Главные вкладки

    Путешествие в мир Тукая" (130- летию со дня рождения Г.Тукая)
    проект по художественной литературе на тему

    Зарипова Эльмира Минегазизовна

    Проектная деятельность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_tukay.docx35.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектная работа

    Проект "Путешествие в мир Тукая"

    (130- летию со дня рождения Г.Тукая)

    Подготовила:

    Зарипова Э.М. – воспитатель МБДОУ

                                                                    «Высокогорский детский сад «Солнышко»

                                                       

    Актуальность

    Апрель- это месяц, подаривший миру Тукая. Возможно именно поэтому мы каждый год ждем его с трепетным волнением. 2016 год – год 130-летия со дня рождения великого поэта. Заинтересованность детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект «Путешествие в мир Тукая».
    Проект “Путешествие в мир Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.

    Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.

    Организация и планирование проектной деятельности ведется по 3 направлениям:

    • работа с детьми
    • работа с воспитателями
    • работа с родителями

    во взаимодействии с библиотекой и ВСОШ №2.

    Разработан перспективный план по этим направлениям. В графиках проектных мероприятий определены мероприятия, сроки проведения и ответственные.

    В ходе реализации проекта используются разнообразные формы работы: книжные выставки, игровые викторины, занятия, театрализованная деятельность. Участниками проекта являются дети дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), родители, воспитатели, библиотекари и учителя начальных классов.

    Цель проекта:   Познакомить дошкольников с книгами татарского, великого писателя, поэта Г. Тукая и о нем, побудить к чтению. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая .Воспитание чувства патриотизма.

    Задачи:

    - пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.

    - развивать интерес дошкольников к книгам Тукая; учить составлять рассказы о прочитанном.

    - развивать песенное творчество, слушать друг друга; учить внимательно слушать произведение и определять к какому жанру относиться.

    - учить детей эмоционально  воспринимать образное содержание произведения, передавать характерные особенности героев, воспитывать желание начатое дело  доводить до конца.

    - воспитывать у детей такие качества как: трудолюбие, отзывчивость, уважение к старшим, через познавательные стихи и сказки Габдуллы Тукая.

    - способствовать развитию навыков у детей творческого и ручного труда, развитию фантазии. Активизировать совместное творчество детей и родителей.

    - развивать театрально- художественную деятельность детей, учить детей по желанию выбирать роль, передавать характерные особенности героев, вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к участию.

    Вид проета: позновательно -творчески

    Срок реализации: 13.04- 26.04

    Ожидаемые результаты проекта:

    -создание необходимых условий в детском саду, группе,  по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая.

    -развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

    -создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями Габдуллы Тукая.

    -развивать чувства патриотизма.

    Участники проекта:

    - дети,

    -воспитатели,

    -специалисты,

    -родители,

    Продукт проектной деятельности:

    -выставка рисунков по произведениям Г.Тукая.

    -музыкальная театрализация по произведениям  Г.Тукая.

    Этапы реализации проекта:

    Этапы

    Содержание работы

    срок

    ответственный

    I этап

    подготовительный

    - обсуждение целей и задач проекта с участниками

    - "Банк идей"( поиск изучение эффективных технологий и методик в области приобщения детей к творчеству Г.Тукая)

    - создание условий необходимых для реализации проекта

    -подходы к взаимодействию с сотрудниками библиотеки, родителями, педагогами

    13.04.2016- 20.04.2016

    Ст. воспитатель,

    Воспитатель по обучению татарского языка

     Воспитатели

    II этап

    основной

    ( практический)

    - внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по приобщению детей к творчеству Г.Тукая

    20.04.2016-26.04.2016

    Ст. воспитатель,

    Воспитатель по обучению татарского языка

     Воспитатели

    Совместная деятельность детей и педагогов 20.04 по 26.04

    20.04.2015

    Чтение произведений Г.Тукая "Родной язык",

    Слушание музыки "Марш Тукая", разучивание песни "Туган тел"

    21.04.2015

    Встреча с библиотекарем.

    Мероприятие:«Путешествие по книгам Габдуллы Тукая»

    22.04.2015

    Просмотр видеофильма "Жизнь Г.Тукая" I часть.

    23.04.2015

    Просмотр видеофильма "Жизнь Г.Тукая" II часть.

     Концерт детей  ВСОШ№2 "Тукай безнен йорэклэрдэ"

    Конкурс чтецов.

    26.04.2015

    Выставка детских поделок по произведениям Г.Тукая совместно с родителями.

    Театрализация по произведениям Г.Тукая при взаимодействие педагогов , детей и родителей.

