Главные вкладки

    «МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА»
    учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) по теме

    Чернышев Александр Юрьевич

    Практикум поможет преподавателям, нацеленным на применение активных методов обучения. Задания составлены таким образом, чтобы можно было организовать самостоятельную работу студентов на семинарском занятии по социологии, учащихся на уроке обществознания, а также использовать их во внеурочной деятельности (на классных часах, родительских собраниях и т.д.). Практикум вырос из материалов, собранных составителем при подготовке ток-шоу "Легко ли быть молодым?", и с тех пор постоянно обновляется.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon praktikum.doc151.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ

    «МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА»

    Во время  подготовки к занятию студентам необходимо собрать информацию о социальном положении молодежи в современном российском обществе. Цель работы – изучение молодежи как особой социальной группы общества, объекта и предмета особой социологической дисциплины – социологии молодежи. Для этого привлекаются данные социологических исследований социальных проблем российской молодежи.

    Эпиграф занятия

    Актер Алексей Чадов, исполнитель роли Воробья  в фильме «Девятая рота», считает, что сегодня нет кино, в котором он мог бы увидеть себя, своих знакомых и ровесников, которых он наблюдает в жизни. «И нет там про ценности нашего поколения, А про него уже можно многое рассказать…»

    Самостоятельная работа по подготовке к занятию включает выполнение следующих заданий:

    1) Знаменитый писатель Э.Хемингуэй ввел в обиход термин «потерянное поколение». При каких обстоятельствах оно родилось? Что оно обозначало? Как вы считаете, правомерно ли делать такие обобщения? Что отражают подобного рода характеристики? Какие оценки даются нынешнему поколению? Какие черты нынешнего поколения подмечаются в таких оценках? Дополните приведенные характеристики своими определениями. Дайте им обоснование.

    2) Какие характеристики различным поколениям молодежи даются в социологической литературе? Сравните свое поколение с поколением ваших родителей. Какими они были в свои 20 лет?

    3) О каких социальных проблемах современной молодежи пишут сегодня социологи? Проанализируйте научные публикации.

    4)  Какие изменения в социальном положении молодежи прогнозируют ученые?

    5) Подготовьте сообщение о молодежной политике государства? Как отражена молодежная проблематика в программных документах политических партий России?

    6) Составьте проект программы «Молодежь – XXI» для потенциального кандидата в президенты РФ.

            

    Во время занятия студенты выполняют следующие задания практикума по теме (отбор заданий выполняет преподаватель в зависимости от плана занятия)

    Задание 1

     Актер Алексей Чадов, исполнитель роли Воробья  в фильме «Девятая рота», считает, что сегодня нет кино, в котором он мог бы увидеть себя, своих знакомых и ровесников, которых он наблюдает в жизни. «И нет там про ценности нашего поколения, А про него уже можно многое рассказать…» («Новая газета. 2005..№86. С.25) Что бы вы ответили молодому актеру? Что, по-вашему, отличает нынешнее молодое поколение от поколения ваших родителей?

    Задание 2

     Э.Хемингуэй ввел в обиход термин «потерянное поколение». В эпиграфе к роману «Фиеста» французская писательница Г.Стайн говорит: «Вы все – потерянное поколение». Она имела ввиду мужчин, вернувшихся с фронтов первой мировой войны и не сумевших найти себя в мирной жизни. Позднее появились и другие термины: «равнодушное, молчаливое, прагматичное, растерянное, рассерженное, опоздавшее, взрывающееся». Немецкий социолог Г.Шельски назвал книгу о молодежи 50-х годов 20 века «Скептическое поколение». В рок-опере «Юнона и Авось» граф Резанов поет о «расформированном поколении».

    Как вы считаете, правомерно ли делать такие обобщения? Что отражают подобного рода характеристики?

    Задание 3 

    По данным одного из социологических исследований, респонденты значительно критичнее оценивают своих сверстников по сравнению с собой. Значительная их часть (и до 30 лет и старше) причисляет себя к поколению «надежд» и «романтическому». Заметна также доля «прагматиков», «скептиков», «отчаявшихся» и «потерянных». Но таковых среди сверстников отмечено существенно больше. Так, среди молодых до 30 лет «равнодушных» и «циничных» около 53%, а старше указанного возраста – свыше 45%; «потерянных», соответственно, 17,3% и 13,4%, «прагматиков» - 19,7 и 25,1% (В.Т.Лисовский. «Отцы» и «дети»: за  диалог в отношениях //Социс.2002.№  7.  С.113).

    А если бы на вопросы социологов отвечали вы?

    Задание 4 

    Какие оценки даются нынешнему поколению? В литературе можно встретить такие определения:  

    - поколение pepsi

    - поколение next

    - поколение Х

    - В. Цой пел о «поколении 0»

    - поколение «не». Как написано в газете «Rе: акция», «это такое хитрое поколение, которое не слушает музыку, не носит модную одежду, не интересуется новинками техники и ситуацией на Дальнем Востоке».

    - В Японии молодую поросль называют уже не «поколением next», а «поколением большого пальца». Нагрузки, которым подвергают свой большой палец фанаты современной телефонии, таковы, что у многих детей за несколько лет меняется форма этого органа.

    - В России издается журнал «Эгоист Generation».

    - В американской и европейской социологии уже давно закрепился термин «поколение text». Речь идет не только о способе общения с помощью коротких сообщений, но и о новом интернациональном языке. Основные его черты – простота, свободное отношение к нормам и традициям, эмоциональность.

            Какие черты нынешнего поколения подмечаются в таких оценках? Дополните приведенные характеристики своими определениями.

    Задание 5

     По данным одного из соцопросов, «42% молодых респондентов считают, что у их отцов была более содержательная жизнь со своими, пусть ошибочными, идейно-нравственными идеалами… Мы спрашивали у молодых людей: «Как Вы считаете, какие качества присущи молодежи и старшему поколению?»…По независимости суждений, самостоятельности поступков и вере в будущее, по мнению респондентов, молодежь значительно опережает старшее поколение. Что же касается чувства долга, гражданственности, патриотизма, духовности и способности к самопожертвованию впереди идут «отцы» (В.Т.Лисовский. «Отцы» и «дети»: за  диалог в отношениях //Социс.2002.№  7.  С.113).  

    В советское время говорили: «Молодым везде у нас дорога». Что это – миф или реальность того времени? А сегодня?

