Главные вкладки

    Использование приемов, развивающих познавательные способности школьников на современном уроке, их психофизиологическая характеристика.
    методическая разработка по математике (4 класс) по теме

    Основными методами системы, разработанные Виктором Фёдоровичем Шаталовым, являются:обучение на высоком уровне трудности,бесконфликтность, быстрое движение вперёд, открытые перспективы,  сверхмногократное повторение, ведущая роль теоретических знаний,гласность. Ни одному элементу нельзя отдавать предпочтение, они успешно работают только вместе, в системе.

    С  принципами Шаталова схожи принципы системы Л.В.Занкова, по которой я работаю.

    Данная статья знакомит читателя с возможностями использования приемов, развивающих познавательные способности школьников на современном уроке, и с их психофизиологической характеристикой.Принципы педагогики сотрудничества, разработанные В.Ф. Шаталовым, дадут отличные результаты, если учитель сможет грамотно руководить процессом обучения, выстраивая свою работу таким образом, чтобы управление в результате превратилось в самоуправление, а обучение- в самообучение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx31.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование приемов, развивающих познавательные способности школьников на современном уроке, их психофизиологическая характеристика.

    Герасименко Ю.Е., учитель начальных классов ГБОУ Гимназии № 1257 ЮАО г. Москвы

    В самом начале обучения доля управленческого пространства учителя в образовательном процессе очень велика, но грамотный управленец строит свою работу так, чтобы постепенно управление превращалось в самоуправление, образование - в самообразование, развитие - в саморазвитие, а воспитание - в самовоспитание. Схематично это выглядит следующим образом:

    Пространство управления

                               1 класс

    учителя

                                                  ученика

    11 класс

    Если прямая зависимости движется постоянно вверх, можно говорить о высоком уровне качества управления образовательным процессом. При этом ученик из объекта превращается в субъекта образования, учитель и ученик вступают в субъектно-субъектные отношения.

    Всем нам известно, что в настоящее время кардинально изменились цели обучения, и сейчас от мыслящего новыми категориями (и любящего своих детей) учителя требуется не только (и не столько) научить ребёнка своему предмету, сколько развить его общеучебные умения и навыки, его познавательные способности средствами той дисциплины, которая ему преподаётся (Винокурова Н.К.). Ни для кого не секрет, что в большинстве случаев основной упор в своей работе учителя до сих пор делают на формирование ЗУНов, на выполнение заданий, ориентированных на проверку механической, репродуктивной памяти учащихся (ориентация на работу левого полушария без задействования правого) (и только). А ведь учёными доказано, что развивая левое полушарие, мы развиваем только левое полушарие, а развивая правое, мы развиваем весь мозг. Очень часто в широкой школьной практике при проверке умения правильно поставить ТДЦ (триединую дидактическую цель) урока, включающую, как известно, образовательный, воспитательный и развивающий аспекты, выясняется, что в большинстве случаев преподаватели достаточно хорошо справляются с 1 и 2, а вот развивающие цели ими формулируются не всегда точно и правильно, бывает, что не формулируются вообще. Это происходит от того, что учителя, не владея знаниями по психофизиологии в достаточной степени, не знают, что, как и зачем надо развивать.

    Одним из основных источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов, приёмов и средств обучения. По статистике средний учитель владеет теми же 6-7 приёмами обучения, что были 30-40 лет назад. Но время не стоит на месте. Необходимо стараться преодолевать сложившееся положение, стремиться к самосовершенствованию, самообразованию, знакомиться с последними достижениями современной науки, применять их в своей работе.

    По данным Международной ассоциации оценки качества образования при ООН,  подготовка учителя к каждому уроку гораздо сильнее сказывается на результатах обучения, чем общее качество всевозможных программ и учебников.

    Вспомним существующие виды учебных приёмов, использующихся с целью развития в учебном процессе, и их краткую характеристику.

