Главные вкладки

    Объединение "Мой край"

    сайт объединения дополнительного образования

    Ни шагу назад, ни шагу на месте , только вперед и только вместе.

    Навигация

    Наше обединение создано в сентябре 2017 года. Посещают его ребята первых -пятых классов. На занятиях кружка мы учимся создавать красивые вещи из природного материала. Мы занимаемся  изучением родного края, его традиций и обрядов. Параллельно мы учимся делать поделки из природного материала, исследовать и охранять природу.

    Новости

    Заголовок: Роспись Палех (Сказочные миниатюры)
    Цель: изучить историю росписи Палех, её особенности.
    Чтобы ознакомиться с темой занятия пройдите по ссылке http://mirtv.ru/video/58401/
    Вопрос на закрепление: какие краски используют при росписи Палех? Ответы присылайте на эл. адрес: belokopitova29@mail.ru или на телефон

    Заголовок: "Изучение элементов городецкой росписи"
    Цель: развивать практические навыки исполнения городецкой росписи
    Пройдите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=2-a8EbPAtGI и изучите приёмы городецкой росписи.
    Задание: используя советы мастера постарацйтесь создать рисунок из элементов городецкой росписи. Фото рисунка присылать на эл. почту belokopitova29@mail.ry или телефон.

    Заголовок "Городецкая роспись" дана 20.04. Пройдите по ссылке данной в новости за 20 апреля.
    Ответты на вопросы присылать на эл. почту belokopitova29@mail.ru или на телефон

    Заголовок: "Гороецкая роспись"
    Цель: изучить историю возникновения и особенности городецкой росписи.
    Пройдите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=2YIFMhbglHc
    Ответьте на вопрос: какие сорта древа используют в городецкой росписи? Чем ородецкая роспись отличается от других промыслов?

    Заголовок: "История возникновения. Типы, смысловое значение орнамента" дана 13.04.20 г. Открыть новость за 13.04.20 г. изучить новую тему и выполнить задания. Ответы выслать на почту belokopitova29@ mail.ru или на телефон

    Заголовок занятия "Хохломская роспись" дана в новости за 17.04.20 г. Ознакомьтесь с темой и отправьте свои ответы на почту belokopitova29@mail.ru или на телефон

    Заголовок: Хохломская роспись
    Ель: изучить особенности хохломской росписи, историю её возникновения.
    Хохломская роспись считалась символом огня, а цвет исполнения ассоциировался с чем-то прекрасным, красивым, а также отождествляли с румянцем солнца и его свечением, то есть с цветом неба и небесным явлением.
    Этот вид росписи как будто пронизан лучами света, а изделие само излучало свет от золотого сияния, так как, всматриваясь в него, перед глазами смотрителя возникали чудесные видения.
    Основы орнаментов:
    Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
    Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристыйоловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.
    На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно. Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой. Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств. Как уже говорилось выше, в хохломской росписи сложилось два вида письма «фоновое» и «верховое».
    Пройдите по ссылке: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/hohloma/ka...
    Ответьте на вопрос: где сегодня процветает промысел хохломской росписи?

    Ответы присылайте на почту belokopitova29@mail.ru или телефон

    Заголовок "Психологическое действие цветов радуги на человеческий организм". Изучите данную тему за 08.04. Выполните задание.

    Композиция из орнаметна полевыхи садовых цветов.
    Цель: развить навыки по составлению оранмента их полевых и садовых цветов.
    Онамент чаще применяется для окантовки готового издения, поэтому вам предлагается сделать рамку для фотографии или своей поделки из орнамента из садовых или полевых цветов. Можно использовать приёмы стилизации.
    Чтобы ознакомиться с примерами изготовления такой рамки перейдите по ссылке https://ru.depositphotos.com/stock-photos/%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC....
    Готовые работы необходимо представить на эл. почту belokopitova29@mail.ru bkb или на телефон.

    Занятие по теме: История возникновения, типы, смысловые значения орнамента" дано в новости за 13.04.20 г.

    Заголовок: "Природа в круге"
    Практическое занятие по развитию навыков стилизации, оформительской работы.
    Пройдите по ссылке: https://xrest.ru/original/%D0%9E%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%...
    и ознакомьтесь с картинами в круге. Попробуйте сделать такой же рисунок с элементами стилизации.

    Итоговое занятие по теме: "Круговорот веществ в доме" предсталено в новости за 06.04.20.

    История возникновения. Типы, смысловое значение орнамента.
    Орнамент – основной способ украшения изделий декоративно-прикладного искусства. Элементы орнаментов создаются стилизаций реальных природных форм.
    Орнамент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости. Происхождение орнамента, доподлинно, неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно - поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность.
    Виды орнаментов
    Видов орнамента за его немалую историю появилось довольно много, вот некоторые из них:
    • Технический. Узоры, которые рождаются сами собой, вклад человека здесь минимален. Пример технического узора – переплетение нитей в определенной последовательности. Если переплетать нити согласно какой-то определенной технологии, то получится упорядоченный орнамент.
    • Символичный. Орнамент, которому люди придавали сакральное значение, путем нанесения определенных символов. Одним из таких символов являлся круг – символ Солнца.
    • Геометрический. Четкий и упорядоченный орнамент, основанный на простых геометрических фигурах, иногда – цветных.
    • Растительный. Люди изображали на орнаментах растения, которые росли в месте их обитания. Так, для каждой страны характерны свои собственные мотивы. Растительный вид орнамента все еще считается самым популярным.
    • Каллиграфический. После появления письменности, люди стали разбавлять геометрические фигуры и растения буквами, особенное распространение этот вид получил в странах востока.
    • Фантастический. Главным образом, включал себя большинство особенностей предыдущих видов. Мастера давали волю своему воображению, изображая разных мифических животных или птиц – в то время изображать человека было запрещено церковью.
    • Астральный. По сути, астральный орнамент – изображение солнца, неба, облаков и разных небесных тел, будь то другие планеты или звезды.
    • Пейзажный. Крайне редкий, однако, от того не менее живописный вид орнамента, который встречается, главным образом, на текстильных изделиях.
    • Анималистический. Орнаменты включали в себя изображения животных или птиц.
    • Антропоморфный. Орнамент, на котором человек изображал либо сам себя, либо других людей.
    Задание: найдите орнамент на предметах быта и домашней утвари или нарисуйте сами, сфотографируйте и вышлите на почту belokopitova29@mail.ru

    Заголовок: Заголовоктический рисунок. Стилизайция
    Цель: изучить понятие стилизация, развить навыки стилизации простых тематических рисунков.
    Стилизация
    Стилизация- упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм- характерная черта стилизованного рисунка. Чтобы стилизировать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Ими могут служить характерный объем отображаемого предмета, характерные линии и формы. Когда они найдены, начинается работа над стилизацией предмета. Минимальными графическими средствами из основных характерных черт "составляется" картинка. При стилизации не передается объемно пространственное построение, конечно, художник должен мастерски владеть рисунком, чтобы иллюзорно передавать его, но здесь действует воображение зрителя, которое само "дорисовывает" его в воображении. В роли пространства выступает бумага. Художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него- незаконченность и лаконизм при этом служат одними из главных средств выразительности. Стилизация используется в логотипах, плакатах, орнаментах, шаржах- здесь наиболее задействована стилизация, как главное средство выражения идеи. Стилизация может проявляться и в живописи. Ее начали применять в работах художники с середины XX века. Стилизацию используют современные художники- не зацикливаясь на воспроизведении действительности "документально", они прибегают к упрощению- стилизации и, главным образом, передают идею, задумку. Стилизация имеет место быть не только в передаче форм, но и цвета. Вспомните работы Микеланджело, и вспомните работы Кандинского. Насколько упрощена передача действительности у последнего. Но никто не посмеет назвать его "не художником", искусством слилизации тоже нужно владеть.