    Задание 6

     «64% из полутора тысяч россиян, опрошенных фондом «Общественное мнение» заявили, что сегодняшние 16-летние подростки стремятся только к одному – развлекаться и получать от жизни удовольствие. Наверное, эти же 64% сказали, что по нравственным, человеческим качествам сегодняшние 16-летние хуже их в этом возрасте. 14% не видят никакой разницы и всего 7% верят, что лучше» (Профиль. 2004. 31 мая. С.28).

    Так видят своих  детей отцы. Объективен ли такой взгляд на современную молодежь? А может дети всегда лучше своих отцов? Что бы вы от них взяли в свою взрослую жизнь?

    Задание 7

     Профессор Владимир Магун, изучающий эволюцию жизненных притязаний молодых с 1985 года, отмечает радикальное изменение в последние годы жизненной стратегии молодых в достижении заветных целей. Если в советское время ради достижения более высокого уровня жизни молодые соглашались на время пожертвовать качеством жизни (поехать на Север, выполнять физически тяжелую и вредную неквалифицированную работу), то постсоветские старшеклассники и выпускники жертвовать качеством своей жизни не желают. Они готовы к жертвам, но совсем другого типа: усердно учиться в трудном институте, выполнять ответственную работу, отложить женитьбу или замужество с тем, чтобы иметь время для обучения и карьерного роста. Все эти лишения ведут, как выражается ученый, к накоплению человеческого капитала» (Профиль. 2004. 31 мая. С.29).

            Олеся Гуржий, исполнительный директор агентства BrandNew-Momentum, считает: «Западная молодежь, в отличие от российской, ощущает «жизненный баланс»: она готова какое-то время проработать, а остальное – потратить на развлечения, отдых, спорт и т.д. В этом плане российское общество напоминает Америку 80-х: все ради карьеры и движения вверх. Подростки будут «биться за металл»: учиться утром, работать ночью. А развлечения подождут» (Профиль. 2004. 31 мая)

    Вы могли бы чем-то пожертвовать для достижения своей заветной цели? Чем? При каких условиях? И на какой период?

    Задание 8

     «По данным различных социологических исследований, лишь 36% молодежи ответило утвердительно, есть ли у них идеал; 87,5% не видят   героя нашего времени; 42,2% считают, что современная молодежь деградирует; мысли о самоубийстве возникали у каждого третьего респондента» (В.Т.Лисовский. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.)

            А вот результаты недавнего опроса. Молодым петербуржцам задавался открытый вопрос о «герое нашего времени». Оказалось, что 82% респондентов не могут назвать конкретных героев (причем, 37% считают, что таковых нет вообще, 36% просто не знают их, 9% думают, что герои вроде есть, но не ведают, кто они. Лишь три личности упоминались чаще всего, хотя и они получили небольшой процент голосов. В.Путина назвали 5% опрошенных, актера С.Бодрова-младшего – 2% и 1% получил министр МЧС С.Шойгу (Социс. 2007.№4.С.38).

             Есть ли у вас идеал? Кто герой нашего времени? Как бы вы объяснили, что откровенный отморозок   Данила Багров из фильма «Брат» стал кумиром молодых?

     Задание 9

     Журналист Ю. Гладильщиков пишет: «Брат» - фильм «о персонаже трагическом. Трагически инфантильном и одиноком, отчаянно пытающемся найти хоть какую-то опору в жизни и какой-то смысл. О человеке без памяти и свойств. О новом российском «потерянном поколении». О нации, которая опять стала представлять собой чистый лист бумаги…» (Новая газета. 2004. №70.).

    Можно ли утверждать, что в герое фильма проявились черты, свойственные всему поколению молодых россиян?

    Задание 10

     Илья Чертан – уличный зазывала. Он рассказывает о себе:  «После того как за год сменил четыре квартиры, мне стало все равно, где жить, я понял, что постоянное место жительства не имеет смысла. Ради чего? Настоящих друзей, таких у кого можно, например, занять денег, теперь практически не бывает, а приятелей, с которыми приятно общаться, я найду везде. Самого понятия родины – нет его уже…»  (Новая газета. 2004. №87. С.17).

            Чем вы объясните такое умонастроение молодого человека? Насколько оно сегодня типично? Какие последствия может иметь?

    Задание 11

     Прочитайте следующий отрывок из газетной статьи: «Здравствуй, девочка Мальвина, да чтоб сгорела ты, скотина!» (песня про любимую девушку, которая сдала героя ментам, легла под омоновский отряд и была за это убита из нагана дружественного герою жигана), «Шалава, опять на улице облава» (про другую героиню, которая провела ночку с парнем из класса, стала доступной и связалась с бандюгами), «Где «Беломора достать?» (без комментариев), плюс песни «Война», «Армия», «В плену» и даже «Афганистан». У мальчиков четыре (!) полноценных альбома чистого блатняка с матом и тюремной лексикой, которые запоем слушают подростки из регионов, устраивающие на концертах «Фактора» неизменные аншлаги, потому что, как выразилась моя 12-летняя знакомая из подмосковного города, «Факторы» поют про жизнь»  («Новая газета». 2006.№2. С.27)

    О какой жизни поет группа «Фактор -2»?

    А вот еще строчки из одного молодежного хита:

    Мы большие школьные газеты,

    Выпускные кончатся минетом,

    Мир огромный открывает двери,

    Чистый, добрый – я ему не верю!

    Как вы думаете, влияют ли такие песни на мировоззрение молодежи и ее социальное поведение? Оцените роль средств массовых коммуникаций в процессе социализации личности.

    Задание 12

    Прочитайте следующую информацию.

    «По результатам социологических исследований, более 60% респондентов заявляют, что с помощью честного труда добиться высокого уровня жизни невозможно; почти каждый третий респондент допускает для себя возможность участия в криминальных группировках, а в среднем каждый десятый считает это нормальным способом зарабатывать деньги» (В.Т.Лисовский. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000).

    «По данным Министерства внутренних дел количество убийств и покушений на убийство, совершаемых подростками за год, возросло с 1991г. более чем в 3 раза; по данным министерства здравоохранения с 1991 по 2001 г. заболеваемость наркоманией среди подростков выросла в 17 раз; число смертей от употребления наркотиков выросло в 12 раз, в том числе среди детей и подростков – в 42 раза» (А.Л.Арефьев. Поколение, которое теряет Россия // Социс. 2002. №8).