    1. 3агадки - вид устного народного творчества, замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа и испытывающее сообразительность отгадывающего. Использование загадок помогает оживить урок, сделать его более интересным, а, значит, и усвоение материала - более глубоким и прочным.

    Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку, способствуют развитию речи, заставляют задумываться над каждым словом, сравнивать его с другими словами, что имеет немаловажное значение для выработки у детей умения выделять главное, основное в наблюдаемом объекте. Использование загадок имеет и ту ценность, что вызывает положительные эмоции.

    Использование загадок и других видов игр-головоломок вносит весёлый дух соревновательности, остроумия, находчивости, способствует расширению кругозора детей.

    2. Кроссворд - род задачи-головоломки по разгадыванию слов. Кроссворд представляет собой фигуру, разбитую на клетки, которые нужно заполнить буквами, чтобы по горизонтали и вертикали получился ряд разгаданных слов. Кроссворды, основанные на нахождении ответа по содержанию понятия, предполагают предварительную работу по уточнению данных понятия. Поэтому содержание кроссвордов подбирается с учётом прохождения программы по различным учебным предметам. Очень важно не скупиться на положительную оценку, показывать всему классу или группе достижения "тугодумов" с тем, чтобы заинтересовать их, дать возможность поверить в себя, вызвать желание проявлять интеллектуальные усилия.

    3. Следующий вид заданий - это метаграммы. Метаграммы - это загадки, в которых заданные слова надо отгадывать по признакам, сформулированным в сжатом рифмованном тексте, причём в содержании такого задания обязательно указаны буквы, изменение которых меняет смысл слова, например:

    Я с  "П" - кругла, желта, на вкус приятна

    И прячусь под поверхностью земли,

    А с "К" я - то мала, то необъятна,

    И поднимаю часто корабли.

    (РЕПА-РЕКА)

    Развивает и правое  и левое полушария.

    4. Ребус - это своеобразная загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. При расшифровке ребуса необходимо использовать общепринятые приемы, без которых прочтение ребуса невозможно.

    Теперь рассмотрим малоизвестные и редко используемые виды развивающих заданий.

    5. Шарады - род загадки, в которой загадываемое слово разделяется на несколько частей с самостоятельным смыслом, затем даётся описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворения или инсценировки, например:

    а) Две буквы из начала алфавита.

    Тара.

    Всё - красивое насекомое.

    (Ба-бочка)

    б) Первый слог - восклицанье!

    Второй достоин порицанья.

    А в целом - он на севере далёком обитает

    И жителей тех мест катает и питает.

    (0-лень)

    6. Чайнворд – кроссворд, в котором последняя буква первого слова является первой буквой второго слова и т.д., например:

    Маленький дом (домик), детёныш кошки(котёнок), учебное помещение (класс), родственник кабана (свинья) и т.д.

    7. Криптограмма - это шифрованное письмо. Чтобы разгадать слова криптограммы, нужно каждую букву отгаданного слова поместить в клетке фигуры соответственно номеру буквы. И тогда можно будет прочитать то, что было скрыто за цифрами. Использование криптограмм даёт возможность развивать внимательность, усидчивость, мышление. Практически неизвестные и неиспользуемые виды развивающих заданий - логогрифы и анаграммы.

    8. Логогрифы - род шарады или загадки, в которой задуманное слово получает различное значение от замены или выбрасывания слогов или букв.

    9. Анаграмма - слово или словосочетание, образованное перестановкой букв другого слова или словосочетания.

    Покажем на примере анаграммы, как можно использовать схему анализа учебного приема (предложено и разработано Н.Л. Галеевой, кандидатом биологических наук, профессором кафедры управления МПГУ).

    АНАГРАММА

    1. Этот прием активизирует вербальную и визуальную память.

    2. По структуре урока - можно использовать в начале урока для ускорения врабатываемости и активизации внимания; в конце урока - для повторения и закрепления новых терминов и понятий.

    3. По интеллектуальным и общеучебным навыкам - анализ и синтез на уровне знаковых систем, участие зрительно – вербально - звуковых систем мозга при обработке информации.

