Главные вкладки

    Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой
    план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

    Абелькенова Баглан Сабировна

    НОД по ознакомлению с художественной литературой

    Возрастная группа: подготовительная

    Тема: Владимир Иванович Даль «Старик –годовик»

    Форма работы: групповая

    Виды детской деятельности в НОД: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

    Предварительная работа:

    -загадки про времена года;

    -чтение рассказа К. Д. Ушинского "Четыре желания";

    -беседы по временам года: зима, весна, лето, осень;

    -работа в уголке природы по временам года, месяцам;

    -рассматривание иллюстрации.

    Оборудование:

    -карточки-12 штук;

    -серп;

    -макет комбайна;

    -проектор, доска.

    Цель: знакомство с новым литературным жанром сказка-загадка.

    Задачи:

    -дать понятие о новом литературном жанре сказка-загадка;

    -обогатить словарь детей новыми словами: душно, знойно, жать, серп;

    -развивать умение различать литературные жанры: сказка, загадка;

    -закреплять умение сравнивать, обобщать и делать выводы;

    -систематизировать знания детей о годовом цикле, о принадлежности месяцев к определенному сезону, о количестве недель в месяце, о днях составляющих неделю;

    -развивать умение работать в группах.

    Ход НОД:

    1. Мотивация детей к деятельности

    Дидактическая игра «Узнай что это? »(знакомая детям игра)

    В руках карточки с изображением треугольника- это загадка, круг- сказка. Я прочитаю текст, а вы покажете соответствующую карточку.

    1. Гладишь-ласкается

    Дразнишь-кусается.

    На цепи сидит, дом сторожит.

    2. Козлятушки, ребятушки!

    Отворитеся, отопритеся!

    Ваша мать пришла- молочка принесла!

    Бежит молочко по вымечку, из вымечка по копытечку.

    Из копытечка во сыру землю.

    3. Шубка –иголки,

    Свернется- он колкий,

    Рукой не возьмешь.

    Кто это?

    4. Была у одной вдовы дочь, была у неё еще и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочка и лицом нехороша, и лентяйка страшная. Дочку свою вдова очень любила и всё ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.

    Поиграем ещё в одну игру «Доскажи словечко»

    Мы сегодня с вами

    Отгадали все (загадки)

    Не спеши катать салазки,

    А послушай лучше (сказки)

    2. Целеполагание Ребята, я прочту вам произведение, написанное Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад.

    У меня возникла такая проблема: не могу разобраться к какому жанру литературного произведения оно относится.

    Может вместе разберемся, поможете?

    Наглядный мультимедиа (презентация)

    Показ презентации В. И Даль «Старик-годовик»

    Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.

    Чтение произведения.

    3. Совместная работа по нахождению способов деятельности Словесный (беседа, вопросы к детям, пояснение)

    Как вы думаете к какому жанру относится это произведение?

    Почему?

    Верно, ребята.Вы правы, это произведение действительно является и сказкой, и загадкой.

    Так здесь есть и вымысел- волшебные птицы, старик-годовик. Загадкой является, так как надо узнать названия непростых птиц. Я вам открою секрет, оказывается есть такой жанр как сказка-загадка. Произведение Владимир Ивановича Даля с которым мы с вами познакомились тоже является сказкой -загадкой.Спасибо, что помогли разобраться.

    (Беседа по прочитанному)

    - Кто такой старик-годовик?

    Какой он?

    (Волшебник, который управляет временами года, месяцами, следит за их очередностью.

    Мудрый, добрый, серьёзный. А иногда и веселый, у него много забот и он все успевает)

    -А что за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (месяцы)

    -Кто скажет сколько месяцев в году?

    -Первая тройка птиц к какому относится времени года?

    -Как догадались, что речь идет о зиме (повеял холод, мороз)

    -Назовите зимние месяцы?

    Это первая загадка, которую вы разгадали.

    -Какие ещё три птицы полетели? Назовите месяцы?

    -Кто был внимательным? Какие признаки весны в тексте? (снег стал таять, на полянке показались цветы)

    Это вторая загадка, которую разгадали.

    -Следующие три птицы назовите? (летние месяцы)

    Словарная работа

    -Что означают слова жарко? (жаркая, горячая погода)

    Знойно? (сильная жара от нагретого солнцем воздуха)

    Душно? (горячий, жаркий, спертый для дыхания воздух, стесняющий дыхание)

    -Как вы понимаете выражение жать рожь? (срезать под корень стебли растений)

    -Как вы думаете, а когда же, в какой месяц начинали крестьяне жать рожь? (в августе)

    -Кто из вас знает, чем жали рожь раньше? (показать серп)

    -А что используют сейчас во время жатвы? (показать макет комбайна)

    Физминутка «Прогулка»

    По дорожке, по дорожке

    Скачем мы на правой ножке

    И по этой же дорожке

    Скачем мы на левой ножке

    По тропинкам побежим,

    До полянки добежим.

    На полянке, на полянке

    Мы попрыгаем как зайки.

    Стоп! Немного отдохнем!

    И домой пешком пойдем.

    Давайте присядем, у нас ещё остались неразгаданные загадки старика-годовика.

    -Какая же последняя тройка вылетела из рукава Старика-годовика? (осенние месяцы)

    -Назовите эти месяцы?

    -Сколько всего птиц выпустил Старик-годовик? (12 птиц – месяцев)

    -Почему именно 12 птиц?

    Верно, так как в каждом времени года по три месяца.

    -Какое время года любите вы? Почему именно это время года (показ слайдов времен года)

    Да, все времена года хороши по- своему.

    -Что за четыре крыла у каждой птицы? (4 недели)

    - Какие семь перьев в каждом крыле? (дни недели)

    -Назовите их?

    И ещё одна загадка есть в этом произведении, что значит, что у каждого пера одна половина белая, другая черная? (смена дня и ночи)

    -Так к какому жанру относится это произведение? Верно, это сказка-загадка, оказывается есть такой жанр. На свете есть много сказок-загадок, вы сними познакомитесь ещё.

    -Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку-загадку?

    -Чему он хотел научить нас?

    -Верно, нужно знать названия месяцев, времен года, дней недели, уметь пользоваться календарем. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придет следующее, ещё лучше прежнего.

    3. Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности Игровой (загадывание и отгадывание загадок, рисование предметов)

    Словесный (придумывание сказки)

    Игра «Нарисуй предмет»

    Нужно поделиться на две команды и нарисовать любой предмет, придумать про него загадку, не называя его. После того, как дети отгадают загадку, придумать про это сказку.

    4. Рефлексия (подведение итогов) -Что нового и интересного узнали сегодня?

    -Что понравилось?

    -Теперь подумайте и скажите, кто сегодня хорошо работал?

    -О чем сможете рассказать друзьям, родителям.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"

    Конспект занятия содержит  хороший программный материал по ознакомлению с  художественной литературой, а также много занимательного материала....

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...

    Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей 2 младшей группы." Сказка "Теремок".

    Занятие включает показ настольного театра, пальчиковую гимнастику, загадки о животных....

    Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» (подготовительная к школе группа)

    Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы. Цель и задачи: Продолжит...