    Стилизация
    Если вы хотите научиться искусству стилизации, начинайте с малого. Попробуйте сделать стилизованный рисунок растения. Подсолнух, гроздь винограда, ветка дерева- что угодно. Сначала порисуйте наброски. Изучите растение, прочувствуйте его характерную форму- чем это растение отличается от других. Выделите эти основные характерные черты. Если этот этап работы сделан, начинайте работать над стилизацией данного растения. Как уже было сказано раньше, в рисовании можно использовать штрих, линию, пятно. Выберите для себя малое- пятно и линия, штрих и линия, работа одним пятном. Дальше идет дизайн. Вы должны придумать интересную форму растению, красивую картинку. Но в любом случае, какой стилизованный рисунок у вас бы не получился, растение должно быть сто процентно узнаваемо.
    те по ссылке: http://learn.unium.ru/uniumdesign/design1/lesson4/ Изучите представленный материал и создайте стилизованный рисунок дерева. Пусть это будет дерево счастья. Фото своих рисунков необходимо выслать на адрес belokopitova29@mail.ru bkb ntktajy

    Занятие по теме "Психологическое действие цветов радуги на человеческий организм" дана 08.04.2020 г.
    Обучающимся необходимо ознакомиться с темой и комментировать на вопросы.

    Заголовок занятия: Круговорот веществ в доме" дана за 06.04.2020 г.
    Обучающимся просьба посмотреть занятие,выполнить задания и отправить на эл. почту или в гостевую данного сайта

    Заголовок: "Психологическое действие цветов радуги на человеческий организм"
    Известно, что цвет окружающих человека предметов и обстановки влияет на его настроение, восприятие окружающего в целом, и даже на здоровье! Каково же именно это влияние?
    Для начала разберемся с классификацией цветов. Они бывают:

    Стимулирующие («теплые»). К ним относится весь спектр по хроматическому тону от красного до желтого, и по яркости – в сторону белого (кармин, киноварь и т. д.). Основное свойство этих цветов – вызывать возбуждение. Они стимулируют интерес человека к окружающему миру, общению и деятельности.

    Дезинтегрирующие («холодные»). К ним относится весь спектр от фиолетового до сине-зеленого. Основное свойство – вызывать торможение. Это холодные, успокаивающие и снимающие возбуждение тона. Они вносят в поведение человека рассудочность и рациональность.

    Статические («уравновешивающие»). К ним относят – зеленый, желто-зеленый, оливковый и другие цвета средней части спектра как светлых, так и темных оттенков. Способствуют спокойствию, стабильности и погруженности человека в свой внутренний мир.

    Пастельные («мягкие»). Сюда относят: розовый, салатовый, серо-голубой, лиловый и другие цвета верхней части спектра (ближе к белому), имеющие малую насыщенность. Обладают свойством вызывать ощущение мягкости, нежности, слабости. Это чистые, приглушенные, мягкие тона, создающие ощущение сдержанности, скромности, нежности и ласки.

    Подавляющие («угнетающие»). Это черный и другие цвета спектра с повышенной насыщенностью. Основное свойство – вызывать ощущение угнетения и давления. Производят мрачное, угрюмое, гнетущее впечатление, вызывают тоску и страх.

    Так, красный цвет — самый горячий в спектре. Он сильнее всех действует на человека: повышает иммунитет и активность, раздражает зрение, повышает артериальное давление и ускоряет обмен веществ.

    Оранжевый цвет, как и красный, «будит» биоэнергетику и иммунные силы организма. Кроме того, он возбуждает аппетит, своей солнечной жизнерадостностью снимает последствия стрессов, повышает обменные процессы в организме.
    Желтый — цвет солнца и тепла. Он вызывает жизнерадостность и доброту, придает уверенность. Желтый полезен при заболеваниях пищеварительной системы.
    Зеленый цвет — почти нейтральный, цвет молодости и весны. Он улучшает зрение, успокаивает нервную систему, способствует отдыху после напряженного дня. Этот цвет способствует угасанию воспалительных процессов, заживлению ран, излечивает бессонницу.
    Голубой — помогает расслабиться и успокоиться. Он благоприятно воздействует на нервную систему, успокаивает раздражительных и вспыльчивых людей. Полезен для кровообразования, при болезнях желчного пузыря и печени.
    Синий холодный цвет действует успокаивающе на нервную систему. Он полезен при аритмии, тахикардии, при сердечной недостаточности. Этот цвет снижает усталость и помогает сконцентрировать мысли.
    Фиолетовый — самый загадочный цвет. В зависимости от характера он действует на человека по-разному. Спокойным людям он помогает наполниться энергией и расслабиться, раздражительным и вспыльчивым — абстрагироваться, а веселых людей заставляет задуматься и помолчать. На людей, имеющих слабую нервную систему, он действует угнетающе и может вызвать меланхолию или депрессию
    Задание: пройдите по ссылке, чтобы найти ответ на вопрос: Что такое арт-терапия?
    https://naked-science.ru/article/psy/psychological-rainbow
    Ответы высылайте на эл. почту: belokopitova29@mail.ru или пишите в гостевой данного сайта

    Группа "Мой край" 3 "б" класс группа 5 "Б" класс
    Занятие за 07.04.20 г. дано в новости за 06.04.20 г.
    Обучающимся просьба посмотреть занятие,выполнить задания и отправить на эл. почту

    "Путешествие воды из крана в водоём"
    Для ознакомления с темой вам необходимо пройти по предложенным ссылкам

    https://www.youtube.com/watch?v=75zIKTw1ZjY
    https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=F3iusznWsb4&feature=emb_...
    https://www.youtube.com/watch?v=GlsO24sBzBI
    Для закрепления полученных знаний сделайте эскиз листовки, призывающей к бережному отношению к воде и природе вообще. Фото эскизов необходимо отправить на эл. почту belokopitova29@mail.ru или по ватсапу (вайберу)

    Итоговое занятие по теме: "Круговорот веществ в доме"
    Изучая данную тему вам были даны задания проследить круговорот веществ в вашем доме. Вы сделали выводы по своим наблюдениям. Главным выводом оказалось то, что человек в цепи питания является чистым "потребителем" и "производителем" большого количества отходов.Сравните свои результаты наблюдений с данными в фильме ссылка 1
    Изучите способы вторичного использования отходов https://www.youtube.com/watch?time_continue=17&v=o9A7mAFd6Wg&feature=emb...
    https://www.youtube.com/watch?v=6EIWQ7xO9iY
    Нарисуйте листовку в защиту природы от мусора, сфотографируйте и вышлите на почту belokopitova29@mail.ru

    Для ознакомления с темой необходимо пройти по ссылкам

    https://www.youtube.com/watch?v=DQU96HT9M8k, https://www.youtube.com/watch?v=RhwcbjGHuJk
    Подумайте, какую цепь питания вы можете пронаблюдать в природе. Запишите эту цепь питания.