    4. Подготовка: термины, понятия зашифровываются в анаграммы путём перестановки букв (5-6 слов): фотосинтез- интотефзос, глюкоза-юлозагс и т.д. Слова могут быть выписаны на доске перед уроком или лежать на карточках на каждой парте.

    5. Выполнение приёма: время - 5 минут (2 мин. - объяснение + 3 мин.-итоги), иногда ученики проговаривают шёпотом варианты - аудиалы).

    6. Условия применения приёма:

    - необходимость запоминания нескольких терминов, объединённых одной темой,

    - работа в классе, где преобладает медленная врабатываемость,

    - обязательное объяснение перед началом работы,

    - усложнение приёма (при условии, что этот приём применяется уже несколько раз).

    10. Разминка. Варианты этого приёма при их использовании развивают быстроту реакции, и обеспечивают фронтальную проверку усвоения программного материала, формируют умение слушать, слышать вопрос и отвечать только на него.

    Некоторые требования к использованию данного приёма, которые определяют его эффективность:

    - необходим очень чётко и конкретно обоснованный выбор вопросов, предполагающий при фронтальной и быстрой работе абсолютно однозначный ответ,

    - желательно следовать принципу 1,3,7 - использование приёма эффективно, если материал повторяется на 1,3,7 уроках после его объяснения,

    - следование принципу "вариации несуществующих признаков учебного материала" (С.М.Бондаренко) - это значит, что по возможности задания даже репродуктивного уровня следует строить так, чтобы в одном вопросе заключалось их как бы несколько, например: вместо вопроса «Кто автор "Евгения Онегина"? можно задать другой вопрос: "Чему равна сумма двух последних цифр даты рождения автора «Евгения Онегина»?»

    - интегративность - т.е. по возможности составлять вопросы таким образом, чтобы интегрировать знания ребёнка по смежным или далёким по содержанию дисциплинам.

    Приведём пример разминки, предложенный Н.К.Винокуровой (кандидат педагогических наук, доцент, сотрудник кафедры управления МИОО), на уроке зоологии по теме "Рыбы. Класс хордовые":

    - Его считал премудрым Салтыков-Щедрин (пискарь),

    - Название этой рыбы является анаграммой к названию столицы Кубы (Гавана – навага),

    - Это и окурок, и сынок коровы, и маленькая рыбка (бычок),

    - Эта рыба служила девочке с голубыми волосами в качестве зеркала (зеркальный карп у Мальвины),

    - Название этого российского вертолёта – чёрная (акула),

    Аналогичные задания по составлению разминки по той или иной теме курса можно давать детям на дом в качестве творческого задания, чему должна предшествовать серьёзная работа по обучению составлению вопросов.

    Вариантом разминки является:

    11. буквенный диктант. При этом виде задания детям тоже предлагается отвечать на вопросы, но не вслух, а в уме, записывая только первые буквы ответов. Если всё слово выполнено верно, то должно появиться слово, которому следует дать определение, из букв может составиться предложение для дальнейшего разбора, из букв появится тема текущего урока и т.д.

    Следующим достаточно интересным приёмом фронтального письменного опроса и вариантом разминки является:

    12. цифровой диктант, в котором учитель даёт ряд утверждений, иногда заведомо ложных, иногда верных. Если ученик согласен с предложенной формулировкой, то он пишет цифру 1,если нет - ставит 0. В итоге получается цифровая запись - комбинация единиц и нулей. Приём является практически универсальным для использования на разных уроках, на разных этапах урока, в игровой форме может заменить любой вариант проверочной работы, дети не испытывают волнения при использовании учителем цифрового диктанта, они не подозревают, что учитель проводит рефлексию изученного материала. Скорость проведения цифрового диктанта гораздо выше скорости проведения любого блицопроса в связи с тем, что детям необходимо записывать в виде ответа только цифры 1 или 0.Уровень сложности этого вида работы может быть различным, использоваться в классах с разным уровнем развития детей. Этот вид развивающих заданий может включать в себя опрос по одной или сразу нескольким темам и предметам, что благополучно демонстрирует межпредметные связи. Цифровой диктант способен проверить долговременную память учащихся в случае, если он проводится на давно известном и неповторяемом материале. Также цифровой диктант может включать в себя другие виды развивающих заданий, например, ребусы. Цифровой диктант может быть разработан учителем на любом материале, например, на любимых детьми сказках.

