Главные вкладки

    Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой с использованием личностно-ориентированной технологии "Путешествие по сказкам А. С. Пушкина"
    план-конспект занятия по художественной литературе на тему

    Варварина Оксана Витальевна

    Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина.

    Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой с использованием личностно-ориентированной технологии.

    ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА

    ЗАДАЧИ

    Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина.

    Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения.

     Воспитывать у детей  интерес к детской художественной литературе.

      МАТЕРИАЛЫ: портрет А.С. Пушкина; книги с иллюстрациями; музыкальное сопровождение; предметные картинки (зеркало, яблоко, собака, конь, солнце, месяц);  красивая коробка; макет большой книги.

     

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    В начале занятия воспитатель собирает детей вокруг себя.

    - Послушайте, ребята, что я вам буду читать: (воспитатель читает детям наизусть отрывки из произведений А.С. Пушкина).

    Гонимы вешними лучами,

    С окрестных гор уже снега

    Сбежали мутными ручьями

    На потопленные луга.

    (Отрывок из романа «Евгений Онегин»)

     

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса –

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса…

    (Отрывок из стихотворения «Осень»)

     

    Уж небо осенью дышало,

    Уж реже солнышко блистало,

    Короче становился день,

    Лесов таинственная сень

    С печальным шумом обнажалась…

    ( Отрывок из романа «Евгений Онегин»)

     

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя;

    То, как зверь, она завоет,

    То заплачет, как дитя…

    (Отрывок из стихотворения «Зимний вечер»)

     

     

    - Что я вам сейчас прочитала?  Кто автор?

    Ответы детей: «Вы прочитали отрывки из произведений (стихотворений), которые написал А.С. Пушкин».

    - А что еще написал А.С. Пушкин?

    Ответы детей: «Еще Александр Сергеевич Пушкин написал сказки».

    - Какие вы знаете сказки А.С. Пушкина?

    Ответы детей: «Мы знаем сказки: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».

    - Сегодня мы с вами будем путешествовать по сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите, ребята, на полу стоит большая книга сказок (деревянный макет книги). Это непростая книга, она волшебная. Через эту книгу мы и будем путешествовать (дети все перелезают через макет). А на чем же мы будем путешествовать по сказкам? Я предлагаю «ковер – самолет» - это очень удобный вид транспорта для путешествий по сказкам.

    - Сели поудобнее, закрыли глаза и представили, что мы летим на ковре-самолете (звучит «волшебная» музыка, а затем «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова).

    -  Мы прилетели с вами в сказку. Слышите, кто-то жужжит? В какую же сказку мы с вами прилетели? Ой, ребята, посмотрите у меня на столе лежат какие-то насекомые. Назовите мне их.

    Ответы детей: « На столе лежат насекомые: комар, муха, шмель».

    - Из какой сказки А.С. Пушкина эти насекомые?

    Ответы детей: «Эти насекомые прилетели из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

    - Кто из вас знает как точнее называется эта сказка?

    Ответы детей: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

    - И так, мы с вами попали в «Сказку о царе Салтане…».

    - Кто знает, как начинается эта сказка?

    Ребенок читает наизусть отрывок из сказки:

    Три девицы под окном

    Пряли поздно вечерком.

    «Кабы я была царица, -

    Говорит одна девица, -

    То на весь крещеный мир

    Приготовила б я пир».

    «Кабы я была царица, -

    Говорит ее сестрица, -

    То на весь бы мир одна

    Наткала я полотна».

    «Кабы я была царица, -

    Третья молвила сестрица, -

    Я б для батюшки – царя

    Родила богатыря».

    Вопросы к детям по сказке:

    - Кто был в сказке князь Гвидон? (Это сын царя Салтана).

    - Как получилось, что князь Гвидон стал жить на острове? (Ответы детей).

    - Как называется остров, где жил князь Гвидон? (Остров «Буян»).

    - В кого превращался в сказке князь Гвидон? (Он превращался в комара, муху, шмеля).

    - Кто царю Салтану рассказывал об «заморских диковинах»? (Ему рассказывали «корабельщики»)

    - Кого называли  «корабельщиками»? (Ответы детей).

    - Какие  «чудеса» были на острове? (Чудо-белка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь).

    - Расскажите об этих «чудесах»

    Дети читают наизусть отрывки из сказки.