    Заголовок занятия: "Круговорот веществ в доме (кислород, углекислый газ, вода, отходы)

    Ребята, вы конечно помните тему из окружающего мира "Круговорот веществ в природе".Кто не помнит можете посмотреть видеофильм по данной ссылке https://youtu.be/FxON05nNZ1Y

    Сегодня я предлагаю проанализировать как происходит круговорот веществ в вашем доме. Понятно, что замерить количество потреблённого кислорода и выделенного углекислого газа вам не удастся, но определить потребление воды и производство отходов вполне возможно. Для этого вам необходимо замерить какое количество воды потребляет ваша семья за одни сутки. Также необходимо замерить сколько и каких отходов производит ваша семья. проанализируйте полученные данные и сделайте вывод о круговороте веществ в вашем доме.

    Вывод можно отправить на эл. почту belokopitova29@mail.ru

    Заголовок занятия: "Круговорот веществ в доме (кислород, углекислый газ, вода, отходы)

    Ребята, вы конечно помните тему из окружающего мира "Круговорот веществ в природе".Кто не помнит можете посмотреть видеофильм по данной ссылке https://youtu.be/FxON05nNZ1Y

    Сегодня я предлагаю проанализировать как происходит круговорот веществ в вашем доме. Понятно, что замерить количество потреблённого кислорода и выделенного углекислого газа вам не удастся, но определить потребление воды и производство отходов вполне возможно. Для этого вам необходимо замерить какое количество воды потребляет ваша семья за одни сутки. Также необходимо замерить сколько и каких отходов производит ваша семья. проанализируйте полученные данные и сделайте вывод о круговороте веществ в вашем доме.

    Вывод можно отправить на эл. почту belokopitova29@mail.ru

    Заголовок занятия: "Круговорот веществ в доме (кислород, углекислый газ, вода, отходы)

    Ребята, вы конечно помните тему из окружающего мира "Круговорот веществ в природе".Кто не помнит можете посмотреть видеофильм по данной ссылке https://youtu.be/FxON05nNZ1Y

    Сегодня я предлагаю проанализировать как происходит круговорот веществ в вашем доме. Понятно, что замерить количество потреблённого кислорода и выделенного углекислого газа вам не удастся, но определить потребление воды и производство отходов вполне возможно. Для этого вам необходимо замерить какое количество воды потребляет ваша семья за одни сутки. Также необходимо замерить сколько и каких отходов производит ваша семья. проанализируйте полученные данные и сделайте вывод о круговороте веществ в вашем доме.

     

    Вывод можно отправить на эл. почту belokopitova29@mail.ru

    Итоговое занятие по теме:"История старинных вещей" проводится в форме творческого отчёта. Вам необходимо выслать фотографию вашей семейной реликвии и написать небольшой комментарий.На фотографии могут быть вещи оставшиеся со времён ВО войны, ордена и медали ваших прадедов, письма с фронта или просто старинная вещь, которая дорога вашему семейству.
    Фото и комментарий можно высылать на эл. почту: belokopitova29@mail.ru

    Занятие по теме : "Мои впечатления об экскурсии" проводится в виде творческого отчёта об увиденном на экскурсии. Вы можете описать свои впечатления от виртуальной экскурсии или об экскурсии совершённой ранее с родителями или классным руководителем.
    Отчёты можно выслать на эл. почту:belokopitova29@mail.ru

    Итоговое занятие по теме:"История старинных вещей" проводится в форме творческого отчёта. Вам необходимо выслать фотографию вашей семейной реликвии и написать небольшой комментарий.На фотографии могут быть вещи оставшиеся со времён ВОвойны, ордена и медали ваших прадедов, письма с фронта или просто старинная вещь, которая дорога вашему семейству.
    Фото и комментарий можно высылать на эл. почту: belokopitova29@mail.ru

    Заголовок занятия: "Посещение Корочанского музея"
    Для ознакомления с Корочанским краеведческим музеем пройдите по ссылке https://www.culture.ru/institutes/24728/korochanskii-raionnyi-istoriko-k...
    После ознакомления с музеем ответьте на вопросы: Сколько и где находятся филиалы Корочанского музея?
    По какой ссылке необходимо пройти, чтобы виртуально посетить множество других музее?

    Занятие на тему: "Пословицы и поговорки о доме, домашней утвари и инструментах"
    Пословицы и поговорки для многих из нас кажутся отжившими свой век. Но всё же многие согласятся, что потерять такое наследие народного фольклора нельзя. Ведь поговорки и пословицы - кладезь мудрости, делающий нашу речь образной и красивой.
    Итак, в первую очередь необходимо знать отличия поговорки от пословицы.
    Поговоркакраткое высказывание, имеющее буквальное (коса — девичья краса) или образное значение (из-за чего сыр-бор разгорелся) которая в поговорке выражена менее явно, чем в пословице. Это общее свойство делает некоторые поговорки трудно отличимыми от пословиц, поэтому их относят к единой пословично-поговорочной группе языковых афоризмов. Русский народ определяет степень их родства по-своему: Поговорка — цветочек, пословица — ягодка
    Для сравнения пословицы и поговорки можно привести следующую таблицу
    Поговорка Пословица
    Воду в ступе толочь Воду в ступе толочь — вода и будет
    И нашим и вашим И нашим и вашим за копейку спляшем
    Чудеса в решете Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда

    Поговорки и пословицы составлялись на многие темы, но тема дома в них всё же остаётся центральной. Потому что дом считался и считается главной составляющей счастливой жизни. А какой дом без домашней утвари?! Многие предметы быта человека и сейчас имеют не малое значение для человека, некоторые просто ушли в небытие.
    Вам предлагается из перечисленных ниже поговорок и пословиц выбрать предметы, которые вам неизвестны. Ознакомьтесь, что они из себя представляют, как применялись и применяются ли сейчас.

    Без топора не плотник, без иглы не портной.
    Без клещей кузнец, что без рук
    С топором весь свет пройдешь.
    То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык

    У кого больно чист инструмент, тот плохой мастер (плохой работник).
    Плохой мастер винит свои инструменты.
    У плохого мастера такова и пила.
    Хочешь сделать работу — сначала наточи инструменты.
    Кабы не клин да не мох, так бы плотник издох (так никто бы плотнику не помог).
    Топор одевает, топор обувает.
    Есть и топорище, да нет топоришка.
    Без косы и сена не накосишь.
    Клеёк да рубанок столяру отцы родные.
    Найдите пословицы и поговорки об инструментах и домашней утвари. Придумайте сами поговорку о современных инструментах.

    26.03.2020 г. группа 3 "А" класса изучает тему: "Производство ткани в старину"
    Производство ткани в старину

    Сейчас одежда удобна, но не практична. Раньше она была, может, и не столь комфортной, но зато из натуральных тканей. Самая распространённая ткань – льняная. Лён был известен нашим предкам ещё до зарождения государственности...

    Одежда – повседневная часть нашей жизни. К ней мы привыкли и не обращаем на её присутствие ни малейшего внимания. Она всегда и всюду с нами. Одежда… Не задумывались ли вы, а как и из чего изготовляли одежду наши предки?