    Примеры цифровых диктантов:

    •  «Три поросёнка»

    1.Поросят по количеству было столько же, сколько получится в результате вычитания двух из пяти.

    2.Всё лето поросята кувыркались в зелёной траве, грелись на солнышке, нежились в лужах.

    3.Клички поросят пишутся с маленькой буквы.

    4.После лета наступила весна.

    5.Самым умным поросёнком является Наф- Наф.

                                                                              О

    6.Наф-Наф предложил братьям построить ДЫМ.

    7.Братья поддержали идею Наф- Нафа.

    8.Ленивые братья взялись за работу, когда лужа у дороги покрылась паром.

    9. В слове, обозначающем материал, из которого смастерил дом Ниф- Ниф, 3 слога с ударением на второй.

    10.Нуф- Нуф построил себе домик из веток и тонких прутиков.

    • «Курочка Ряба»

    1.Сказка «Курочка Ряба» написана С.Я.Маршаком.

    2.Курочка Ряба снесла то, из чего через некоторое время выведется цыплёнок.

    3. Яйцо, снесённое Курочкой, было из благородного металла жёлтого цвета.

    4.В глаголе, обозначающем действие деда, есть постфикс прошедшего времени.

    5. В глаголе, обозначающем действия бабы, 2 слога.

    6. При изменении 2-ой буквы в глаголе обозначающем действия бабы, на Ы, получится глагол быть, стоящий в прошедшем времени ж.р. ед.ч.

    7. Яйцо разбилось после того, как мимо пробежала внучка.

    8. Курочка Ряба обещала бабе и деду снести ещё 2 десятка яиц.

    9. Героев сказки было на 2 больше, чем поросят в английской сказке в обработке С.Михалкова про поросят.

    10. Дед и баба прожили вместе 30 лет и 3 года.

    • «Колобок»

    1.Старик попросил испечь старуху хлебо- булочное изделие в виде пирамиды.

    2. То, чего не было у старухи для выпечки Колобка, является паронимом слова мУка.

    3. До волка Колобок ушёл от трёх героев сказки.

    4. В корне слова, обозначающем третьего, от кого ушёл Колобок, встречается чередование согласных.

    5. Четвёртым, от кого укатился главный герой сказки, был тот, кто ведает мёдом.

    6. Хищник, который мышкует по полям, от которого не суме уйти Колобок, называется мышонок.

    7. При изменении второй буквы в слове, обозначающем большое количество посаженных деревьев, на И, получится название животного, съевшего Колобка.

    8.В названии родственника собаки, желавшего четвёртым полакомиться героем сказки, 3 слога.

    9. Если из значения числа π вычесть 1,14, останется число раз, которое Колобок пел песню Лисе.

    10. название растительноядного животного, от которого укатился Колобок, начинается с восьмой буквы алфавита.

    Ещё один пока мало разработанный приём:

    13. числовой диктант. Он хорош тем, что кроме проверки знаний выра

    батывает умение слушать и слышать вопрос, развивает концентрацию и устойчивость внимания, тренирует слуховую память и навыки быстрого устного счёта. Задание заключается в том, что детям предлагаются 2 вопроса, ответы на которые до определённого момента они должны держать в памяти, а затем, по указанию учителя, произвести между ними предложенные математические действия и записать итоговый ответ в тетрадь, например:

    - к порядковому номеру склонения существительного "небо" прибавить число букв в названии самой большой параллели;

    - число цветов на флаге России умножить на количество букв в названии столицы Франции.

