Главные вкладки

    Раннее развитие... Быть или не быть?

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Уважаемые коллеги, у меня вопрос по поводу "раннего" развития. Не секрет, что сейчас многие родители воспитывают своих детей иначе, чем 10-20 лет назад. С года, а то и раньше некоторых детей развивают по полной программе: на одного ребёнка приходится несколько кружков. Родители спешат дать своей кровиночке все лучшее. Моя знакомая как-то пожаловать, что упустила своего ребёнка. На мой настороженный вопрос, что же случилась, она ответила: "Ему 4 года, а он ещё читать не умеет!" Мне интересно, коллеги, как Вы относитесь к раннему развитию? Опережают ли детки, которых начали обучать раньше других, своих сверстников? Показывают ли они более высокие результаты по сравнению с другими? Делает ли раннее развитие детей более адаптированными к учебной деятельности и к социуму в целом? Были ли в Вашей практике случаи с негативным опытом, когда, например, ребёнок до школы уже растерял интерес к учебной деятельности или, привыкнув к индивидуальному вниманию, испытывал затруднения в традиционной классно-урочной системе? Перефразируя классика: "Развивать или не развивать? Вот в чем вопрос". Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями.

     

    Комментарии

    Касымова Луиза Макембаевна

    Добрый вечер, Мария Дмитриевна. Все дети разные, по разному воспринимают учебную деятельность. Я являюсь воспитателем всего 2 года, могу сказать, что на моей практике родители уже начали водить с 4-х лет своих детей на дополнительные занятия (грамматика, математика). Все дело в психологическом мышлении самого ребенка. Конечно, родителя необходимо успокоить, что ничего еще не упущено. Больше стараться проводить время с ребенком, выполняя несложные по возрасту художественные работы, играть в настольные игры, читать сказки и истории. Тем самым, ребенок к 7 годам будет готов спокойно, выдержанно принимать учебную информацию в школе. Родителю главное не навредить своему чаду!

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Да, ажиотаж тут не нужен. У ребёнка должно быть детство. Правда, иностранные языки желательно вводить пораньше. Это из моего наблюдения. Срабатывает эффект привыкания.

    Матюшкина Галина Андреевна

    Ну, 4 года как раз возраст начала чтения, если ребенок здоров.
    Если не читает, не дружит с буквами и слогами - пора бить тревогу... лечить
    Мои сыновья, один из которых в 4 читал, а второго просто развивали дома и активно лечили, опережают)))
    И от этого увереннее себя чувствуют, а это важно

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Придать ребёнку уверенности - это очень важный момент, согласна. Главное на любом этапе обучения не отбить охоту и интерес.

    Касымова Луиза Макембаевна

    В таких ситуациях в игровой форме знакомить с буквами и правильному произношению звуков. Когда, ребенок поймет, ему будет легче и самое главное интересно учиться читать. Конечно, если ребенок не запоминает буквы, звукопроизношение, то конечно нужно бить тревогу! Например, мой собственный ребенок в 4 года не хотел учиться читать, но буквы знал все. Признаюсь, я заставляла. Все бесполезно. Я решила не заставлять, направила его на кружок плавания и ИЗО. Когда ему исполнилось 5 лет. Он самостоятельно сам потянулся к Букварю. Мы сразу начали соединять буквы в слоги, правильно произносить звуки. Сейчас ему 6, он читает и пишет слова. Теперь тренируем скорость чтения. Все индивидуально!

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Да, часто ребёнок знает буквы, но не понимает, как складывать, но это быстро проходит:) А заставлять - только охоту отбивать, надо набраться терпения:)

    Матюшкина Галина Андреевна

    Коллеги, речь о развитии вообще или только о чтении?
    Желание читать и настоящее чтение (НЕ послоговое!!)- один из показателей желания ребенка познавать.
    А в понятие "развитие" входит ой как много еще компонентов))) И они НЕ являются компонентами именно УЧЕБНОЙ деятельности. Учебная будет в школе, а пока мир надо познавать в чтении, в поездках, в походах, в экскурсиях, в мастер-классах,в спорте, в просмотре телепередач, через интернет, в познавательных и обучающих играх...
    Меня совершенно не пугает, если мой ребенок, например, не будет к школе знаком с графическими диктантами, это мелочи, познакомится еще.
    А вот если ему будет неинтересно этими навыками овладевать - тут надо призадуматься.

    Вообще в саду много внимания уделяют развитию каких-то технических мелочей: готовят руку к письму, дают определения геометрических фигур (часто, кстати, неправильно), знакомят с животным и растительным миром весьма ограниченно, читают какие-то совсем уж устаревшие и чересчур детские книжки, учат считать свои неуклюжие рисунки шедеврами, 5 песен учат целый месяц, а то и два...

    По мне, так одна передача NatGeoWild или один поход в лес даст ребенку больше, чем целый день в саду.