    Одежда всегда играла важнейшую роль в культуре всех народов всего мира. Ведь она не только скрывала наготу, защищала от холода и солнечного жара, но и демонстрировала статус и богатство своего владельца: вспомните церемониальные костюмы царей, императоров, королей и знати всех времён вплоть до ХХ века. Так было в древности, так остаётся и поныне.

    На Руси одежда тоже играла «демонстративную» роль. Признаком достатка или боярского происхождения были ценные меха: соболь, куница, чёрная лиса, горностай. Но мы сегодня поговорим об одеяниях простого люда, а точнее, о старинном способе изготовления тканей.

    Изготовление волокон из льна

    Это травянистое растение с симпатичными голубыми цветками весьма неприхотливо к природным и погодным условиям. Но превратить его в пряжу было трудоёмким занятием.

    Первым делом лён собирали (вернее, брали) – вырывали из земли вместе с корнями. Затем сушили, разложив небольшими снопиками. После просушки ему обрывали головки, размочаливали и раскладывали на траве, чтобы стебли день ото дня впитывали в себя утреннюю росу. Цель такой обработки – позволить волокнам легко отделиться от жёсткой сердцевины стебля. Промокание росой могло занять достаточное количество времени: до нескольких недель.

    В итоге, промоченные стебли (тресту) снова просушивали и снимали с них волокно. Оставшаяся пакля шла на изготовление верёвок, а мягкое волокно (кудель) трепали, расчёсывали и разделяли на ленты, которые назывались ровницами.

    Для изготовления шерстяной пряжи годился остевой волос овцы, козы, кролика, лисы, иногда енота, бобра и даже куньих. Шерстяной покров состригали с животных в момент максимального роста шерсти – сразу после окончания осенней линьки, когда животные наращивали в зиму густую «шубу». Затем снятую шерсть (с овец и баранов она называется руном) перебирали от случайного мусора, промывали от грязи и от естественной жирной плёнки, трепали и прочёсывали. Так получалась кудель, и, если того требовалось, её красили.

    Изготовление пряжи и нитей

    Смысл прядения заключается в спиральном скручивании двух или нескольких ровниц до получения ровной и прочной нити – пряжи. Скручивать волокна можно было руками – сучить между ладонями или тереть о поверхность. А также на прялке с помощью веретена.

    На Руси были известны прялки-донце. Это две доски (чаще из берёзы или ели), соединённые между собой под прямым углом. На вертикальную часть (лопаску) привязывали кудель, а на нижнюю садилась пряха с веретеном в руках.

    Прялки являлись главным атрибутом женщины, её символом и олицетворением. Поэтому этот предмет быта всегда нарядно украшен резьбой и росписью. Также с ним связано множество обычаев. Например, прялку клали в колыбель новорожденной девочки, она же была оберегом для незамужних девушек. Прялку с инициалами нельзя было отдавать, воспрещалось оставлять на ней на ночь неоконченную работу.

    У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку девочке в колыбель. То есть этот был мистический предмет, который питал младенца женственностью. Личную прялку никому не давали взаймы — даже подружке! Плохая примета: одолжишь прялку —непременно случится пожар или на пасеке погибнут пчелы.

    На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, делал ей таким образом предложение, а в подарок на помолвку жених дарил девушке новую, нарядную и обязательно сделанную и украшенную своими руками.

    Как жить без этого предмета, не представляла ни одна женщина. Всю промозглую осень, всю долгую зиму девушки пряли, прерываясь только на Рождественские праздники. В последний день Масленицы женщины обязательно катались с ледяной горы на донцах прялок: это было своего рода праздничным гаданием —какая красавица дальше уедет, у той длиннее уродится лен. И не дай Бог кто упадет с прялки, скатываясь вниз — бедняжка не доживет до осени.

    На Рождество и на Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан —прятали, чтобы их духи не заплевали.

    Кстати, не только на Руси бытовали «прялочные» обряды: у сербов на Рождество добрая хозяйка обязательно приносила прялку в хлев и немного работала там на ней —«чтобы скот не был голым».

    Мифы и легенды

    В мифах разных народов прядение —действо ритуальное, а прялка —предмет, связанный с «тем светом».

    На Руси прялкой еще и лечили: кладешь ее ребенку под колыбель, и у малыша пройдет бессонница или зубная боль.

    Обряды с прялкой совершали не только простые люди, но и «знающие»: колдуны, знахари, ведуньи. В их арсенале —сотни манипуляций с куделью, пряжей, нитью, веревкой и другими атрибутами рукоделия.

    А уж сколько гаданий на прялке! Если прясть «наопак» (наоборот) две нити —одну женихову, другую —невестину, а потом пустить их на залитую водой сковороду, то увидишь судьбу пары: сойдутся, совьются —быть свадьбе, а если разойдутся —не бывать семье. Отсюда, наверное, идет выражение «связать свою судьбу». Одно из самых популярных гаданий проводилось на Троицу: по воде пускали нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и глядели —утонет или поплывет.

    Атрибутом гаданий часто выступали изделия из ниток и пряжи, например, пояс девушки. Его клали у порога церкви и следили, кто из мужчин первым переступит поясок: именно так и будут звать суженого хозяйки пояса.

    На русских свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо». А если какая-нибудь злодейка хотела разрушить семью, она скручивала шерсть в нитку и протягивала ее через дорогу перед «свадебным поездом» —вот уж жди тогда в зарождающейся семье разлада.

    Нить-судьба обязательно дарилась на новоселье —чтобы жизнь владельцев дома была счастливой и долгой, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить», входили в новые стены.

    К пряже часто приравнивали и человеческий волос —как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху наши предки вышивали волосами, и в саван вплетались волосы покойного, чтобы у погребенного был шанс выбраться на свет…

    Веретено представляет собой сильно вытянутую каплю иногда с крючком на остром конце, но обязательно с укреплённым на утолщённом конце пряслицем. Последнее служило грузиком на веретене, а выглядило как диск с отверстием посередине. В безмонетный период (XII – XIV веках) пряслица использовались вместо денег, но и позднее они, очевидно, не потеряли своей важности, так как их часто обнаруживали в женских захоронениях.

    Процесс прядения выглядел так: левой рукой пряха оттягивала часть кудели с лопаски, а правой скручивала волокна и наматывала получившуюся пряжу (или нитку) на веретено. Работа трудоёмкая, но у сноровистых прях она шла быстро, а пряжа получалась ровной.

    Изготовление тканей

    Оно осуществлялось на ткацком вертикальном станке (ткацком стане). Кроме него требовались различные приспособления: дощечки и бёрдышки – гребни с частыми зубьями. На Руси использовалось несколько способов переплетения нитей, которые можно объединить в три группы: сложное переплетение, саржевое и полотняное. По качеству ткани делились на тонкие, средние и жёсткие.

    После того, как ткань была готова, из неё шили различную одежду, а это не менее сложный и трудоёмкий процесс. Поэтому раньше её и меняли реже, и ценили больше, чем сейчас. Ткань изо льна, о котором мы говорили, шла на изготовление рубашек, нательного белья и полотенец. Верхнюю одежду шили из шерстяных тканей – различных видов сукна. Его обычно красили в чёрный, синий, зелёный, жёлтый, красный и белый цвета.

