Опыт работы: «Приобщение к книжной культуре детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
материал по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) по теме

Величко Марина Анатольевна

Опыт работы: «Приобщение к книжной культуре детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx156.51 КБ

Предварительный просмотр:

Величко Марина Анатольевна

Место работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Дружные ребята»

Управления образования администрации Поронайского городского округа.

Тема опыта работы: «Приобщение к книжной культуре детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

СОДЕРЖАНИЕ

 РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ                                                                              3

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА                                                                                       5

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА                                                                        16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                                  21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МЕТОДИКА                                                                                              22

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.                                                        24

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО                                                                    ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЧЕРЕЗ
ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.                                                  28

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                            ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.         31

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА                              

«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».                                                                                             40

ПРИЛОЖЕНИЕ 6, 7, 8. КОНСУЛЬТАЦИЯ, СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ                          

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.                                                                                                                   51

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ                            

ЛИТЕРАТУРЫ  ПО ТЕМАМ ПЕРИОДОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                                                                                                      65

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ                                   68

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРАЗДНИК С РОДИТЕЛЯМИ                            73

ПРИЛОЖЕНИЕ 12, 13, 14, 15. КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РДИТЕЛЕЙ.                                80            

ПРИЛОЖЕНИЕ 16, 17, 18, 19. КОНСПЕКТЫ НОД.                                                             107

ПРИЛОЖЕНИЕ 20, 21, 22. КОНСПЕКТЫ ПРОЕКТОВ.                                                      137                                                

                                 

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

«Основная задача взрослых –

открыть в ребенке талант читателя»

С. Я. Маршак

  1. Сведения об авторе опыта

Величко Марина Анатольевна

Место работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Дружные ребята»

Управления образования администрации Поронайского городского округа.

Педагогический стаж: 32 года

Специальность: воспитатель

Контактный телефон: 89241935764

  1.  Тема опыта: Приобщение дошкольников к книжной культуре, как одно из условий реализации ФГОС ДО.
  2.  Условия возникновения, становления опыта

Педагогический опыт «Приобщение дошкольников к книжной культуре, как одно из условий реализации ФГОС ДО», реализуется в образовательных условиях МБДОУ №1«Дружные ребята» г. Поронайска в старшей и подготовительной группе. На формирование опыта работы по данной теме оказали влияние следующие условия:  

- интерес педагога к данной теме;

- значительное снижение интереса к книге;  

- анализ научной и методической литературы;

- педагогическое наблюдение;

- формирование особенности восприятия и понимания книги у детей дошкольного возраста;

- взаимодействие с семьей.

Новизна педагогического опыта.

Основываясь на целевые ориентиры ФГОС ДО подобрана комплексная система форм, приемов и методов работы по приобщению дошкольников к книжной культуре, что способствует формированию интереса к книге, чтению.

4 Актуальность опыта  заключается в приобщении ребенка к книге, к чтению, что дает возможность заложить базовую основу по приобщению дошкольников к книжной культуре.

          Не для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе требует повышенного внимания. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже читают книги.

          Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то   или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку – интересующую книгу несложно найти в интернете. Учитывая это, задачи педагогов и родителей – оказать помощь детям в правильном выборе источников информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус «читающего человека».

          Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, - интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением. Каковы цели и задачи литературного воспитания ребенка в детском саду? Это прежде всего подготовка к последующей ступени. К долгому пути литературного образования в школе. Приобщение детей к книге, воспитание интереса к чтению, формирование будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» - детском саду.

          Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи.

          Общество сегодня не в полней мере сознает то, что воспитание читателя начинается в раннем детстве. Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.

          Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения.

          Ребенок – слушатель – это уже читатель. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем. Именно поэтому считаю, что проблема приобщения ребенка к чтению сегодня особенно актуальна и значима. Только в детском саду начинается складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. Приобщение детей к чтению является «Мотивационной» готовностью к обучению в школе.

 

5.Теоретическое обоснование опыта        

           С чего начинается литературное воспитание ребёнка. Главная задача – приобщение дошкольников к книжной культуре, воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умению слушать и понимать художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

           Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

         Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

       Исследования наших учёных помогают определить основные черты такого читателя. Это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней.

