Главные вкладки

    Применение активных методов обучения как средство повышения качества знаний
    статья по химии (11 класс) на тему

    Бойко Елена Николаевна

    В статье представлен анализ опыта работы по предложенной теме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Применение активных методов обучения как средство повышения качества знаний обучающихся

    Концепция модернизации  российского образования на период до 2010 года, направленная на модернизацию общеобразовательной школы, «предполагает  ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции ».[1]

    В новых социально-экономических условиях, характеризующихся  появлением новых ценностных ориентиров среди молодежи, все более очевидным становятся противоречия между:

    • содержанием общего образования, в основном ориентированном на сугубо образовательные технологии, и острой потребностью отраслей экономики и социальной сферы в социально активных, ответственных людях, обладающих определенным жизненным опытом, способных самостоятельно принимать решения в различных жизненных ситуациях и нести ответственность за принятое решение;
    • уровнем общего и профессионального образования и возможностью адаптации молодежи в обществе с развивающейся рыночной структурой;
    • свободой обучающихся в выборе содержания и форм образования и неумением пользоваться этой свободой.

    В современном обществе формируется новая система ценностей, в центре которой  находится  свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенция. Мы исходим из того, что компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Обладать совокупностью компетенций, необходимых для успешной интеграции молодежи в современный социум, – значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.

     Рассматривая способность и готовность молодого человека к продуктивному взаимодействию с обществом, мы опираемся на понятия адаптация, социализация и интеграция, под которыми понимаем следующее:

    • адаптация – первый уровень взаимодействия, характеризующийся приспособлением человека к новым условиям изменившейся социальной среды;
    • социализация – второй, более высокий уровень взаимодействия, характеризующийся эффективным освоением социальных ролей и культурных норм и успешным функционированием молодого человека в обществе;
    • интеграция в социум – третий, самый высокий уровень взаимодействия, характеризующийся успешностью и творческой активностью молодого человека по преобразованию (развитию) общества в соответствии с общечеловеческими ценностями.

    Задача школы – помочь ее выпускнику успешно социализироваться и интегрироваться в социум.

    Роль интерактивных методик,  как формы организации учебной деятельности обучающихся, состоит в том, чтобы через организацию личностно-значимой деятельности формировать у школьников сознательную социальную позицию, определять и реализовать их лидерский потенциал, расширять сферы общения и самореализации, обеспечивать самостоятельность в принятии решений для достижения личностно значимых целей, то есть создавать условия для социального становления школьников.

         Последние достижения отечественной экспериментальной психологии и педагогики (В.В.Давыдов, А. Н .Тубельский ) дают основание утверждать, что дети, начиная с младшего школьного возраста, способны не просто воспринимать и осмысливать учебный материал, а вступать в диалог, ставить конкретные цели, анализировать способы своей деятельности (осуществлять рефлексию) и благодаря этому преобразовывать учебный материал, что существенно улучшает его усвоение.

         В психологическом аспекте усвоение определяется как познавательная деятельность, включающая такие психические процессы, как восприятие, память, мышление. Вместе с тем, усвоение знаний предполагает не только участие мыслительных процессов. Оно непосредственно связано также с особенностями личности – ее чувствами и волей. Действительное усвоение возможно только тогда, когда ученик активно действовал с учебным материалом, пробовал применять соответствующие знания, что способствовало выработке определенных умений и навыков. Отсюда является важным, как была организована познавательная деятельность школьников, какая познавательная активность была при этом обеспечена, при каких педагогических условиях она наиболее ярко проявлялась.
         Следовательно, усвоение – это не спонтанный процесс овладения знаниями, умениями и навыками, а целенаправленное их формирование в процессе специально организованной учебно-познавательной деятельности учащихся.
         Многочисленные исследования (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Л.Б.Эльконин и др.) показали, что структура учебно-познавательной деятельности, в которой взаимодействие
    субъекта с объектом происходит под руководством учителя, включает следующие компоненты:

    • цель деятельности – осознание учащимися конкретной познавательной задачи, что именно надо знать и для чего;
    • мотив, побуждающий ученика к действию;
    • содержание деятельности – известные, опорные знания и неизвестные, новые связи, отношения, выводы, которые надо найти, решая задачу;
    • способы, которые ученик использует для достижения цели: умения, навыки, операции, выполняемые в определенных условиях деятельности, воспроизводящие и творческие, практические и умственные действия;
    • контроль и оценка результатов деятельности со стороны учителя, самоконтроль и самооценка учащихся.

