Главные вкладки

    Объединение "Юный орнитолог"

    Сайт объединения дополнительного образования

    Птицы - это крылья в просвете облаков, и красок изобилье, и дальних странствий зов. Не ловить, не стрелять, Птичек надо охранять

    Навигация

    Объединение "Юный орнитолог" создано в 2019 году в рамках областного проекта.

    Цель программы: развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся посредством изучения основ орнитологии, практической исследовательской деятельности в природе.

    Для достижения цели решаются следующие задачи.

    1. Обучающие:

    • формировать у обучающихся знания основ орнитологии, научных основ охраны окружающей среды и рационального природопользования;
    • изучить птиц орнитофауны г. Корочи и Белгородской области;
    • расширить знания обучающихся о внешнем и внутреннем строении птиц, обусловленным их происхождением и образом жизни;
    • научить обучающихся распознавать птиц по внешнему виду и голосу;
    • научить методам полевых орнитологических исследований.

    2. Развивающие:

    • развивать умения видеть проблему и находить пути её решения;
    • развивать наблюдательность и внимание;
    • активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать умения и навыки исследовательской работы в природе по изучению птиц;
    • привить навыки самостоятельного выполнения различных видов орнитологических исследований, составления отчетов, защиты проектов;
    • предоставить возможность для развития индивидуального мышления, интересов и склонностей личности;
    • способствовать формированию навыков совместной деятельности.

    3. Воспитательные:

    • способствовать выработке у обучающихся природоохранного мышления;
    • воспитывать ответственность за свои поступки, прививать экологическую этику и эстетику;
    •  прививать интерес к исследовательской работе;
    • создать условия для общения, взаимодействия и сотрудничества в коллективе.

             Рабочая программа рассчитана на 144 учебных часа, 102 часа отводится на  практику, в том числе: 7 экскурсий (14 часов), выполнение 9 проектов (24 часа), подготовка 2 фоторепортажей (10 часов), наблюдения за перемещением и поведением птиц, выполнение практических работ (52 часа), проведение 1 конференции (2 часа).

    Новости

    Заголовок занятия: Этология птиц. Сезонные изменения в жизни птиц.
    Цель: изучить особенности поведения птиц в разные периоды жизни, научится наблюдениям за птицами
    Этология - это наука, занимающаяся изучением поведения животных. сейчас самое время начать наблюдения за птицами, т.к. в весенний период можно узнать много интересного о взаимоотношениях птиц, об особенностях их жизнедеятельности в период создания пар и гнездования. Чтобы самостоятельно провести наблюдения за птицами необходимо изучить материал по ссылке http://broo.bashkiria.ru/site/Trudy/Nauchnye-stat-i/Ekologiya-ptic/Etolo....
    После изучения данного материала рекомендуется организовать наблюдение за птицами. Это может быть стая воробьёв за окном или же парочка трясогузок, живущих рядом с вами. Ваша задача описать своими словами поведение этих животных как можно точнее во всех сферах (питание, общение с себе подобными, защитные реакции и т.п.) Эти наблюдения станут основой для исследовательской работы по этологии птиц в будущем. Свои заметки моете направлять на эл. почту: belokopitova29@mail.ru

    Заголовок занятия: Фенологические наблюдения за птичьими стаями воробьёв и голубей.
    Фенология - наука, изучающая закономерности сезонной динамики живой природы в
    зависимости от условий среды. Фенология тесно связана как с биологическими науками - ботаникой, зоологией, экологией, так и с науками о Земле - метеорологией, климатологией,
    гидрологией.
    Фенологические наблюдения - одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут
    быть легко организованы во многих уголках природы по всему миру. Всюду, где есть люди,
    интересующиеся изучением природы - и горожане и жители сельской местности, и юные натуралисты и пенсионеры, могут проводиться фенологические наблюдения. В России они даже включены в программы школьного и внешкольного образования. Данные фенологических наблюдений помогают агробиологическим и метеорологическим станциям, научно-исследовательским учреждениям полнее изучать разнообразие и закономерности динамики
    природы.
    Вполне реально проводить такие наблюдения обучающимися. Для начала вам необходимо ознакомиться с монографией: Исследовательский проект "Фенология птиц"
    © А.С.Боголюбов, Экосистема, 1996 по ссылке https://karpolya.ru/uploads/zoologija/10fenolptic.pdf
    . В этой монографии описываются все методики фенологических наблюдений. После изучения данного материала вам необходимо выбрать какой способ фенологических наблюдений вы сможете реализовать. Ответы или возникшие вопросы необходимо отправить по эл. почте:belokopitova29@mail.ru

