Главные вкладки

    Методическая разработка по теме "Водород, его свойства и применение"
    методическая разработка по химии (9 класс) на тему

    Федорова Валентина Павловна

    Данный ресурс включает в себя план - конспект урока и презентацию по теме "Водород, его свойства и применение". 9 класс, УМК Новошинскогго И.И.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Vodorod_ego_svoystva_i_primenenie.rar213.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

    МОУ ООШ № 12

    446219, Россия, Самарская область, город Новокуйбышевск, посёлок Шмидта, ул. Школьная, дом 4, тел.-факс 3 – 17 – 68,

    тел.-факс структурного подразделения – дошкольного отделения,  расположенного в посёлке Маяк – 3  – 17 – 66




            

























    КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ





    «Водород, его свойства и применение»











                                                                     Составила:  



                                                                                   учитель химии и биологии



                                                                   МОУ ООШ № 12



                                                              Федорова В.П.

































    2010г.




    Тема: Водород, его свойства и применение.

    Цель: систематизация и развитие знаний учащихся о водороде как химическом элементе и простом веществе, о свойствах водорода, способах его получения, роли в природной среде на основе сформированной предметной понятийно-теоретической базы.

    Задачи:

    Образовательные: Систематизировать и развить представления о водороде как химическом элементе и простом веществе, способах его получения и собирания; закрепить умения составлять схемы электронного баланса; закрепить понятия “окислитель”, “восстановитель”, “окисление”, “восстановление”.

    Развивающие: развивать самостоятельность мышления, развивать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать по аналогии, выдвигать предположения).

    Воспитательные: формировать научное мировоззрение, экологическое мышление, воспитывать культуру общения.

    Тип урока: комбинированный.

    Методы: словесный (рассказ, объяснение, с элементами дискуссии, постановка и решение проблемных вопросов); наглядный (презентация); практический (составление уравнений).

    Оборудование:  компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки для самостоятельной работы

    Девиз урока: “Всегда держись начеку” Козьма Прутков.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

      II. Повторение ранее изученного материала.

    Учитель: На прошлом уроке мы начали знакомство с водородом. Сегодня мы расширим знания о водороде и, прежде чем, продолжить работу над этой темой, вспомним ранее изученное.  

    (во время опроса трое учащихся работают по карточкам, один выполняет на доске домашнее задание – задача 3, стр. 36)

    Фронтальный опрос:

    1. Знакомство с любым элементом начинается с истории его открытия. Итак, первый вопрос «История открытия водорода».
    2. Дать общую характеристику по положению в ПСХЭ.
    3. Что общего между водородом и галогенами?
    4. Охарактеризовать строение атома водорода.
    5. Охарактеризовать строение молекулы водорода.
    6. Охарактеризовать нахождение в природе.
    7. Какие промышленные способы получения водорода вам известны?
    8. Какими способами получают водород в лаборатории?

        III. Изучение нового материала.

    Учитель: восстановив опорные знания, перейдем к изучению новой темы, продолжаем знакомство с водородом. Записываем дату и тему урока «Водород, его свойства и применение» (СЛАЙД 1)

    Охарактеризуем его физические свойства (СЛАЙД 2; учащиеся записывают в тетрадь)

    1. газ, без цвета, без запаха, без вкуса, практически нерастворим в воде.
    2. имеет низкую температуру плавления (-259,10 С) и низкую температуру кипения (-2530 С);
    3. обладает хорошей теплопроводностью (в 7 раз больше чем воздух);
    4. водород почти в 14,5 раз легче воздуха (самый легкий из всех газов), поэтому его можно собирать лишь в перевернутый вверх дном сосуд. Мыльные пузыри, резиновые шарики, наполненные водородом, взлетают вверх.

    Выходит Черный маг (один из учащихся) и рассказывает стихотворение.

    Хотя я сильный черный маг,
    Мне без помощников никак.
    Их много рядом я терплю,
    Но больше всех его люблю.
    Обычно легок и летуч,
    Он вдруг становится могуч:
    Его нагрев, неосторожно,
    Взорвать в округе все возможно,
    А если с “О” соединить, -
    То можно воду получить.
    Я много вам о нем сказал,
    Его подробно описал.
    Итак, подумав, пять минут,
    Скажите, как его зовут?

    Учащиеся отвечают – водород.

    Учитель: Конечно, и, как сказал Черный маг, при работе с водородом следует соблюдать особую осторожность. Смесь водорода с воздухом называется гремучим газом (ВИДЕО, СЛАЙД 3)

    Выходит Черный маг и рассказывает.

    Вот такая история произошла с французским химиком, директором Парижского музея науки Пилатом де Розье (1756-1785). Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть водород. До него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, ученый решил убедиться, проник ли водород в легкие? Он ещё раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако водород в легких экспериментатора смешался с воздухом и произошел сильный взрыв. “Я думал, что у меня вылетели все зубы вместе с корнями”, - так Розье характеризовал испытанные ощущения. Эксперимент чуть не стоил ему жизни.

