Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста "Осенний калейдоскоп"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста "Осенний калейдоскоп "

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kon._v_gostyah_u_radugi_-_kopiya_2_-_kopiya.docx29.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №23

    компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

             

    Конспект занятия

     «Осенний калейдоскоп»

    по развитию речевой и познавательной активности детей

    старшего дошкольного возраста с  ОНР

     

    учитель-логопед:

    Коротнева Марина Андреевна

    г. Санкт-Петербург

    2012 год

    Цель: Развитие грамматических компонентов связной речи и познавательной активности.

    Основные задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    1. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

    2.Формировать навыки построения предложения.

    3.Развивать языковой анализ, синтез.

    4.Развивать функции словообразования  и  словоизменения.

    Коррекционно-развивающие:

    1.Закреплять фонематическое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.

    2.Развивать зрительное внимание, мышление, логику.

    3.Развивитие просодических компонентов речи ( голос, дыхание, интонация, ритм).

    4.Развивать мелкую моторику, способность соотносить темп и ритм с движением пальцев рук, при выполнении пальчиковой игры.

    Коррекционно-воспитательные:

    1.Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.

    2.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

    Предварительная работа:

    Наблюдение за осенними изменениями в природе, на прогулке, чтение стихов об осени.

    Разучивание игры «Волшебный листок».

    Оборудование:

    Иллюстрации с изображением времен года, с изображением признаков осени, интерактивная игра «Узнай звуки», сказочные деревья, игра « цепочка слов», музыкальное сопровождение.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент

    Дети входят в зал. /звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года.  Ноябрь»/

    Логопед:

                     Ни листочка, ни травинки!

                     Тихим стал наш сад.

                     И березки и осинки

                     Скучные стоят.

                    Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

    Дети: об осени

    Логопед: Правильно. Сегодня  поговорим с вами об осени.

                      Если вы правильно назовете осенние месяцы, мы с вами попадем  в сказочный       осенний лес.            

                       / ответы детей/

    Логопед: Ребята мы с вами оказались в сказочно осеннем лесу. Посмотрите у нас под ногами ковер из  осенних листьев.

    Соберите одинаковые осенние листья. Скажите  сколько их, и с какого дерева лист?

    Игра « Найди и сосчитай листья»

    /в ходе игры образуются пары слов/

    У меня один каштановый лист.

    Я собрал два рябиновых листа.

    У меня три клиновых листа.

    Я собрал четыре дубовых листа.

    А у меня пять берёзовых листьев.

    Логопед: Придумайте мне от слова лист слова из одной семейки слов.

    Игра « Семейка слов» /лист- листопад- лиственница-лиственный лес /

    Логопед:

    -Ребята, выложим из листьев тропинку.

    Интерактивная игра «Узнай звук».

    Логопед: Ребята, посмотрите на наш экран. Что вы видите? Какие времена года здесь изображены?                

                   /на экране 4 времени года: весна, лето, осень, зима /      

    Дети:  Зима, весна, лето, осень.

    Логопед: Почему вы так решили?

    Игра «Путаница»

    Логопед: Это наверное лето /педагог путает детей/

    Дети: Я вижу на деревьях снег, сугробы - это зима.  

    Логопед: Какое время года изображено  в нижнем левом углу

           Дети:  Это весна.  Светит солнце, побежали ручейки, появились проталины.

    Логопед: Какое время года в нижнем правом углу.

            Дети:  Это лето.   На деревьях зеленые листья, зеленая трава, голубое небо.

    Логопед: Какое время года изображено в верхнем левом углу.

            Дети:  Это осень. Я вижу на деревьях желтые листья, желтую траву.  

    Логопед:  Про листву осенью можно сказать, что она …………../золотая/

                       Про листву летом, что она ……………………………../изумрудная/

                       Про деревья зимой, что они …………………………./укутаны снегом/

                        Про весенний лес, что он………………………………/ прозрачный   /                                                          

    -Ребята, послушайте звуки осеннего леса. Расскажите, что вы услышали.

    Дети:

    -Шелест сухих листьев.

    -Шум сильного, проливного дождя.

    -Крякают утки.

    -Курлыкают журавли.

    -Шум сильного ветра

    Логопед:

    -Ребята, у нас на экране появилась гостья.

    Звучит музыка и на экране появляется осень.

    Осень:

    -Здравствуйте ребята. Вы узнали меня. Я осень. Я рада видеть вас у себя в лесу.

    Логопед:  Давайте поприветствуем осень.

    Дети: Здравствуй время года золотое

             / дети раскрывают ладони в сторону солнца /

              - Здравствуй небо голубое

            / поднимают руки вверх /

             - Здравствуй матушка земля

            / наклон руки вниз /

            - Здравствуйте все мои друзья

             / руки вниз - в стороны, касаясь друг друга ладонями /

    Осень:

    -Ребята отгадайте мои загадки.

     /дети отгадывают загадки и делают анализ предложения/.

    Осень:

    Стоит Антошка на одной ношке.

    Логопед: Назови отгадку.

    Дети: Это белый, съедобный гриб/находит гриб/.

    Логопед: Сколько слов в твоем предложении.

    Дети: В моем предложении четыре слова.

    Осень:

    Удивительный портной,

    Нитки нету  ни одной,

    И машинки швейной нет,

    И утюг не разогрет.

    Но зато иголки есть.

    Сколько их? Не перечесть.

    Логопед: Назови отгадку.

    Дети: Это маленький,  колючий ёж.

    Логопед: Сколько слов в твоем предложении

               В предложении четыре слова.