    Заголовок: Виртуальная экскурсия «Птицы – наши соседи и друзья» 28.03.2020г
    «Сдаётся мне, жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как радует слух их чудесное пение! И как дух поднимает их лёгкий, свободный полёт! А волшебное их искусство гнездования «Без рук, без топорёнка»? Изумляет меня, почему люди так мало внимания обращают на птиц?!» - так писал любитель природы В.Бианки.
    Уже почти век орнитологи всего мира традиционно 1 апреля отмечают Международный день птиц. Начало этому празднику было положено в 1906 г., когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В Беларуси День птиц отмечается с 1927г. по инициативе юных натуралистов. В 40-е гг. эта добрая традиция была прервана, а в 1996 г. возобновлена.
    С 1600 г. во всём мире исчезло, вероятно , около 100 видов птиц. Большинство из них было предоставлено небольшими популяциями на морских островах. Неспособные к полёту, как, например, дронт, и почти не боявшиеся человека и привезенных им мелких хищников, они стали их лёгкой добычей.
    В настоящее время многие виды птиц также находятся на грани вымирания. Многие страны участвуют в международных соглашениях по охране перелётных птиц. Сегодня серьёзная угроза для птиц исходит не от охотников. Небоскрёбы, телебашни и другие высотные постройки – опасные препятствия для перелётных птиц. Пернатых сбивают и давят автомобили. Разливы нефти в море губят множество водных птиц. Как например – экологическая катастрофа, произошедшая в Керченском проливе в ноябре 2007 г. В результате разлива мазута серы погибли тысячи птиц и других животных.
    Ознакомление с разнообразием птиц соседствующих с вами можно просто понаблюдав за ними некоторое время. Чаще рядом с жилищем человека можно увидеть синицу большую, трясогузку белую, воробья домового или полевого. В последнее время рядом с нами селится горихвостка обыкновенная.
    До 6 апреля районная станция юных натуралистов будет проводить приём работ на конкурс «Птицы - наши друзья!»
    Выдержки из приказа приведены ниже
    3. Сроки проведения акции
    3.1. Акция проводится с сентября 2019 г. по апрель 2020 г. в два этапа:
    I этап – муниципальный: 10 сентября 2019 г. – 06 апреля 2020 г.;
    II этап – областной: с 10 по 30 апреля 2020 г.
    4. Содержание и условия проведения акции
    4.1. В рамках акции проводится конкурс по трем номинациям (приложение 1):
    - «Бёрдинг - «Тихая охота» на птиц» (соревнование по спортивной орнитологии для образовательных организаций);
    - «Лучшая фотография бердвотчера» (по возрастным категориям):
    - для обучающихся 7 – 12 лет.
    - для обучающихся 13 – 17 лет;
    - «Птичье селфи» (фотоконкурс для педагогических работников).
    4.1.1. Для участия в номинации конкурса «Бёрдинг - «Тихая охота» на птиц» муниципальным организаторам сформировать папку с конкурсными материалами и сопроводительной документацией в виде архива (Zip, RAR) на облачном сервере Яндекс.Диск с соблюдением доступа сторонним пользователям согласно срокам проведения сезонных мероприятий: осень – до 04.10.2019 г.; зима – до 25.02.2020 г.; весна – до 27.04.2020 г.
    Конкурсные материалы:
     регистрационные листы участников каждого сезонного соревнования, заверенные подписью и печатью в формате .pdf;
     обобщенный чек-лист (список характерных для данной местности и времени года видов птиц) по каждому сезонному соревнованию с приложением фотографий зарегистрированных птиц;
     ссылку на сканы чек-листов каждого участника соревнований, согласно регистрационных ведомостей, с фотографиями зарегистрированных птиц в отдельном архиве за каждый сезон;
     пост-релиз с приложением фотографий (в разрешении) о проведении каждого соревнования (осень, зима, весна).
    4.1.2. Для участия в номинациях конкурса «Лучшая фотография бердвотчера» и «Птичье селфи» муниципальным организаторам в срок до 10 апреля 2020 года сформировать папку с конкурсными материалами и сопроводительной документацией в виде архива (Zip, RAR) на облачном сервере Яндекс.Диск с соблюдением доступа сторонним пользователям.
    4.1.3. Сопроводительная документация (приложение 1):
     анкеты-заявки в формате .doc;
     согласия на обработку персональных данных в формате .pdf;
     протокол, заверенный подписью и печатью в формате .pdf.
     цифровой отчет в формате .doc;
    Ссылку на документы направлять на электронную почту в государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский областной детский эколого-биологический центр» http://belecocentr.ru.
    Файл, размещенный на облачном сервере должен быть доступен вплоть до подведения итогов конкурса.
    4.3. Оргкомитетами муниципального этапа акции Алексеевского, Губкинского, Валуйского, Старооскольского, Шебекинского городских округов предоставляется по два конкурсных материала (в каждой номинации) и комплекта сопроводительной документации: один – от образовательных организаций города, второй – от образовательных организаций сельских населенных пунктов. Оргкомитетами муниципального этапа остальных муниципальных районов и городских округов предоставляется по одному конкурсному материалу (в каждой номинации) и комплекту сопроводительной документации.
    4.4. В случае несоблюдения требований к оформлению конкурсных материалов, сроков их представления, работы к конкурсу не допускаются.