    Учитель: Полученный тем или иным способом водород может быть загрязнен воздухом, вы уже знаете, что это опасно! Вспомните Пилата де Розье и девиз нашего урока. Вы видели, что происходит, если водород, смешанный с воздухом поджечь, поэтому прежде чем его поджигать следует проверить водород на чистоту. Заглянем в учебник: на стр. 34, рис. 2. изображены  два способа проверки водорода на чистоту – метод вытеснения воды и метод вытеснения воздуха. Для этого водород собирают в пробирку, не переворачивая, закрывают пробирку большим пальцем, подносят к спиртовке и открывают пробирку. Чистый водород сгорает с характерным звуком ПАХ. (ВИДЕО – демонстрируется способ вытеснения воды)

    Учитель: Теперь рассмотрим химические свойства водорода: связь в молекуле водорода очень прочная, поэтому молекулярный водород при обычной температуре малоактивен (только фтор соединяется с ним при обычных условиях, хлор при освещении). При нагревании водород реагирует как с простыми, так и со сложными веществами.

    (СЛАЙД 4)

    Взаимодействие с простыми веществами – неметаллами: (СЛАЙД 5)

    1. При поджигании реагирует с кислородом

    O2 + 2H2 = 2H2О

    2. При нагревании водород обратимо взаимодействует с серой:

    S + H2 ⇔ H2S

    3.С азотом — при нагревании, повышенном давлении и в присутствии катализатора (железо):

    N2 + 3H2 = 2NH3 

    4. С галогенами образует галогеноводороды:

    F2 + H2 = 2HF, реакция протекает со взрывом при любой температуре,

    Cl2 + H2 = 2HCl, реакция протекает только на свету.

    Учитель: Давайте докажем, что водород в данных реакциях действительно проявляет восстановительные свойства

    Задание: составить уравнения химической реакции взаимодействия водорода с хлором, расставить коэффициенты методом электронного баланса, указать окислитель, восстановитель.(ученик к доске, по слайду проверяем)

    Учитель: Водород взаимодействует со щелочными и щёлочноземельными металлами, образуя гидриды: (СЛАЙД 6)

    Na + H2  = 2NaH

    Ca + H2  = CaH2 

    В  данных реакциях водород проявляет окислительные свойства, давайте докажем, что это действительно так.

    Задание: записать данное уравнение на доске и расставить коэффициенты методом электронного баланса (ученик к доске, по слайду проверяем)

    Учитель:  (СЛАЙД 7) Взаимодействие со сложными веществами: с оксидами металлов (как правило, d-элементов)

    Учитель: Итак, мы действительно убеждаемся, что наиболее характерна для водорода степень окисления +1, и только при соединении с металлами водород проявляет степень окисления -1.

    Учитель: Применение водорода - обусловлено его физическими и химическими свойствами. Физические свойства водорода имеют место применения в следующих областях:

    1. Синтез аммиака
    2. Синтез соляной кислоты
    3. Синтез метилового и других спиртов
    4. Гидрогенизация растительных масел (получение маргарина)
    5. Производство изделий из кварцевого песка
    6. Для получения жидкого топлива из каменных углей
    7. Получение молибдена, вольфрама и других металлов
    8. В качестве горючего в современной ракетной технике
    9. Получение высоких температур
    10. Хладагент в специальных физических проборах
    11. Атомно-водородной сварке тугоплавких сталей и сплавов

    Из-за того, что он легче воздуха им долгое время наполняли аэростаты, воздушные шары и дирижабли. (ВИДЕО - заполнение водородом мыльных пузырей)

    Учащийся, заранее подготовившийся, рассказывает исторический очерк о применении водорода.

    Братья – французы Монгольфье первые осуществили идею подняться на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом. В 1783 году совершил полет на воздушном шаре, наполненном водородом французский физик Ж. Шарль. В 1794 году воздушные шары нашли практическое применение в военном деле. В последствии стали применять смесь водорода с гелием. Это было более безопасно, так как водородные шары часто воспламенялись. С 1932 по 1937 год немецкий дирижабль “Граф Цеппелин” совершил 136 полетов из Европы в Южную Америку и 7 полетов – в США и перевез свыше 13 тысяч человек. Потом дирижабли были постепенно вытеснены успехами авиации и вертолетостроения. Сейчас вновь обсуждаются вопросы создания современных дирижаблей. Другое универсальное свойство водорода – самая высокая теплопроводность среди всех газов – находит применение в современной энергетике для охлаждения электрических машин. Водород - это топливо будущего, существует много примеров создания и применения топливных элементов. Например: подобный агрегат служит источником воды и энергии в космических кораблях, двигателях автомобилей, подводных лодках.

    IV. Заключение

    Учитель: Итог нашего урока: мы познакомились с первым элементом  – водородом. Вы узнали его свойства и уникальность. Я думаю, вам понятно, почему надо обращаться с этим газом очень осторожно. Возможен взрыв, вот почему вы должны быть всегда начеку!