    Каковы причины распространения девиантного поведения среди молодежи? Предложите свои способы его предотвращения.

    Задание 13

     Прочитайте и прокомментируйте:

    1) «Ведущее место у старшеклассников занимает следующая цель: «научиться зарабатывать деньги и приумножать свой капитал» (82%). Социально приемлемым только для 6% молодых людей является забота о благе людей, «сообща в трудовом коллективе создавать материальные и духовные ценности» (Т.А.Панкова. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников  //Социс. 2002. №5. С.112).        

     2) «Более половины студентов всех специальностей взяли на вооружение совет Н.Рокфеллера: «Не бойтесь больших расходов, бойтесь маленьких доходов», а 40% солидаризировались с Дж.Морганом: «То, что нельзя сделать за деньги, можно сделать за очень большие деньги» (А.В.Соколов, И.О.Щербакова. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества //Социс. 2003.№1. С.118).

    3) «Труд становится привлекательным («интересным и творческим» и для него не жалко «пота лица своего») тогда, когда он является свободным и удачным предпринимательством, в противном случае – это «дурацкая работа», за которую надо хорошо платить» (А.В.Соколов., И.О.Щербакова. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества. //Социс. 2003.№1. С.119).

    4) «65 – 70% студентов уверены, что «не родился еще человек, который занимаясь распределением благ, позабыл бы о себе». Тем самым оправдывается нарушение заповеди «Не укради!». Оказалось, что есть группы студентов, в которых этой заповеди следуют всего 5-6%. Только 42% уверены в том, что «человек выше доллара», и они же полагают, что не любые ценности имеют рыночную цену (А.В.Соколов., И.О.Щербакова. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества //Социс. 2003.№1. С.121).

    Владимир Коровкин, рекламщик, говорит: «Просматривается главная тема: уход от карьеры как основы жизненных усмотрений и желание получать удовольствие от жизни здесь и сейчас. Поколение изменилось – карьера действительно перестает быть ценностью, происходит некая переориентация: не засиживаться в офисе допоздна, а пойти на дискотеку и танцевать полночи даже в будний день. Стремление – иметь свой собственный (при этом творческий) бизнес, что обычно ассоциируется со свободой распоряжаться своим временем. Настроения явственны. Второй вопрос: насколько они жизненны?» (Новая газета. 2005. №92. С.23).

    А вы как думаете? Согласны ли вы, что ценность повседневного, кропотливого, общественно полезного труда сегодня утрачена? Почему многие молодые люди не желают просто «тянуть лямку»?

    Задание 14

     «В свое время бывший мэр Москвы Гавриил Попов, возглавлявший Международный университет, удивлялся: мол, отчего это студенты, все как один видящие свое будущее в бизнесе, буквально оккупируют факультет госуправления. Оказалось, что умные девочки и мальчики решили начать свою карьеру именно государственными чиновниками. Тогда, придя в бизнес, они становятся бесценными управленцами, знающими принцип работы госаппарата изнутри и, не исключено, обросшими полезными связями и знакомствами… Аллергия на риск, отсутствие инициативы, скромность, усидчивость – все то, что закрывает им дорогу в бизнес, - открывает перспективы в госаппарат. Если в этом наборе окажутся еще сообразительность и чувство меры, то служебный рост гарантирован. В конце концов, за чиновника, который искренне говорит «на мне лежит государственная ответственность» можно быть спокойным: этот человек никогда не будет рефлексировать по поводу бесцельно прожитой жизни» (Все ясно. 2005. №4. С.31).

            Как вы относитесь к таким устремлениям ваших сверстников?

    Задание 15

     Героиня нового романа Д.Уэльбека редактирует глянцевый журнал «Лолита». Она говорит: «Мы пытаемся создать ненастоящее, легковесное человечество». Она уверена в победе «человека легковесного» над «человеком разумным». «Я уверен: так и будет, - говорит писатель. – Эта угроза реальна. Цивилизация вечных подростков… Если говорить грубо: чтобы раскрутить новый товар, надо воздействовать на группу 12 – 15 летних. За ними товар примут родители. И  идеалы подростков примет весь мир» (Новая газета. 2006. №30. С.25).

            Вам не страшно за такой мир?

    Задание 16

     В популярном  советском фильме «Доживем до понедельника» герой-старшеклассник написал в сочинении: «Счастье – это, когда тебя понимают». Спустя несколько десятилетий в одной из учебных работ одна студентка ПГСХА написала: «нас на уроке истории учитель попросил написать маленькое сочинение на тему: «Что бы я сделал, если бы все мог?». Тогда все написали, в основном, что бы все исполнилось, о чем мечтаешь. И лишь один написал всего одно предложение: «Если бы я все мог, я бы предотвратил трагедию подводной лодки «Курск».

    А как бы вы ответили на эти вопросы?

     Задание 17

    Социолог В.А.Иванова пишет: «Максимальное количество «защищенных» можно обнаружить среди наиболее молодых в возрасте до 20 лет, где общий уровень страха наиболее низкий, что вполне естественно. В следующих двух группах (20 - 29 и 30 - 39 лет) общий уровень тревожности примерно одинаков – 52%. Самый высокий уровень тревожности, заметно выше, чем средний для всех опрошенных, у группы 40 - 49 и 50 – 59 – летних россиян – 65%... Зона максимальной тревожности – это, прежде всего, 49 -59 летние россияне (особенно безработные), которые воспринимают сужение своих возможностей наиболее болезненно. Можно предполагать, что эта возрастная группа испытывала на протяжении последних лет самые большие социальные напряжения и внутренние ценностные конфликты. Молодое поколение достаточно толерантно и открыто миру. Его волнуют глобальные, экологические, демографические проблемы. И слабую тревогу вызывают такие проблемы, как сионизм, исламский фундаментализм, преобладание людей с другим цветом кожи, это скорее  беспокоит людей старшего поколения (50 – старше 60 лет). Бездуховность общества, природные катаклизмы, снижение рождаемости вызывает одинаковую тревогу у людей всех поколений» (Социс. 2002. № 3.С.47-48).

            Как вы объясните эти различия?

    Задание 18

    Иван Демидов, лидер «Молодой гвардии» партии «Единая Россия» говорит: «Вслед за лозунгом «Молодежь – в политику!» уже начинает маячить лозунг «Молодежь – во власть!». Сейчас мы живем победами наших прадедов, дедов и отцов. Но у каждого поколения должны быть свои победы» (Новая газета. 2005. №87. С.12)

            О каких победах говорит известный телеведущий? К чему должно стремиться нынешнее поколение?