    5. Критерии оценки конкурсных материалов
    5.1. Критерии оценки в номинации «Бёрдинг – «Тихая охота» на птиц».
    5.1.1. Оценка чек-листа:
     за каждый сфотографированный и правильно определенный вид птицы начисляется число очков, указанное в чек-листе рядом с названием вида;
     за каждый определенный вид, отсутствующий в чек-листе, с наличием фотоснимка птицы и указания дополнительных сведений (характер поведения птицы, количестве и встречаемости вида в период наблюдения) начисляется 15 баллов;
     за каждый определенный вид из чек-листа, с наличием фотоснимка птицы и указанием дополнительных сведений - 10 баллов;
     за каждый определенный вид, с наличием фотоснимка птицы или записанного в примечании чек-листа основных характерных черт птицы – 5 баллов;
     за каждый определенный вид без описания основных черт птицы – 3 балла;
     за неопределенный вид, но предоставленный фотоснимок птицы с описанием внешнего строения птицы и основных признаков в окраске оперения – 2 балла;
    5.1.2. Оценка фотографий:
     фото птицы, занесённой в Красную книгу РФ – 5 баллов;
     фото птицы, занесённой в Красную книгу области – 3 балла;
     фото птицы регионально редкого вида (согласно списку птиц в чек-листе) – 2 балла;
     фото птицы обычного вида – 1балл
    5.2. Критерии оценки в номинации «Лучшая фотография бердвотчера»:
     степень раскрытия темы фотоконкурса;
     художественный уровень фотоработы, оригинальность сюжета;
     технический уровень фотоработы, композиционное и цветовое решение;
     редкость птицы, сложность для фотографирования.
    5.3. Критерии оценки в номинации «Птичье селфи» (фотоконкурс):
     степень раскрытия темы фотоконкурса;
     массовость птиц на снимке;
     художественный уровень фотоработы, оригинальность авторского замысла;
     технический уровень фотоработы, композиционное и цветовое решение.
    Рекомендовано проводя наблюдения за птицами делать фотографии, на которых будет точно определяться вид птицы.
    Скачать книгу - определитель «Птицы Европейской части России» можно по ссылке: https://www.arhibook.ru/descriptions/25003/pticy-evropejjskojj-chasti-ro...
    Готовые фото птиц с указанием места их обнаружения можно высылать на адрес: belokopitova29@mail.ru