 Читателя должен привлекать не только сюжет произведения, но и авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам. Психолог О. Никифорова  выделяет такие особенности, как умение читателя уверенно отличать художественное произведение от не художественного, оценивать форму литературного произведения, а также способность к восприятию метафорического языка искусства. Психологи подчёркивают, что высокий уровень осмысления не отрицает, а  наоборот, обязательно предполагает эмоциональный отклик читателя, способность субъективно, личностно сопереживать судьбе героев.

      Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

     В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой – с произведениями В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х.К. Андерсена, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, А.Линдгрен и многих других. С теми первыми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.

    Дошкольник не только постоянно осваивает новые, всё более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него раннее содержание знакомых книг. В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого – педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования. Французский исследователь проблемы чтения и читательских интересов Р. Эскарпи утверждает, что знакомство с книгой в раннем детстве является важнейшим моментом в последующем закреплении навыков чтения и что значительной части молодёжи, покидающей школу, грозит возврат к «нечтению», если они не овладели привычкой к чтению еще до школы.

   Вышесказанное свидетельствует, что именно дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя.

6. Ведущая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея заключается:          

- создание предметно-развивающей среды (групповой мини – библиотеки);         

-  в выработке комплексного подхода к применению художественной литературы в речевом и художественно-эстетическом развитии дошкольников;

- взаимодействие с семьей, что способствует воспитанию у детей интереса к книге, к чтению.        

                     

 

7.РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Наиболее эффективным средством, обеспечивающим реализацию задачи   развития литературного воспитания детей дошкольного возраста, является организация педагогического процесса в ДОУ.

  Исследования проводилось в МБДОУ №1 «Дружные ребята» в старшей, подготовительной группе.

 Цель данной педагогической деятельности: заложить основу литературного развития дошкольников, становления в них будущих читателей через решение следующих задач.

Задачи:

1.Знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

2.Формировать элементарные представления о видах художественной литературы и фольклора (как искусства).

3.Воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

В основу работы была положена гипотеза исследования – эффективность  работы по приобщению дошкольников к книжной культуре обеспечивается реализацией следующих условий:

* повышение эффективности работы по приобщению детей к художественной литературе;

* систематическая и последовательная работа с книгой;

*использование современных форм, приемов и методов работы для развития и саморазвития дошкольников через приобщение к книжной культуре.

8. Организация  образовательного  процесса.

Образовательный процесс в ДОУ предполагает разработку содержания, средств, методов образовательной деятельности и обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности.  В содержании ФГОС ДО на сегодняшний день  вопросы приобщения детей к художественной литературе рассматриваются в двух образовательных областей: «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие». Учитывая это – работа велась в следующих направлениях:

- организация сотрудничества детей и взрослых в процессе ознакомления с художественной литературой, создание атмосферы доверия, поддержки детской инициативы и активности ребенка;

- создание условий для развития у воспитанников речи, любознательности, воображения, желания изучать и исследовать окружающий мир.

-реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.);

- создание стимулирующей и способствующей проявлению детской инициативы предметно-развивающей среды в части литературного воспитания.

   Таким образом, полноценная деятельность по данному направлению это,

с одной стороны, важнейшее средство познавательно – речевого развития детей, так как художественная литература расширяет представления дошкольников, обогащает их знаниями об окружающей действительности, формирует целостную картину мира, содействует развитию речи. С другой стороны, именно художественная литература вводит детей в особый мир чувств, переживаний, эмоциональных открытий и способствует формированию первичных ценностных представлений.

   От организации   образовательного процесса    зависит оценка  качества  реализуемого  опыта  работы, которая заключается  в анализе результативности.

9. Формы, методы и  средства  воспитательно - образовательной работы

Подбор современных форм, приемов и методов литературного воспитания дошкольников основывался на принципах воспитания «грамотного читателя».