    Задание 19

    Из интервью заместителя главы администрации президента России В.Суркова журналу «Шпигель» 20 июня 2005 г.: «Поколение молодежи 90 годов мы полностью потеряли. Не удавалось никак заинтересовать их политикой. Может быть - и хорошо, что не заинтересовали тогда.  Но сейчас мы наблюдаем, как среди молодежи растет желание к общественной работе - и эту потребность мы должны удовлетворить».

    Каждый советский пионер и комсомолец должен был заниматься общественной работой. Пусть родители вам расскажут о своем общественном поручении в школе или институте. В чем они видят плюсы и минусы такой работы?

    Почему сегодня все чаще говорится о необходимости возвращения в учреждения образования общественных организаций? Какую общественную работу вы бы хотели вести в вузе?

    Задание 20

    Журнал «Все ясно» пишет: «Спрос на политически активную молодежь растет: редкая российская политструктура не обзавелась собственным молодежным отделением. Но новое поколение россиян не спешит стать рекрутом старых партий. Специалисты фонда «Общественное мнение» отмечают, что в среде молодежи зреют установки на участие  в политических процессах и одновременно желание дистанцироваться от старшего поколения, едва ли не противопоставить себя ему. Абсолютное большинство юных участников опроса уверенно: им по плечу создать собственные политструктуры и потеснить «старичков». Такой результат социологи объясняют тем, что ребята разочаровались в нынешних партиях и движениях, ведь нет никакого смысла пополнять ряды тех, кто уже дискредитировал себя либо только имитирует политическую деятельность. Парадоксально, при этом 83% молодежи твердо убеждены, что в партстроительстве им должно помогать государство (Все ясно. 2005. №22. С.6).

     «По данным фонда «Общественное мнение» 16% молодых россиян в возрасте от 18 до 25 лет хотели бы вступить в политическую организацию, причем собственную, а не созданную взрослыми. Цифра только кажется маленькой – у взрослых таких активных в среднем 9%... Единственное, что сдерживает их активность, это отношение сверстников, презирающих политику…» (Русский newsweek. 2005.№49 – 2006. №1. С.20)

    Почему современная российская молодежь аполитична? Нужно ли побуждать молодежь активно заниматься политикой или направлять ее активность в иные сферы общественной жизни?

    Задание 21

    Как показывают соцопросы, 66% россиян вообще не знают никаких молодежных организаций. «Какие молодежные организации и движения вы знаете?», - задали вопрос социологи и получили такие ответы:

    скауты – 5%

    «Наши» - 4%

    «Идущие вместе» - 3%

    ВЛКСМ – 2%

    Лимоновцы НБП – 2%

    Скинхеды – 1 %

    Молодежная организация «Единой России» - 1%

    Молодежная организация «Яблока» - 1 %

    Пионерская организация – 1%

    Не знаю никаких молодежных организаций – 66%

    Затруднились ответить – 18%

    Опрос проведен ВЦИОМ. Опрошено 1600 человек (Все ясно. 2005. №13. С.6).

            Что вы знаете об этих и других молодежных организациях и объединениях? Соберите материал и подготовьте сообщение на семинарском занятии.

    Задание 22

    Типичной моделью, с которой сравниваются любые вспышки молодежной активности, является подъем и спад студенческих бунтов на Западе в 60 – годах прошлого столетия. Формы бунта были разнообразными: от въезда в кабинет ректора на велосипеде до рок-фестиваля, от украшения цветами стволов винтовок национальной гвардии до карнавально-хулиганского захвата парижского театра, до диверсионных актов. Студенты, строившие баррикады и поджигавшие автомобили, скандировали лозунги, писали их на стенах Сорбонны. Вот некоторые из лозунгов:

    1) «Запрещено запрещать!»

    2) «Все дозволено!»

    3) «Вся власть воображению!»

    4) Будьте реалистами: требуйте невозможного!»

    5) «Наслаждаться и жить, бить, разрушать и говорить!»

    6) «Лучший ужасный конец, чем ужас без конца!»

    7) «Назад, в пещеры!»

     Вызывают ли у вас эти лозунги симпатии, как вызывали они у студентов и преподавателей в то время? Какие из лозунгов сейчас актуальны? Можно ли рассматривать происшедшее на Западе как сценарий для действий молодежи в нашей стране? Как вы относитесь к утверждению одного из идеологов «молодежного бунта» Г.Маркузе о том, что студенчеству принадлежит роль «нового революционного класса» вместе с народами третьего мира и люмпен-пролетариями развитых стран?

    Задание 23

     «Диктаторские полномочия для президента РФ одобряет и стар и млад. Как показал опрос Левада-Центра, большинство молодых респондентов (52% граждан до 25 лет) поддерживают такой вариант правления. С ними солидарны пожилые (57% из тех, кто старше 55 лет). И если мнение старших неудивительно, то суждения молодежи  прозвучали неожиданно. Приверженность юных к политике «ежовых рукавиц» можно объяснить тем, что государство ими не занималось, поэтому молодежь не смогла найти себе достойного применения в обществе. Именно так объясняют свои проблемы молодые респонденты в опросах других социологических служб» (Все ясно. 2005.№43. С.6)

    Действительно ли, по вашему мнению, государство молодежью не занимается, молодежь не смогла найти себе достойного применения в обществе, но при этом ей «за державу обидно», нужен президент – диктатор, и молодежную организацию для молодежи должно создать государство?

    Что, по-вашему мнению, должно делать государство? А что не должно делать ни при каких обстоятельствах, предоставив свободу действий самим людям?

    Задание 24

    А.С.Изгоев в статье «Об интеллигентной молодежи (заметки об ее быте и настроениях)» очень детально и эмоционально излагает проблемы российского студенчества начала века (см.: Вехи. Из глубины. М., 1991. С.97-121).  Он называет его «квинтэссенцией русской интеллигенции», «чуть ли не единственной группой образованных людей, думавшей не только о своих личных интересах, но и об интересах всей страны». Привлекая большое количество источников, используя материалы социологических исследований тех лет, автор описывает проблемы семейного воспитания, взаимоотношения «отцов и детей», этические идеалы и политические предпочтения русских студентов, их отношение к здоровью и половой жизни, учебе, науке, экзаменам, студенческим традициям и многое другое, сравнивает русских студентов с французскими, англо-американскими и немецкими. Утверждает, например, что «русское студенчество занимается по крайней мере в два раза меньше, чем заграничное», что студенты «читают на лекциях посторонние книги, переговариваются и проч., само посещение лекций происходит через пень-колоду…».

