Главные вкладки
Влияние смены видов деятельности учащихся на уровень работоспособности на уроках английского языка в начальной школе
статья по теме
Поддержание высокого уровня работоспособности учащихся является одной из ключевых проблем для педагогов в современной образовательной школе. В начальных классах на уроках английского языка большое внимание уделяется обучению различным видам деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. Встает вопрос, как запланировать урок, чтобы использовать различные виды деятельности и уровень работоспособности оставался высоким.
Для ответа на данный вопрос было проведено исследование по теме: «Влияния смены видов деятельности учащихся на их работоспособность на примере 2 «А» класса по предмету «английский язык».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бондаренко О.Н.
Влияние смены видов деятельности учащихся на уровень работоспособности на уроках английского языка в начальной школе
Поддержание высокого уровня работоспособности учащихся является одной из ключевых проблем для педагогов в современной образовательной школе. В начальных классах на уроках английского языка большое внимание уделяется обучению различным видам деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. Встает вопрос, как запланировать урок, чтобы использовать различные виды деятельности и уровень работоспособности оставался высоким.
Для ответа на данный вопрос было проведено исследование по теме: «Влияния смены видов деятельности учащихся на их работоспособность на примере 2 «А» класса по предмету «английский язык».
Цель исследования – выявление влияния смены деятельности учащихся на уровень работоспособности.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
- Выявить влияние применения различных видов деятельности учащихся на уровень работоспособности.
- Определить наиболее оптимальное число видов деятельности учащихся для поддержания высокого уровня работоспособности.
- Составить методические рекомендации для педагогов.
Гипотеза:
Использование различных видов деятельности на уроках английского языка влияет на уровень работоспособности учащихся.
Исследование проводилось поэтапно:
- Подготовительный этап: изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, знакомство с классом, консультации с психологом младшего звена по особенностям учащихся класса (внимание, память, мышление, мотивация, тревожность). Разработка конспектов уроков с учетом полученных рекомендаций.
- Формирующий этап: проведение трех экспериментальных уроков: первый – с использованием пяти видов деятельности учащихся, второй - с одним, третий - с тремя.
- Заключительный этап: систематизация результатов исследования, выводы, методические рекомендации.
Подготовительный этап
Прежде всего, хотелось бы дать понятие работоспособности. Работоспособность – это потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
При изучении психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что в качестве контрольного показателя необходимо рассматривать не только работоспособность, но и утомление.
Утомление - временное состояние организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки.
Стремясь к высоким показателям работоспособности, не стоит забывать о признаках утомления:
- снижение работоспособности;
- снижение памяти;
- ослабление внимания;
- двигательные беспокойства;
- отвлечения;
- учащение или замедление пульса;
- повышение или понижение АД;
- частоте дыхания;
- покраснение или побледнение кожного покрова;
- влажности ладоней;
- усиление слюноотделения или сухости во рту.
Диагностика работоспособности и утомления проводилась в начале и конце каждого урока с помощью методик корректурных проб.
Формирующий этап
Занятия проводятся по программе Биболетовой М.З., Денисенко О.А, Трубанева Н.Н. Учебник английского языка для 2 класса общеобразовательных учреждений - Английский с удовольствием (Enjoy English), часть 2. Время между каждым экспериментальным уроком – не менее двух недель.
Первый экспериментальный урок.
Тема: Описание животных.
Урок с пятью видами деятельности: аудирование, говорение, письмо, чтение и перевод. Время стандартного урока — 40 минут. Около 5 минут уходит на такие этапы урока, как организацию начала урока, физкультурную паузу, подведение итогов и формулирование домашнего задания. Соответственно, на каждый вид деятельности в среднем приходилось 7 минут.
Второй экспериментальный урок.
Тема: Отрицательные предложения.
Урок с одним видом деятельности - самостоятельным выполнением упражнений по рабочей тетради. Остальные этапы урока по-прежнему сохранялись, но были предусмотрены две физкультурные паузы по мере необходимости.
Третий экспериментальный урок.
Тема: Повторение по теме «Еда».
Урок с тремя видами деятельности - говорение, чтение и письмо. Этапы урока сохраняются по-прежнему.
Заключительный этап
Полученные данные по уровню работоспособности учеников представлены в виде сводной таблицы 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика работоспособности учащихся
Уровень работоспособности | Урок с 5 видами деятельности, (% учеников) | Урок с 1 видом деятельности, (% учеников) | Урок с 3 видами деятельности, (% учеников) |
Низкий | 22,2 | 62,5 | 50 |
Средний | 77,8 | 37,5 | 30 |
Высокий | 0 | 0 | 20 |