          Однако, чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослые сами должны проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, уметь правильно отбирать произведения литературы для чтения и рассказывания детям. Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И.Соловьевой; В.М. Федяевской; Н.С. Карпинской; Л.М. Гурович и других.

В своей работе с детьми используем критерии,  которые  необходимо учитывать:

  1. идейная направленность книги (например, моральный облик героя). Идейность обуславливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, природе;
  2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;
  3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
  4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
  5. конкретные педагогические задачи.

Перечисленные критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения, умение правильно формировать основу профессиональной деятельности воспитателя в области приобщения дошкольников к книжной культуре и эффективно использовать разнообразные  методы, приемы и формы приобщения детей к чтению.

Методы ознакомления с художественной литературой:

- словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть стихотворений и пересказ произведений детьми;

- практические методы: дидактические игры по сюжету литературных произведений, инсценировки небольших художественных произведений, театрализованная деятельность, отражение впечатлений от прочитанного в продуктивных видах деятельности (лепке, рисовании, аппликации);

- наглядные методы: показ иллюстраций, картин, просмотр видеороликов, фильмов, презентаций, театральных постановок по мотивам литературных произведений, оформление выставок;

   Приемы анализа текста по ознакомлению детей с художественной литературой  весьма разнообразны, выбор в каждом конкретном случае объясняется спецификой художественного произведения и задачами литературного развития.

При ознакомлении с художественной литературой используются разные приемы:

  • чтение или рассказывание одного произведения;
  • чтение нескольких произведений, объединенных одной тематикой (о весне, о жизни животных и.т.д.);
  • объединение произведений различных видов искусства, чтение и рассматривание картины, чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой;
  • чтение с использованием наглядного материала (с игрушками, настольным театром, медиа презентацией, видеофильмом).

 

Для полноценного восприятия текста и овладения читательскими умениями в работе с детьми также используем частично-поисковые приемы.

   

Приемы анализа текста

1.Словесное рисование. Это описание картин, которые возникли в воображении читателя при чтении литературного произведения. По словесной картинке педагог может понять, насколько образ, описанный ребенком, соответствует действительности.

2.Графическое рисование. Детям предлагается сделать зарисовки по прочитанному и попросить проанализировать, соответствует ли нарисованное содержанию текста. Этот прием дает возможность выразить свое отношение к прочитанному.

3.Составлени плана текста. Представляет собой композиционный анализ текста.

а) Картинный план. Воспитатель по порядку выставляет картинки и предлагает детям рассказать «Какая картинка должна быть здесь? Какой картинки не хватает?»

б) Картинный план текста по порядку. Картинки раскладываются в произвольном порядке. Детям предлагается: выложить картинки по порядку и найти ошибку. в) Модельный план. План представлен в виде моделей-схем. 4. Рассказывание по ролям. Это конкретный диалог между героями, который можно проигрывать как все произведение, так и отдельные фрагменты. 5. Рассказ от лица героя. Задача детей – рассказать о происходящем в произведении от лица выбранного героя. Это развивает коммуникативные качества, творческие способности, формирует образ Я, самооценку. 6. Стилистический анализ текста. Одним из вариантов анализа текста является искажение: давайте пофантазируем, как еще мог бы закончиться рассказ? Что было бы, если бы…

    Таким образом, использование частично-поисковых приемов в работе с художественной литературой позволяет сделать занятия разнообразными и интересными для детей.

   Содержание образовательной деятельности направлено на расширение читательских интересов детей, восприятие литературного текста, творческую деятельность на основе литературного произведения.

Ознакомление детей с художественной литературой мы осуществляем в образовательных ситуациях разного вида:

- Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);

- Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту  теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста);

- Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);

- Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей).  

Тема опыта работы прошла через инновационную деятельность, технологию проектирования. Эта технология дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребенку, но и взрослому, также применять новые подходы к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Алгоритм работы над проектом: выбор темы, тематическое планирование, организация окружающей среды, совместная работа педагога с детьми, родителями.

 Реализация проектов:

1.Тема проекта «Приобщение к книжной культуре детей старшего дошкольного возраста» в 2013г. Цель: развитие и саморазвитие дошкольников через приобщение к чтению.