    Прочитайте эту статью и оцените, насколько и по каким позициям наблюдения автора о студенческой молодежи России начала 20 века созвучны проблемам современных студентов. Какие изменения произошли в ценностных ориентациях современной российской молодежи? Чем отличается положение нынешнего поколения российской молодежи от того, о котором писал А.С.Изгоев? Можно ли сказать про сегодняшнее российское студенчество словами В.И.Ленина, что это «самая отзывчивая часть интеллигенции, в которой отражаются все противоречия общества» (В.И.Ленин. ПСС, т.7, с.343)? Используйте  статью Пузановой Ж.В., Борисенкова П.А. Студенты в начале и конце ХХ века: опыт сравнительной характеристики //Социс. 2001. №7.

    Задание 25

            Фонд «Общественное мнение» написал социальный портрет молодых. Обозреватель «Новой газеты» М.Токарева так прокомментировала исследование: «Новое поколение отменило идею построить справедливое общество, существовать ради всеобщего счастья. С нею ушло неравнодушие к общественному устройству и боль за его несовершенства. В тени вертикали, под звуки перелицованного гимна подросло поколение ярых приверженцев материального, программных себялюбцев, разумных эгоистов, людей частного пространства» («Новая газета». 2008. №39. С.19).

            Что вы скажете в оправдание поколения?

    Задание 26

    Молодость – время,

    Когда учатся на своих ошибках.

    Набивают шишки, встают, потирая

    Ссадины, зализывая раны, упрямо

    Двигаясь дальше. Вперед не оглядываясь,

    не слыша советов, не останавливаясь,

     без компромиссов, без сомнений.

    Наугад. Наобум. Напролом.

    Молодость не может быть однородной.

    Шагать в ногу. Петь одни песни. Вставать

    Под одни знамена. Молодость – разная.

    В этом ее прелесть. В этом ее неуклюжесть.

    В этом ее сила…

    Нам не хочется годами ждать избавления

    От финансовой депрессии в вечно зеленых

    Единицах. Молодость хочет все и сразу.

    Здесь и сейчас. Но наив для нас – пустяковая

    болячка, легко поддающаяся лечению. Обломы

    закаляют характер. Мы закалены.

    Мы комкаем стекла, множим окурки,

    Сжигаем мосты. Начинаем все заново.

    Начисто. Набело.

    И все же, кто вам сказал,

    Что молодость – легка?..

    А как бы вы ответили на вопрос молодого журналиста Е.Тархановой?

    Задания 27-35

    Ознакомьтесь с результатами исследования современной российской молодежи, проведенного  Институтом социологии РАН в сотрудничестве с представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации в марте-апреле 2007г. (Аналитический доклад «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты» подготовлен рабочей группой ИС РАН под руководством члена-корреспондента РАН М.К. Горшкова, В.В. Петухова // Опубликовано в «Российской газете» (Федеральный выпуск) N4382 от 6 июня 2007 г. или: Дети перестройки стали взрослыми //режим доступа: http://www.rg.ru/2007/06/06/molodyozh.html

            Выполните задания 27 – 35.

    Задание 27

    Сегодняшняя жизнь в стране нравится почти двум третям молодежи (64%) и меньше чем половине (45%) старшего поколения. Многие молодые люди еще «на старте» своей профессиональной карьеры находятся в лучших условиях, чем их предшественники. Порой они живут даже лучше тех, кто постарше. Почти каждый пятый из представителей сегодняшних молодых людей говорит о своем положении как о благополучном (в старшей возрастной группе этот показатель равен 15%). Удовлетворены своими доходами 63 процента молодых людей, а считают свое материальное положение «плохим» - 17 процентов (против 30 - в 1997 г.). Молодежь реже старшего поколения попадает в группу бедных (18% молодого и 21% старшего поколения), зато чаще в группу высокообеспеченных (11% и 7% соответственно).

    Какие особенности социального положения молодежи по сравнению со старшим поколением выделяют авторы?  Как можно объяснить эти различия?

    Задание 28

    Основные страхи молодежи связаны с материальным благополучием: она боится остаться без средств к существованию (54%), не устроиться на работу (23%) или потерять ее (19%). Молодые люди также испытывают опасение за свою жизнь и жизнь близких (39%). Разного рода ограничения со стороны государства пугают 16 процентов молодых людей (на 3 процента меньше, чем 10 лет назад).

    Чего опасаетесь вы? Какими причинами вы объяснили эти страхи? Какие последствия для человека и общества они могут иметь? Как вы думаете, меняются ли страхи и тревоги от поколения к поколению? Подтвердите это данными исследований или собственным жизненным опытом.

    Задание 29

    Если сравнивать со старшим поколением, то «дети» гораздо быстрее смогли отреагировать на изменения в стране и на рынке труда. У «отцов» пользуются авторитетом финансисты, экономисты, бухгалтера, банковские работники - 35% старшего поколения считает эти специальности одними из наиболее престижных, в то время как лишь 28% молодежи согласны с этим мнением.  Старшие уважают медиков (14% против 10% среди молодежи), а также научных работников(5% и 3% соответственно). Но недолюбливают госслужащих («чиновников») - лишь 14% из числа старшего поколения считают такой род занятий престижным, в то время как среди молодежи таких 17%.  Непривлекательна для них также работа в области торговли и менеджмента, искусства, спорта и шоу-бизнеса.

            О какой особенности молодого поколения идет речь  в данном отрывке? Как бы вы объяснили выявленные социологами тенденции? Какие последствия для общества они могут иметь?

    Задание 30

    В целом же в 2007 году 76% российской молодежи были уверены в том, что они способны как минимум воспроизвести тот социальный статус, который имеют их родители (в 1997 году так считали 68%). Лишь считанные единицы (2%) думали, что им это не под силу - доля таких молодых людей и девушек за последние 10 лет уменьшилась вдвое. Позиция «отцов» в данном случае примерно такая же. Около 60% их уверены, что их дети добьются большего, чем они сами. Более того - и у них оптимизма тоже прибавилось.  

    Как бы вы ответили на этот вопрос социологов? А ваши отцы? Чем вы объясните выявленную тенденцию? Какие последствия она может иметь?

