Главные вкладки

    Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2020"

    Кунева Марина Евгеньевна

    Материалы для Муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2020"

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Слайд 1. Визитная карточка

    Кунева Марина Евгеньевна

    учитель истории и обществознания МБОУ Леньковская основная школа Лысковского района. Стаж работы: 21 год.

    Образование: высшее (НГПУ, филологический факультет).

    Профессиональное кредо: «Цели достигает тот, кто стремится».

    Слайд 2. Тема:

     «Формирование УУД посредством сервисов Web 2.0 на уроках истории и обществознания»

    Слайд 3. Условия формирования личного вклада в развитие образования

    Становление системы опыта происходило в процессе изучения теоретической и методической литературы  по  теории формирования УУД  в работах А.Г. Асмолова;   новых педагогических и информационных технологий в системе образования Е.С.Полат, Е.Д. Потаркина, Г.О. Аствацатурова.

    Методическими условиями стало участие в курсах повышения квалификации  НИРО по программе «Современные подходы в преподавании истории и обществознания в условиях реализации ФГОС» (2017 г), знакомство с опытом деятельности коллег по данной проблеме.  Участие  в вебинарах  «Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса», «Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения», «Современный педагог. Цифровые инструменты и сервисы для работы в школе», «Технология создания электронных дидактических игр» также способствовало формированию системы методических условий информационного обеспечения по исследуемым задачам.

    К организационно-педагогическими условиями формирования личного вклада относятся выступления на школьных и районных методических объединениях учителей гуманитарного цикла Лысковского района, участие во Всероссийском фестивале профессионального мастерства «Современный педагогический опыт: традиции и перспективы».

    Слайд 4. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования. 

    Целью  современного качественного образования в соответствии с ФГОС не может быть просто накопление предметных знаний, умений и навыков. Успешный ученик должен обладать не просто определенным багажом знаний, а умением учиться, которое является главным условием формирования УУД. Но на пути к этому я столкнулась с проблемой  недостаточного уровня сформированности УУД большинства обучающихся 5-9 классов. Разрешение  данной проблемы является актуальным действием социально задаваемого результата. С учетом актуальности проблемы мною была предпринята попытка поиска, выбора и реализации методических приемов для решения этой проблемы в конкретных условиях.  

    Слайд 5. Теоретическое обоснование личного вклада педагога

    в развитие образования.

    По данной проблеме мною исследована информация  по формированию УУД и использованию сетевого обучения .

    Слайд 6. Цель и задачи педагогической деятельности

    Цель своей педагогической деятельности я вижу в реализации требований ФГОС на основе формирования УУД обучающихся посредством использования сервисов Web 2.0 по учебным предметам история и обществознание.

    В соответствии с этим я определила задачи своей педагогической деятельности:

    -изучить и отобрать наиболее эффективные сервисы Web 2.0 и методические приемы;

    - апробировать выбранные сервисы Web 2.0 и методические приемы;

    - реализовать выбранные методические приемы использования сервисов Web 2.0 в рамках урочной деятельности.

    Слайд 7. Ведущая педагогическая идея

    Обеспечить достижение в познании содержания учебных предметов история и обществознание на основе методических приемов использования сервисов Web 2.0 для формирования УУД учащихся.

    Слайд 8. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

    Реализации деятельностного подхода, формированию универсальных учебных действий, развитию познавательного интереса учащихся способствует использование итернет-ресурсов нового поколения Web 2.0. Современная всемирная паутина позволяет выстроить взаимодействие между учителем и учеником, между учениками новыми способами, наиболее удобными, быстрыми, принять ценность не только результата, но и процесса его получения.

    Выбор того или иного сервиса (Приложение 1), педагогического приема обусловлен уровнем подготовленности и возможностей учащихся, а также возрастными особенностями, трудностью содержания тем и количеством учащихся в том или ином классе, техническим обеспечением.  