    Вопросы на развитие речи и самопроверки:

    Вставьте в схему пропущенные действия по обработке льна
    Брали (………….) – сушили - размочаливали (………..) - ………….( чтобы нити отделились от сердцевины, это занимало до нескольких недель и получалась треста) – отделяли тресту- трепали и получалась -………….-из неё складывали ровные лента – они назывались ………..

    Где у этой прялки донце?
    Исследовательское задание: узнайте у своих бабушек и мам знают ли они, что такое прялка и станок? Была ли прялка в их доме? Запишите их рассказ на аудио.

    Заголовок занятия:
    «Составление двустиший – загадок об инструментах и домашней утвари». 25.03.2020 г.
    Двустишия-загадки могут не являться литературными шедеврами, т.к. их задача заключается в развитии речи, внимательности и расширении словарного запаса.
    Чтобы понять, как составить такое двустишие-загадку, познакомьтесь с двустишиями об овощах составленными нашими обучающимися ранее.
    Карайченцева Юлия
    Папе рецепт понравился очень,
    Он заказал это блюдо доче.(нужно в строке найти слово перец, соединяя буквы, но не переставляя их)

    Слышно в лесу ку-ку
    Рузаев считает птиц на суку.(кукуруза)

    Тома тихо дома плачет,
    Потеряла Тома мячик.(томат)

    Ты квас любишь пить с утра,
    Как наша детвора?(тыква)

    Сук ропщет на кукушку,
    Она садится ему на макушку.(укроп)

    Вот так в строчках были спрятаны овощи, а ваша задача составить такие же загадки с предметами домашнего обихода и инструментами. Например: скалка, гребешок, прялка, молоток, вилы, бидон, стол, табурет, ложка, полка, лопата, и т.п.
    Но прежде, чем написать что-то, вам, конечно же, нужно вспомнить (или узнать, если не знали) для чего применяются данные предметы.
    Пример: Скуби дон це отколол
    И спокойно спать пошёл.
    Возникающие вопросы и готовые двустишия можно отправлять по почте belokopitova29@mail.ru

    Заголовок занятия: "Куклы-обереги".
    Сегодня во всём мире наблюдается небывалый интерес к славянской культуре, в то время как в нашей стране люди часто больше осведомлены о принципах «фэн-шуй» и прочих экзотических учениях, чем о культурных традициях своего народа.
    Прилавки наших магазинов постепенно заполнились веничками, домовыми, подковами, колокольчиками и пр. Приобретая обереги, многие искренне верят в их чудесные свойства. Однако для некоторых людей оберег в интерьере современного жилища является данью моде, т.е. просто модная вещица и далеко не всем известна символика оберегов.

    Раньше игрушек в магазине не было, и их делали сами: из дерева, соломы, кусочков ткани. Куколки делались и для того, чтобы защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастия, помочь состояться хорошему урожаю, чтобы были в доме достаток и изобилие. В изготовлении этих кукол не использовались режущие и колющие предметы (иглы, ножницы, ножи). Ткань и нити рвали вручную. Считалось, что кукла-оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять человека, а, наоборот, может ему повредить, поранить, как острая иголка.
    На Руси кукол делали и для совершения разных обрядов. Обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде.
    У традиционных народных кукол лицо не изображалось. Считалось, что если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух».
    Были ещё особенности в изготовлении рукодельных кукол сделанных для обрядовых целей. Их делали «в один присест», никогда не оставляя недоделки на потом.
    По своему назначению народные куклы делятся на три большие группы: куклы- обереги, игровые и обрядовые.
    Понятие «оберега» и его разновидности
    Оберег слово исконно славянское. Как говорится в толковом словаре В.Даля «Оберег – это заговоры, зачюранья слова и обряд от порчи; наговор, нашёпты для разрушения или недопощения вредных чар, талисман, ладан, привеска от сглазу, от огня, воды, змеи, падежа, порчи свадеб, и болезней и прочее».
    Оберегом может являться любой без исключения предмет. Важнейшим аспектом наделения определённого предмета свойствами оберега - является искренность желания и отсутствие сомнений. В зависимости от тех или иных составных компонентов, оберег несет в себе различные символы с определенными свойствами.
    Итак, не только какие-то предметы можно назвать оберегами, но также и слово, заговор, песню, обряд, действие, жест, звук. Смысл оберега состоит в том, чтобы создать преграду между охраняемым объектом и опасностью, магически «закрыть» охраняемый объект, сделать его невидимым, отогнать опасность или же наделить сам охраняемый объект защитными свойствами и
    Практическое задание: изготовьте свою куклу-оберег «Благополучницу»
    Кукла-оберег Благополучница может быть любого цвета, по вашему желанию. В древности обычно использовали два доминирующих оттенка, а остальные подбирали так, чтобы не нарушалась цветовая гармония. Голову обычно выполняют из белой ткани, чтобы обозначить лицо. Нити берут исключительно белые и красных тонов. На создание Благополучницы своими руками не требуется много времени, именно это и привлекает тех, кто впервые сталкивается с изготовлением оберега. Чтобы ваша кукла приносила удачу и помогала в делах, делать ее нужно только в определенные дни недели: субботу, вторник или понедельник. Таким образом, куклу наполняли силой.
    Тщательно и с любовью изготовленная кукла-оберег Благополучница принесёт вам достаток и убережёт ваш дом от различных несчастий.
    Из куска синтепона формируем шарик для лица и шарик поменьше для носа. Оборачиваем все это небольшим кусочком колготки.
    Приступаем к утяжки лица
    Лицо готово, тонируем его тенями и фиксируем лаком для волос.
    Для тельца понадобится ткань в мелкий рисунок, синтепон и монета с цифрой 5
    Из ткани вырежьте круг и присоберите его на нить наметочным швом, Во внутрь положите мотету, а сверху синтепон
    Стяните хорошо ткань, вставьте головку в тельце и окончательно затяните нить и закрепите её
    Ткань, приготовленную для рук, складываем несколько раз и связываем узлом по центру. Затем руки крепятся к голове (узел должен быть спереди). Повойник служит украшением для головы, а поверх него одевается косынка. Юбочка должна быть такой, чтобы кукла могла на ней стоять.
    Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
    Вопросы для закрепления знаний:
    1) Какую роль выполняли куклы-обереги раньше?
    2) Какие условия создания куклы необходимо соблюсти, чтобы не нарушить традицию их создания?
    3) Пришлите для оценки фото своей работы

    ПОЛОЖЕНИЕ
    об областной Олимпиаде «Эколята – молодые защитники природы»

    1. Общие положения
    1.1. Областная Олимпиада «Эколята – молодые защитники природы» (далее – Олимпиада) направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей, повышение уровня экологического сознания подрастающего поколения.
    Задачи:
    – способствовать формированию у подрастающего поколения экологического мировоззрения и активной жизненной позиции;
    – повысить познавательный интерес обучающихся к экологии как науке;
    – привлечь внимание общественности к проблемам охраны окружающей среды посредством пропаганды экологической культуры, экологического образования и просвещения.
    1.2. Учредителем Олимпиады является департамент образования Белгородской области, подготовку и проведение Олимпиады осуществляет государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский областной детский эколого-биологический центр» (далее – ГБУ ДО БелОДЭБЦ).

    2. Участники
    Участниками Олимпиады являются обучающиеся в возрасте от 7 до 17 лет включительно.