    "Забавный ученик" гр.№6

    "Малыш и мотылек" гр.№5

    "Мышь попавшая в молоко" тат.гр №4

    "Гали и коза"гр.№3

    Самостоятельна деятельность детей

    1.Рассматривание иллюстраций в книгах Г.Тукая .

    2.Самостоятельное художественное творчество( раскраски, лепка, аппликация, рисование)

    3.Творческая театрализованная деятельность.

    Заключительный этап

    - Театрализация воспитателей, специалистов "Су анасы" на новый лад.

    - выставка творческих работ детей и родителей,

    -театрализация произведений

    Приложение №1

    (Су анасы әкиятен бакчадагы тәрбиячеләр белән сәхнәләштерү)

    Зал әкияттәгечә бизәлгән. Камышлар, су буе. Кошлар сайрый. (Магнитофон язмасы)

    1 малай Г.М.

    -Малайлар, әйдәгез, балыкка!

    2 малай А. Н.

    -Әйдәгез! Кайсы күлгә барабыз?

    3 малай: Л.Ш

    -Зәңгәр күлгә!Әйдәгез, киттек!

    (“Зәңгәр күл “җырын җырлыйлар)

    Зәңгәр күл- бик матур күл,

    Тирәсе камышлык.

    Аның белән без әле

    Тик быел таныштык.

    Кулнен зәңгәр суларын,

    Чәчрәтеп уйныйбыз.

    Шундый рәхәт, күңелле!-

    Уйнап хич туймыйбыз.

    (Су буена килеп җиткәч кармакларын салалар. Бераз утыралар.)

    1 малай А. Н.

    Балык чиртсен, балык чиртсен,

    Кармак бавынөзмәсен.

    Балык капсын, балык капсын,

    Су төбендәятмасын.

    2 малай Л.Ш

    -Монда балык эләкми шул.

    Урыны да бик шомлы,

    Китик булмаса малайлар,

    Калдырып бу урынны.

    1малай А. Н

    Минем эби бу кулнен иясе бар дип сойли,

    Ул килгэн балыкчыларнын балыкларын куркыта ди.

    Әйдәгез, китик, малайлар, тизрәк.

    3 малай Г.М.

    -Әй, сез, куркаклар, ышанасыз әбиләр сүзенә!

    Китегез, калам мин үзем генә.

    (Малайларкитәләр.)

    үз-үзенәсөйләнә:

    - Ә, эләктерми дип беләсеңме әллә?

    Бер качтың, котылдың ,

    Ике качтың, котылдың ,

    Өченчесендә тотылырсың.

    (Тавыш ишетелә. Малай куак артына кача.)

    -Чү! Бу ни бу? Хатын дисәң хатын түгел, балык дисәң балык түгел.

    (Ләйсән Шамилевна һәм 6 группа кызлары белән)

    Су анасы үзенең кызлары белән чыга. Су анасы уртада, кызлары хәрәкәтләр ясап җырлыйлар:

    Т.В.-Безнең әни су анасы,

    Без бит аның баласы.

    Шуңа судан без чыкмыйбыз

    Хәтта шунда йоклыйбыз.

    Ф.Р.Күлнең йомшак суында

    Чәчебезне юабыз

    Алтын тараклар белән

    Һәр бөртеген тарыйбыз.

    Е.А.Иртәләрен уянабыз

    Бакалар тавышына

    Сокланабыз шаулап үскән

    Туган як камышына.

    Су анасы чәчен тарап суга чума. Тарагы басмада кала. Малай әкрен генә килеп таракны ала:

    Г.М-Озын чәчләрен тарап җен карчыгы утырган,

    Алтын тарагын онытып та калдырган.

    Чү!Туктагыз!Нишләргә?

    Янымда юк Һич беркем.
    Җен карчыгы чыкканчы

    Тарак алып элдертим.(Кача)

    Су анасы чыга, тарагын эзли башлый, тапмагач елый:

    Су анасы-Кайда минем тарагым?

    Чәчне ничек тарармын?

    Тапмасам мин таракны ,

    Инде ямьсез каламын.(Кызларын чакыра):

    Әй кызларым килегез ,берәр киңәш бирегез

    Тарагымны урлаттым,шуңакайгыга баттым.

    Су кызлары тезелеп чыгалар, әниләрен юаталар:

    Ф.Р.-Бер дә әни кайгырма,

    Бар синхәзер авылга.

    Тарагынны тап та син

    Безнең янг аатла син.