     

    БЕЛКА

    Ель растет перед дворцом,

    А под ней хрустальный дом;

    Белка там живет ручная,

    Да затейница какая!

    Белка песенки поет

    Да орешки все грызет,

    А орешки не простые,

    Все скорлупки золотые,

    Ядра - чистый изумруд;

    Слуги белку стерегут.

    Служат ей прислугой разной –

    И приставлен дьяк приказный

    Строгий счет орехам весть;

    Отдает ей войско честь;

    Из скорлупок льют монету

    Да пускают в ход по свету…

     

    ТРИДЦАТЬ ТРИ  БОГАТЫРЯ

    Каждый день идет там диво:

    Море вздуется бурливо,

    Закипит, подымет вой,

    Хлынет на берег пустой,

    Расплеснется в скором беге –

    И останутся на бреге

    Тридцать три богатыря,

    В чешуе златой горя,

    Все красавцы молодые,

    Великаны удалые,

    Все равны, как на подбор;

    Старый дядька Черномор

    С ними из морю выходит

    И попарно их выводит,

    Чтобы остров тот хранить

    И дозором обходить –

    И той страже нет надежней,

    Ни храбрее, ни прилежней.

     

    ЦАРЕВНА - ЛЕБЕДЬ

    Царевна есть,

    Что не можно глаз отвесть.

    Днем свет божий затмевает,

    Ночью землю освещает –

    Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит.

    А сама-то величава,

    Выступает будто пава;

    Сладку речь-то говорит,

    Будто реченька журчит.

     

    - Как  заканчивается сказка? (Ответы детей).

    - Слышите, ребята? Снова звучит «волшебная» музыка. А это значит,  что мы с вами опять садимся на ковер-самолет и продолжаем свое путешествие по сказкам дальше.

    На столе у воспитателя появляется красивая коробка.

    - Ребята, в этой коробке лежат два предмета. Вам нужно будет угадать эти предметы и сказать сказку.

    1) В коробке лежит предмет, с помощью который в сказке А.С. Пушкина говорил человеческим голосом? Что это за предмет? (Зеркало).

    2) В коробке лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет? (Ответ: яблоко).  

    3) Из какой сказки эти два предмета? (Ответ: из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»).

    Задание детям.

    На мольберте вывешены предметные картинки. Нужно найти те из них, о которых говорится в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (зеркало, яблоко, собака, конь, солнце, месяц). Что каждый предмет делал в сказке?

     - А теперь давайте с вами представим, что мы находимся в той светлице, где сидит мачеха и разговаривает со своим зеркалом. А поможет нам в этом ребята, которые приготовили отрывок из этой сказки.

     

    На девичник собираясь,

    Вот царица, наряжаясь

    Перед зеркальцем своим,

    Перемолвилася с ним:

    «Я ль, скажи мне, всех милее,

    Всех румяней и белее?»

    Что же зеркальце в ответ?

    «Ты прекрасна, спору нет;

    Но царевна всех милее,

    Всех румяней и белее».

    Как царица отпрыгнет,

    Да как ручкой замахнет,

    Да по зеркальцу как хлопнет,

    Каблучком-то как притопнет!..

    «Ах ты мерзкое стекло!

    Это врешь ты мне назло.

    Как тягаться ей со мною?

    Я в ней дурь-то успокою.

    Вишь какая подросла!

    И не диво, что бела.

    Но скажи: как можно ей

    Быть во всем меня милей?

    Признавайся: всех я краше.

    Обойди все царство наше,

    Хоть весь мир; мне ровной нет.

    Так ли?» Зеркальце в ответ:

    «А царевна все ж милее,

    Все ж румяней и белее».

     

    - Спасибо вам ребята, но нам пора в следующую сказку (снова звучит «волшебная» музыка, затем «шум морского прибоя»).

    - Ребята, что это за шум? (Шум моря). А в какой сказке мы сейчас находимся? В «Сказке о рыбаке и рыбке».

    Вопросы к детям по сказке:

    - Расскажите, как получилось, что золотая рыбка стала служить старику.

    - Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?

    - Каким вам показался старик? Как вы себе его представляете? Какими словами можно сказать о нем, какой он? (Добрый, ласковый, тихий, жалостливый).

    - Как каждый раз встречало море старика? (Каждый раз по-разному: «…море слегка разыгралось…», «Помутилось синее море», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море»).