    3. Этапы проведения
    Олимпиада состоит из двух этапов:
    I – муниципальный этап – март 2020 г.
    II – областной (заочный) этап – 06 по 27 апреля 2020 г.

    4. Содержание и проведение
    4.1. Олимпиада включает проведение конкурсов для следующих возрастных групп:
    - для обучающихся 7-10 лет;
    - для обучающихся 11-14 лет;
    - для обучающихся 15-17 лет.
    4.2. Для возрастной группы обучающихся 7-10 лет проводится конкурс поделок из вторичного сырья, выполненных в различных видах декоративно-прикладного творчества.
    Для участия на областном этапе муниципальным организаторам на электронный адрес ГБУ ДО БелОДЭБЦ (bel_ecocentr@mail.ru) необходимо выслать в срок до 07 апреля 2020 года в виде архива (Zip, RAR) фотографии поделок формата 18х24 см и более и сопроводительную документацию.
    Сопроводительная документация:
    - анкета-заявка победителя муниципального этапа конкурса (приложение 2 к Положению), заверенная подписью и печатью (формат *.doc и *.pdf);
    - итоговый протокол проведения муниципального этапа, заверенный подписью и печатью (приложение 3 к Положению);
    - согласие на обработку персональных данных.
    От каждой территории направляется не более 1 конкурсной работы победителя муниципального этапа.
    Организаторы муниципального этапа Олимпиады Алексеевского, Губкинского, Валуйского, Старооскольского и Шебекинского городских округов предоставляют по две конкурсные работы и два комплекта сопроводительной документации (один от образовательных организаций города, второй от образовательных организаций сельских населенных пунктов).
    Организаторы остальных муниципальных районов и г. Белгорода предоставляют по одной конкурсной работе и комплекту сопроводительной документации.
    4.3. Для возрастных групп обучающихся 11-14 и 15-17 лет проводится Online-Олимпиада.
    Муниципальный организатор заранее согласует с руководством образовательной организации место (наличие персонального компьютера) и время проведения Олимпиады для каждой возрастной группы.
    Ответить на вопросы Online-Олимпиады участники смогут с 06 по 10 апреля с 15.00 до 17.00.
    Для прохождения Online-Олимпиады необходимо выйти на официальный сайт ГБУ ДО БелОДЭБЦ (www.belecocentr.ru), открыть пункт главного меню «Регистрация конкурсов» и перейти по кнопке «Олимпиада». Участникам необходимо заполнить поля: ФИО, класс, название образовательного учреждения (по уставу). На выполнение заданий отводится 25 минут.
    Важно! Участие в Online-Олимпиаде только индивидуально! Задания решаются только один раз!

    5. Критерии оценки
    5.1. Для возрастной группы обучающихся 7-10 лет:
    - оригинальность замысла;
    - яркость, креативность и красочность;
    - сложность представленной работы;
    - художественно-эстетический уровень;
    - художественный эффект от использования в работах вторичного сырья.
    5.2. Для возрастной группы обучающихся 11-14 лет и 15-17 лет баллы начисляются за правильные ответы. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

    6. Подведение итогов
    6.1. Победителями и призёрами Олимпиады становятся участники, набравшие не менее 75% от максимального количества баллов.
    6.2. При равном количестве набранных участниками баллов в Online-Олимпиаде побеждает участник, затративший меньшее количество времени при ответах.
    6.3. Участники, следующие после победителей в рейтинге по результатам в каждой возрастной группе, объявляются призерами (2-е и 3-е место).
    6.3. Победители и призеры (2-е и 3-е место) каждой возрастной группы награждаются дипломами департамента образования Белгородской области.
    6.4. Жюри оставляет за собой право об изменении количества победителей и призёров.
    6.5. По решению жюри участники Олимпиады могут быть награждены грамотами государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Белгородский областной детский эколого-биологический центр».

    Минпросвещения России рекомендовало перевести всех школьников на дистанционное обучение. Это сделают для профилактики распространения коронавирусной инфекции.

    В связи с этим занятия объединения "Мой край" будут проводится с использованием дистанционных технологий.

    На странице объединения будут выкладываться темы занятий и материалы к ним с вопросами для самопроверки и мониторинга усвоения педагогом. Ответы на вопросы можно отправлять педагогу в гостевую или сообщением на этом же сайте.

    Заголовок: Производство ткани в старину. Тему можно изучить, открыв графу "Родителям"

    Уважаемые ребята и родители приглашаем вас принять участие в конкурсе "Святые заступники Руси". До 15 апреля принимаются работы по двум номинациям: "Художественное творчество" и "Литературное произведение". Заголовок: Жизнь Серафима Саровского
    Формат рисунка А-4 и А-3, произведение не больше 5-ти страниц.

    Зима в этом году выдалась очень жестокой для наших пернатых друзей - птиц. Большое количество выпавшего снега препятствует их нормальному питанию. А как известно зимующим птицам больше страшен не холод, а голод. Поэтому обучающиеся объединения «Мой край» уделяют особое внимание регулярной подкормке птиц. Кроме обычных кормушек ребятами были изготовлены кормушки-шишки, которые они развесили на ёлочках у школы. Изготовив листовки с призывом «Покормите птиц зимой!» и развесив их по селу Погореловка, ребята провели агитационную работу среди местного населения. Также в объединении занимаются зимними учётами птиц. Экспедиционный отряд «Юные друзья пернатых» прошли маршрутами по улице Центральной, Свободы, посетили биотоп водоёма и смешанного леса.

     

    Уважаемые ребята и родители! Приглашаем Вас принять участие в Новогоднем утреннике 29 декабря в 11 ч. в здании Центра молодёжных инициатив.

    Поздравляем Гудкову Наталью с максимальным числом баллов во втором туре сетевого проекта "Школа бельчонка Тима".

    Наши воспитанники Ставрова Софья, Стешенко Даниил, Гудкова Наталья, Власова Алена успешно прошли первый тур сетевого проекта - конкурса "Школа бельчонка Тима".

    Самые активные воспитанники обединения "Твой мир" 19 мая 2012 года посетили музей Природы  в с. Большое Прохоровского района. 

    Страницы

     

    Белокопытова Людмила Викторовна - педагог доп. образования, руководитель  объединения

     Юлия Евгеньевна- классный руководитель 5 "Б" класса

    Котова светлана Ивановна - классный руководитель 3"А" класса 

    Жданова Людмила Николаевна - классный руководитель 3 "Б" класса


    Воспитанниками объединения ведётся активная природоохранная и проектная деятельность. За 2017-2018 учебный год проведены акции "Чистые берега", "Цвети родник". Для этого в период летнего лагеря было проведены экскурсии на родник "Ясный ключ" и "Монахову крыницу". У родника "Монахова крыница" были посажены многолетние цветочно-декоративные растения, которые радовали посетителей родника всё лето.

    Наши обучающиеся встречали 2020 год в Белгородской Филармонии

     Вот мы и занимаемся уже третий год. Изучены все виды природного материала, способы его применения для создания различных поделок.

    Проведено множество экскурсий по району и за его пределы. 

     Минпросвещения России рекомендовало перевести всех школьников на дистанционное обучение. Это сделают для профилактики распространения коронавирусной инфекции.

    В связи с этим занятия объединения "Мой край" будут проводится с использованием дистанционных технологий. 