    Су анасы:

    -Әй, кызларым, рәхмәт сезгә

    Тыңлыймын сүзегезне.

    Бөдрә дулкыннар сезнең

    Сыйпасын чәчегезне.

    Су ана сыкитә, малайны күрә:

    -Тукта! Тукта! Качма! Качма! И карак!

    Ник аласың син аны,

    Ул бит минем алтын тарак.

    Этләр чыгып өрә башлыйлар, хуҗалары янына килеп :

    Г.М. Кычкыра:

    -Су анасы!Суанасы!

    Тарагыңны алдыңмы?

    Алтын тарагыңнан

    Шулай коры калдыңмы?

    Малай өенә кайта, таракны әнисенә күрсәтә:

    -Әни, әни, кара әле,

    Мин алтын тарактаптым.

    Сусадым, ардым, әнием,

    Мин бик озак чаптым.

    Әнисе таракны ала да:

    Г.Ф-И, улым, иясе юк идеме соң бу таракның?

    Борчу салдың күңелемә

    Зиһенемне чуалттың.

    Бар ят,соң инде,

    Бик арыгансыңдыр инде.

    Чыкса тарак иясе,

    Тиздән килер ул үзе.

    Автор:

    Хуш. Батты кояш.

    Җитте кич.Өй эченә таралды хуш ис.

    Малай яткан килеш таракны карый:

    Г.М.-Алтын тарак, алтын тарак, туйганчы карыйм әле,

    Алтын тарак, алтын тарак белән чәчемне тарыйм әле.

    Су анасы тәрәзәне шакый.

    Малайның әнисе:

    Г.Ф. Кем бар анда? Кем ул? Кара төндә кем йөри? Ни кирәк сиңа, и пычагым кергере!

    Малай калтыранып үз-үзенә:

    -Төн, караңгы, тәрәзәдән ялгыз ай миңа карый,

    Ай да ялгыз, мин дәялгыз,

    Я, Ходай, кая барыйм?

    Су анасы:

    -Ач! Бу мин – Су анасы.

    Кайда минем алтын тарак?

    Кичә көндез

    Аны урлап качты

    Синең углың – карак!

    Әнисе таракны тышка ата:

    Г.Ф.-Ал да тарагыңны,

    Бул син юлыңда.

    Мондый эшкә бүтән улымның

    Бармас кулы да.

    Әнисе:

    Г.Ф. -Ник алдың син су анасының тарагын

    Ник тидең аңа, балам?

    Кеше әйберенә тимәскә дип,

    Кечкенәдән өйрәтеп барам.

    Малай:

    Г.М.-Ярый, әнием, тыңлыйм синең сүзеңне.

    Кичер мине,

    Бүтән алай эшләмәм

    Иясез әйбергә бүтән

    Бер дә тимәм.

    -Ә хәзер, әнием, ярыймы балыкка барырга?

    Әйдәгез, малайлар балыкка!

    (Зәңгәр күл җырын җырлап китәләр. )

    Ведущая: Здравствуйте, ребята! Исэнмесез, балалар! Мы очень рады приветствовать вас в нашем зале. Сегодня мы собрались на праздник к которому ребята и взрослые готовились давно. Как вы думаете, к кому посвящен этот праздник? (Ответы) 

    1 слайд . (Фото Г. Тукая) 

    Кто это?-Г.Тукай.

     Да, Г. Тукай-великий татарский поэт, писатель, который написал много замечательных стихов, сказок для детей. Мы сегодня собрались отметить день рождение, 130ти летие со дня рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая, послушать его стихи, вспомнить сказки.

    2 слайд . (Фото Апуша)   Вспомним биографию Тукая. Маленький Апуш, именно так называли Тукая в детстве, родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч Казанской губернии (ныне Атнинского района РТ) в семье муллы. Будучи пятимесячным младенцем, он лишился отца, а в возрасте четырех лет стал круглым сиротой, без родителей. Маленький мальчик очень рано узнал тяготы сиротства: было время, когда он голодал, и замерзал. В 6 лет его отправляют из родной деревни в деревню Кырлай. Здесь ему повезло на хороших людей. С деревенскими мальчиками он ходил на речку, рыбалку, в лес по ягоды, помогал взрослым убирать сено.

    3 слайд . В 9 лет Габдуллу увозят в город Уральск к родственникам. Там он сначала учится в медресе, затем в школе. Он очень старательно учится, внимательно слушает учителей, читает много книг, узнает много нового. Изучал русский, татарский, арабский, иранский, тюркские языки.

