Главные вкладки

    Бесполезные предметы

    Мудрецов Игорь Вячеславович

    Бесполезные предметы -  технология, ОБЖ, МХК, музыка и т.д.  Приходилось слышать подобное? Мне приходилось и не раз, не далее как как вчера от даже учителя, профессионала...  А уж от детей и родителей и подавно приходилось.  Так как, действительно  бесполезные предметы? 

    Интересно ваше мнение. Впервые предлагаю, прежде чем продолжить читать пост далее, дать ответ (хотя бы себе). 

    _______________________________________________________________________________________________________________

    Ну и мое мнение. Мой ответ на этот вопрос.

     

    Я бы разделил эти предметы на 2 функциональные группы - искусство и прикладной направленности.

    Вторая группа очевидно формирует определенные навыки необходимые в жизни, как умение выполнять определенные операции и навыки связанные с безопасностью выполнения этих операций. Тут особо и говорить (рассуждать) не стоит, это жизненно необходимо.

    Первая группа, искусство - не просто услада для души, не просто призвана формировать гармоничную и высококультурную личность, но и помогает школьникам учиться, "структуирует" их мозг, развивает творческое начало, воображение и зоны мозга ответственные за творческое начало. Убрать эти предметы, значит лишить школьников ряда функциональных возможностей, без которых гармоничноек развитие не равитие.

    Возьмем стихи. Помните, я говорил, что нашему мозгу нужны выпуклые образы, что настоящую поэзию именно это и отличает от набора рифмованных строк?  Классическая поэзия - это не только услада для души, но и нейрофизиологическая тренировка для мозга. Стихи не только облагораживают нас духовно, но и развивают наш мозг. Даже при простом прочтении стихов активизируются зоны мозга не доступные при всех других обычных прозаических формах деятельности.  Нейронная  активность в сером веществе во время чтения стихов распределяется таким образом, что затрагивает даже зоны  ответственные за воспоминания о прошлом опыте.

    Это физиология. И доказано это опытным путем, скепсис тут даже неуместен. Опыты показали, что при чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты  и выпуклые образы. Например, когда шекспировский эпитет “безумный” в адрес ветра заменяли на более простое в данном контексте слово “яростный”, мозг воспринимал это прилагательное как само собой разумеющееся. Но именно необычный эпитет “безумный” заставлял нервную систему мобилизоваться, словно мозг пытался осознать, что делает здесь это слово.  Поэзия, высокая поэзия  вызывает избыточное возбуждение в мозгу.

    Причем этот эффект сохраняется еще некоторое время,  мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет этот  импульс еще какое-то время.  Происходит эффект накопления возбуждения нейронных связей. Как с наркотиком.  Чтение поэзии, а еще лучше заучивание стихов, активирует оба полушария мозга, что практически недоступно при обычных видах деятельности, в том числе и  зону правого полушария мозга, ответственную за автобиографические воспоминания. Читатель словно обращается к пережитому личному опыту в свете только что полученных впечатлений, переосмысливая имеющийся опыт.

     Музыка, предмет, отношение к которому всем прекрасно известно, никак, казалось бы, не связанная с остальными школьными дисциплинами, но именно она в большей степени чем остальные, помогает школьникам лучше учиться.

    Музыка развивает вербальную память. Давным давно доказано, что и  музыка влияет на наш мозг удивительным образом, заставляя работать оба полушария, улучшая память и умственные способности.  Человек даже несколько лет занимающийся музыкой на долго получает этот нейронный заряд, на долгие годы сохраняя хорошую память.  Все это подтверждено экспериментально.

    Живопись. Люди в той или иной мере мере, но обладают чувством гармонии, это чувство заложено природой. Но и развить его можно, а развитие гармоничного взгляда, это сродни развитию логики, абстрактного мышления.

    Причем, это чувство гармонии для истинных художников велико настолько, что поменяй в их творениях цвета местами, даже у абстракционистов и оно не восприниматься, перестает вызывать интерес. Да, даже перевернутое полотно и то вызывает меньших отклик в мозгу людей. Это удивительно, но это факт,  тоже подтвержденный экспериментально.

    Сравнивали даже списки и оригиналы. И тот же эффект - оригиналы вызывают больший отклик, задействуют больше нейронных групп. И таких интересных закономерностей много, что нравятся нашему мозгу.  Но, оставим великих. Рисование. Доказано, что рисование также развивает мозг, тут и включение мелкой моторики и художественное чутье и зрительные образы и воображение, долго можно перечислять, но все это работает в одном направление - развитие. Развитие мозга.

    Помните я упоминал про гомункулуса  Пенфилда? Кто не знает, почитайте что это за зверь такой в нашем мозгу. Так вот, чем вы его кормите, такой он и вырастает. Какую зону стимулируете, та и превалирует. И не превалирует, но и начинает довлеть над остальными.

    Вывод такой - это не бесполезные предметы, это предметы полезны, возможно, даже в большей степени, чем та же биология или химия, а искусство - это не просто сложение рифмованных слов,  упорядоченных нот или бесформенный хаос мазков на полотне, это то, что "радует" и "структуирует" наш мозг, развивая его и личность. Высокодуховную и гармоничную личность.