2.Тема проекта «Книги К.И. Чуковского» в 2014г. Цель: знакомство с творчеством писателя К.И. Чуковским.

3.Тема проекта «Знакомство с произведениями Н.Н. Носова» в 2016г. Цель: познакомить детей с литературным творчеством Н.Н. Носова.

10.Содержание образования                                                                                            

Деятельность по реализации системы управления литературным образованием воспитанников велась по трем направлениям: работа с педагогическим коллективом ДОУ, организация разных видов деятельности детей с целью привития им интереса и любви к чтению, взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников в вопросах повышения престижа домашнего чтения.

Работа с педагогами – помощь в использовании форм, методов и приемов по ознакомлению с художественной литературой.

Работа с детьми – включает в себя формирование у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов как на предпосылку формирования грамотного читателя.

Работа с родителями – родители постоянные участники всех мероприятий, проводимых в рамках литературного воспитания дошкольников.

Первый этап – подготовительный имеет диагностический характер в процессе педагогического наблюдения, где была проведена диагностика литературного воспитания детей, которая позволила выявить соответствие уровня развития   возрастных особенностей дошкольников. (Приложение №1)

На данном этапе была изучена и проанализирована психолого-педагогическая, теоретическая и методическая литература по проблеме исследования. Изучались современные программы, технологии в области развития литературного воспитания дошкольников.

Второй этап – практический

На основе изученной психолого-педагогической, методической литературы была выстроена система подбора форм, методов и приемов работы с книгой.

  Формы работы выстраивали целесообразно поставленным целям, с учетом содержания и реализации образовательной программы.

Создана предметно – развивающая среда

Создавая предметно-развивающую среду, мы постарались сделать её информативно

богатой, что обеспечивается многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

Проведено анкетирование среди родителей на тему «Детское чтение», из которого было выявлено, что 77,8% детей любят, когда им читают, но только 29,5% родителей делают это каждый день. В семейной библиотеке детских книг всего 2-5. Детское чтение нуждается в поддержке. Цель анкетирования – выявить уровень заинтересованности родителей в формировании у ребенка интереса к чтению художественной литературы. (Приложение №2)

Подобран примерный перечень художественной литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста (басни, быль, сказки, рассказы, стихи, занимательная литература, загадки) 

Разработано примерное тематическое планирование  по формированию нравственных качеств личности через ознакомление с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста. (Приложение №3)

Составлено примерное перспективное планирование художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. (Приложение №4)

В  процессе  работы  были  изготовлены литературные игры, например: «Расставь по порядку; «Расскажи сказку»;  «Мнемотаблицы». (Приложение  №5)

Сотрудничество всех участников  образовательного процесса позволило создать основное условие, обеспечивающее уровень развития по ознакомлению с художественной литературой, насыщенную информационную среду, а также возможность практической деятельности в ней. 

В работе с педагогами были  проведены мероприятия: семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе»; семинар-практикум «Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы»; консультация на тему «Влияние художественной литературы на развитие речи детей»; (Приложение №6,7,8) разработана картотека дидактического материала по теме «Литературные игры для детей старшего дошкольного возраста»; составлено примерное перспективное планирование художественно-речевой и театрально-игровой деятельности; для педагогов разработан примерный перечень художественной литературы для образовательной деятельности по примерной общеобразовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (Приложение №9); проведены  интегрированные НОД; проектная деятельность  с целью повышение уровня профессиональной компетенции педагогов.