    На странице объединения будут выкладываться темы занятий и материалы к ним с вопросами для самопроверки и мониторинга усвоения педагогом. ответы можно отправлять педагогу в гостевую или сообщением на этом же сайте.

    Тема: Производство ткани в старину

     

    Сейчас одежда удобна, но не практична. Раньше она была, может, и не столь комфортной, но зато из натуральных тканей. Самая распространённая ткань – льняная. Лён был известен нашим предкам ещё до зарождения государственности...

    Одежда – повседневная часть нашей жизни. К ней мы привыкли и не обращаем на её присутствие ни малейшего внимания. Она всегда и всюду с нами. Одежда… Не задумывались ли вы, а как и из чего изготовляли одежду наши предки?

    Одежда всегда играла важнейшую роль в культуре всех народов всего мира. Ведь она не только скрывала наготу, защищала от холода и солнечного жара, но и демонстрировала статус и богатство своего владельца: вспомните церемониальные костюмы царей, императоров, королей и знати всех времён вплоть до ХХ века. Так было в древности, так остаётся и поныне.

    На Руси одежда тоже играла «демонстративную» роль. Признаком достатка или боярского происхождения были ценные меха: соболь, куница, чёрная лиса, горностай. Но мы сегодня поговорим об одеяниях простого люда, а точнее, о старинном способе изготовления тканей.

    Изготовление волокон из льна

    Это травянистое растение с симпатичными голубыми цветками весьма неприхотливо к природным и погодным условиям. Но превратить его в пряжу было трудоёмким занятием.

    Первым делом лён собирали (вернее, брали) – вырывали из земли вместе с корнями. Затем сушили, разложив небольшими снопиками. После просушки ему обрывали головки, размочаливали и раскладывали на траве, чтобы стебли день ото дня впитывали в себя утреннюю росу. Цель такой обработки – позволить волокнам легко отделиться от жёсткой сердцевины стебля. Промокание росой могло занять достаточное количество времени: до нескольких недель.

    В итоге, промоченные стебли (тресту) снова просушивали и снимали с них волокно. Оставшаяся пакля шла на изготовление верёвок, а мягкое волокно (кудель) трепали, расчёсывали и разделяли на ленты, которые назывались ровницами.

    Для изготовления шерстяной пряжи годился остевой волос овцы, козы, кролика, лисы, иногда енота, бобра и даже куньих. Шерстяной покров состригали с животных в момент максимального роста шерсти – сразу после окончания осенней линьки, когда животные наращивали в зиму густую «шубу». Затем снятую шерсть (с овец и баранов она называется руном) перебирали от случайного мусора, промывали от грязи и от естественной жирной плёнки, трепали и прочёсывали. Так получалась кудель, и, если того требовалось, её красили.

    Изготовление пряжи и нитей

    Смысл прядения заключается в спиральном скручивании двух или нескольких ровниц до получения ровной и прочной нити – пряжи. Скручивать волокна можно было руками – сучить между ладонями или тереть о поверхность. А также на прялке с помощью веретена.

    На Руси были известны прялки-донце. Это две доски (чаще из берёзы или ели), соединённые между собой под прямым углом. На вертикальную часть (лопаску) привязывали кудель, а на нижнюю садилась пряха с веретеном в руках.

    Прялки являлись главным атрибутом женщины, её символом и олицетворением. Поэтому этот предмет быта всегда нарядно украшен резьбой и росписью. Также с ним связано множество обычаев. Например, прялку клали в колыбель новорожденной девочки, она же была оберегом для незамужних девушек. Прялку с инициалами нельзя было отдавать, воспрещалось оставлять на ней на ночь неоконченную работу.

    У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку девочке в колыбель. То есть этот был мистический предмет, который питал младенца женственностью. Личную прялку никому не давали взаймы — даже подружке! Плохая примета: одолжишь прялку —непременно случится пожар или на пасеке погибнут пчелы.

    На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, делал ей таким образом предложение, а в подарок на помолвку жених дарил девушке новую, нарядную и обязательно сделанную и украшенную своими руками.

    Как жить без этого предмета, не представляла ни одна женщина. Всю промозглую осень, всю долгую зиму девушки пряли, прерываясь только на Рождественские праздники. В последний день Масленицы женщины обязательно катались с ледяной горы на донцах прялок: это было своего рода праздничным гаданием —какая красавица дальше уедет, у той длиннее уродится лен. И не дай Бог кто упадет с прялки, скатываясь вниз — бедняжка не доживет до осени.

    На Рождество и на Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан —прятали, чтобы их духи не заплевали.

    Кстати, не только на Руси бытовали «прялочные» обряды: у сербов на Рождество добрая хозяйка обязательно приносила прялку в хлев и немного работала там на ней —«чтобы скот не был голым».

    Мифы и легенды

    В мифах разных народов прядение —действо ритуальное, а прялка —предмет, связанный с «тем светом».

    На Руси прялкой еще и лечили: кладешь ее ребенку под колыбель, и у малыша пройдет бессонница или зубная боль.

    Обряды с прялкой совершали не только простые люди, но и «знающие»: колдуны, знахари, ведуньи. В их арсенале —сотни манипуляций с куделью, пряжей, нитью, веревкой и другими атрибутами рукоделия.

    А уж сколько гаданий на прялке! Если прясть «наопак» (наоборот) две нити —одну женихову, другую —невестину, а потом пустить их на залитую водой сковороду, то увидишь судьбу пары: сойдутся, совьются —быть свадьбе, а если разойдутся —не бывать семье. Отсюда, наверное, идет выражение «связать свою судьбу». Одно из самых популярных гаданий проводилось на Троицу: по воде пускали нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и глядели —утонет или поплывет.

    Атрибутом гаданий часто выступали изделия из ниток и пряжи, например, пояс девушки. Его клали у порога церкви и следили, кто из мужчин первым переступит поясок: именно так и будут звать суженого хозяйки пояса.

    На русских свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо». А если какая-нибудь злодейка хотела разрушить семью, она скручивала шерсть в нитку и протягивала ее через дорогу перед «свадебным поездом» —вот уж жди тогда в зарождающейся семье разлада.

    Нить-судьба обязательно дарилась на новоселье —чтобы жизнь владельцев дома была счастливой и долгой, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить», входили в новые стены.

    К пряже часто приравнивали и человеческий волос —как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху наши предки вышивали волосами, и в саван вплетались волосы покойного, чтобы у погребенного был шанс выбраться на свет…

    Веретено представляет собой сильно вытянутую каплю иногда с крючком на остром конце, но обязательно с укреплённым на утолщённом конце пряслицем. Последнее служило грузиком на веретене, а выглядило как диск с отверстием посередине. В безмонетный период (XII – XIV веках) пряслица использовались вместо денег, но и позднее они, очевидно, не потеряли своей важности, так как их часто обнаруживали в женских захоронениях.

    Процесс прядения выглядел так: левой рукой пряха оттягивала часть кудели с лопаски, а правой скручивала волокна и наматывала получившуюся пряжу (или нитку) на веретено. Работа трудоёмкая, но у сноровистых прях она шла быстро, а пряжа получалась ровной.

