Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Весна»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Татьяна Николаевна Тищенко

    составление рассказа с помощью пошаговой методики ТРИЗ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

    на тему  «Весна»

    Программное содержание.  Учить составлять описательный рассказ по картине, используя пошаговую методику (ТРИЗ). Стимулировать индивидуальное восприятие картины каждым ребёнком, дополняя придуманными событиями, предшествующих изображённым и последующих.  Упражнять в образовании однокоренных слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.  Продолжать учить детей произносить фразы с заданной интонацией.

    Оборудование. Сюжетная картина, иллюстрации с изображением весенних признаков (проталины, сосульки и т.п.), фланелеграф, кружки и полоски для фланелеграфа, аудиозапись, мяч.

    Ход занятия:

    - Дети, послушайте загадку:

    «Тает снежок,

    Ожил лужок,

    День прибывает,

    Когда это бывает?»    (весной)

    -А с чего начинается весна? Назовите самые первые приметы весны в природе.  (Днём стало пригревать солнце, подул тёплый ветер, стало теплее, снег набух, потемнел и стал таять, закапали сосульки (капель), появились проталины, побежали ручьи, день стал длиннее)

    - Какая из этих примет самая главная, самая важная, самая первая? (Солнце не только светит, но и греет)

    - В старину дети зазывали солнце:

    «Солнышко, солнышко,

    Загляни в окошко!

    Ждут тебя детки,

    Ждут  малолетки!»

    - Кто такие - малолетки? (маленькие дети)

    - Скажите этот стишок зазывно – прося солнышко появиться. А теперь с обидой, что не появляется давно. Наконец, с радостью в ожидании тепла солнышка.

    -Долго шла весна тайком

    От ветров и стужи,

    А сегодня прямиком

    Шлёпает по лужам,

    Гонит талые снега

    С гомоном и звоном,

    Чтобы выстелить луга

    Бархатом зелёным.

    «Скоро, скоро быть теплу!»

    Эту новость первой

    Барабанит по стеклу

    Серой лапкой верба…

    - Давайте заглянем,  вместе с вербой в одно окно! (демонстрация картины)

    - А чтобы ничего не упустить позовём на помощь волшебника -  Дели-Давай. Помните такого? Взяли свои кинокамеры и посмотрели на картину взглядом «дели!» (соединяют ладошки в «трубочку») Итак, что вы видите через свой глазок? Наводите камеру так, чтобы был виден только один предмет (дети называют, а воспитатель фиксирует в кружочках на фланелеграфе)

    - Мы всё рассмотрели, но нельзя - же оставлять её в таком разобранном виде. Надо навести порядок – соединить части в целое вместе с Дели – Давай. Обосновывайте свои решения (дети выявляют связи, соединяя нужные кружки полосками)

    Включается тихая, лёгкая музыка.

    - Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали в картину. Прислушайтесь…Что происходит рядом с вами? Что вы слышите? (капель, пение скворца, стук ветки и т.п.)

    - А теперь откройте глаза и войдите в картину. Походите в ней. Что вы почувствовали? Притроньтесь и проведите рукой по всему, что вы встретите в комнате и за окном. Что почувствовали теперь? (сосулька холодная, мокрая, острая; пушистая  ветка вербы, тепло солнышка, гладкий ствол и т.п.)

    - Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы солнышко.

    (дети стоят  полукругом, воспитатель  поочерёдно бросает мяч и произносит слова: ветка, лист, ручей, трава, туча, дождь, ветер,  цветок, дерево, лужа)

    - Итак, наша камера обследовала все уголки картины. Закончилась ли на этом её работа? Пожалуй,  нет. Мы переложим  камеру в руки другого волшебника – Отставай- Забегай. Он позволит нам узнать, что происходило в этой комнате ранее и что будет дальше. Давай - Отставай! Кто был в этой комнате? Чем занимался? Где он сейчас?  (ответы детей)

    - А теперь – Забегай! Что будет дальше? (ответы детей)

    - Вот теперь мы знаем обо всех событиях и можем их восстановить.  Помогайте мне. (Дети вместе с воспитателем составляют рассказ по картине). 

    -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

    Уточнить знания детей о диких животных;Совершенствовать грамматической строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притя...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) "Путешествие к Незнайке в "Загадочный лес"

    Зантие - развлечение по лексической теме "Дикие животные средней полосы России"...

    конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

    Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: "Весенняя сказка"

    Р Подробный конспект с программным содержанием. На занятии используются словесные игры, знаки символы, графическое упражнение, прослушивание музыкальных записей. Занятие способствует обучению сочинен...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Книжкины истории».

    Цель: закрепить знания детей по теме «Книги». Программное содержание.  Задачи.      Учить применять полученные знания в специально подготовленной обстановке. Ут...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Дикие животные наших лесов.»

    Конспект занятия предназначен для закрепления и обобщения темы: "Дикие животные наших лесов"....


     

    Комментарии

    Борейко Татьяна Викторовна

    Татьяна Николаевна, мне очень понравились использованные Вами приёмы по работе с логопедическими детьми. Возьму на заметку приём с видеокамерой "Сложи ладошки трубочкой" и проговаривание четверостиший с разной интонацией. Спасибо, удачи, хороший конспект, ничего лишнего.