   Работа с родителями включает такие мероприятия как: анкетирование на тему «Детское чтение; НОД открытие групповой мини – библиотеки «Книжкин дом»; семинар-практикум на тему: «Умные книжки – умным детишкам» (Приложение №10), выставка рисунков «Мои впечатления о библиотеке» в рамках проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к книжной культуре»; Литературный праздник на тему «Сказки Чуковского» в рамках проекта «Книги К. И. Чуковского» (Приложение №11). Акция «Подари книжку детям» в рамках проекта «Знакомство с произведениями Н.Носова», открытое занятие для родителей «Знакомство с рассказами Н.Носова» ; совместно чтение художественной литературы разных жанров в семье с использованием книг групповой мини-библиотеки. Родители получили практические навыки по литературному воспитанию дошкольников в повседневной жизни ребёнка. Были предложены консультации на тему «Ребенок и книга»; «Читайте  книги»; «Что читать дошкольникам»; «Семейное чтение -Великая сила!» (Приложение №12, 13, 14, 15); проводились индивидуальные беседы. Цель данных мероприятий вовлечь родителей  в целенаправленный  процесс литературного  развития  ребенка.

   Работа с детьми строилась  по принципу   дифференцированного подхода при выборе методов ознакомления детей с художественной литературой (наглядный, словесный, практический, игровой и метод проектирования). Построение всех видов детской деятельности проводились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Работа начиналась с создания предметно-развивающей среды (групповая мини-библиотека «Книжкин-дом»), подбора  художественной литературы  разных жанров, которая использовалась   в образовательной деятельности с детьми и в свободное время.

   В условиях реализации ФГОС ДО примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по которой работает наше дошкольное учреждение включает раздел «Приобщение к художественной литературе» и  осуществляется нами  в разных формах работы с детьми.

Формы работы:

-интегрированные занятия; (Приложение № 16, 17, 18, 19)

- проектная деятельность; (Приложение №20, 21,22)

-экскурсии;

-творческие встречи;

-книжные выставки;

-тематические выставки рисунков и поделок;

-конкурсы чтецов;

-музыкальные праздники;

-просмотр мультфильмов, диафильмов

Третий этап – аналитический  

На данном этапе нами была проведена повторная  диагностика  для  выявления  уровня литературного развития у детей старшего дошкольного возраста, которая показала положительную динамику в развитии.  Полученные результаты дают право утверждать, что систематическая работа с книгой, современными формами и методами литературного воспитания дошкольников является плодотворной и эффективной.

11. Длительность работы над опытом:

Работа над формированием актуального педагогического опыта по теме «Приобщение дошкольников к книжной культуре, как одно из условий реализации ФГОС ДО» осуществлялась с 20. 10.2013-2017г.г.

уровни

год

мероприятие

результат

ОУ

ОУ

Муниципальный

Региональный

ОУ

Муниципальный

Региональный

2013

2014

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к книжной культуре

Открытое мероприятие

Семинар-практикум совместно с детьми, родителями, педагогами «Умные книжки-умным детишкам»

Фестиваль инновационных педагогических идей проект

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к книжной культуре»

Участие в областной практической конференции «Сахалинские рождественские образовательные чтения» тема: «Роль книги в нравственном воспитании детей»

Открытое занятие «Сказание о Петре и Февронии»

Семинар-практикум для педагогов «Приобщение детей к художественной литературе»

Проект «Книги К. Чуковского»

Литературный праздник совместно с детьми и родителями

«Сказки К. Чуковского»

Участие в областном конкурсе профессионального мастерства «Сказание о Петре и Февронии»

Отчет по самообразованию

Сайт МБДОУ

Сайт МБДОУ

Отчет по проекту

Грамота

Диплом победителя

Сертификат

Отчет к тематической проверке

Презентация

(педагоги, дети, родители)

Отчет по проекту

Отчет по проекту

Победитель

Диплом

ОУ

Муниципальный

Региональный

Всероссийский

ОУ

ОУ

Муниципальный

Региональный

Всероссийский

ОУ

Муниципальный

Региональный

Всероссийский

2015

2016

2017

Муниципальные педагогические чтения

Конкурс «Фестиваль педагогического мастерства

Статья Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. «Сказание о Петре и Февронии»

Творческие работы и методические разработки педагогов Этическая беседа

Консультация для педагогов «Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы»

Проект «Знакомство с произведениями Н. Носова

Участие в 1 Рождественских образовательных чтениях «Семейные традиции – Великая сила!»

