Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок. По мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок.

По мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Литературное  мероприятие   для детей 5-7 лет: Сказка  П.П. Ершова «Конек-Горбунок».

 «Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок» по мотивам сказки «Конек – Горбунок».

Приурочено к  200-летию со дня рождения поэта - Петра Павловича Ершова.

Описание работы: Мероприятие  поможет закрепить знания детей сказки: «Конек-Горбунок», познакомиться  с историй создания сказки, и биографией автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx190.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Погорельский детский сад» Зубцовского района  Тверской области

Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок.

По мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Автор: Кутейникова Ольга Петровна, воспитатель.

Литературное  мероприятие   для детей 5-7 лет: Сказка  П.П. Ершова «Конек-Горбунок».

 «Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок» по мотивам сказки «Конек – Горбунок».

Приурочено к  200-летию со дня рождения поэта - Петра Павловича Ершова.

Описание работы: Мероприятие  поможет закрепить знания детей сказки: «Конек-Горбунок», познакомиться  с историй создания сказки, и биографией автора.

Цель: Познакомить детей с творчеством П.П. Ершова.

Задачи:

1. Воспитание у детей познавательного интереса к книге.

2. Приобщить детей дошкольного  возраста к миру книжной культуры.

3.Побуждать  детей  эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

4.Познакомить детей с автором сказки «Конек - Горбунок» Петром Павловичем Ершовым.

Предварительная работа:

- чтение сказки Конек - Горбунок;

- толкование смысла старинных русских слов;

- рассматривание иллюстраций книг;

- оформление выставки детских рисунков по прочитанному произведению

Ход:

Выходит ведущая в русском народном костюме.

В мире много сказок – грустных и смешных,

И нельзя на свете нам прожить без них.

- Сегодня мы отправимся в путешествие ,   а куда узнаем, прослушав отрывок из сказки.

                В долгом времени аль вскоре

                Приключилося им горе:

                Кто-то в поле стал ходить

                И пшеницу шевелить.

                Мужички такой печали

                Отродяся не видали;

                Стали думать да гадать –

                Как бы вора соглядать…

-Правильно. Молодцы! Это сказка «Конек-Горбунок».

Биография П.П. Ершова. История создания сказки «Конёк-Горбунок»

Ведущая: Об удивительных приключениях Ивана рассказал в своей сказке девятнадцатилетний поэт - студент Петербургского университета Петр Павлович Ершов. http://multiurok.ru/img/186600/image_55cb2934a686d.jpg

Пётр Павлович Ершов родился 22 февраля (6 марта) 1815 г., в Сибири, в селе Безруково, Тобольской губернии.

Петр Ершов - русский поэт, автор великолепной сказки в стихах «Конёк-Горбунок», ставшей классикой русской литературы.

Петр Ершов был современником великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. От него он услышал первую похвалу своего произведения.

Поэт родился, в семье маленького сельского чиновника. Ребенком он начинает свои странствования - с отцом, который брал сына в служебные поездки по Сибири. Мальчика поражала величественная природа Сибири, долгие поездки по рекам привлекали внимание к «подводному царству».

Здесь он и услышал первые таинственные истории от стариков и старух, слушал, как они друг другу рассказывали, были и небылицы. И вся сказка, как откровенно говорил сам автор, почти слово в слово взята из уст народных рассказчиков.

Ведущая: Петра Ершова с ранних лет увлекала поэзия, история и музыка. Любовь родителей к своим детям заставила сменить жизнь в селе на город Тобольск, здесь Ершов учился в гимназии. В Тобольске Ершов не только учился, но и собирал русские сказки, пословицы и поговорки. Он любил читать книги, которые брал в библиотеке.

Вернувшись на родину летом в 1836 г., он становится учителем словесности и очаровывает гимназистов великолепными рассказами о своих встречах с поэтами и писателями в Петербурге. Затем становится инспектором, а в 1857 г. директором Тобольской гимназии. Ершов П.П. расширяет гимназическую библиотеку, улучшает условия жизни и обучения школьников. Открывает женские школы и школы для взрослых. При его участии создается гимназический театр, единственный в Тобольске.

Он продолжает писать отдельные рассказы, пьесы и стихи. Но все они не выдерживают никакого сравнения с его первым юношеским произведением, ставшим настоящим шедевром русской литературы, в историю которой он так и вошел автором одного единственного произведения.

«Конек – Горбунок» поскакал по свету, не зная границ и языковых барьеров. Сказку читают на сорока языках мира, на которые она переведена.

На родине писателя в деревне Безруково (ныне Ершов) школьники создали музей.

У сказки «Конёк Горбунок» непростая судьба - её пытались несколько раз запретить. После первого издания по требованию цензуры из неё было исключено всё, что могло быть расценено как юмор в адрес царя, его окружения и церкви. Затем сказка была запрещена и в следующий раз была опубликована только через 13 лет. Сказку о Коньке горбунке полюбила вся Россия.

«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Читателей – и не только детей, но и взрослых – привлекает смекалка, лукавство, доброта и бескорыстие главного героя. Волшебная сказка удивляет читателя своими чудесами.

