Главные вкладки

    Деловые отношения с детьми

    Принцип установления деловых отношений с детьми. Что это значит? Обратимся к С. Т. Шацкому (у которого я заимствовал это понятие); чтобы разъяснить суть деловых отношений на уроке «...Дело в том, что педагогические вопросы весьма сильно отличаются от обычных человеческих вопросов: педагог знает ответ на свой вопрос, и ученику тоже хорошо известно, что ответ на вопрос, задаваемый учителем, у него уже в голове имеется. Когда же мы спрашиваем друг друга, то мы спрашиваем только о том, чего мы не знаем...

    В голове ученика, несомненно, складывается убеждение, что если учитель знает ответ и все-таки спрашивает, то его педагогический вопрос есть своего рода педагогическая уловка, и ученик старается ответить на этот вопрос не по существу, а старается угадать тот ответ, который имеется в голове учителя. ...Все эти вопросы, которые мы задаем своим ученикам, в конечном итоге создают неделовые отношения между учителем и учениками. Учитель делает целый ряд педагогических подходов, уловок, а ученики понимают его цели и стараются принять некоторое оборонительное положение...

    Но как же поставить вопрос по-иному? Можно ли в вопросах и ответах создавать деловые отношения, деловые настроения между учениками и учителем? О чем учителю следовало бы спрашивать? Если он хочет установить деловые отношения, то он должен спрашивать о том, чего он не знает, что ему неизвестно в его работе с учениками. Ему неизвестны те затруднения, которые испытывались учеником, те сомнения, которые он переживал, те интересы, которые возбуждаются у ученика к работе, или то неприятное ощущение, которое связано у него с этой же работой. Таким образом, если учитель хочет спрашивать о чем-либо своих учеников, то было бы вернее спрашивать их как раз о тех условиях, которые сопровождали работу учеников, т. е. спрашивать о затруднениях, сомнениях, интересах и т. д.

    При таких условиях, я полагаю, можно было бы воспитать в ученике очень большой интерес к своим ответам, тогда он будет желать как можно чаще подвергаться таким вопросам со стороны учителя, ибо эти вопросы помогают ему работать; в этом, разумеется, ученики всегда заинтересованы; после таких операций - вопросов и ответов - ученикам легче работать» (Шацкий С. Т. О том, как мы учим. - Избр. пед. соч. В 2-х т. М., 1980, т. 2, с. 192 - 193).

    Выписывая из книги выдающегося педагога размышления о деловых отношениях с детьми на уроке, невольно вспоминал лица детей, которым когда-то давно задавал такие неделовые вопросы и задания, смысл которых заключался в формуле: «Я все знаю, но знаете ли вы?» Лица детей при этом были скучными, глаза не горели, шалунов было меньше, а дисциплина идеальная! Ходи по всей комнате, придумывай примеры и не спеша задавай их детям. Кто тебя за такое обучение упрекнет?

    А теперь? Выдвигаю какой-то принцип делового отношения с детьми! Ведь автор идеи не говорил, что это дидактический принцип, а просто указал, что вопросы педагога должны выяснять то, что ему самому неизвестно. А я все так усложняю и самому себе, и всем другим, кто захочет последовать за мной. Как усложняю? Вот, посмотрите сами.

    - Дети, сколько будет 6 + 2? - спрашиваю своих шестилеток.

    - Восемь! - говорят они хором.

    - А 5 + 3?

    - Восемь! - отвечают они.

    Но вот тут делаю удивленное лицо, задумываюсь, губы мои что-то нашептывают; а дети смотрят на меня широко раскрытыми глазами, с любопытством: «Что происходит?»

    - Что вы говорите, дети?! Разве 5 + 2 равно 8? И начинается:

    - Вы сказали 5 + 3!..

    - Я не это спрашивал! - говорю уверенно. - Я спросил: 5 + 2, а вы ответили - 8!

    - Нет, вы сказали 5 + 3! А это 8!

    - Ну, хорошо! - однако я все же в «недоумении», выражая его и голосом, и лицом.- Сколько будет 7+1?

    - 7+1 будет 8!

    - Простите, я не это хотел спросить вас! Не 7+1, а 4 + 4!

    - 4 + 4 равно 8!

    - Что вы на все примеры отвечаете: «восемь, восемь»? Разве не можете дать другой ответ, сказать «девять» или «десять»? - говорю я серьезно.

    И поскольку дети уже привыкли, что учитель у них такой «забывчивый», «рассеянный», то начинают доказывать:

    - Вы же задали такие примеры, ответ которых - только 8! Как мы могли сказать «девять» или «десять»?