    Так что ответ однозначный - развивать! И чем раньше, тем лучше.

    Причем развивать должны родители.

    Вот такие выводы из опыта мамы двух сыновей.

    Полоскова Мария Дмитриевна

    И я как мама двоих детей поддерживаю каждое Ваше слово. Развивать детей должны родители. Я с некоторым недоверием отношусь к ажиотажу вокруг дополнительных занятий с пелёнок. По принципу: "Все побежали - и я побежал". Проще переложить ответственность на педагога, чем заниматься ребёнком самому. Исключение здесь - иностранные языки.

    Нарсеева Мария Александровна

    Уважаемая Мария Дмитриевна! Вопрос скорее стоит об опережающем развитии, касающиеся прежде всего когнитивной сферы ребенка. И тут встаёт вопрос, как быть с такой категорией детей? Однозначного ответа нет. Мама в вашем примере, озадачена тем, что ребенок в свои 4 года-читать не умеет. Но её волнение связано, скорее всего,как показывает консультационная практика детских психологов, не с фокусировкой родительского внимания на индивидуальную особенность своего ребенка, а на сравнение с другими детьми. То есть родитель не видит актуального этапа развития,ему хочется видеть больше, чем может ребенок! В моей профессиональной деятельности я встречала и такую категорию родителей, которые стремились настолько "перегрузить" своего ребенка, что он просто "уставал", так 5 летнему ребенку, у которого появился интерес к изучению букв русского алфавита,мама не теряясь пыталась уже научить его читать, а помимо прочего начать изучать второй иностранный язык, стала нанимать репетиторов, "заставлять" в буквальном смысле этого слова читать ребенка не только по русски, но и по английски! Видите ли, коллега по работе этой самой тревожной мамы, рассказывает целыми днями о своем 7 летнем ребенке, у которого также появилась ранняя тяга к изучению букв. Но, мы все с вам знаем, что в основе развития детей лежат их индивидуальные психологические особенности. И если у одного ребенка возник интерес к изучению, его надо поддержать со стороны взрослых,лишь на том уровне, который соответствует данному этапу развития, т.е., пока "здесь и сейчас", а не усложнять дополнительной нагрузкой.
    Говорить об учебной деятельности детей дошкольного возраста -это неправильно, игра-вот основной ведущий вид деятельности детей данного возраста, использование познавательных игр, вот один из приемлемых путей поддержки интереса детей с опережающим когнитивным развитием.Конечно бывают и противоположные случаи, и таких в нашей стране,не побоюсь обобщить, куда чаще, чем поддержка детей с опережающим развитием. Вот пример, в семье, вполне благополучной ребенок 3 лет с опережающим развитием. Это заметили педагоги дошкольной организации, но постепенно стали отмечать, что развитие словно остановилось и приняло соответствующую возрастную норму. Т.е. зафиксированый скачок в развитии, в сравнении со сверстниками, посещающие эту же дошкольную групп,всё же имел место. Но вопрос,куда пропал интерес, почему он не получил дальнейшего развития?! А все просто,родители упустили, посчитали, что это чистой воды какое-то "детское зазнайство", как сказал мне папа этого ребенка, на мою просьбу обратить внимание, поддержать ребенка, использовать те или иные познавательные игры, в том числе тренинги, что это ни к чему, она у нас, в бабушку, зазнается, мы ей постоянно делаем замечание "будешь много знать, скоро состаришься, во, посмотри на бабашку!". Вот и парадокс, и что при этом может сделать педагог, дошкольная организация, когда ребенок, получив стимул в стенах детского сада, возвращается в ту среду, где все просто подавляется?! Вот так вот бывает. Поэтому одна из первостепенных задач педагогов сделать родителя партнером, правильно донести до родителя всё о развитии его ребенка с психолого-педагогической точки зрения. Для этого необходим постоянный комплексный мониторинг (дома и в учебной организации) за развитием ребенка и только потом назначать дозировку дополнительных занятий и пр. В том числе мы не в праве говорить о высоких, низких результатах развития детей, так как всё сугубо индивидуально! А на вопрос "развивать не развивать?", отвечу одним словом-поддерживать актуальный уровень развития ребенка, перестать сравнивать одного ребенка с другим.

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Уважаемая Мария Александровна, благодарю Вас за столь глубокий ответ!