    Задание 31

    Как выяснили социологи, у подавляющего большинства молодых людей взгляды на то, что происходит в стране, полностью или частично совпадают с родительскими (об этом сказали около 80 процентов тех, кому от 17 до 26 лет). Политический раскол на «красных и белых» в рамках одной семьи - это нонсенс, а не правило. Даже не во всем соглашаясь с родителями, молодые люди в большинстве своем называют отношения с ними «хорошими» и даже «прекрасными» - то есть по сути дела проявляют толерантность, о которой так много в последнее время говорят. Правда, это вовсе не означает, что молодежь готова жить по тем же правилам, что и «отцы»: достаточно большое количество опрошенных высказало готовность «переступить через устаревшие моральные нормы и принципы», чтобы добиться успеха в жизни (особенно много таких среди людей, считающих своих родителей неудачниками).

            О каких особенностях молодого поколения пишут авторы? Как вы объясните вывод авторов: «Сегодня идеологическое противостояние наблюдается скорее внутри поколений, а не между ними»?   Могли бы вы «переступить через устаревшие моральные нормы и принципы», чтобы добиться успеха в жизни? Какие последствия для личности и общества это может иметь?

    Задание 32

     Итоги исследования комментирует директор Института социологии РАН Михаил Горшков:

    -  То, что явно отличает «детей» от «отцов», - способность к риску ради жизненного успеха. 51 процент молодых людей убеждены, что риск - благородное дело. Наоборот, большинство старших (63 процента) говорили, что рисковать не надо никогда - карьера строится постепенно, но надежно.  Кроме того, две трети молодых людей считают, что лучше выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью, чем «жить как все». За последние 10 лет таких потенциальных «белых ворон» стало несколько больше.  Индивидуализм, конкуренция, самостоятельность - все эти слова звучат теперь для молодых людей весьма привлекательно.

            Что отличает «детей» от «отцов»? Что вы скажете о жизненных ценностях молодого поколения? Какие последствия для общества могут иметь их изменение?

    Задание 33

    По мнению М.Горшкова, «уже сейчас можно говорить о том, что нынешнее поколение молодежи - самое успешное в новейшей истории России. Но, пожалуй, еще более удивителен тот факт, что выявленные в ходе нашего исследования жизненные устремления молодых обитателей мегаполисов, крупных городов и сел, бедных и богатых, образованных и не очень практически неотличимы. Это означает, что у нынешнего поколения молодежи сложилось во многом схожее восприятие реальной действительности. В их сознании культивируется ставка на успех в жизни, на достижение высокого профессионального и социального статуса. В этом смысле можно сделать вывод: нынешняя молодая Россия в целом восприняла основные принципы рыночной экономики, не потеряв при этом и базовых ценностей, характерных для нашего общества. И это, безусловно, внушает оптимизм в отношении ее будущего».

    Согласны ли вы с автором? Ответ обоснуйте. Что значит для вас принадлежать поколению успешных?

    Задание 34

    Поколение «отцов» всегда гордилось тем, что ему были свойственны бескорыстие, энтузиазм, романтизм, идеализм… На «детях» эти гены явно «отдохнули». За туманом и за запахом тайги, строить посреди болот новые города их особо не погонишь. Деньги привлекают их значительно больше, чем слава и власть. При этом само по себе богатство около 20 процентов россиян в возрасте от 17 до 26 лет как в 1997, так и в 2007 году не считали для себя важным. А вот стремление быть знаменитым стало несколько сильнее у нынешней молодежи (37%), нежели у ее сверстников 10 лет назад (26%). И совершенно точно, что честолюбие развито у молодежи сильнее, чем у старшего поколения: «отцов» богатство, власть и известность привлекают соответственно на 11, 21 и 17 процентов меньше.

    Объясните причины изменения ценностей молодежи в сравнении с поколением «отцов»? Как, по-вашему, общество и государство должно относиться к этим изменениям? Как изменения в ценностной структуре обществе влияют на социально-экономические, политические, социокультурные процессы в обществе?

    Задание 35

    То, что явно отличает «детей» от «отцов», - способность к риску ради жизненного успеха. 51 процент молодых людей убеждены, что риск - благородное дело. Наоборот, большинство старших (63 процента) говорили, что рисковать не надо никогда - карьера строится постепенно, но надежно.  Кроме того, две трети молодых людей считают, что лучше выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью, чем «жить как все». За последние 10 лет таких потенциальных «белых ворон» стало несколько больше.  Индивидуализм, конкуренция, самостоятельность - все эти слова звучат теперь для молодых людей весьма привлекательно.  Единственное, в чем молодые и старшие похожи, это отношение к свободе. Оба поколения считают, что без свободы жизнь теряет смысл (66% и 55%). Правда, любопытная деталь: если в 1997 году свобода была «необходимым компонентом жизни» для 71% молодежи, то сейчас с «несвободой» мирятся несколько чаще, «вольных птиц» осталось 66 процентов.

    Как вы объясните сходства и различия жизненных ценностей молодого и старшего поколения? Как вы понимаете выражение «отношение к свободе»?

    Задание 36

    Студенчество «является самой отзывчивой частью интеллигенции, а интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе. Студенчество не было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группировка не соответствовала политической группировке во всем обществе, - «соответствовала» не в смысле полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе…» (В.И.Ленин. Задачи революционной молодежи. Полн.собр. соч. Т.7. С.343).

    «…Политическая группировка студенчества не может не отражать политической группировки всего общества, и долг всякого социалиста – стремиться к возможно более сознательной и последовательной размежевке политически разнородных групп…» (Там же. С.355).

    О какой особенности студенчества писал В.И.Ленин в начале XX века? Как он ее объяснял? Что вы скажете об этой особенности по отношению к нынешнему поколению студентов?

    Задание 37

    Отмена школьного сочинения, совпавшая по времени с изменениями на ТВ и в масскультуре, привела в конечном итоге к очень странным перекосам в сознании молодых людей. В Высшей школе экономики (ГУ) провели заседание литературного клуба, и работы студентов ведущего вуза многих удивили. Вырисовался довольно странный тип молодого человека.

    По мнению руководителя отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук Елены Ленской, язык студентов беден и коряв, воображение довольно скудное. Сюжеты тривиальны. Зачастую это «какие-то безудержные и бесформенные фэнтези, странные грезы – смесь рекламных роликов, компьютерных игр, сериалов, желтой и глянцевой прессы, обрывков чата, сетевого стеба... Отсутствие любопытства и вообще интереса к живой жизни, к реальным обстоятельствам. Реальность студентам не интересна».