    На уроках истории я использую сервис Linoit.com для создания виртуальных экскурсий, например, по древним Афинам, Спарте, Риму, средневековым европейским и русским городам. Ребята выбирают памятник архитектуры и составляют его краткое описание. В дальнейшем, ученики получают возможность проследить, как менялся облик города в другие исторические эпохи.

    Также на уроках истории использую Linoit.com для характеристики исторической личности, войны, революции: размещаю алгоритм работы, по которому ученики создают свои файлы и прикрепляют их на доску. Одновременно они могут ознакомиться с работами своих одноклассников. Используя стикеры, я и ребята оставляем свои комментарии.

    На уроках обществознания с помощью Linoit.com реализую прием «чистой доски». За неделю до урока на полотне размещаю вопрос: «Что бы вы хотели изучить по теме …?».  При подготовке учитываю пожелания и вопросы учеников, добавляю свои варианты. В ходе урока, после того, как был получен ответ на определенный вопрос, этот стикер удаляется. В идеале доска должна стать «чистой», и я всегда предлагаю наполнить ее новым содержанием по теме урока, например, интересными фактами, собственными рассуждениями. В конце подводим итог: на все ли вопросы мы нашли ответы, и что нужно сделать, если решение не найдено, т.е. намечаем перспективы дальнейшей деятельности.

    Интерактивные задания и упражнения сервиса LearningApps.org. я использую в своей практике на различных этапах урока. На этапе выявления затруднений предлагаю выполнить одно из заранее подготовленных на сервисе заданий. Учащиеся могут продемонстрировать некоторые знания по теме урока, но выявится область незнания. Исходя из этого предлагаю сформулировать цель и задачи урока, а на этапе повторения вернуться к нему, когда ученики уже приобрели необходимые знания и умения.

    На этапе построенного проекта выхода из затруднения, например, при работе с понятиями ученики могут составить кроссворд, а при изучении войн выстроить последовательность событий на ленте времени.

    Для некоторых разделов перед их изучением я разрабатываю на сервисе группу заданий по определенной теме. Ученик получает возможность самостоятельно решать, когда и в какой последовательности, в каком количестве он выполнит эти задания.

    Дополнительная возможность сервиса LearningApps.org. – создавать свои классы и аккаунты для учеников. Получив логин и пароль, ученики могут не только выполнять предложенные им задания, но и создавать свои. При этом я могу контролировать процесс и оценивать результат работы, оставлять комментарии.

    Незаменимым помощником при организации и проведении уроков истории и обществознания стал для меня Googl Диск. Этот онлайновый офис я использую для индивидуального или группового создания презентаций. Если презентация создается на уроке, то я заранее готовлю материалы, на основе которых учащиеся оформляют один из слайдов по заданной теме. Если же данный вид деятельности выступает в качестве домашнего задания, то ученики получают возможность разработать индивидуальный слайд, самостоятельно выбрать микротему и источники информации.

    Также Googl Диск использую для создания совместных проектов, в рамках которых учащиеся выполняют свое проектное задание. Удобство состоит в том, что данный офис предоставляет возможность совместного доступа, редактирования, комментирования без копирования и пересылки документов, а файлы автоматически обновляются до последней версии.

    В результате данные приемы использования сервисов Web 2.0   позволяют моим ученикам не только запоминать исторические события, понимать их суть, но и формировать универсальные учебные действия. И, что не мало важно, эти приемы и сервисы позволяют мне создать ситуацию успеха у моих учеников. А когда они видят реальный положительный результат своих действий, они готовы к новым открытиям и усвоению новых способов действия.

    Слайд 9. Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

    Организационно-содержательное обеспечение процесса обучения основывалось на учете возрастных категорий обучающихся и системе уроков.

    Интернет-сервисы Web 2.0 используются мною в условиях сельской основной школы в соответствии с содержанием выбранных методических приемов.

    Слайд 10. Результативность  профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

    В целях определения результативности педагогической деятельности была использована диагностическая методика, разработанная М.А. Ступницкой  для определения уровня сформированности УУД.

