОШ им. М.Т. Калашникова», МБОУ Академический лицей, МАОУ СОШ № 22 г. Томска, МАОУ «Малиновская СОШ» Томского района, МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района.

    Всего за 3 года проведения турнира в нём приняли участие 320 учеников, 35 педагогов-кураторов, 26 образовательных организаций. Вся информация о турнире, о ходе и результатах его проведения находится на сайте: http://polimir.edu.tomsk.ru/turnir-metr-2018/.

    Список литературы:

    1. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М: Изд-во ИТИ Технологии, 1994. – 944 с.

    2. Панюкова, С. В. Отраслевой стандарт Госкомвуза Российской Федерации // Информационные технологии в высшей школе: Термины и определения (Утвержден и введен в действие Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 12.02.96 № 260) – 10 с. 6.

    3. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2004. – 416 с.


     

    Комментарии

    Новикова Олеся Леонидовна

    Наталья Михайловна, очень полезная информация для меня. Подробно описаны этапы создания дистанционного конкурса. И впечатляет количество участников турнира. Вы молодец!

    Макеева Наталья Михайловна

    Спасибо, Олеся Леонидовна!

    Валентина Александровна Климова

    Дистанционный конкурсы-это очень современно в школьной среде. Посмотрела задания турнира на сайте, увлекательные, ребятки их с удовольствием сделают.

    Макеева Наталья Михайловна

    Спасибо, Валентина Александровна.

    Шумайлова Евгения Владимировна

    Проект "МЭТР" пользуется большим успехом и любим многими учениками Томского района и области, об этом говорит количество участников, которое растет с каждым годом.Оригинальные задания помогают ребятам открыть для себя мир музыки с разных сторон, приобщиться к миру прекрасного.

    Макеева Наталья Михайловна

    Спасибо Евгения Владимировна. Создание таких конкурсов для педагогов очень важный шаг. Многому учимся сами и учим других!