    - А какие я вам давал примеры?

    - 6 + 2 5 + 3, 7+1, 4 + 4!

    Записываю их на доске столбиком, чуть задумываюсь и вдоль четырех знаков равенства пишу большую восьмерку и, как будто сам себе, говорю: «Ну, конечно, восемь!» А лица детей за это короткое время решения примеров меняются: они выражают то удивление и озабоченность, то радость и нетерпение. Глаза горят. Порой в классе поднимается такой жриамули, что еле слышно, кто о чем говорит. Но говорят они только об одном: о познании действительности.

    Какие я установил здесь деловые отношения с детьми? Ответы на примеры, которые задаю им, мне хорошо известны, и вряд ли дети думают, что открывают мне новые области знаний. Значит, ничего нового мы не выясняем. Но отношения, считаю, все-таки были сугубо деловыми. Они стали такими из-за того, как я даю им задания - принимая серьезный, озабоченный вид и доказывая детям противоположное. Моя «рассеянность», моя «забывчивость», мои «ошибки» рождают в них стремление поправить меня, поспорить со мной.

    Ведь невозможно задавать детям только те вопросы, ответы на которые мне действительно неизвестны. Вот и даю им возможность чувствовать себя, общаясь со мной, моими равноправными соратниками, чувствовать, что они нужны мне, что без них мне, педагогу, тоже трудно. Чем больше обогащаюсь опытом работы с детьми, тем больше убеждаюсь в правоте столь спорного в теории педагогики положения о том, что педагогика - наука не только о воспитании и обучении, но и об искусстве воспитания и обучения. Если я хочу, чтобы дети, сидящие за партами, смотрящие мне в глаза, ожидающие от меня чего-то важного, действительно радовались каждому школьному дню, воспитывались и обучались, не думая о том, что воспитываются и обучаются, я должен заботиться о том, чтобы нить наших деловых отношений была непрерывной и прочной. И когда возникает необходимость беречь прочность и непрерывность деловых отношений, я должен набраться смелости и сыграть неповторимую роль педагога-актера. А суть этой роли заключается в том, что деловые отношения между мною и детьми не должны терять для них своей правдивости, лишать их чувства свободного выбора, чувства исключительности своего участия в деятельности на уроке. Конечно, нелегка эта работа, но и никто, с кем я советовался при выборе профессии, не обещал мне, что работать с детьми - это несложное дело.

    Деловые отношения с моими шестилетками устанавливаю и другим путем: ставлю их в известность, какие нас ждут дела на уроке, и предоставляю им возможность высказать свое мнение.

    - Дети,- говорю я в начале урока,- посмотрите, какие нас ждут упражнения и задания, чему я хочу вас научить! - и показываю на доске записи заданий, примеров и упражнений или объясняю устно. Показываю и объясняю так, чтобы «заинтриговать» детей. И каждый раз, как только решена одна из учебных задач, я возвращаюсь к схемам и записям: «Это мы сделали! Давайте зачеркнем!»

    Или же:

    - Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

    - Сложным... Увлекательным... Загадочным... Чтобы можно было много думать... Чтобы можно было работать самостоятельно... Чтобы можно было спорить... и посмеяться тоже...

    - Дети, вы поможете мне провести такой урок?

    - Да!

    А в конце урока я спрашиваю:

    - Понравился вам наш урок? Если им урок не понравился, то:

    - Не очень... Так себе... Ничего... Не было сложных заданий... Не было самостоятельной работы...

    Тогда я обращаюсь к ним за помощью: «Что вы мне посоветуете - какие задания вам приготовить для завтрашнего урока?»

    Если же урок понравился, то они отвечали: «Очень!.. Было интересно... Хорошо поспорили... Сложные задания выполняли... Научились новому... Исправили много разных ошибок».

    - Дети, спасибо вам, что помогли мне провести такой урок! И Вам спасибо!

    Что бы вы почувствовали на моем месте, дорогие мои коллеги, если бы на перемене прочли на доске в коридоре фразу, написанную малышом, только что научившимся писать: «Спасибо, наш учитель, за интересный урок математики!»? Мне будет не под силу поделиться с вами, какие у меня возникают в это время чувства, но могу сказать, что я думаю каждый раз в таких случаях: «Дети живут на моих уроках, им интересно! Значит, я на правильном пути!»


    Из книги "Ш.А.Амонашвили. Здравствуйте, дети!"