В сказке заложена древняя народная мудрость и мораль: даже простой деревенский парень  Иван-«дурак»  может достичь больших успехов, если сердце его будет наполнено добром. Ваня нарушил запрет Конька Горбунка и взял перо Жар-птицы. За это его ждало наказание и череда испытаний. Во спасение Ивану был послан Конек – Горбунок волшебный персонаж. Настоящий и искренний друг, который всегда спешил на помощь в самую тяжелую минуту. Иван выполнял все возложенные на него испытания, он с доблестью и честью справлялся с заданиями. За старания, главного героя в конце сказки ждет вознаграждение, самая прекрасная Царь-Девица полюбила Ивана и вышла за него замуж. Народ признал в Иване нового царя.

Подвижная  игра «Конек-горбунок».

Проговаривание  потешки  с движениями.

Ваня, Ваня простота

Нашел игрушечку-конька.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Гоп-гоп-гоп!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы,

Все в галоп, в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп!

Тпру! - …

Конек-горбунок!

Стань передо мной,

Как лист перед травой.

Ведущая: Кто слушал внимательно сказку, тот найдет сейчас отгадку.

Проводится викторина по сказке «Конёк-Горбунок»

1. Как звали братьев? (Гаврило, Данило, Иван)

2. Как по имени отчеству обращался к Ивану Месяц Месяцович? (Иванушка Петрович)

3. Откуда появился Конёк-Горбунок? ( Это подарок от кобылицы, которую Иван поймал на своём поле).

4. Для чего Иван с братьями ходили ночью в караул? ( Чтобы поймать вора).

(Кто-то ночью стал ходить - И пшеницу шевелить).

5. За что держался Иван, когда оседлал кобылицу? ( За хвост).

6. Почему Конёк-Горбунок советовал Ивану не брать перо жар-птицы?

( Много, много непокою - Принесёт оно с собою).

7. Как попал Иван на службу в царскую конюшню? ( Никто, кроме Ивана не смог справиться со златогривыми конями, которых Иван продал на базаре и царь назначил его воеводой).

8. Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу? ( Он уснул, когда она играла на гуслях).

9. За что был наказан Чудо-юдо рыба-кит? (За то, что он проглотил более трёх десятков кораблей).

10. Какие морские жители помогли Ивану найти перстень Царь-девицы? (По приказу Чудо-юдо рыбы - кита перстень помогали искать - дельфины, ёрш, сельди и осетры).

11. Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж? (Стать как прежде молодцом).

12. Сколько лет было Царь-Девице? (Мне 15 только лет)

13. А какой рецепт омоложения предложила она царю?

(Искупайся в молоке; Тут побудь в воде варёной, А потом ещё в студёной)

Ведущая: Молодцы ребята, Вы ответили на вопросы викторины.

- Вы уже знаете, что в сказках есть особенное начало. Вспомните, как обычно начинаются сказки.

- Как начинается сказка «Конек-Горбунок»?

                 «За горами, за лесами,

                  За широкими морями,

                  Не на небе – на земле,

                  Жил старик в одном селе».

- В литературе эти слова называются присказка.

- Также в русских сказках все важные события случаются обычно трижды, т.е. повторяются три раза.

- Что трижды происходит в сказке «Конек-Горбунок»? (У отца три сына; трижды они ходили в караул; трижды царь посылал Ивана на задания; он окунается в трех котлах…)

- По-особому сказки и заканчиваются. Какими словами в основном они заканчиваются? Как заканчивается сказка «Конек-Горбунок»?

                 «Сердцу любо! Я там был,

                   Мед, вино и пиво пил;

                   По усам хоть и бежало,

                   В рот ни капли не попало».

- Расскажите, какой момент в сказке вам понравился больше всего?

- Ребята, а если бы вам в жизни повстречался такой Конек-Горбунок, о чем бы вы его попросили?

 Игра: «Загадай желание»

Дети загадывают желание Коньку-Горбунку.

 - Можно и я загадаю хоть одно желание?

Хочу, чтобы появилось сладкое угощение со сказочным героем!

Ведущая: Дорогие ребята на этом наше удивительное путешествие по страницам сказки Петра Павловича Ершова подходит к концу. Любите книги и читайте сказки. И тогда в Вашей жизни будут непременно происходить всевозможные чудеса. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей "Как и что читать детям", "Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок"

Как читать детям сказки?  Казалось бы это совсем просто - бери книжку и читай! Но все же в каждом деле есть свои секреты мастерства. Поэтому воспринимать рассказ надо учить - и тогда способн...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

Цель: формирование у дошкольников основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок....

Проект по формированию морально - нравственных качеств у детей младшего возраста: "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!"

Тематический план мероприятий проводимых в рамках проекта "Сказка - ложь. да в ней намёк - добрым моладцам урок!"...

Кружок "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

Тексты сказок  для драматизаций, способствующие воспитанию положительных черт характера....

сказкотерапия - правила детской безопасности в сказках - "Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок"

материал поможет педагогам и родителям познакомить и закрепить правила безопасности через сказкиматериал разбит на три части: -правила безопасности в сказ- дидактическая игра...

сказкотерапия - правила детской безопасности в сказках - "Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок" (консультация для родителей)

материал поможет педагогам и родителям познакомить и закрепить правила безопасности через сказкиматериал разбит на три части: -правила безопасности в сказ- дидактическая игра...

сказкотерапия - правила детской безопасности в сказках - "Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок" (консультация для родителей)

материал поможет педагогам и родителям познакомить и закрепить правила безопасности через сказкиматериал разбит на три части: -правила безопасности в сказ- дидактическая игра...