Согласно таблице 1, на уроке с пятью видами деятельности не наблюдался высокий уровень работоспособности, но оказался высоким показатель среднего уровня - 77,8 %. Низкий уровень составил 22,2 %.
Урок с одним видом деятельности также не продемонстрировал высокий уровень работоспособности, но показатели среднего уровня резко сократились - до 37,5 %, а низкого уровня еще более резко возросли - до 62,5 %.
Урок с тремя видами деятельности показал 20 % высокого уровня работоспособности и среднего - 30 %. Но при этом у 50 % учеников отмечен низкий уровень работоспособности.
Таким образом, наибольший процент низкого уровня работоспособности показал урок с одним видом деятельности, наибольший процент среднего уровня — урок с пятью видами деятельности, а высокий уровень работоспособности - только урок с тремя видами деятельности.
Данные по видам утомления представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительная характеристика по видам утомления
Вид утомления | Урок с 5 видами деятельности, (% учеников) | Урок с 1 видом деятельности, (% учеников) | Урок с 3 видами деятельности, (%учеников) |
Без изменения | 44,4 | 0 | 10 |
Врабатывание | 11,1 | 12,5 | 30 |
Первые признаки утомления | 0 | 0 | 20 |
Утомление | 44,4 | 50 | 20 |
Выраженное утомление | 0 | 37,5 | 20 |
Согласно таблице 2, наибольшее число учащихся, состояние которых не изменилось на уроке с пятью видами деятельности - 44,4 %, на уроке с тремя видами деятельности — 10 %. Врабатывание на уроке с пятью видами — 11,1%, с одним — 12,5%, с тремя — 30%. Первые признаки утомления наблюдались только на уроке с тремя видами деятельности — 20 %. Показатель утомления на уроке с пятью видами деятельности — 44,4 %, с одним — 50 %, а с тремя — 20 %. Выраженное утомление на уроке с одним видом деятельности составило 37,5 %, с тремя — 20%.
Заключительные выводы
Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
- Смена деятельности учащихся на уроках английского языка влияет на уровень работоспособности.
- В ходе эксперимента выяснилось, что
- При пяти различных видах деятельности на уроке высокие показатели среднего уровня работоспособности и процент утомления ниже по сравнению с другими экспериментальными уроками, а показатели врабатывания и состояния без изменений в целом - выше.
- Применение одного вида деятельности на уроке дает самые низкие показатели работоспособности и самую высокую утомляемость.
- Урок с использованием трех видов деятельности — единственный, на котором уровень работоспособности высокий, но в то же время и показатель низкого уровня работоспособности возрос до 50%. Общее утомление после такого урока составляет 60 %.
На основе полученных выводов составлены следующие методические рекомендации:
- Для достижения высокого уровня работоспособности на уроках английского языка в данном экспериментальном классе следует использовать три вида деятельности. На каждый вид деятельности должно уходить не более 10 минут. При этом уделять внимание профилактике утомляемости, например, включить в занятие больше динамических пауз.
- Не использовать на уроке только один вид деятельности, поскольку это дает низкий уровень работоспособности и высокий уровень утомляемости учащихся.
- Наиболее оптимальный для учащихся урок с использованием пяти видов деятельности. Время на каждый вид деятельности должно составлять в среднем 7 минут. При такой организации урока средняя работоспособность учащихся выше, а утомляемость — ниже.
Таким образом, использование различных видов деятельности на уроках английского языка влияет на уровень работоспособности учащихся, что подтверждает нашу гипотезу.
Список литературы
- Биболетова М.З., Денисенко О.А, Трубанева Н.Н.
Английский язык: Английский с удовольствием (Enjoy English). Ч. 2: Учебник англ. яз. для 2 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2006.
- Биболетова М.З., Денисенко О.А, Трубанева Н.Н.
Английский язык: Книга для учителя к учебнику английского языка. Английский с удовольствием (Enjoy English). Ч. 2: Учебник англ. яз. для 2 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2006.
- Биболетова М.З., Денисенко О.А, Трубанева Н.Н.
Английский язык: Рабочая тетрадь к учебнику английского языка. Английский с удовольствием (Enjoy English). Ч. 2: Учебник англ. яз. для 2 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2006.
- Лубовский Д.В. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2 классов: Рабочая тетрадь. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж; Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.Инфра-М. 2006.
- Родина Н.М. Закономерности усвоения элементов коммуникаций в различных видах деятельности.// Детский сад от А до Я, №1, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

Современные условия жизни требуют от педагога создать такие условия для обучения, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать новые, не встречающи...
Тема моего самообразования...

Источник: http://festival.1september.ru/articles/570623/...

В статье представлен опыт работы по применению ТРКМ в начальной школе....
Рассмотрены основные трудности, возникающие у младших школьников на этапе порождения связного монологического высказывания и способы их преодоления с помощью средств образной наглядности....
Модульная технология как средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе...
Комментарии
Каждый класс нуждается в