    Изготовление тканей

    Оно осуществлялось на ткацком вертикальном станке (ткацком стане). Кроме него требовались различные приспособления: дощечки и бёрдышки – гребни с частыми зубьями. На Руси использовалось несколько способов переплетения нитей, которые можно объединить в три группы: сложное переплетение, саржевое и полотняное. По качеству ткани делились на тонкие, средние и жёсткие.

    После того, как ткань была готова, из неё шили различную одежду, а это не менее сложный и трудоёмкий процесс. Поэтому раньше её и меняли реже, и ценили больше, чем сейчас. Ткань изо льна, о котором мы говорили, шла на изготовление рубашек, нательного белья и полотенец. Верхнюю одежду шили из шерстяных тканей – различных видов сукна. Его обычно красили в чёрный, синий, зелёный, жёлтый, красный и белый цвета.

     

    Вопросы на развитие речи и самопроверки:

    1. Вставьте в схему пропущенные действия по обработке льна

    Брали (………….) – сушили -  размочаливали (………..) - ………….( чтобы нити отделились от сердцевины, это занимало до нескольких недель и получалась треста) – отделяли тресту- трепали и получалась -………….-из неё складывали ровные лента – они  назывались ………..

    1. Где у этой прялки донце?
    2. Исследовательское задание: узнайте у своих бабушек и мам знают ли они, что такое прялка и станок? Была ли прялка в их доме?  Запишите их рассказ на аудио.

     

    На заметку учителям и учащимся! В кабинете биологии МБОУ "Погореловская СОШ" начались работы по созданию флорариумов. Ребята самостоятельно создают проекты будущих флорариумов и оформляют их по своим эскизам. Приглашаем всех желающих проучаствовать в создании оазисов, каместых и сказочных двориков в стекле.

    В сентябре и октябре 2018 года совершены экскурсии на ручей в районе села Погореловки с целью забора проб воды и сбора исследовательского материала в рамках федерального экологического проекта "Общественный мониторинг водных объектов ". В рамках акции "Цвети родник" возле родника были высажены луковицы нарциссов и пролески. Крутой склон у родника был укреплён посадкой саженцев земляники.

    15 декабря 2018 года 4 "Б" класс совершил познавательную экскурсию в краеведческий музей и драматический театр. Обучающиеся побывали на спектакле "Карлик-нос" и с удовольствием ознакомились с экспозицией краеведческого музея.

    В январе 2019 года обучающиеся объединения "Мой край" уже успели побывать в краеведческом музее в с. Клиновец Корочанского района.Также ребята   новую музейную площадь – выставочный зал, где была представлена выставка «Июль 43-го», призванная рассказать посетителям музея о победе, во много определившей исход не только Великой Отечественной, но и Второй Мировой войны.  

     

    Для учащихся и родителей:

    1. Акимушкин И. Мир животных: млекопитающие или звери. - М., Мысль,   1998.

    1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых - Ярославль, Академия развития, 1998.
    2. Аношкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. - Ярославль, Академия развития, 1998.
    3. Бабенко В.Г., Кузнецов А.А. Птицы Красной книги СССР. - М, Педагогика, 1998.
    4. Бабин Д.М.  Мир комнатных цветов. - Минск, Миринда, 2000.
    5. Белгород. / Сост. Н. А. Кузнецов, К. М. Новоспасский. – Воронеж, Центр. – Черноземное кн. изд., 1978.
    6. Беккер И.Л.  Времена года: книга юного фенолога. - М., ТЦ  Сфера , 2001.
    7. Беляева B.C., Василевская С.Д.  Изучаем природу родного края. - М., Просвещение, 1971.
    8. Бровкина Е. Т. Рыбы наших водоемов. – М.: Дрофа, 2004.
    9. Войнич А., Херцег Э.  Одна ласточка весны не делает: Пер. с венг.- М., Мир, 1985.
    10. Волков А. Земля и небо. – М.: издательство «Детская литература», 1972.
    11. Дайн Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделия. / Ил. Л. Ермиловой. – М.: Дет. лит., 2001.
    12. Домашние животные / Малая  энциклопедия для любителей животных. – Петрозаводск: «Руди-Барс», 1994.
    13. Дубровская Н.В.  Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие: Детство - Пресс, 2003.
    14. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник для школьника. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2005.
    15. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
    16. Иосифов В.К.  Чудо-компасы. - М., Детская литература, 1970.
    17. Как воспитать в ребенке творческую личность? / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
    18. Клепинина З.А.  Природоведение  (3—4 кл.). - М., Ассоциация XXI век, 1997.
    19. Книга для чтения по биологии: растения. / Сост. Д.И. Трайтак. - М., Просвещение, 1996.
    20. Коломина Н.В.  Воспитание основ экологической культуры. - М., ТЦ  Сфера , 2003.
    21. Крупенков А. А. Старый Белгород. – Белгород: «Везелица», 1992.
    22. Лес и человек  (научно-популярный ежегодник о лесе). - М., Лесная промышленность, 1988-1995.
    23. Лыкова И.А.  Лепим, фантазируем, играем. - М., ТЦ  Сфера , 2001.
    24. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей зкологии: Федеральный учебник для старших кл. общеобразов. Шк. – М.: «МДС», 1998.
    25. Мариничева О.В., Елкина Н.В.  Учим детей наблюдать и рассказывать: Пособие для учителей и родителей. - Ярославль, Академия развития, 2001.
    26. Разумовская O.K., Козловский Е.Г.  Встреча с растениями. - М., Грамотей, 2002.
    27. Украшения крестьянских домов и одежды // Историко-этнографический атлас. – М., 1970.
    28. Шалаева Г.П.  Рисование. - М., Эксмо, 2004.
    29. Шорыгина Т.А.  Какие звери в лесу  (путешествие в мир природы). - М., Изд.  Гном и Д , 2000.
    30. Я познаю мир: животные  (энциклопедия) / Сост. П.Р. Ляхов- М., ООО  Издательство ACT , 2002.

    Песня "Зачем мы ходим в школу"

    Зачем мы ходим в школу?

    Да каждый за своим

    Вот Димка для прикола, А Мишка вслед за ним.

    А Надя для того чтоб наряды показать, 

    А, да, для того чтоб все новости узнать.

    А ты, а я? Скажи зачем  ты ходишь в школу?

    А вы скажите мне, друзья, 

    Для вас что значит школа?

    Саят вот к примеру не учится совсем,

    Зато он в школе первый задира и спортсмен.

    А Настя по предметам по всем имеет пять.

    Зато из-за оценок ей некогда гулять.

    Мне Лера говорила, что школа -просто так.

    особенно, когда не спрашивают нас.

    Совместное творчество обучающихся, 25.01.2019 г.


    Песня "Зачем мы ходим в школу"

    Зачем мы ходим в школу?

    Да каждый за своим

    Вот Димка для прикола, А Мишка вслед за ним.

    А Надя для того чтоб наряды показать, 

    А, да, для того чтоб все новости узнать.

    А ты, а я? Скажи зачем  ты ходишь в школу?

    А вы скажите мне, друзья, 

    Для вас что значит школа?

    Саят вот к примеру не учится совсем,

    Зато он в школе первый задира и спортсмен.

    А Настя по предметам по всем имеет пять.

    Зато из-за оценок ей некогда гулять.

    Мне Лера говорила, что школа -просто так.

    Особенно, когда не спрашивают нас.

     

    Совместное творчество обучающихся, 25.01.2019 г.