    «Странно, – вторит ей профессор ВШЭ (ГУ) Никита Покровский, – в наше время развитых интернет-коммуникаций в описаниях авторов сквозит заброшенность, ощущение собственной покинутости. Многие из студентов любят уходить в сконструированные ими же миры, где живут волшебные существа, где можно придумать любой сюжет и где, в сущности, легче существовать их герою, комфортнее. Преподаватели отмечают, что аполитичность – еще одна черта нынешнего студента».

    Напомню, речь идет об идеалах и чаяниях авангарда российской молодежи. Как иначе назвать студентов ведущего вуза, набравших, кстати, самые высокие баллы по ЕГЭ в стране. А ведь, кажется, отменяли всего лишь «скучные и никому не нужные сочинения».

    Опубликовано в Независимой Газете от 23.11.2010

    http://www.ng.ru/education/2010-11-23/8_fizra.html

    Какой он – «странный тип молодого человека», по мнению авторов? Чем можно объяснить эти качества? Какие последствия для человека и общества это может иметь?

    Задание 38

    Исследования, проводимые социологами в середине 1990-х гг., показали, в частности, быстро наступившую "смену вех", теперь главным в жизни юноши и девушки из числа учащейся молодежи считали "умение делать деньги", вне зависимости от способов достижения уровня высокой обеспеченности. Среди школьников старших классов такую позицию разделяло около 54%, учащихся профессионально-технических училищ - 61,4; учащихся техникумов (колледжей) - 57,6; студентов высших учебных заведений - 37,5%. Результаты исследования, проведенного В. Т. Лисовским в 1997 г., показали, что примерно каждый пятый респондент из числа молодых людей считал, что если "жизнь прижмет", то можно временно заняться "работой" в криминальных группировках. Исследования научно-исследовательского центра при Институте молодежи выявили, что деньги как ценность превалируют в сознании юношей и девушек. Понятно, что более поздние исследования только подтверждают указанные тенденции. Более того, в умонастроениях молодежи верх берут вседозволенность, эгоцентризм. По отношению к другим людям часто агрессивно настроены 20% молодых людей, 71% испытывают это состояние время от времени.

    В. В. Кривошеев. Короткие жизненные проекты:

     проявление аномии в современном обществе

    //Социс. 2009. № 3, Март, C.57-67

            Что понимают авторы под наступившей «сменой вех»? Каковы ее причины? Какие может иметь последствия для личности и социума?

    В каком качестве выступают деньги в данном социологическом исследовании?

    Задание 39

    Анализ деятельности молодежных организаций показал: участие молодых людей в организациях с позитивной программой деятельности (политических, волонтерских, профсоюзах и др.) носит преимущественно мобилизованный характер, то есть инициируется "сверху" руководством учебных заведений, государственными структурами, "взрослыми" общественными организациями, либо же основано на сугубо карьерных соображениях - рассматривается исключительно как социальный лифт. Большое количество действующих молодежных организаций (в 2008 г. в России действовало более 400 тыс. молодежных и детских общественных объединений) не должно вводить в заблуждение, ибо многие из них носят формальный характер. Рекрутирование же участников в организации и сообщества с негативной программой (националистические организации, криминальные сообщества) протекает гораздо более автономно. Наблюдается эффект "негативной консолидации" молодежи. И хотя круг участников данных групп во много раз уже, чем организаций "позитивной" направленности, их деятельность зачастую получает гораздо больший резонанс вследствие внимания СМИ к проблемным и болезненным точкам общества.

    В.П.Бабинцев, Е.В.Реутов.

    Самоорганизация и «атомизация» молодежи

    как актуальные формы социокультурной рефлексии

    //Социс. 2010, №1. С.109 - 115

            К какому выводу приходят социологи, анализируя участие молодежи в деятельности общественных организаций и движений?  Что подразумевается авторами под «эффектом негативной консолидации»? Какие последствия для общества этот эффект может иметь?

    Задание 40

    Самоорганизация, формирование молодежных организаций, движений не рассматриваются молодыми респондентами как эффективный способ защиты своих прав, реализации интересов. Из перечня предложенных вариантов оценки значимости различных способов гражданского участия его выбрали лишь 12,6% опрошенных. Правда, традиционные пользуются еще меньшей поддержкой: участие в политических партиях - 5%, обращение в органы государственной власти - 6%, обращение в средства массовой информации - 7%. 15% респондентов вообще ответили, что не видят таких способов. Но большая часть (40%) выбрала в качестве наиболее эффективного способа индивидуальную активность, использование личных и семейных ресурсов.

    Следовательно, имеются веские основания утверждать, что саморефлексия современной молодежи носит в большинстве случаев неполный, "одномерный " характер. Ее неполнота, как отмечено, проявляется, прежде всего, в гиперболизации индивидуальных практик. С нею тесно связана преимущественная интернализация индивидуалистских ценностей и довольно ярко выраженное преуменьшение значения ценностей коллективистских. Логическими следствиями подобного дисбаланса является ограниченность внутригрупповой и межгрупповой солидарности молодых людей, а также крайне противоречивое восприятие ими общества. При всем критическом восприятии его молодые люди не предпринимают сознательных усилий по изменению социума. В тех же случаях, когда протест "прорывается наружу", он носит спонтанный характер и выражается в приобщении к деструктивным объединениям. Впрочем, и они характеризуются нестабильностью и сравнительной малочисленностью.

    В.П.Бабинцев, Е.В.Реутов.

    Самоорганизация и «атомизация» молодежи

    как актуальные формы социокультурной рефлексии

    //Социс. 2010, №1. С.109 - 115

            Постройте диаграмму результатов социологического исследования? Какой вывод вы сделаете? Какой вывод делают социологи? Сравните его с вашим выводом.

            Как объясняют полученные результаты социологи? Что бы вы добавили к их объяснениям?

            Как полученные результаты характеризуют особенности массового поведения в молодежной среде?

    Задание 41

    В целом же, говорят социологи, молодежь в возрасте 26-35 лет является наименее "вписанной" в жизнь общества: ее представители называют меньшее число "опознавательных знаков" для слова "мы", чем отцы или младшие братья-сестры. Похоже, эпоха перемен, в которую они выросли (реформы 1990-х и 2000-х гг.) не прошли для них бесследно и вызвали серьезные проблемы с самоопределением после множества попыток как-то найти и застолбить свое место в обществе.