    4 слайд .  Г.Тукай в своих стихах воспевает родной край, природу, родной язык, Рассказывает о жизни людей, о том, как они умеют трудиться. Много у него стихов, сказок для детей. Ребята, какие сказки, стихотворения знаете Г. Тукая?

    Ответы детей.

    Ведущая: А сейчас Карим расскажет нам одно из его стихотворений.

    Карим рассказывает стих «Ялкау Маэмай»

    5 слайд . По поэме Габдуллы Тукая «Шурале» на музыку Фарида Яруллина создавался первый татарский балет «Шурале». Впервые был поставлен в Казани 12 марта 1945 года. Через пять лет балет был поставлен в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова. Балет Шурале до сих пор с успехом идёт на сцене Татарского Академического Театра Оперы и Балета им. Мусы Джалиля в городе Казани.

    6, 8 слайды . Это памятники, которые установлены в Казани, и каждый год в его день рождения около памятника собираются очень много людей, любители его поэзии, поэты, писатели. Читают его стихи, звучат его песни.

    В Казани одну из улиц назвали его именем. С этой улицей связана многогранная деятельность Тукая как журналиста и публициста. Здесь он издавал газету «Эль-Ислах» и журнал «Ялт-йолт». На этой улице жили друзья Тукая.

    7 слайд . На этой же улице находится музей Г.Тукая. Музей расположен в двухэтажном здании конца 19 века. Здесь хранится его личные вещи, книги, фотографии, все, что связано с ним.

    Площадь Тукая -центральная площадь  Казани, названная в честь поэта. Горожанами часто именуется просто Кольцо.

    9 слайд . В Казани одну из станций метро назвали станция «Площадь Г.Тукая». Эта станция находится в центре города, на центральной площади Тукая.

    10-16 слайды . В деревне Кырлай, где жил поэт, тоже открыли дом –музей  Г.Тукая. Музей работает с 1960-х годов. Первоначально музей функционировал на общественных началах при средней школе им. Г.Тукая. В 1976 г. он получил статус государственного. В 1979 г. для музея было построено специальное здание по проекту заслуженного деятеля искусств РСФСР Б.И.Урманче. Музей находится в парковой зоне площадью около 3 га, на берегу реки Ия. У входа в музей установлен памятник поэту, выполненный скульптором И.Новосельцевым по проекту Б.Урманче.

    9 слайд . К сожалению, жизнь великого поэта оказалась коротка: он заболевает и рано уходит из жизни. И сейчас, хотя его много лет уже нет, его помнят взрослые и дети. Память о нем бережно хранится. Мы продолжаем наш праздник, посвященный 130 ти летию со дня рождения Г.Тукая.

    А сейчас Амаль и Рита нам расскажут стихи Тукая .

    Стук в дверь.

    Ведущая: Ребята, слышите, кто-то стучит в дверь. Спросите, «кто там?», на татарском языке.

    Дети: Кем анда?

    Заходят Коза и Баран.

    Коза: Исэнмесез, балалар! Хэллэр ничек? Вы узнали нас? Я кто? Мин кем?

    Дети отвечают.

    Баран: А я кто? Э мин кем?

    Дети отвечают.

    Ведущая: Ребята, вы узнали, герои какой сказки пришли к нам в гости?

    Дети отвечают: Из сказки Г.Тукая «Сказка о Козе и Баране».

    Коза: Мы узнали, что в вашем детском саду сегодня праздник  Габдуллы Тукая, а он является   автором нашей сказки, поэтому мы решили, что должны обязательно попасть к вам на праздник.

    Ведущая: Мы очень рады вас видеть. Коза, а что у вас в мешке?

    Коза: Пусть ребята угадают, что у меня в мешке.

    Ответы детей.

    Ведущая: Неужели вы к нам на праздник принесли волчью голову?

    Баран: Нет, мы для вас принесли не волчью голову, а много чего интересного. Хотите узнать? Все что лежит в этом мешке связано с именем  Габдуллы Тукая. Доставай коза из мешка сюрпризы?

    Коза достает золотой гребень

    Ведущий: Ребята из какой сказки Тукая этот гребень?

    Дети отвечают из сказки “Су анасы”

    Коза: Ребята, а я знаю игру с гребнем.

    Баран: Коза, что это за игра с гребнем?

    Коза: Мы сейчас  встанем в круг и   будем пока звучит музыка передавать гребень из рук в руки, когда музыка остановится, тот у кого гребень останется в руках,  должен будет выполнить мое поручение: мияукать, кукарекать, лаять как собачка, спросить у соседа как дела, похвалить соседа.