    V. Закрепление (тест)

    Учитель: Вы постепенно усваивали материал о водороде, теперь проверим ваши знания по этой теме. На выполнение теста 3 мин. (СЛАЙД 9, на нем вопросы, учащиеся отвечают на них в бланках)

    Учитель: Теперь обменяйтесь бланком ответов с соседом по парте и давайте проверим правильность выполнения теста. (СЛАЙД 10, на слайде – ответы, учащиеся проверяют тест соседа, используя следующий слайд 11 – оценивают)

    VI . Оценивание работы учащихся.

    Оценки за тест ставятся в дневник, оценивается работа по карточкам и сообщается учащимся, также оценивается работа на уроке.

    VII.  Домашнее задание (СЛАЙД 12) & 8,  №4

    VIII.  Рефлексия                                                                                                                                    (на листе А3 рисунок горы, на её вершине – знак водорода)

    Учитель: Наш урок завершается, два урока мы с вами покоряли высоту под названием «Водород», сейчас подойдите к рисунку и  обозначьте свое место на этой вершине, те, кому она покорилась, ставьте отметку на самой вершине, те, кому ещё нужно поработать над этой темой – ставит отметку ниже и т.д.

    Учитель: Урок окончен! Спасибо за урок!

    Карточка 1

    1. Расставьте степени окисления атомов элементов в соединениях, формулы которых:

                     SO2, SO3, MgS, H2SO4

    2. По схеме окислительно-восстановительной реакции:

                     Н2 + O2 = Н2O

    Определите окислитель и восстановитель, расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

    3. Схема Alº - 3ē → Al3+  отражает процесс

    А) окисления;

    Б) восстановления;

    В) окисления - восстановления.

    Карточка 2

    1. Расставьте степени окисления атомов элементов в соединениях, формулы которых:

           PCl3, P2O5, K3P, Ca3P2

    2. По схеме окислительно-восстановительной реакции:

                    Н2 + S = Н2S

    Определите окислитель и восстановитель, расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

    3. Схема Alº - 3ē → Al3+  отражает процесс

    А) окисления  Б) восстановления  В) окиления-восстановления.

    Карточка 3

    1.Выберите формулы соединений, в которых сера проявляет степень окисления -2:  

                   Na2S, SO2, SF6, CaS,  SiS2, SO3

    2. Схема Al - 3ē → Al3+  отражает процесс

    А) окисления  Б) восстановления  В) окисления-восстановления.

    3. Схема S6+ + 2ē → S 4+  отражает процесс

    А) окисления  Б) восстановления  В) окисления-восстановления.

    Бланк ответов к тесту.

    Тест «Водород»

    Класс____    Дата__________

    Фамилия_________________

    задания

        ответ

    1

    2

    3

    4

    5

     

    Тест «Водород»

    Класс____    Дата__________

    Фамилия_________________

    задания

        ответ

    1

    2

    3

    4

    5

    Тест «Водород»

    Класс____    Дата__________

    Фамилия_________________

    задания

        ответ

    1

    2

    3

    4

    5

     

    Тест «Водород»

    Класс____    Дата__________

    Фамилия_________________

    задания

        ответ

    1

    2

    3

    4

    5

    Тест «Водород»

    Класс____    Дата__________

    Фамилия_________________

    задания

        ответ

    1

    2

    3

    4

    5

     

    Тест «Водород»

    Класс____    Дата__________

    Фамилия_________________

    задания

        ответ

    1

    2

    3

    4

    5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).

    Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).Учителем поставлена  задача создания условий, наряду с  обучением, для разностор...

    Методическая разработка урока по физике "Свойства ионизирующих излучений"

    Урок в котором в качестве учебного элемента  рассмотрен вопрос о питании на радиоактивно-зараженных территориях и о радиопротекторных свойствах пищи....

    методическая разработка классного часа "Полезные свойства горчичного масла"

    классный час о пользе горчичного масла, форма: игра-путешествие, аудитория: 6-7 класс....

    Методическая разработка. Светодиоды - полупроводниковые приборы, их практическое применение Преимущества и недостатки применения светодиодов на практике.

    Цели занятия для педагога: повысить уровень знаний учащихся о полупроводниковых приборах, продолжить развитие у обучающихся творческого, технического мышления, логики, внимания. Продолжить формировани...

    Методическая разработка семинарского занятия Тема: «Свойства соединений d-элементов»

    АннотацияСоединения d-элементов: серебра нитрат, цинка сульфат, калия перманганат и другие не только применяются в медицине, но и используются в качестве реактивов при проведении химического анализа.Р...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ И ИХ ПРОИЗВОДНЫХ"

    Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме "Изучение свойств карбоновых кислот и их производных" в соответствии с рабочей программой по учебной дисц...

    Методическая разработка "Упражнения на тему "Свойства оксидов" "

    Это тренинговая работа на повторение и закрепление свойств как солеобразующих оксидов  /основных,кислотеых, амфотерных/ , так и несолеобразующих / на примере угарного газа/.  Эти учебные мат...


     

    Комментарии

    Клементьева Наталья Юрьевна

    Можно позавидовать вашим ученикам- интересно, познавательно и доступно.

    Емельянова Нина Дмитриевна

    Завидую ученикам- познавательно,доступно, очень интересно, увлекательно.