    Общероссийское социологическое исследование "Двадцать лет реформ глазами россиян" проведено Институтом социологии РАН в апреле 2011 г. http://www.rg.ru/2011/12/13/sociologia.html

            О какой проблеме молодого поколения говорят социологи? Какую причину ее  называют социологи? Что значит «быть вписанным» в жизнь общества?

    Задание 42

    Большинство населения старше 35 лет (60%) говорит, что вообще не имеет желания жить за рубежом. А вот около трех четвертей молодежи хотели бы уехать за границу: заработать денег (38% в группе 18-25 и 34% в группе 26-35 лет), на учебу (21% и 16% соответственно), просто пожить (20% и 17%). Сменить место жительства ради интересной и высокооплачиваемой работы в своей стране при этом готовы 74% молодежи в возрасте до 25 лет и 57% - 26-35 лет (остальное население готово решиться на этот шаг только в трети случаев). Северную Италию мы предпочитаем Южной Сибири, кто бы сомневался.

    Тем не менее, несмотря на стремление большинства уехать на Запад, молодежь все-таки ощущает себя не "гражданами мира" и даже не европейцами, а именно россиянами. Для группы 18-25 лет ощущение себя "европейцами" более характерно и встречается здесь в 1,5 раза чаще (20%), чем в группе "старшей молодежи" и среди остальных россиян (по 13%). "Мы - граждане России" - так на ключевой вопрос "кто вы?" гордо отвечают около 70 процентов жителей страны любого возраста.

    Общероссийское социологическое исследование "Двадцать лет реформ глазами россиян" проведено Институтом социологии РАН в апреле 2011 г. http://www.rg.ru/2011/12/13/sociologia.html

    А что бы вы ответили социологам, задай они вам эти вопросы?

    Задание 43

    И, конечно, красноречивый повод для сетований, что у молодых "ничего святого за душой!". "Современный мир жесток. Для того чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные принципы и нормы", - считает большинство самых молодых россиян (59%) и лишь 37% старшего поколения. "Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переступлю через моральные нормы и принципы" - этот тезис поддержали 63% "отцов", но лишь 41% "детей". О времена, о нравы...

    Общероссийское социологическое исследование "Двадцать лет реформ глазами россиян" проведено Институтом социологии РАН в апреле 2011 г. http://www.rg.ru/2011/12/13/sociologia.html

    О какой отличительной особенности молодого поколения по сравнению со старшим поколением пишут социологи? А как бы вы ответили на вопросы социологов?

    Задание 44

    Свои взгляды люди распространяют и на то, что называется судьбами Родины. Почти половина (49%) самых молодых россиян не видят причин, по которым наша страна не могла бы жить по тем же правилам, что и западные страны. А вот 71% старших и 66% людей "второй молодости" думают, что наше государство - "особая цивилизация", в которой никогда не привьется западный образ жизни. "Человек должен жить в той стране, где ему больше нравится!" - говорят 63% молодых. "Родина у человека одна, нехорошо ее покидать", - отзываются почти столько же (60%) граждан старшего возраста.

    Общероссийское социологическое исследование "Двадцать лет реформ глазами россиян" проведено Институтом социологии РАН в апреле 2011 г. http://www.rg.ru/2011/12/13/sociologia.html

    Как результаты исследования характеризуют представителей разных поколений? Как бы вы объяснили эти различия?

    Задание 45

    Однако при этом набор их [молодых] притязаний значительно шире, чем у россиян старше 35 лет. Молодежь чаще жаждет получить образование (этого не было в планах только у 4% молодежи и у 15% остального населения), престижную работу (не хотели 2-6% и 16%), побывать в разных странах мира (были равнодушны 9-12% и 27%), стать богатыми (бессребреников 17-21% и 43%) и иметь свободное время (досуг не важен 17-20% и 28% соответственно). При этом россияне до 35 лет и особенно до 25 лет значительно, иногда вдвое чаще прочих включали в свои планы открытие бизнеса, карьеру, вхождение в определенный круг людей, славу, доступ к власти.

    Общероссийское социологическое исследование "Двадцать лет реформ глазами россиян" проведено Институтом социологии РАН в апреле 2011 г. http://www.rg.ru/2011/12/13/sociologia.html

    Сопоставьте данные исследования и сделайте выводы

    Задание 46

    — О поколении нулевых долго говорили как о какой-то общности, но вот мы видим: на митинги "За честные выборы" и под флагами "Наших" выходит молодежь, которую только возраст и объединяет. Поколение раскололось?

    — Одно время действительно было принято говорить о молодежи как о детях революции потребления, которым удалось благополучно избежать проблем их родителей. Однако наши последние исследования свидетельствуют, что в России едва ли найдется более социально неоднородная группа. В первую очередь неоднородная по доступу к материальным благам. С одной стороны, отношение заработной платы молодежи в возрасте до 29 лет к средней заработной плате работников в возрасте старше 30 лет составляет 97,6 процента, то есть ребята умеют неплохо получать. С другой стороны, миллионы молодых людей зарабатывают себе на жизнь "по-бразильски", перехватывая время от времени случайную работу, не представляя, как пробиться наверх. И это лишь одно из многих неравенств. Можно сказать, что поколение перенасыщено потенциальными внутренними конфликтами, при этом механизмы, которые могли бы их сгладить, например, система образования, работают плохо. 

    Владимир Петухов, руководитель

    Центра комплексных социальных исследований

    Института социологии РАН //Огонек. 2012. №4

    О каких проблемах молодежи говорит автор? Какие они могут иметь последствия? Что можно было бы предложить для их решения?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку "Молодежь как социальная группа"

    материалы к уроку "Молодежь как социальная группа"...

    Презентация по обществознанию для 10 класса .Тема "Молодежь и социальное развитие"

    Презентация по обществознанию на тему "Молдежь и социальное развитие" для 10 класса.Используется на уроках и для подготовки к ЕГЭ...

    Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения

    Презентация по обществознанию.Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ...

    Молодежь как социальная группа

    Презентация на тему "Молодежь как социальная группа"...

    Молодежь как социальная группа

    Урок обществознания в 11 классе...


     

    Комментарии

    Чернышев Александр Юрьевич

    Что и почему нужно успеть сделать в период молодости?