Главные вкладки

    Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.
    статья по теме

    Березикова Раиса Николаевна

    Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_dmitrieva_s.n...soshno14.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа №14 г Тверь.

    Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

    Дмитриева Светлана Николаевна

    Учитель начальных классов

    МОУ СОШ №14 г. Тверь


    Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

    Выдвижение на первый план цели развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества, рассмотрение предметных знаний и умений, как средств их достижения находят отражения в  Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования[1]. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. При этом ориентация нового стандарта не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты образования определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Это является целью и основным результатом образования младших школьников[2].

    Все это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

    В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д[3].

    Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу[4].

    Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

    -существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

    -значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

    -применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

    -структурирование этапов выполнения проекта;

    -самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора[5].

    Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Метод требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.

    Для преодоления объективных и субъективных трудностей разработаны организационно – управленческие и педагогические действия:

    1. Учет возрастных особенностей младшего школьника,

    использование теории деятельности.

    2. Ритмичность и цикличность (фазы) образовательного процесса

    (годовой цикл-проектирование совместной и индивидуальной деятельности).

    3. Использование дополнительных средств вовлечения детей в

    содержание через проектирование и решение проектных задач.

    4. Моделирование проектных задач позволяющее организовывать

    разновозрастное общение и групповое взаимодействие[6].

    Необходимо построить образовательный процесс так, чтобы ученик

    сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к людям, окружающим его в лицее, проявил интерес к содержанию школьной жизни. 

    Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

    Общие правила для педагогов – руководителей проектов

    1. • Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.
    2. • Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
    3. • Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
    4. • В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
    5. • Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
    6. • Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.
    7. • Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
    8. • Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
    9. • Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
    10. • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.
    11. • Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.
    12. • Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.
    13. • Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
    14. • Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
    15. • Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.
    16. • Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
    17. • Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
    18. • Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования[7].

    Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

    Таким образом, в  отличие от стандартов первого поколения, которые

    определяли лишь совокупность обязательного минимума содержания образования и требования к уровню подготовки учащихся, назначение новых

    стандартов призвано обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований

    государства в сфере образования на основе предложенной системы требований. Требуются иные подходы к организации, содержанию, условиям и результатам образовательного процесса в целом.


    Список литературы:

    1. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.
    2. Ковалёва  Г.С.,  Логинова  О.Б.  Планируемые  результаты  начального

    общего  образования.  Стандарты  второго  образования.  –  М.:  Просвещение, 2010.

    1. И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование. М., 2005.
    2. Орлова  И.Е.  Формирование  навыков  исследовательской  работы// «Начальная школа», 2003, №10. С.73.
    3. Поливанова  К.Н.  Проектная  деятельность  школьников.  –  М.: Просвещение. – 2008.
    4. Проектные задачи в начальной школе. /под ред. А.Б. Воронцовой. –

    М.: Просвещение – 2010.

    1. В.Ф. Феоктистова Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.

    [1]         Ковалёва  Г.С.,  Логинова  О.Б.  Планируемые  результаты  начального общего  образования. Стандарты  второго  образования.  –  М.:  Просвещение, 2010.

    [2]         И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование. М., 2005.

    [3]        Поливанова  К.Н.  Проектная  деятельность  школьников.  –  М.: Просвещение. – 2008.

    [4]         Орлова  И.Е.  Формирование  навыков  исследовательской  работы// «Начальная школа», 2003, №10. С.73.

    [5]        Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.

    [6]        Проектные задачи в начальной школе. /под ред. А.Б. Воронцовой. –М.: Просвещение – 2010.

    [7]         В.Ф. Феоктистова Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

    Презентация "Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС."...

    Педагогический проект "Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС"

    Педагогический проект раскрывает особенности организации проектной деятельности в младшей школе....

    Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников как условие освоения ФГОС НОО". Самостоятельные работы.Итоговая работа.

    В этом году я закончила Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников...". Размещаю материалы: самостоятельные работы и итоговую работу, которые я сдавала.Надеюсь...

    Презентация Влияние информационных технологий на проектную деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС

    Главная задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и в достижении нового качества результатов...

    Организация учебно - исследовательской и проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

    Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение ...


     

    Комментарии

    Спасибо за материал. Очень помог в подготовке к аттестации.