    Анализ анкет показал, что в 5-9 классах, осуществляющих образовательную деятельность по ФГОС, где данные приемы применяются в системе в течение первого полугодия 2019-2020 учебного года, уровень сформированности УУД выше, чем в 2018-2019 учебном году, когда данные приемы и сервисы применялись эпизодически.

    Но было бы некорректно с моей стороны без оснований утверждать, что данные результаты были достигнуты только благодаря моей профессиональной деятельности. Поэтому, на основе авторской методики М.А. Ступницкой мною была составлена анкета (Приложение 2) для учащихся 5-9 классов с целью подтвердить, что на изменение уровня сформированности УУД решающее влияние оказало использование на уроках истории и обществознания интернет-сервисов Web 2.0 в соответствии с содержанием выбранных методических приемов. Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся 5 -9 классов МБОУ Леньковская основная школа связывают свои успехи в формировании УУД с использованием на уроках истории и обществознания интернет-сервисов Web 2.0.

    Слайд 11. Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

    Использование сервисов Web 2.0  способствует формированию опыта образовательной деятельности, который транслировался мною заседаниях школьных методических объединениях учителей-предметников гуманитарного цикла, классных руководителей, педсоветах и родительских собраниях, а также на заседаниях районного методического объединения учителей истории и обществознания, и интернет-проектах нс-портал и инфоурок.

    Слайд 13.  Литература

    1. ГО Аствацатуров Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков.- Учитель, 2009. http://vio.uchim.info/Vio_45/cd_site/articles/art_1_2.htm
    2. ГО Аствацатуров https://pedsovet.org/beta/article/novye-mysli-o-cifrovom-obucenii
    3. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: основные подходы к конструированию уроков истории и обществознания //История и обществознание в школе: Сборник научных и методических трудов /Под ред. В.К.Романовского. – Н.Новгород, 2009.
    4. Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005. – №5.
    5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М.:Академия, 2003
    6. https://newtonew.com/parenting/ecce-dont-play-with-elearning
    7. https://welcome2050.com/future-of-education-and-learning-446d7d0dc5b2
    8. https://www.weforum.org/agenda/2017/01/the-largest-internet-company-in-2030-this-prediction-will-probably-surprise-you/
    9. https://polesnyblog.ru/interaktivnye-onlajn-doski-doski-dlya-obucheniya-chtoby-vesti-uroki-onlajn/
    10. https://sdelano.media/education/?fbclid=IwAR34cDlrUxh3zqFE_h224M8YtxpC8i0L7HeVvZtbGihzhrOuF7jNUVNFCaQ



    Предварительный просмотр:

    Приложения.

    Приложение 1.

    Краткая характеристика сервисов Web 2.0.

    Linoit – это бесплатный сервис, работающий в режиме web. Сервис Linoit представляет собой интернет - площадку для организации совместной работы по генерированию идей, осуществления обмена информацией (изображения, документы, видео). Linoit.com может выполнять роль онлайн доски, с помощью которой создаются холсты или полотна (canvas), на которые крепятся листы стикеры (stickies). Существует возможность не только размещения изображений, видеофрагментов, документов различного формата, но и обмен ими. Это происходит мгновенно и прекрасно заменяет пересылку через e-mail, Skype,  mail – агента и др. При необходимости можно предоставить доступ к доске своим ученикам и работать коллективно. При работе в Linoit процесс организован в одном web-пространстве, обеспечен всем необходимым и  не требует лишних переключений.

    Сервис LearningApps.org. – это сервис для создания итерактивных учебно-методических пособий по разным предметам. На сайте представлены уже готовые задания и упражнения. Но этот сервис позволяет разработать и собственную коллекцию контрольных опросов, викторин, кроссвордов и других заданий в игровой форме. Макеты распределены по блокам в зависимости от вида деятельности: выбор, распределение, последовательность, заполнение, онлайн-игры, инструменты.