Участник семинара «Включение педагогов в процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Статья «Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной программы дошкольной организации»

Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Литературная Россия»

Статья «Моя родина Россия»

во Всероссийском электронном журнале «Педагог ДО»

Участие во Всероссийском заочном научно-методическом семинаре «Современное содержание дошкольного образования»

Консультация для педагогов «Речевое развитие детей через приобщение к художественной литературе»

Сетевой узел (презентация) «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете реализации ФГОС ДО»

Творческий конкурс  «Безопасная среда» по литературному произведению «Загорелся кошкин дом» Рассударики

Победитель

сертификат

Грамота

Призер

Грамота

Печатное издание

Диплом 3 место

Участие в семинаре

Сайт МБДОУ

Сертификат

Сертификат

Печатное издание

Свидетельство о ведении инновационной работы

Сертификат

Сертификат

Семинар к тематической проверке

Семинар

Приказ

Диплом 2 место

12. Диапазон опыта: представлен системой современных форм, методов и приемов для приобщения детей к книжной культуре, создание групповой мини-библиотеки «Книжкин-дом», проектной деятельностью, примерным перспективным планированием художественно-речевой, театрально-игровой деятельности, разработано примерное тематическое планирование  по формированию нравственных качеств личности через ознакомление с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста, картотекой дидактического материала по теме: «Литературные игры для детей старшего дошкольного возраста», примерным перечнем литературы к темам образовательной деятельности по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, и могут быть использованы в практической работе при реализации образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

АЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Для выявления  уровня развития по приобщению дошкольников к книжной культуре детей старшего дошкольного возраста  была проведена педагогическая диагностика по основной общеобразовательной программе дошкольного образования  «От рождения до  школы» под редакцией Н. Е. Веракса; Т.С. Комарова;  М.А. Васильева.

 «Результаты обследования уровня развития приобщения дошкольников к книжной культуре», детей  во 2 старшей  группе  «Росточек» на начало и конец   2014-2015 учебного года (24 ребенка).

В  процессе  исследования  на начало учебного года отмечается:

Высокий уровень – 4чел (17%)

Средний уровень – 13чел (54%)

Низкий уровень – 7чел (29%)

Низкий уровень ознакомления детей с художественной литературой  7 чел. (29%), у воспитанников отмечается недостаточно богатый словарный запас;

дети не могут назвать любимую сказку, рассказ; любимого детского писателя; не умеют драматизировать литературные произведения; читать по ролям стихотворения и другие произведения.

 Средний уровень ознакомления детей с художественной литературой 13чел. (54%), у воспитанников  отмечается  достаточно богатый словарный запас; знают 2-3 программных стихотворения; драматизируют небольшие сказки; называют любимые произведения; знают 1-2  писателей.

Высокий уровень ознакомления детей с художественной  литературой  4чел. (17%), может участвовать в беседе, высказывать свое мнение; драматизирует небольшие сказки; называет любимого детского писателя; могут назвать жанр произведения.

Мониторинг воспитательно - образовательной работы по приобщению дошкольников к книжной культуре показал, что необходимо продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать произведения. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Развивать умения драматизировать литературные произведения, необходимо обогащать знания детей о писателях, знакомить с литературными жанрами.

В процессе исследования на конец учебного года отмечается:

Высокий уровень – 8 человек (33%)

Средний уровень – 11 человек (46%)

Низкий уровень – 5 человек (21%)

Мониторинг воспитательно-образовательной работы по приобщению детей к книжной культуре показал, что уровень знаний, умений и навыков повысился. У детей  появился интерес к книге, к чтению, обогатились знания о произведениях художественной литературы, дети стали более активными на занятиях, расширился словарный запас.

            

 Рис. №3, Рис.№4 «Результаты обследования уровня развития приобщения дошкольников к книжной культуре», детей во 2 подготовительной группе «Росточек» на начало и конец   2015-2016 учебного года (24 ребенка).

В  процессе  исследования  на начало учебного года отмечается:

Высокий уровень – 8 человек (33%)

Средний уровень – 11 человек (46%)

Низкий уровень – 5 человек (21%)

Мониторинг воспитательно-образовательной работы по приобщению детей к книжной культуре показал, что необходимо продолжать развивать умение драматизировать литературные произведения, умение читать по ролям, знать детских писателей и поэтов, называть литературные произведения.