    - Как вы думаете, для чего поэт такими разными словами говорит об одном и том же? (Поэт хотел показать, что природа не довольна , как старуха меняет свои желания).

     

    Задание детям: «Собери картинку». Дети должны собрать иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке».

    - Какой эпизод из сказки изображен? Как вы это поняли?

    - Расскажите, чем закончилась эта сказка?

     

    Дети читают наизусть отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке».

     

    Вот идет он к синему морю,

    Видит, на море черная буря:

    Так и вздулись сердитые волны,

    Так и ходят, так воем и воют.

    Стал он кликать золотую рыбку,

    Приплыла к нему рыбка, спросила:

    «Чего тебе надобно, старче?»

    Ей старик с поклоном отвечает:

    «Смилуйся, государыня рыбка!

    Что мне делать с проклятою бабой?

    Уж не хочет быть она царицей,

    Хочет быть владычицей морскою;

    Чтобы жить ей в Окияне - море,

    Чтобы ты сама ей служила

    И была бы у ней на посылках».

    Ничего не сказала рыбка,

    Лишь хвостом по воде плеснула

    И ушла в глубокое море.

    Долго у моря ждал он ответа,

    Не дождался, к старухе воротился –

    Глядь: опять перед ним землянка;

    На пороге сидит его старуха,

    А пред нею разбитое корыто.

     

    - Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Давайте им скажем «до свидания» и выйдем через нашу «дверь» (макет большой книги).

    Дети перелезают через макет большой книги.

    - Вот мы с вами снова очутились в детском саду.

    - Что вы можете сказать о сказках, которые написал А.С. Пушкин?

    - Какая вам из них больше нравится и почему?

    Заключение воспитателя.

    - Сказки А.С. Пушкина интересны и поучительны. В них прославляются добрые и смелые люди и высмеиваются жадные, трусливые, злые. Они написаны красивым поэтичным языком.

    Место действия пушкинских сказок – Древняя Русь – избяная, рубленная из столетних кряжей или сложенная из белого известкового камня. Причудливая Русь, обнесенная частоколами, поблескивающая золотистой дранкой кровель, куполов и маковок.

    Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна Матвеева. Может быть, не все даже знают ее простую фамилию.

    Поэзия на Руси повелась от старых нянюшек и бабок.  

    Они ее берегли. Они передавали ее из уст в уста неторопливо и спокойно, будто плели  кружево.

     В селе Михайловском среди зимы, завалившей снегом проселки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные. Там в теплом сумраке родились все эти замечательные сказки – о рыбаке и рыбке, царе Салтане, золотом петушке, мертвой царевне, о попе и работнике его Балде.

    Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы – дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов – Александра Сергеевича Пушкина.

    В конце занятия воспитатель раздает детям небольшие книжки со сказками А.С. Пушкина.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе

    Познакомить детей с писателем Олегом Ершовым и его сказками. Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схва...

    Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой в 1-ой младшей группе

    ОО «Чтение художественной литературы»Тема дня: «Домашние животные»  Конспект НОД: «Ознакомление детей с художественной литературой»Возрастная группа: 1-ая младшая...

    Конспект занятия по чтению художественной литературы «Что за прелесть эти сказки?» (по сказкам А. С. Пушкина)

    Конспект занятия по чтению художественной литературы «Что за прелесть эти сказки? » (по сказкам А. С. Пушкина)«Речевое развитие» Развивать умение узнавать и называть сказку прививатьлюбовь к творчеств...

    "Неизвестный солдат" (Ознакомление детей с художественной литературой с использованием ИКТ)

    Хочу поделиться с вами своей презентацией "Неизвестный солдат". В канун празднования 70-летия Великой Победы, было организовано много мероприятий в пределах дошкольного учреждения, городские конкурсы ...

    по художественному творчеству с применением нетрадиционных методов рисования по сказкам А.С.Пушкина«Сказка о рыбаке и рыбке» с детьми старшей группы «Непоседы»

    НОД проводится в игровой форме с  использованием нетрадиционных форм и методов работы в художественном творчестве, с персонажами, демонстрационным материалом, музыкальным сопровождением. Выбранны...

    Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества с использованием социоигровой технологии "В гости к сказочнице Арине"

    Приобщить дошкольников к истокам народной культуры через интеграцию различных видовсовместной  деятельности: игровой,художественной,музыкальной,коммуникативной,продуктивной....