    Googl диск – это бесплатный набор веб-сервисов в форме программного обеспечения как услуга, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена. Это онлайновый офис, который включает в себя полноценные инструменты для создания текстовых документов, электронных таблиц, наглядных пособий, ПДФ-файлов и презентаций, а также совместного использования и публикации в интернете.

    Приложение 2.

    Анкета для учащихся 5-9 классов (на основе методики М.А. Ступницкой) «Влияние использования сервисов Web 2.0 на уровень сформированности УУД»

    Коммуникативные УУД.

    Содержание вопроса/ ответ

    Баллы

    1.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе улучшить  изложение своих собственные мысли?

    1.1

    Да, теперь я могу самостоятельно донести свою мысль до других

    2

    1.2

    Не совсем.

    1

    1.3

    Не помогло.

    0

    2.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе повысить качество ответа на вопросы?

    2.1

    Да, теперь я могу давать развернутый ответ.

    2

    2.2

    Не совсем, я не всегда могу дать развернутый ответ.

    1

    2.3

    Не помогло.

    0

    3.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе научится задавать вопросы?

    3.1

    Да, теперь я могу самостоятельно формулировать корректные вопросы.

    2

    3.2

    Не совсем, иногда мои вопросы остаются непонятны собеседнику и требуют уточнений.

    1

    3.3

    Не помогло.

    0

    4.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе научиться корректно возражать оппоненту?

    4.1

    Да, теперь я обычно возражаю своему оппоненту корректно.

    2

    4.2

    Не совсем.

    1

    4.3

    Не помогло.

    0

    5.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе более  аргументированно отстаивать собственную позицию?

    5.1

    Да, теперь я чаще отстаиваю свою позицию аргументированно.

    2

    5.2

    Не совсем, я не всегда могу аргументированно отстаивать свою позицию.

    1

    5.3

    Не помогло.

    0

    6.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе более гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию?

    6.1

    Да, теперь я могу гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости.

    2

    6.2

    Не совсем.

    1

    6.3

    Не помогло.

    0

    7.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе соблюдать социальную дистанцию в ходе общения

    (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения)?

    7.1

    Да, помогло.

    2

    7.2

    Не всегда.

    1

    7.3

    Не помогло.

    0

    Критерий оценивания сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

    Группа

    Баллы

    Учащиеся, которые считают, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск не помогло.

    0-4

    Учащиеся, которые считают, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогают не всегда.

    5-9

    Учащиеся, которые считают, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло.

    10-14

    Познавательные УУД.

    Содержание вопроса/ ответ

    Баллы

    1.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе лучше воспринимать устную инструкцию?

    1.1

    Да, с первого предъявления.

    2

    1.2

    Не совсем

    1

    1.3

    Не помогло

    0

    2.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе лучше воспринимать письменную инструкцию?

    2.1

    Да.

    2

    2.2

    Не совсем.

    1

    2.3

    Не помогло.

    0

    3.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе научиться выделять главное в предложенной информации?

    3.1

    Да.

    2

    3.2

    Не совсем.

    1

    3.3

    Не помогло.

    0

    4.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе научиться выделять новое в учебном материале?

    4.1

    Да.

    2

    4.2

    Не совсем.

    1

    4.3

    Не помогло.

    0

    5.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе повысить темп познавательной деятельности?

    5.1

    Да.

    2

    5.2

    Не совсем.

    1

    5.3

    Не помогло.

    0

    6.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе в успешности достижения результата?

    6.1

    Да, я могу успешно достигать результата.

    2

    6.2

    Не совсем.

    1

    6.3

    Не помогло.

    0

    7.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе в предъявлении результата?

    7.1

    Да, я могу дать развернутый ответ и аргументировать свое решение.

    2

    7.2

    Не совсем.

    1

    7.3

    Не помогло.

    0

    8.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе объективно оценивать результат своей работы?

    8.1

    Да.

    2

    8.2

    Не совсем.