В процессе исследования на конец учебного года отмечается:

Высокий уровень –  14человек (58%)

Средний уровень – 9 человек (38%)

Низкий уровень – 1 человек (4%)

 

Мониторинг воспитательно-образовательной работы по приобщению детей к книжной культуре показал: дети владеют достаточным словарным запасом, пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения, употребляют в речи синонимы и антонимы, сформировалась диалогическая речь. Различают жанры литературных произведений, называют любимые сказки и рассказы, знают 2-3 программные стихотворения,  называют  2-3 авторов.

Рис.5 «Сравнительная гистограмма результатов обследования воспитательно-образовательной работы по приобщению детей к книжной культуре  за 2014-2016гг.

 Как показала практика, использование различных форм и методов работы способствовало литературному развитию детей в единстве всех компонентов, обеспечило расширение литературного опыта, углубление читательских интересов, развитие восприятия художественного текста в единстве его содержания и формы.

После проведенной работы в данном направлении, нами было организованно обследование в 1 старшей группе «Радость» (25 детей) на начало и конец учебного года 2016-2017, что обосновало следующие полученные результаты:

 

В  процессе  исследования  на начало учебного года отмечается:

Высокий уровень – 5 человек (20%)

Средний уровень –  14человек (56%)

Низкий уровень –  6человек (24%)

В процессе исследования на конец учебного года отмечается:

Высокий уровень –  8 человек (32%)

Средний уровень – 13 человек (52%)

Низкий уровень –  4человека (16%)

Рис.8 «Сравнительная гистограмма результатов обследования воспитательно-образовательной работы по приобщению детей к книжной культуре  за 2016-2017гг. в 1 старшей группе «Радость».

Согласно с предварительно прогнозируемым результатом на конец 2016-2017 учебного года, работа  по приобщению детей к книжной культуре будет продолжаться в 1 подготовительной группе «Радость», что позволит нам сформировать будущий портрет выпускника ДОУ с высокой мотивацией к учебной деятельности.

Таким образом на основе проделанной работы, по данной теме, мы видим что у детей возрос интерес к литературным произведениям, желание и умение работать с книгой.

Вывод.  

Полученные результаты дают право утверждать, что систематическая работа  по приобщению детей к культуре чтения с использованием современных педагогических технологий работы с книгой способствовало литературному развитию детей в единстве всех компонентов, обеспечило расширение литературного опыта, углубление читательских интересов, развитие восприятия художественного текста в единстве его содержания и формы, что в свою очередь подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Цель нашей работы достигнута, задачи полностью решены.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гурович Л.М; Береговая Л.Б;  Логинова В.И.; Ребенок и книга -  М.;

«Просвещение» 1992.

  2. МироноваН.П; Как научить ребенка любить литературу? – Дошкольное воспитание, № 5, 2005.

 3.Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя http://festival. lseptember.ry

 4.Савельева Ю.А. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста   произведений художественной литературы. Дошкольное воспитание № 7, 2015 г.

  5.Смирнова О.Д; «Приобщение дошкольников к литературе: традиции и современность» МОИПКРОиК. Кафедра дошкольного образования, Мурманск, 2007 г.

 6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования -М.: Центр педагогического образования, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта «Приобщение к книжной культуре детей старшего дошкольного возраста»

Тема проекта«Приобщение к книжной культуре детей старшего дошкольного возраста» Сроки реализации: октябрь – ноябрь 2013 г.Автор проекта: Величко Марина Анатольевна Информац...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема самообразования  «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Работа начата - Сентябрь 2014годаПредполагается закончить – Июнь 2015 годаЦель...

Сообщение из опыта работы "Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Отчет по самообразованию по теме: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников....

Применение соревновательного метода на занятиях физической культурой у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Применение соревновательного метода на занятиях физической культурой у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО     Работа выполнена в рамках професси...

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»....