    Заголовок занятия: « Проект "Искусственное гнездовье» 

    Часто искусственные гнездовья устанавливают для наблюдения за гнездованием и поддержки популяций более или менее редких видов птиц в условиях нехватки естественных мест для гнездования, воспитания любви к природе и труду у детей. В СССР существовала практика привлечения школьников к изготовлению скворечников на уроках труда. Каждый год, с 1924 года, 1 апреля в нашей стране проводится День птиц, в изготовлении и развеске домиков для птиц участвуют сотни тысяч школьников. Считается, что число домиков для птиц в России увеличивается каждый год, по крайней мере, на полмиллиона. Искусственное гнездовье для птиц — искусственное сооружение, предназначенное для размещения гнезд птиц

    Искусственные гнездовья для птиц могут устанавливаться с несколькими целями: • Привлечение птиц для наблюдения за их гнездованием с исследовательскими целями или просто для удовольствия; • Поддержка популяций более или менее редких видов птиц в условиях нехватки естественных мест для гнездования; • Привлечение птиц с целью уничтожения сельскохозяйственных вредителей. • Воспитание любви к природе и труду у детей. скусственные гнездовья делятся на открытые и закрытые. Закрытые гнездовья делаются в виде деревянных домиков (ящиков) и обычно предназначены для птиц, гнездящихся в дуплах. Среди любителей наиболее популярны скворечники и синичники — искусственные гнездовья для мелких птиц, преимущественно гнездящихся в дуплах. Они традиционно делаются в виде деревянных домиков с круглым или прямоугольным летком. Скворечники и синичники часто делаются любителями и располагаются в городской местности. Во времена СССР существовала практика привлечения школьников к изготовлению скворечников на уроках труда. Вариантом скворечника или синичника является также дупля́нка — гнездовье в виде куска древесного ствола с выдолбленной сердцевиной, закрытого сверху и снизу с летком для птиц в стенке[2]. Правила развешивания искусственных гнездовий. Развешивая домики для птиц необходимо выполнять следующие правила: 1. обращайте внимание, чтобы ветки деревьев не прикасались к передней стенке, иначе в гнездовье проникнут враги птиц (кошки и т.п.); 2. прикрепляя гнездовье к дереву, используйте естественные приспособления: ветви, наросты и т.п., возможно крепить искусственные домики, подвешивая их на толстых сучьях при помощи металлических крючков, в противном случае домики привязывают к стволам верёвкой или проволокой; [Рис. 19] 3. гнездовье устанавливают на высоте от 2 метров над землей; 4. расстояние между домиками не должно быть меньше 20-ти – 30-ти метров, в идеале – 50-80 метров друг от друга; 5. развешивают по 5-10 скворечников и 6-15 синичников на гектар, в городах, селах и в местах, где деревья находятся недалеко от огородов и полей, можно развешивать до 20-ти – 30-ти искусственных гнездовий на гектар. Лучше ставить домики осенью – за зиму птицы привыкают к искусственным гнездовьям, а весной селятся в них. Вопросы для самопроверки и мониторинга знаний: 1. Перечислите основные правила изготовления искусственных гнездовий. 2. Почему не рекомендуется делать палочку у летка? Практическое задание Попробуйте совместно с родителями изготовить искусственное гнездовье по всем правилам. 1 апреля 2020 года будет проведён конкурс искусственных гнездовий.

    Министерство просвещения России рекомендовало перевести всех школьников на дистанционное обучение. Это сделают для профилактики распространения коронавирусной инфекции.

    В связи с этим занятия объединения "Юный орнитолог" будут проводится с использованием дистанционных технологий.

    На странице объединения будут выкладываться темы занятий и материалы к ним с вопросами для самопроверки и мониторинга усвоения педагогом. Ответы на вопросы можно отправлять педагогу в гостевую или сообщением на этом же сайте.