    1

    8.3

    Не помогло.

    0

    9.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе успешно усвоить программу по большинству предметов?

    9.1

    Да.

    2

    9.2

    Не совсем.

    1

    9.3

    Не помогло.

    0

    .

    Критерий оценивания сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся.

    Группа

    Баллы

    Учащиеся, которые считают, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск не помогло.

    0-6

    Учащиеся, которые считают, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогают не всегда.

    7-12

    Учащиеся, которые считают, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло.

    13-18

    Регулятивные УУД.

    Содержание вопроса/ ответ

    Баллы

    1.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе в планировании своей работы?

    1.1

    Да.

    2

    1.2

    Не совсем.

    1

    1.3

    Не помогло.

    0

    2.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе научиться придерживаться плана?

    2.1

    Да.

    2

    2.2

    Не совсем.

    1

    2.3

    Не помогло.

    0

    3.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе всегда добиваться запланированного результата?

    3.1

    Да.

    2

    3.2

    Не совсем.

    1

    3.3

    Не помогло.

    0

    4.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе научиться проверять результат, находить и исправлять ошибки?

    4.1

    Да.

    2

    4.2

    Не совсем.

    1

    4.3

    Не помогло.

    0

    5.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе научиться самостоятельно выполнять задания?

    5.1

    Да.

    2

    5.2

    Не совсем.

    1

    5.3

    Не помогло.

    0

    Критерий оценивания сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся.

    Группа

    Баллы

    Учащиеся, которые считают, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск не помогло.

    0-3

    Учащиеся, которые считают, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогают не всегда.

    4-7

    Учащиеся, которые считают, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло.

    8-10

    Личностные УУД.

    Содержание вопроса/ ответ

    Баллы

    1.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе формировать собственное отношение к изучаемому материалу?

    1.1

    Да.

    2

    1.2

    Не совсем.

    1

    1.3

    Не помогло.

    0

    2.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе адекватно принимать позицию, отличающуюся от твоей?

    2.1

    Да.

    2

    2.2

    Не совсем.

    1

    2.3

    Не помогло.

    0

    3.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе адекватно принимать успешность/ неуспешность своей деятельности?

    3.1

    Да.

    2

    3.2

    Не совсем.

    1

    3.3

    Не помогло.

    0

    4.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе успешно определять область знания/незнания?

    4.1

    Да.

    2

    4.2

    Не совсем.

    1

    4.3

    Не помогло.

    0

    5.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе научиться нести ответственность за результат?

    5.1

    Да.

    2

    5.2

    Не совсем.

    1

    5.3

    Не помогло.

    0

    6.

    Считаешь ли ты, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло тебе научиться использовать свой собственный жизненный опыт при решении учебной задачи?

    6.1

    Да.

    2

    6.2

    Не совсем.

    1

    6.3

    Не помогло.

    0

    Критерий оценивания сформированности личностных универсальных учебных действий учащихся.

    Группа

    Баллы

    Учащиеся, которые считают, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск не помогло.

    0-4

    Учащиеся, которые считают, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогают не всегда.

    5-8

    Учащиеся, которые считают, что использование на уроках истории и обществознания сервисов Linoit.com,  Learning Apps,  Googl Диск помогло.

    9-12



    Предварительный просмотр:

    Муниципальный этап Всероссийского конкурса G:\мои конкурсы\учитель года\1555923928_1518883330_uchitel-goda-rossii-990x495.jpg

    «Учитель года России – 2020»

    Конкурсное задание «Эссе».

    Кунева М.Е.

    МБОУ Леньковская основная школа.

    «Учитель: времена года».

    Вслед за древнегреческим ученым Пифагором под волшебную музыку Вивальди приглашаю поразмышлять о временах года учительской жизни, независимо от того, какой сезон у вас за окном.