    Смарыгина Наталья Генндьевна

    Добрый день, хотела бы добавить свои наблюдения именно по изучению иностранного языка с малышами.. Существует масса мнений по этому поводу- начиная с того, что чуть ли не с младых ногтей надо изучать иностранный язык, что больше и лучше усваивается эта информация.
    Но! по факту и по опыту (преподаю много лет английский, пару лет жила в Штатах, много общалась с разными мамочками) считаю, что в 3 года РАНО учить доп язык - сколько ни занималась с детками такого возраста и даже старше - практически всегда можно научить ребенка базовым словам, стихам, песням и тп - но! если не поддерживать эти знания то уже буквально через полгода после отмены занятий на 90% сокращается запас, а часто идет проблема - замещения звуков например - так как в английском много специфических звуков, а в 3-4 года часто еще не все русские звуки поставлены у ребенка, то потом возникают у родителей проблемы и приходится с логопедом ставить русские звуки заново.
    ИМХО раннее обучение языку - не более чем маркетинговый ход, и способ заработать на максималистах-родителях)) Ведь так приятно в кругу мам-одногодок похвалиться - а мой то вон - стихи на англиЦком читает и песни поет))
    И опять же ИМХО - когда придет время и осознание что ребенку это действительно нужно, то за полгода-год осознанных целенаправленных занятий вы добьетесь бОльшего результата, чем за годы в младенчестве.
    Я бы рекомендовала в младшем возрасте лучше развивать артикуляцию, делать артикуляционную гимнастику с ребенком - это создаст отличную базу и без лишних затрат для изучения любого языка, в том числе и родного.

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Все так, думаю, что все очень индивидуально. По своим детям могу сказать, что ушко привыкает к иностранным звукам очень быстро. Мы песни слушаем и смотрим видео на английском с раннего возраста. Никогда не заставляю, только, когда ребёнок сам бежит с книжками: "Давай учиться!" Уверена, что пока не сформируется артикуляционная база в родном языке, нагружать ребёнка иностранным с пристрастием не стоит, действительно может произойти смешение звуков - и - здравствуй логопед! По поводу маркетингового хода, согласна, в родительской среде сейчас большое желание вырастить гениев. Но такое рвение может загубить мотивацию к учебе в дальнейшем.

    Смарыгина Наталья Генндьевна

    Вот именно, а здоровый интерес к иностранному языку посредством каких то мультфильмов (Даша-Следопыт и тому подобные), музыки, акцентов на вывесках магазинов на иностранном языке - это всегда только на пользу.

    Часто вижу в саду детей ,которых родители тащат на разные кружки силком. Дайте детям детство!!! И не надо скидывать всю ответственность за знания и умения ребенка на других! Да, развивать ребенка надо, но в меру и желательно самим.

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Мне близка Ваша позиция.

    Алена Викторовна Алексеева

    Ну, а как же мы росли, телефоны обычные появились, в школу я пошла...сейчас компьютеры, планшеты...а дети идут в первый класс начитаны как по институтской программе. моему сыну-3, я уже тревогу тоже бью...что он будет хуже по сравнению с другими. я за то, чтобы всё шло плавно, куда торопить время...садик, значит садик, 1 класс школы-значит начало школьной жизни....

    Полоскова Мария Дмитриевна

    Поддерживаю.

    Иванова Ольга Александровна

    Время покажет ) Будем наблюдать за результатами.

    Латышева Екатерина Алексеевна

    Моя дочь до первого класса не ходила ни в один кружок, а теперь в удовольствием занимается пением и игре на фортопьяно.Просто каждый ребенок индивид.Если он не хочет в 4 года идти ( а он уже может разобраться с этим) на какие то кружки, то и не стоит заставлять. Всему свое время,я считаю.

    Ершова Татьяна Георгиевна

    Тема,которую вы подняли очень актуальна в наше время.Я считаю,что ранее развитие совсем не обязательно приведет к хорошим результатам. По моему опыту я два раза наблюдала ,как ребенок будучи уже обученным писать,читать и считать,все это умение и интерес терял уже к середине первого класса.Поэтому я считаю,что дети должны все вышеперечисленное проходить непосредственно в школе,чтобы не потерять интерес к учебе.

    Эпова Светлана

    Добрый день! Не могу не откликнуться на ваш комментарий. Тема очень злободневная. В наши дни существует два понятия: "раннее развитие" и "раннее образование детей" и родители зачастую их путают. Развитие детей предполагает действия взрослых, которые стимулируют интерес ребёнка к познанию окружающего мира, к игре, к общению. Обучение подразумевает использование каких-либо методик, освоение конкретных знаний и умений (счёт, чтение).Как показывает мой опыт, за ранним обучением стоят амбиции родителей, которые желают показать неординарность своего чада. Между тем, раннее развитие, в привычном понимании имеет несомненные плюсы:
    -оно вносит разнообразие в жизнь ребёнка,используя различные дидактические материалы;
    -помогает ребёнку воспринимать и обрабатывать полученную информацию, что немаловажно, т.к. именно до 3-х лет идёт формирование нейронных связей;
    - формирует режим дня ребёнка, т.к. имеется чёткий план занятий.
    Обучение во многом перегружает нервную систему, развивает интеллект, но не другие способности В результате у маленького человека не успевают сформироваться лобные отделы мозга. Последнее чревато ещё снижением "пластичности мозга". У подобных "заученных" детей зачастую может страдать самооценка.
    Так что родителям стоит взвесить все "за" и "против", перед тем, как отдавать ребёнка в студию раннего развития.Учение должно быть в радость а не наносить моральные или физические "раны" от подобных взрослых амбициозных экспериментов.
    -