    14. Развиваем зрительную память.

    Этот вид заданий ориентирован не только на выявление знаний, но и на развитие зрительной памяти, что чрезвычайно важно в нынешнее время, т.к. известно, что память - основа, на которой творит мозг. Именно память является одним из психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей личности, и ни для кого не секрет, что целенаправленным её развитием так мало занимается современная школа. Примером использования этого приёма может быть разработка Н.К.Винокуровой для урока русского языка:

    - внимательно посмотрите на ряд из 5 слов и в течение 1 мин. запомните их с соответствующими порядковыми номерами: 1мама, 2ребёнок, Здети, 4тётя, 5жук. Вопросы:

    1. Сколько букв в предпоследнем слове?

    2. Сколько слов состоят из 1 слога?

    3. Какое слово было употреблено и в ед.ч. и во мн.ч.?

    4. Назовите третье с начала слово.

    5. Сколько слов заканчивается на согл.?

    6. Сколько слов заканчивается на "а"?

    7. Какие слова, обозначающие сущ. ж. р., вы запомнили?

    8. Встречалась ли в названных словах буква"ж"?

    Можно назвать еще такие задания, как: «4-е лишнее», творческие задания: развивающий канон и др.

    Развивающие задания, несмотря на миниатюрность, обладают многими ценными в педагогическом отношении качествами: позволяют закреплять учебные навыки, формировать познавательный интерес, совершенствовать интеллектуальную деятельность, развивая все психофизиологические процессы, поддерживают желание учиться и приучают активно применять имеющиеся знания на практике. Наибольшую результативность развивающие задания дают при увлечении детей ими, а увлечь детей можно только при доброжелательном, оптимистическом и деликатном отношении педагогов к их успехам и неудачам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

    С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием  современного  подхода...

    Методические аспекты использования приемов развития познавательного интереса и творческой активности на уроках изобразительного творчества

    В наш компьютерный век , при такой доступности информации наблюдается "страшная" тенденция молодого поколения - пассивное  восприятие  окружающего мира. Снижается познавательный интерес , пр...

    Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики через использование логических задач

    В начальной школе центральной задачей является развитие у всех детей способностей и формирования интереса к учёбе. Больших успехов добиваются дети в тех учебных предметах, к которым испытывают и...

    Формирование универсальных учебных действий с использованием приемов активизации познавательной деятельности при изучении нумерации в пределах 100

    Данная работа поможет учителям выявить уровень сформированности личностных и познавательных ууд при изучении нумерации в пределах ста, использовать упражнения для их совершенствования...

    Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока

    Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице...

    Развитие познавательных способностей младших школьников на современном уроке

    Развитие познавательных способностей младших  школьников на современном уроке...


     

    Комментарии

    Колегова Елена Васильевна

    Я всегда "За" за новые современные технологии, используемые в школе. Молодец!!! 10 баллов.

    Кириллова Наталья Николаевна

    Интересный материал. Молодцы! 10 баллов.

    Овчарова Ольга Эдуардовна

    Интересно! Отличный материал! Удачи,Юлия Евгеньевна!Голосую!!!

    Спасибо всем огромное за поддержку! И вам удачи!

    надежда степановна дьяченко

    Очень интересны материал!!! буду использовать его в практике спасибо.

    Я проголосовала за Вашу работу!Удачи Вам!!!

    Тасенюк Ольга Васильевна

    Хороший материал. Интересно было познакомиться. Удачи))))))))))))

    Маслова Светлана Борисовна

    Юлия Евгеньевна, отличный материал!!! УДАЧИ!

    Яковлева Маргарита Сергеевна

    Наталья Эдуардовна! С интересом прочитала Вашу работу.Вы совершенно правы,подчеркивая,что качество обучения зависит прежде всего от нас, учителей.И сразу видно,что Вы-хороший учитель,хорошо знающий то,что преподаете.Конспекты перечитала несколько раз.Оказывается,как сейчас все сложно в начальной школе,уже речь идет о задачах на построение треугольников. А ведь это геометрия ,7 класс. Алгоритмы выполнения работ хорошии.Мне вообще все понравилось ,спасибо ,голосуюза Вас с удовольствием!