    В результате этой деятельности ученик усваивает содержание учебного материала. Организация усвоения составляет задачу деятельности учителя, который руководит этим процессом, оказывает помощь ученикам, контролирует полученные результаты, планирует задачи, содержание и методы. При этом преподаватель должен знать, каким образом происходит усвоение знаний учащимися, как создается интерес к учебному предмету, при каких условиях учащиеся глубже осознают, прочнее запоминают и успешнее применяют изученный материал. Овладевая знаниями, школьники учатся перестраивать, переосмысливать их, применять к решению разнообразных задач.

    Если исходить из того, что обучение – это общение между обучающимся и обучающим, при этом обучающий – это тот, кто имеет определенные знания и опыт, которых нет у обучающегося, можно определить процесс обучения как общение между теми, кто имеет определенный знания и опыт, которых нет у обучаемого.

    Обучение можно определить и по-другому. В процессе обучения учащиеся осваивают все виды человеческой деятельности. Однако освоение человеческой деятельности происходит не само по себе, а в процессе общения и через общение. Поэтому обучение можно определить как процесс, посредством которого происходит усвоение всех видов человеческой деятельности.

    Мы учимся  различными способами – слушая, наблюдая, задавая вопросы, что-то делая и помогая учиться другим. В большинстве случаев приемы обучения скованы очень узкими рамками – обычно они включают лекции (групповая форма обучения), опросы (парная форма), упражнения и практические работы (индивидуальная форма). Однако стратегии, которых придерживаются слишком многие школы, по мнению К. Роджерса и Д. Фрейберга[2], и опыт подтверждает это, тяготеют к подходу, центрированному на учителе, а не на ученике. Дело даже не в том, чтобы отдать предпочтение тому или другому. В этой ситуации необходимо добиться совместного участия всех в учении.

    Человекоцентрированный подход позволяет использовать самые разнообразные методы и формы обучения. Шкала этих методов и форм обучения по Freibergu (Driscoll,1922. P.46)[3] представлена ниже

    Методы и формы обучения, сфокусированные на учителе

    Лекция

    Опрос

    Упражнения и практика

    Демонстрация

    Дискуссия

    Групповая работа

    Руководимые исследования

    Ролевая игра

    Проекты

    Исследования

    Самооценка

    Методы обучения, сфокусированные на ученике

    Будем называть методы обучения, сфокусированные на ученике, активными методами обучения. Активные методы обучения включают в себя несколько функций. Рассматривая функции, которые реализуются  при организации учебно-познавательной деятельности, сфокусированной  на ученике, можно обнаружить корреляцию их с ключевыми компетенциями, которые должны быть сформированы на выходе из школьного образования:

    1. Обучающая функция - развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности. Реализация этой функции позволяет сформировать учебно-познавательную и информационную компетентность.
    2. Коммуникативная функция - объединение коллектива учащихся, установление эмоционального контакта, что способствует формированию коммуникативной компетенции.
    3. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
    4. Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения  и переработки больших объемов информации.
    5. Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

    Реализация последних трех функций способствует формированию социально-трудовой  компетенции и компетенции в сфере личностного самоопределения.

    Таким образом, мы исходим из того, что  применение интерактивных методик  способствует  формированию как ключевых, так и предметных компетенций.

    Влияние интерактивных методов обучения на формирование ключевых и предметных компетенций

    В соответствии с предполагаемым результатом работы нами была поставлена следующая цель:

    создать благоприятные условия для формирования ключевых и предметных компетенций при изучении химии на основе применения интерактивных методик.

    Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

    1. Изучить теоретические основы использования интерактивных методик в условиях изменения парадигмы образования со знаниевой на компетентностную.
    2. Отобрать интерактивные методики, направленные на формирование ключевых компетенций,  для организации познавательной деятельности на уроках химии.
    3. Проанализировать используемые интерактивные методики с позиции их влияния на формирование ключевых компетенций.
    4. Выявить корреляцию между практикой применения активных методов обучения и результативностью процесса обучения.
    5. Выявить перспективы применения интерактивных методик.

    В соответствии с поставленными задачами нами были выделены три этапа работы:

    На первом этапе мы познакомились с теорией и практикой активных методов обучения. Были отобраны интерактивные методики,  которые затем применялись на наших уроках. Это «Орфографическая эстафета», которая была преобразована в «Химическую эстафету», «Дерево решений»,  «Письменные дебаты», «Работа в малых группах», «Ковер идей», методики КСО, метод проектов.

    На втором этапе работы  были проанализированы отобранные методики с позиции их влияния на формирование ключевых компетенций и выявлена результативность процесса обучения в связи с применением  вышеперечисленных методик (таб. 1, 2).

    Анализ интерактивных методик          

    Таблица 1

    Название методики

    Краткая аннотация методики

    Ключевые компетенции, которые формируются при использовании данной методики

    Химическая эстафета

    Позволяет развивать в учениках умение работать в группе, логическое мышление и память

    Информационная.

    Учебно-познавательная.

    Коммуникативная.

    Социально-трудовая.

    Дерево

    решений

    Пользуясь этим методом, ученики подробно анализируют все возможные варианты потенциальных решений, свойства веществ, возможности их применения, а также плюсы и минусы, связанные с каждым из них.

    Учебно-познавательная.

    Коммуникативная.

    Информационная.

    Письменные дебаты

    Позволяет углубить знания учеников в области заданной темы, учит культуре дискуссии, развивает способность к аргументации.

    Компетенция в сфере личностного самоопределения.

    Информационная.

    Работа в малых группах

    Эта методика является одним из вариантов работы в группах, она вовлекает в работу всех членов группы и при этом каждый исполняет как роль учащегося, так и учит других.

    Компетенция в сфере личностного самоопределения.

    Коммуникативная.

    Социально – трудовая.

    Учебно – познавательная.

    Информационная.

    Методики КСО

    Каждый ученик поочередно работает с каждым учеником. Идея КСО – учишься сам, обучая других.

    Информационная.

    Коммуникативная.

    Социально – трудовая.

    Учебно – познавательная.

    Ковер идей

    Пользуясь этим методом можно   выявить проблемы, найти пути их  решения, индивидуализировать действия  и оценить их.

    Коммуникативная.

    Учебно – познавательная.

    Компетенция в сфере личностного самоопределения.

    Метод проектов

    Стимулирует интерес учащихся к самостоятельному решению значимых для них проблем, к собственному приобретению знаний из различных областей

    Развивает способности критически мыслить, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Развивает

    способности принимать собственные решения и брать ответственность на себя.

    Учебно- познавательная.

    Информационная.

    Коммуникативная.

    Компетенция в сфере личностного самоопределения.

    Социально – трудовая.

    Результативность процесса обучения                                     Таблица 2

    Класс

    Уроки, проведенные активными методами

    Участие обучающихся в исследовательской деятельности

    Результативность процесса обучения

    Уровень обученности

    Качество обученности

    Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов.

    Кристаллические решетки.

    Классификация сложных веществ.

    Химические эстафеты.

    Типы химических реакций

    Названия, исчезнувшие из школьных учебников

    (6 учеников)

    100%

    81,5%

    -

    100%

    80%

    Молекулы здоровья

    (2 учеников)

    96%

    38,5%

    Щелочноземельные металлы.

    Сплавы.

    Сера,  физические и химические свойства, нахождение в природе

    -

    100%

    39%

    -

    100%

    67%

    Коррозия металлов

    100%

    23%

    10

    Тема «Кислородсодержащие органические вещества»

    Номенклатура и классификация углеводородов.

    Углеводы.

    Амины.