    Мошнина Татьяна Валерьевна

    Самое главное не переусердствовать в вопросах раннего развития ребенка. Выбирать более щадящие режимы. За частую усиленное рвение современных мам, когда ребенок с детского сада бежит на 3-4 занятия ежедневно, и единственный отдых это уже сон, может пагубно сказаться на здоровье крохи, и самом отношении к процессу обучения в целом.

    Баранова Юлия Анатольевна

    Добрый день!Я тоже думаю, что у ребенка должно быть детство!Не надо лишать его этого важного и интересного этапа. Моя дочь пошла в школу, когда ей исполнилось 7 лет и 6 месяцев.Хоть она уже умела и читать,и считать, и писать. Я сама занималась развитием ребенка. Сама была всеми "кружками"!! У нее был интерес ко всему этому,просила меня каждый день: "Давай заниматься!" Конечно все занятия в игре, без перегрузок, ненавязчиво.Покупалось много развивающих и интересных пособий для родителей, книжек, детских журналов, расскрасок и игрушек.Сейчас она в 4 классе. Интерес к обучению не пропал.Учится отлично. Участвует в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. Ей это нравится! Здесь получается все индивидуально. Есть ли у ребенка тяга к этому и интерес, готов ли он психологически. Главное не перегружать ребенка. В моей практике есть ребенок, которого родители на множество кружков записали,и даже в детскую арифметическую гимназию.Ребенок занимается с 3 лет. Сейчас ему 5 лет. Периодически даже дни в саду пропускают, почти каждый день намного раньше забирают из садика.Потому что у них платные занятия.У мамы навязчивая идея с 6 лет отправить ребенка в школу.Я пробовала поговорить с мамочкой, убедить ее не торопиться. Но безрезультатно! И я не понимаю этой гонки!О ребенке получается не думают! На лицо усталость у ребенка, рассеяность,медлительность, проблемы с моторикой. Ребенку бы полноценно посещать детский сад, заниматься по программе по возрасту, играть и развиваться с детками-одногруппниками. И тогда будет гармоничное развитие!Всему свое время!! Кто-то готов в 6 лет в школу, а кто-то позже. Но я все-таки придерживаюсь своей позиции! К школе ребенок готов в 7 лет.

    Балданова Баярма Борисовна

    Да, раннему развитию быть. Особенно это касается мелкой моторики, воображения, памяти, логики.Дети,которых перегружали кружками и секциями,в подростковом возрасте начинается неприятие.

    Иванова Нина Сергеевна

    Уважаемые коллеги, здравсвуйте! У меня к вопросу "раннего" развития двоякое отношение. С одной стороны хорошо, когда ребенок раньше других овладевает некоторыми знаниями и умениями. Это хорошо, что родители стараются дать своим деткам как можно больше. Важно не переусердствовать, не навредить здоровью деткам. И все-таки я считаю, что главное учитывать индивидуальные возможности ребенка.

    Добрый день, Мария Дмитриевна! Хочу присоединиться к поднятой к обсуждению животрепещущей (на мой взгляд )теме. Я педагог- дошкольник с достаточно большим опытом. и по этому поводу придерживаюсь следующего мнения: всему свое время. Хорошо ели это раннее развитие, по меньшей мере, просто не принесет положительных результатов.А в худшем случае не нанесет вред. К этому вопросу нужно подходить очень индивидуально. Известны случаи,(не только в моей педагогической практике) когда из-за раннего обучения ребенка языкам последствия были плачевными. Из-за недостаточного созревания головного мозга у детей начинали развиваться серьезные проблемы с обучением грамоте, а конкретно сложный логопедический недуг -зеркальная дисграфия.

    Мороз Виктория Сергеевна

    Доброй ночи!)Хотелось бы сказать,что я являюсь мамой двухлетнего ребенка и конечно мне хотелось бы ,чтобы сын опережал сверстников в развитии,много проговариваю с ним обыденных ситуаций.
    Как любой маме просто хочется гордиться своим ребенком!А работаю в садике я 3 года,за это время я никогда не критиковала детей ,которые "отставали" от сверстников,но часто слышу это от коллег,в нашем обществе,есть какое-то пренебрежение что ли..
    Видите ли этот ребенок ложку не держит...
    Этот сидит неправильно...
    Уважаемые педагоги,а мы для чего работаем вообще?!Дабы научить!
    С этой проблемой чаще думаю сталкиваются,как родители,так и адекватные воспитатели.