    Спасибо за содержательный материал,его можно использовать и в работе с дошкольниками.

    Овсянникова Ирина Сергеевна

    Интересный материал! Голосую за Вас!

    Вилкова Татьяна Михайловна

    Замечательная работа. Голосую за ВАС!

    Назарова Галина Михайловна

    здорово! сильно написано. голосую за вас.

    Иванова Гузель Мунавировна

    Юлия Евгеньевна! Голосую за Вас!

    Нечаева Татьяна Александровна

    Спасибо за голос! Взаимно голосую за Вас!

    Клементьева Тамара Анатольевна

    Очень полезный материал. Отдала свой голос.

    Спасибо,дорогие коллеги!Рада, что работа не пропала даром,что кому-то нужна, кроме меня!Здоровья всем и успехов!

    Шергина Ирина Геннадьевна

    Юлия Евгеньевна! Очень интересный и необходимый материал! Спасибо!

    Мерзлютина Ирина Александровна

    Примите и мой голос. Добрая работа.

    Спасибо!Благодарна за ваши теплые слова!

    Леонова Елена Сергеевна

    Спасибо большое Юлия Евгеньевна!!! Примите и мой голос!!!!

    Закатимова Елена Дмитриевна

    Спасибо! Описание видов учебных приемов пригодится в работе.Проголосовала за Вас!

    Спасибо всем за оценку и поддержку!

    Очень интересный и полезный материал. 10 баллов Вы заслужили!!!

    Спасибо огромнейшее!!!!!

    Михайличенко Любовь Николаевна

    Очень хороший материал.Спасибо.

    Грачева Анна Михайловна

    Здорово! Мой голос вам!

    Васильева Вадия Фаритовна

    Спасибо за отзыв. Ваша работа меня также заинтересовала, голосую.

    Петрухина Анна

    спасибо :) поддерживаю голосом :)

    Юлия Евгеньевна, интересный материал! 10 баллов.Голосую за вас))) Удачи!

    Леонова Елена Сергеевна

    Юлия Евгеньевна,отлично!!! Мой голос!!!

    Шмындина Татьяна Степановна

    Очень хороший материал! Пригодится в работе? Голосую! Ждем дальнейших публикаций

    Спасибо!Всем удачи!

    Речкина Любовь Федоровна

    Интересный материал! Удачи! Голосую!

    Речкина Любовь Федоровна

    Прошу коллег проголосовать за наши работы! буду признательна за внимание!

    Одобряю! Мой голос №79

    Кузнецова Светлана Алексеевна

    Очень полезный материал.Можно использовать и в среднем звене на уроках русского языка.10 баллов!

    Багрянцева Александра Евгеньевна

    очень полезный материал. Удачи!

    Спасибо!Всем удачи!

    Мартынова Галина Александровна

    Юлия Евгеньевна, я работаю в среднем и старшем звене. Очень привлек цифровой диктант. Буду практиковать. Спасибо за материал!

    Спасибо!Рада, что пригодится!))Удачи!

    Быковская Наталья Владимировна

    Спасибо за интересный материал!!!!

    Пользуйтесь на здоровье,Наталья Владимировна!

    Ахатова Сария Харисовна

    Мне нравится!

    Чудесная работа, Вы - большая умница. Почему-то не отражается шкала голосования, не могу оставить свой голос.

    Спасибо, коллеги!За внимание к работе,за тёплые слова, за время, потраченное на меня!))

    Барашкова Оксана Рустемовна

    Интересно! Творческих успехов! Удачи Юлия Евгеньевна!

    Старкова Татьяна Александровна

    Замечательная работа! Творческих Вам успехов и удачи!

    Артюхова Надежда Геннадьевна

    Спасибо. Очень интересно.

    Страницы