    Все начинается весной. Воздух свеж и прозрачен, а небо – не бывает выше и голубее! Солнце играет, наполняя природу надеждой, ожиданием чего-то большего и лучшего…

    В жизни каждого учителя есть своя Весна, когда он, совсем неопытный, с энтузиазмом принимается за работу, приходит на свой первый урок. Это время, когда он полон энергии и задумок, которые так и не терпится начать достигать, время первых свершений, ярких впечатлений и глубоких чувств! Он полон решимости, верит в себя, верит в то, что сможет осуществить задуманное. Он как росток, пробившись сквозь толщу грунта, крепнет и набирается сил.

    Однако, не все так просто: погода пока неустойчива, а тепло обманчиво, то и дело вторгаются холодные массы проблем: программы, планы, отчеты, конспекты, сценарии, контрольные, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Яркое солнышко соседствует с похрустывающим ледком лужиц, а новорожденные листья и цветы так хрупки и беспомощны… И хорошо, если рядом окажется заботливый садовник в лице школьной администрации или коллег, который поможет молодому побегу расти: будет поливать, удобрять его, рыхлить землю у корней, поставит опору.

    Когда планы достижения целей выстроены, когда стали появляться первые «цветы» трудов учителя, когда начинают завязываться «плоды», наступает особая пора – пора упорной работы, усиленного труда. Вот оно – Лето учительской жизни!

    Лето – это, на самом деле, не пора наслаждения и релаксации, это не время для отдыха, как принято считать. Это время наибольшей продуктивности, когда нужно прилагать усилия для достижения поставленных целей, когда нужно противостоять лени, усталости. Лето – это пора, когда учитель уже видит «плоды», но еще нужно время и усилия, старания, чтобы они «созрели» как следует. Это время наибольшего созидания, реализации того, что было заложено в период Весны. Жаркое время, но счастливое: сколько радостей и трудностей предстоит!

    В свое педагогическое Лето учитель добивается уважения и признания своих качеств, знаний и способностей со стороны коллег.

    Когда пора пожинать плоды своих трудов, наступает Осень. Пора спокойная, по-своему прекрасная и чарующая золотой листвой, паутинками в небе. Пора мудрости и созревания, углубления морщинок и серебрения висков.

    Это время, когда учитель не только подводит итог своей деятельности, подсчитывает «потери» и «приобретения», но и наслаждается результатами своих трудов и стараний, решает, как ими распорядиться, как сохранить, как этими «плодами» поделиться с окружающими. Он делает вывод о том, как хорошо потрудился, что получилось, а что нет и почему, проводит анализ своей педагогической деятельности, решает, что стоит улучшить, исправить. В свою педагогическую Осень он сам становится наставником для молодых педагогов.

    В осенней поре есть небольшой отрезок времени, зовущийся «бабьим летом». Так и в педагогической деятельности бывает всплеск мастерства.

    И вот в жизни учителя наступает Зима – прекрасная, белоснежная пора! Период размышлений и подготовки к Вечности. Физическое тело постепенно лишается своей энергии, силы, а дух, наоборот, становится более сильным, светлым, чистым.

    Учитель живет, радуясь каждому дню, помогая всем, кто просит и всем, кому может помочь.

    Учительская Зима – это пора отдохновения и воспоминаний. Что же вспоминает учитель? Своих коллег, с которыми делил победы и трудности. Свои уроки, в которые вложил весь опыт, творчество и душу. Своих учеников, ответственных и не очень, послушных и озорных, чье сердце держал в своих руках. Свой кабинет, в котором расставлял мебель, красил стены и пол, развешивал стенды к учебному году. Он прошел большую часть пути.

    Все происходит гармонично, как у Природы: постепенно опадают листья, дерево засыпает… Засыпает, чтобы дать росток следующей жизни! И все повторится снова! Снова и снова!

    Но уже без него… Но уже не с ним…


    Комментарии

    Бизяева Валентина Петровна

    Марина Евгеньевна! Удачи и победы Вам на конкурсе!

    Кунева Марина Евгеньевна

    Спасибо за поддержку!