     

    Педагог дополнительного образования Белокопытова Людмила Викторовна

    На занятиях в обЪединении ваши дети научатся определять птиц, обитающих в нашей области, изучать их повадки и проводить охранные мероприятия. А главное, дети научатся любить и беречь природу родного края во всех её проявлениях.

    Минпросвещения России рекомендовало перевести всех школьников на дистанционное обучение. Это сделают для профилактики распространения коронавирусной инфекции.

    В связи с этим занятия объединения "Юный орнитолог"  с 23 марта 2020 года будут проводится с использованием дистанционных технологий. 

    На странице объединения будут выкладываться темы занятий и материалы к ним с вопросами для самопроверки и мониторинга усвоения темы. Ответы можно отправлять педагогу в гостевую или сообщением в комментариях.

    Экскурсии в объединении проводятся очень часто, т.к. главная цель работы заключается в изучении птиц родного края.

    1. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.А. Шаповалова.- Белгород: Изд-во Б 43 БелГУ, 2002.- 410 с., ил.

    2. Бёме Л. Б. Жизнь птиц у нас дома.- М.: Лесн. пром-сть, 1990.- 152 с.

    3. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц, полезных в сельском хозяйстве.-М: Просвещение, 1987.-306 с.

    4. Голованова Э. Н. Птицы возле дома. – Л: Гидрометеоиздат, 1990, 184 с.

    5. Гриффин Д.В. Перелёты птиц. Биологические и физические аспекты ориентации.- М.: Просвещение, 1990. – 85 с.

    6. Гудков В. М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник0определитель. – М.: Вече, 2008.- 592 с.: ил.

    7. Дементьев Г.П. и др. Определитель птиц СССР. - М.,1964.

    8. Жердев Э. С.. Пернатая радуга: Справочное пособие.- М.:Лесн. пром-сть, 1990.-295 с., 36 л. Ил.

    9. Зверев А. Т. Экологические игры. – М.:  Дом педагогики, 1998.-56 с.

    10. Ильичев В.Д., Карташов Н.Н., Шилов И.А. Общая орнитология. - М.: Высшая школа, 1982.

    11. Калецкий А.А. Птицы летят в город.- М.: Московский рабочий, 1981.- 90с.

    12. Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии.3-8 классы.- Волгоград: Учитель, 2002.-159 с.

    13. Красная книга: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных Прохоровского района Белгородской области/ Л. Т. Бельков, Т. А. Белькова. – 2-е изд., исправл. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012.-340 с.

    14. Красная книга СССР: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. Т. 1/Главная ред. коллегия: А. М. Бородин, А. Г. Банников,  В. Е. Соколов и др.- М: Лесн. пром-сть, 1984. – 392 с.

    15. Кривенко В. Г. Водоплавающие птицы и их охрана. – М.: Агропромиздат, 1991.-271 с.

    16. Куприянов Б. В. Программы в учреждении дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. – М.:НИИ школьных технологий, 2011. – 228 с.

    17. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.- 415 с.: ил.

    18. Методика обучения зоологии: Пособие для учителя/В. Ф., В. Б Богорад, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1989. – 271 с.

    19. Методы полевых экологических исследований./Под ред. Д.В. Моргуна.- М.: Экопресс, 2012.-92 с.

    20. Отрыганьев Г.К. Рождение птицы.- М., изд-во «Колос», 1986.

    21. Распространение и систематика птиц./Под ред. В. Е. Флинта и П. С. Томковича. – М: Изд-во МГУ, 1993.- 200 с.

     

    22. Тинбернен Н.К. Социальное поведение животных.: Пер. с англ..-М.: Мир, 1993.-152 с., ил.

    23. Экология Белгородской области: Учеб. пособие для учащихся 8 – 11 классов/ А.Н. Петин, Л.Л. Новых, В.И. Петина, Е.Г Глазунов.-М: Изд-во МГУ, 2002.-288с.: ил.

    24. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта, 2005.