     

    Комментарии

    Комарова Светлана Васильевна

    Конечно, очень важны деловые отношения. Тогда не будет скучающих глаз, а открытия станут для ребёнка интересны и понятны. Заметила, если работа планируется совместно в начале урока, дети видят, что у них в течение урока получается, урок более результативный, нежели, если учитель всё делает ПО СВОЕМУ плану.
    Елена Федоровна Семенова

    Шалва Александрович обладает замечательным умением для учителя - умением переводить любопытство всех детей в любознательность каждого.Всем известно что любознательность родная дочь любопытства. В школу приходят еще достаточно любопытные дети. А вот потом к сожалению, на них в большинстве случаев наваливается только необходимость изменить весь образ жизни и начать "работать" только потому что это " поможет тебе в жизни потом". Для малышни, которая только пришла в школу, это "потом", как для нас следующее тысячелетие. То есть никогда. Вот и надо всеми возможными способами будить в детях это самое любопытство и переводить его в любознательность. Все правильно, детям должно быть интересно ежесекундно, тогда и в массовой школе, с наполняемостью до 30 человек можно увидеть результат. Конечно такая работая требует прямо-таки олимпийской подготовки в здоровье,полной отдачи в подготовке к урокам,... но ведь УЧИТЕЛЯ работающие в школе и не собирающиеся менять свой ВЫБОР, именно такие.....

    Все дети приходят в школу пытливыми, любознательными. Но зачастую эти качества исчезают. Виновны мы, педагоги. Не смогли в свое время удовлетворить любопытство. Не поощрили. Не удивили. Вот и погасла искорка в детских глазах...

    На уроках физики и математики часто сложно бывает заинтересовать ребенка, особенно, если материал труден для понимания. В своей работе я использую систему зачетов начиная с 7 класса. Думаю, это один из способов установить деловые отношения.
    Семенова Наталья Владимировна

    Подскажите, где в Петербурге можно пройти курсы обучения у ТАКИХ!!! педагогов?

    Ш.А.Амонашвили работает в Москве. Раз в год в январе он проводит чтения по гуманной педагогике для всех желающих педагогов. Чтения проходят в МГПУ, где он преподает. Следите за новостями на странице http://nsportal.ru/gp - анонс следующих чтений будет.
    Елена Федоровна Семенова

    Извините, Наталья Владимировна. Может я не очень поняла ваш отклик. Конечно с Амонашвили теперь, когда мы так разобщены, вряд ли удастся встретиться.Но... почитайте книгу Е. Яновицкой "1000 мелочей большой дидактики". Очень помогает. Я уже неоднократно писала о книге в своем блоге. А купить ее можно на Заневском 52, кажется, (не уверена в номере дома). В магазине "Школьная книга".

    Елена Федоровна, книга "1000 мелочей большой дидактики" доступна в электронном виде на сайте Елены Яновицкой: http://setilab.ru/ms/yan/1000_pdf/. Вы хорошо изучили эту книгу. Не могли бы Вы опубликовать несколько наиболее ярких отрывков из книги в блоге лаборатории? Думаю всем было бы интересно и полезно. Это займет всего несколько минут, так как текст можно скопировать прямо из электронной версии книги (с обязательной ссылкой на страницу-источник).
    Елена Федоровна Семенова

    Постараюсь в ближайшее время сделать.
    Елена Федоровна Семенова

    Уважаемый администратор, посмотрите, пожалуйста, правильно ли я оформила ссылки на источник. К сожалению, совершенно не подкована в юридических тонкостях. А при современной торопливости жизни не хотелось бы нарушить чьи-то права.

    Все хорошо, спасибо.
    Щудрова Лариса Германовна

    На ПроШколе познакомилась с удивительным человеком, Учителем - Н.Ф. Леоновым. Он организовал на портале "Клуб ленивых учителей". Так Николай Филиппович предлагает в самом начале урока дать домашнее задание, оговорить критерии его оценивания. (Ребята выполнив задание, сами поставят себе отметкую) А весь урок посвятить подготовке к выполнению домашнего задания. Равнодушных нет, все хотят понять, усвоить материал, чтобы потом хорошо выполнить домашнее задание. Настоящий деловой подход.

    Деловые отношение с детьми очень важны. Учитель должен быть капитаном корабля, а дети эти помощники. У детей должен быть интерес к предмету. Учитель должен только направлять их действия. если они затрудняются, решать проблемы вмести.
    Басович Елена Григорьевна

    Младшие школьники не очень-то любят, когда с ними сюсюкают и приветствуют разговор на равных. Деловые отношения надо устанавливать обязательно.