     

     

    Комментарии

    Луценко Светлана Ивановна

    Да,они важны! Все верно вы сказали-развитие! Жаль,очень жаль что дети и многие родители этого не понимают!

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Если перечисленные предметы ведёт заинтересованный, творческий педагог, вопрос об их бесполезности никогда не возникнет...ни у родителей, ни у детей)

    Мудрецов Игорь Вячеславович

    Согласен, что многое зависит от педагога, но все же это довольно устойчивое мнение, даже в среде учителей. А ведь оно в корне не верно для этого возраста.

    Оксана Владимировна Курпитко

    Первым делом я вспомнила себя в школе. И знаете, я помню уроки технологии и уроки музыки, а ведь прошло более 20 лет со дня окончания школы. Значит они были интересны и важны для меня. Кроме того, я помню музыкальные произведения, репродукции картин и более того, я помню биографии некоторых композиторов (именно то, что рассказано было на уроке). Я считаю, что для общего и гармоничного развития личности, мы должны развиваться культурно, расти духовно. Настолько успокоительной бывает музыка, а какие грани души может затронуть поэзия... Все это должно учитываться, когда мы развиваем и воспитываем ЧЕЛОВЕКА.

    Каретникова Ульяна Геннадьевна

    Я считаю, что все предметы важны и нужны! Дети должны развиваться эстетически, нравственно, на этих предметах можно подискутировать, обсудить, проанализировать. Но при условии, что предметы ведутся специалистами, и чтобы детям было интересно на уроке.

    Мудрецов Игорь Вячеславович

    Условие - специалист, далеко не всегда работает в нашей сфере. Я бы сказал немного по другому - профессионал. Бывает, что человек не является специалистом, но на его уроках интересно, его любят, прислушиваются и предмет легко усваивается. Про него и можно сказать - профессионал. Это талант.

    Превосходство одних предметов над другими далеко не очевидно, но очевидно другое - оно имеет место быть в сознании школьного сообщества на всех уровнях - начиная с администрации, учителей и заканчивая школьником. И это настоящая проблема. Не высказанная, но проблема.

    Титова Юлия Владимировна

    У каждого человека свои пристрастия, свои любимые предметы.Кому-то нравится химия, кому- то математика, кто-то покорен искусством. Уже не так важно, как его преподносят учителя. Если плохо, то это просто раздражает, но не перестает нравится само по себе.У нас в свое время был прекрасный учитель биологии, все, и я в том числе, глубоко уважали его, но музыку я не предала. Предметы не могут быть бесполезными, они как "зазывалы", показывают свои хорошие стороны, чтобы увлечь и "разбудить" того, кто ищет. В итоги мы получаем общее образование. С другой стороны, нет отдельной школы химии, математики или биологии, зато есть дополнительное образование - музыкальная школа. На все сто процентов согласна, что музыка развивает, но она и лечит. "Музыка - не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья. " В. М. Бехтерев
    Виднейшие древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон, указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Уже доказано,что мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. Мы же ищем удовольствия. А музыка в любом возрасте - это радость восприятия. О, да тут можно написать целый трактат о пользе музыкального искусства.32 года работаю в музыкальной школе) Всё в жизни важно и нужно. Главное знать свое предназначение, а не плутать, познавая свои силы.

    Мудрецов Игорь Вячеславович

    Спасибо, Юлия Владимировна! Сложно не согласится. Однако, снова как пономарь ))) - это данность, заблуждение, прочно сидит в умах людей от мала до велика. Увы.

    Костяева Елена Вениаминовна

    Музыку как вид искусства никак нельзя назвать второстепенной. История музыкальных стилей - это история открытий человеческого ума, живая смена почерков и мировоззрений, техник и манер исполнительства. Если перед тобой юношеская аудитория, это значит, что ты не только рассуждаешь об истинах искусства, а открываешь мир глубоких мыслей и чувств для детей и в самих детях. Они это очень чутко понимают и хотят разобраться в тонкой и многокрасочной материи, которая называется музыка...
    Сейчас я преподаю иностранный язык, но в прошлом была музыковедом, лектором, работала с известными оркестрами и исполнителями г.Нижнего Новгорода. По сей день я остаюсь увлеченным просветителем музыкальной культуры и вижу, что она по-прежнему живо интересует сегодняшнюю молодежь.

    Мудрецов Игорь Вячеславович

    А вот это ни может не радовать! Это очень здорово, что интересует и что вы это видите. К сожалению, вынужден констатировать факт, что это, в массе, скорее исключение, чем данность. Да и не родился бы этот пост тогда, будь по другому.

    Потехина  Наталья Сергеевна

    Мы учителя воспитываем личность,а как может состоять личность без культуры.На уроках музыки , изобразительного искусства, литературы мы прежде всего формируем у детей интерес к произведениям мировой культуры. Приобщение к прекрасному - это наша и духовность , и нравственность, и интеллект.Сколько в мире примеров .Великие ученые были прекрасными художниками, музыкантами и поэтами.

    Мудрецов Игорь Вячеславович

    Несомненно.