    Игра с гребнем

    Ведущий: Коза, Баран у  вас мешок большой, что вы нам еще принесли?

    Коза достает коробку со знаком вопроса.

    Коза:  Табышмак- это загадка. Габдулла Тукай  написал для детей много загадок. Сейчас вот и узнаем, сможете ли вы отгадать эти загадки.

    Река подо льдем,

    Все бело кругом,

    Метелица вьется

    Как время зовется? (зима)

    Дети отвечают.

    Коза: Молодцы, все отгадали.

    Ведущий: Коза и Баран, сейчас для вас Ярослав прочитает стихотворение “Таз”.

    Ярослав читает стих.

    Ведущий: Что же еще в мешке интересного?

    Баран достает из мешка картинки-иллюстрации на сказки Г.Тукая.

    Баран: Вот какие красочные картинки мы принесли. Сейчас я вам покажу эти картинки, а вы попробуйте отгадать из каких они сказок и стихотворений.

    Баран показывает, дети отгадывают.

    Баран: Молодцы, ребята.

    Под музыку заходит Шурале.

    Шурале:   Исәнмесез, балалар, апалар. В лесу  все птицы и звери меж собой  только и говорят о празднике  Тукая.  Узнали, кто –я?

    Дети: Шурале

    Ведущая: Ребята, из какой сказки Тукая пришел к нам  Шурале?

    Дети отвечают из сказки “Шурале”

    Баран: Мы его боимся,  говорят он злой.  

    Шурале: Не бойтесь, я сегодня добрый,  пришел с вами поиграть. Игра называется «Игътибарлы бул» или  «Будь внимателен». Я буду называть часть тела, которую буду щекотать, а  вы должны  от меня ее спрятать: вот так.

    Игра «Игътибарлы бул»

    Шурале: Рәхмәт, булдырдыгыз.

    Ведущая: Наши ребята не только умеют играть и  отгадывать загадки, они еще красиво поют. Коза, Баран, Шрале, садитесь, послушайте песню “Туган тел”.

    Баран, Коза Шурале: Как нам было с вами  интересно, рәхмәт.  Пришло время ,ребята, с вами расставаться. Нам очень понравился праздник посвященный Габдулле Тукаю. Вы знаете его сказки, стихи, загадки. Мы очень рады что вам интересно творчество Габдуллы Тукая. Нам  было с вами  весело и интересно. В следующем году мы обязательно придем снова на праздник посвященный Габдулле Тукаю! До следующего года. Сау булыгыз!

    Дети прощаются с героями.

    Ведущая: Ребята, вот и закончилась наш праздник, посвященный ко дню рождению Г.Тукая. Саубулыгыз!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    День рождения Г. Тукая

    Этот праздник посвящается ко дню рождения великого татарского поэта Г.Тукая. Его стихи и сказки детям очень интересны и понятны. Герои сказок воспитывают в детях такие необходимые для человека качеств...

    Праздник посвященный ко дню рождения Габдуллы Тукая в детском саду.

    Дети подготовительных групп,ознакомившись с произведениями Г.Тукая,участвуют в викторине "Знаешь ли ты Тукая?",воспоитанники читают стихи поэта,инсценирают его сказки,поют песни на его слова,показываю...

    Сценарие ко дню рождения Г.Тукая

    Кратко и доступно познакомить детей с татарским поэтом Г.Тукай....

    мини -проект "День рождения Габдуллы Тукая".

    Проект, посвященный творчеству Габдуллы Тукая.25 апреля, ко дню рождения татарского поэта Г. Тукая, я со своими воспитанниками организовала мини-проект, посвященный творчеству поэта.Была проведена пре...

    Литературно-музыкальный вечер, посвященный дню рождению Г.Тукая для старшего дошкольного возраста «Тукай в наших сердцах»

    Литературно-музыкальный вечер,посвященный дню рождению Г.Тукаядля старшего дошкольного возраста«Тукай в наших сердцах»...

    Отчёт, посвящённый 130-летию рождения Г.Тукая

    Отчёт,  посвящённый 130-летию рождения  Г.Тукая.Чтение стихотворений   Г.Тукая «Гали и коза», «Забавный ученик»Цель: познакомить детей с татарским поэтом Г.Тукаем, его стихотворени...

    Познавательный информационный среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 105-летию со дня рождения В. Драгунского и 110-летию со дня рождения Н. Носова "Великие выдумщики и фантазёры"

    Мы живем в век компьютерных технологий, и чтение художественной литературы отходит на последний план. В кругу семьи все меньше внимания уделяется чтению книг. А ведь именно художественная литература в...