Главные вкладки

    Продлёнка

    С большой болью наблюдаю, что в воспитательной работе в группах продленного дня многих школ царит, на мой взгляд, совсем неправильная тенденция. Назначение этих групп многие учителя видят в том, чтобы ученик остался после уроков в школе и выполнил домашние задания... Нередко бывает так, что ученик, который с большим трудом усваивает программный материал, сидит после уроков в группе два, а то и три часа. Иногда приходится наблюдать и такое, что дети работают не самостоятельно, списывают друг у друга. Еще худшее заключается в том, что воспитанники групп продленного дня, пообедав, возвращаются в ту же классную комнату, в которой уже находились в течение нескольких уроков. Начинается новое длительное сидение. Без движения постепенно происходит самоотравление нежных и чувствительных клеток человеческого организма - мыслящих клеток коры полушарий головного мозга.

    И еще одно: представьте себе состояние психики ребенка, с утра до вечера он живет по звонку, по сигналу, по приказу: «Сесть!», «Открыть учебники и тетради», «Работать!», «Идите на перерыв» и т. д. В такой атмосфере ребенок становится нервным, раздражительным, у него, собственно, развивается невроз постоянной напряженности: ежеминутно он ожидает какого-то принуждения, запрета. Некоторые дети становятся слабовольными, не способными самостоятельно принять простое решение.

    Учтите и следующее: умственный труд сразу же после уроков непродуктивен, он постепенно истощает силы ребенка.

    Группы продленного дня, безусловно, созданы не для того, чтобы дети и после занятий тихо сидели в классе. Надо осуществлять всю систему воспитания в чередовании умственного, эстетического, эмоционального. Пребывание в группе прежде всего должно укреплять здоровье. У нас в школе есть две группы продленного дня. Но ученики выполняют домашние задания не в группе, а дома, самостоятельно. Мы думаем, что умственное воспитание в группе продленного дня заключается главным образом не в том, чтобы управлять выполнением домашних заданий. Наши воспитатели ведут детей в сад, в поле, на берег реки, в лес, учат наблюдать явления природы, выражать свое мнение, мыслить. Это одна из самых сложных, тонких участков учебно-воспитательного процесса. Повести детей в сад и учить их мыслить - это гораздо труднее и сложнее, это требует гораздо более высокой педагогической культуры.

    Если же не позволяет погода, наши дети читают интересные книги, слушают сказки. Особенно большой воспитательный смысл имеет слушание их в "комнате сказки", например, когда зимними вечерами сад погружается в ранние сумерки, тихо падает снег или гудит метель. Это незабываемые минуты эмоционального воспитания, воспитания чувств; и от того, насколько тонко умеет педагог выбрать книги для чтения именно в эти вечера, зависит воспитание детской души.

    Нередко у нас в часы заката дети составляют и свои сказки... Это тоже одно из мощных средств умственного, эстетического и эмоционального воспитания.

    Находясь в группе продленного дня, дети выполняют упражнения для укрепления здоровья: особое значение мы придаем упражнениям для органов дыхания. Большой воспитательный смысл есть в этом тихом, спокойном - без шума и крика - коллективном труде, когда каждый занят своим делом, сосредоточен на своей работе (например, вышивание, вязание из соломы, рисование и т. д.). Нормальное, гармоничное развитие требует того, чтобы атмосфера коллективной жизни в школе приближалась к атмосфере семейного уюта. Если уж ребенок вынужден оставаться в группе продленного дня, потому что дома в это время нет взрослых, надо уметь создать этот уют в школе.


    Автор: Сухомлинский В.А. // Советское образование. - 1967. - №17 (отрывок из статьи "Рождение личности")


    Фотография: Е.А. Лихачева


     

     

    Комментарии

    Зарипова Гузалия Габдулнуровна

    Безусловно, работа группы продленного дня должна быть выстроена именно в такой форме. У нас в школе дети после уроков сначала гуляют, дышат свежим воздухом. Затем начинается кружковая работа. Было бы еще лучше, если площадь школы позволяла бы иметь такие комнаты (не школьной атмосферы) как "комната отдыха", "комната сказки". К сожалению, школы такой возможности не имеют.

    Дианова Альбина Владимировна

    В нашей школе созданы все условия для обучения и отдыха . Есть уютные спальни и игровые , комната «Психологической разгрузки». для внеурочной работы отдельные кабинеты. К сожалению не каждая школа может себе это позволить.

    Архипова Людмила Анатольевна

    нет возможностей в школе иметь просто игровую комнату, дети измучены пребыванием в классной комнате, кроме выполнения д/з и прогулок во дворе ничего не проводится в группах. это только для тех детей, чьи родители работают и не могут встретить ребенка днем из школы. к сожалению я не видела организации досуга, игр, работы психолога в ГПД, хотя в школе работаю много лет