    Вкусная отрава

    100%

    77%

    11 кл

    Обратимость химических реакций.

    Гидролиз солей.

    Классификация  химических реакций.

    -

    100%

    61%

    Таким образом, анализируя  методики, сфокусированные на ученике, можно с уверенностью сказать, что все они направлены на формирование способности ученика решать учебные проблемы  в конкретных ситуациях. При этом необходимо помнить, что способность решать проблему понятие более общее, чем способность к деятельности. В ходе решения проблемы – необходимо, прежде всего, эту проблему увидеть, сформулировать, соотнести внешние и внутренние условия ее возникновения и, только потом, определить, какая деятельность требуется и какие способы наиболее целесообразны. Анализ результативности процесса обучения свидетельствует о том, что значительная часть обучающихся усвоила учебный материал на высоком уровне. При этом в каждой параллели классов есть учащиеся, готовые заниматься научно - исследовательской деятельностью, что свидетельствует о сформированности у обучающихся ключевых компетенций.

             Третий этап работы связан с выявлением перспектив применения активных методов обучения.

    Направления работы по применению интерактивных методик:

    • изучение активными методами больших  тем (разделов) программы;
    • разработка элективных курсов для профильной школы;
    • разработка предпрофильных курсов для основной школы.

    Выводы

    • формирование ключевых компетенций возможно только при условии, что ученику будет предоставлена «свобода учиться»;
    • применение интерактивных методик позволяет разрешить противоречие между свободой обучающихся в выборе содержания и форм образования и неумением пользоваться этой свободой;
    • применение интерактивных методик помогает обучающимся успешно адаптироваться на уроках. Об этом свидетельствует результативность процесса обучения;
    • умение адаптироваться в новой, нестандартной ситуации в конечном итоге будет способствовать  выпускнику успешно социализироваться и интегрироваться в социум.


    [1] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

    [2] К. Роджерс, Д. Фрейберг Свободла учиться. Москва. Смысл. 2002

    [3] там же


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Метод проектов как средство повышения качества знаний на уроках литературы.

    Технология проектов, или метод проектов, в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлени...

    Активные методы обучения как средство повышения качества знаний учащихся по русскому языку.

    Данный материал может быть использован педагогами как методические рекомендации при использовании активный форм обученияв образовательном процессе....

    Дифференцированное обучение как средство повышения качества знаний

    Экзамен ЕГЭ – самое сложное испытание для старшеклассников перед поступлением в ВУЗ. Как правильно подготовить школьников к сдаче экзамена, добиться того, чтобы выпускники были уверены в своих силах п...

    Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС

    Включение активных методов обучения в учебный процесс повышает познавательную активность учащихся, повышает мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает обратную связь ме...


     

    Комментарии

    Грязнова Валентина Сергеевна

    Елена Николаевна, я  с удовольствием прочитала вашу статью. Вы учились на

    дистанционных курсах " Мой университет"? Я окончила их также, последнее, что было предложено - это технология модерации. Скажу  честно, это технологии действительно "Новой школы". Интерактивное обучение позитивно воспринимается детьми, так как включает использование различных форм, методов и техник визуализации и таким образом, оживляет образовательный процесс. А если ещё добавить творческий характер обучения, то уверена работоспособность детей всегда будет высокой.

    Бойко Елена Николаевна

    Спасибо Валентина Сергеевна за добрые слова. Я не училась на курсах "Мой университет". Просто я долгое время занимаюсь проблемами интерактивного обучения. Провожу семинары для учителей по теме "Активные методы обучения", свои уроки провожу интерактивными методами и вижу, что ученики очень любят, когда им дают возможность "принять участие". 

    Бойко Елена Николаевна

    Здравствуйте, Светлана Анатольевна! Я  не посещала курсы И. Г. Агапова по критическому мышлению. И очень об этом сожалею. Педагогов нашей школы на эти курсы тогда не пригласили. Я знаю об этом достоверно, так как тогда работала завучем, и мимо меня это событие не могло пройти незамеченным.
     

    Спасибо.

    С уважением, Бойко Е.Н.