    Осень: Молодцы отгадали  мои загадки. Я с вами прощаюсь, а вы поиграйте в игру «Волшебный листок».

    Динамическая пауза.

    Логопед:

    Ты волшебный листочек лети в стройную берёзку детей преврати.

    /дети изображают березку/

    Логопед:

    Ты волшебный листочек лети в плакучую иву детей преврати.

    /дети изображают иву/

    Логопед:

    Ты волшебный листочек лети в мощный дуб детей преврати.

    /дети изображают дуб/

    Логопед:

    Ты волшебный листочек лети в колючую ёлку детей преврати.

    /дети изображают ёлку/

    Логопед:

    -Ребята, лесная тропинка привела нас к мольберту. Составим из элементов иллюстраций осеннюю картину.

    Дидактическая игра « Осенняя картина»

    / дети из элементов иллюстраций собирают картину и составляют предложения с использованием предлогов /

    Логопед: Что мы расположим в центре.

    Дети:

    -Я прикрепил на картину дерево. Добавил под дерево жёлтые листья.

    Логопед: Что происходит с листьями осенью?

    Дети: Листья краснеют, желтеют, листья опадают, идет листопад, листья кружатся на ветру.

    Дети: Осенью часто идут дожди, нужно добавить тучу.

    Логопед: Какие слова мы можем подобрать к слову дождик?

    Дети: Дождик льёт, моросит, накрапывает.

    -Я добавил под дерево лужу, а в ней плавает лист, пузыри.

    Логопед: Значит, какой дождик идет?

    Дети: Идет сильный дождик.

    Дети: Осенью перелетные птицы улетают на юг. Я добавлю птиц.

    Логопед: Что еще делают птицы осенью?

    Дети: Собираются в стаи, улетают.

    Дети: Я посажу белку на дерево. Желуди добавлю на дерево.

    Логопед: Что делает белочка осенью, как готовится к зиме?

    Дети: Белка собирает орехи, шишки, желуди. Сушит грибы. Добавлю грибы на дерево.

    Белка складывает запасы в дупло.

    Логопед:

    -Найдите на картине слово из двух слогов /туча, лужа, птицы , утки, белка/

    -Найдите слово из трех слогов /жёлуди, дерево, утачки/

    -Найдите слово с одним слогом /дуб, лист/

    Логопед: Лесная тропинка привела нас к дубу. Превратим дуб в волшебное дерево.  Поиграем в игру «Цепочка слов» и украсим дерево нашими словами.

    Дидактическая игра « Цепочка слов»

    Логопед:

    -Вы должны определить последний звук в слове, и подобрать картинку на этот звук.

    Первое слово называет логопед / орех – хурма – абрикос – слива /

    /дети отбирают картинки на нужный звук/

    Логопед: Молодцы! Было дерево дубовое, стало дерево плодовое.

     Ребят, смотрите  под дубом туесок, а в нем  волшебные шарики.

    Давайте  поиграем с ними.

    Су-джок игра  /дети присаживаются на ковер/

    Мы волшебный шар вращаем,

    Наши ручки развиваем.

    Кружим, кружим по ладошке,

    Пробежались по дорожке,

    Через мостик перейдем,

    И в ладошке мы сожмем.

    Мы волшебный шар вращаем

    Наши ручки развиваем.

    /возвращают шарики в туесок/

    Логопед: Ребята мы с вами говорили об осени, составили осеннюю картину. А сейчас полюбуемся осенними картинами  /звучит музыка Мендельсона/.

    Логопед комментирует картины на экране.

    Логопед:

    -Ребята вспомним стихи об осени     /дети читают стихи/.

    Осень наступила,

    Высохли цветы,

    И глядят уныло

    Голые кусты.

    Вянет и желтеет

    Травка на лугах,

    Только зеленеет

    Озимь на полях.

                                                                 /А. Плещеев/

    Логопед:

    Ребята, и мы с вами вернулись в садик.

    - Вам понравилось наше путешествие? /ответы детей/

    -Мне тоже понравилось, что вы были внимательными, отвечали полными ответами.

    Детей приглашают в группу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста "Будь здоров"

    Конспект интегрированного занятия «Будь здоров» (старший дошкольный возраст)Занятие готовят и проводят: старшая медицинская сестра, педагог-психолог, инструктор по физической кул...

    Конспект логопедического занятия для детей дошкольного возраста с заиканием

    Конспект интегрированной  НОД для детей с невротическим заиканием...

    Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста "Поиграем со Смешариками"

    Данное занятие предназначено для детей 5-7 лет. Основная цель занятия - дифференциация звуков "С" и "Ш" в слогах, словах и предложениях. Также решается ещё ряд корреционных задач. На занятии применяют...

    КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ"

    Цель: закрепление правильных речевых навыков в процессе разных видов деятельности.Задачи:1. Коррекционные:• развитие мышечной релаксации по контрасту напряжения с расслаблением;• развитие те...

    Конспект логопедического занятия для детей дошкольного возраста ТЕМА: Автоматизация звука [Ц] в словах и предложения

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц] в словах и предложениях....

    КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ) С ОНР. Тема:«В ГОСТИ К ЛЕСНЫМ ЗВЕРЯМ»

    Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка по теме «Дикие животные»....


     

    Комментарии

    Конспект занятия
    «Осенний калейдоскоп»
    по развитию речевой и познавательной активности детей
    старшего дошкольного возраста с ОНР

    Конспект занятия
    «Осенний калейдоскоп»
    по развитию речевой и познавательной активности детей
    старшего дошкольного возраста с ОНР