Консультация для родителей на тему "Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой"
консультация (средняя группа) на тему

Клюшникова Ольга Владимировна

В консультации рассказывается о произведениях, которые могут повлиять на нравственное воспитание ребенка, на его поступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему

«Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. Как же развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее?

Один из путей воспитания нравственности является художественная литература.

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Знакомясь с художественной литературой, дети знакомятся с таким нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость.

Но необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.

На основе этого, подбираются сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств и помогают детям распознать отрицательные поступки героев произведений.

Такие сказки, как: «Заяц — хваста», «У страха глаза велики», «Тараканище», «Зимовье», «Жихарка» и т.д., воспитывают смелость, дружбу, отзывчивость и осуждают трусость, хвастаство. Сказки: «Два жадных медвежонка», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка – сестричка и серый волк», воспитывают щедрость, учат быть не жадным, справедливым.

Для воспитания и развития такого нравственного качества, как доброта: «Хаврошечка», «Золушка», «Красная шапочка». Нравственный урок в этих сказках таков, что добро всегда побеждает зло.

На умение распознавать хорошие и плохие поступки планируются такие сказки, как «Рукавичка», «Петушок – бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Морозко».

Для воспитания честности и умения распознавать ложь предлагаются детям следующие сказки: «Лиса и козел», «Лисичка – сестричка и серый волк», были Л.Н.Толстого «Косточка», «Лгун», «Чашка».

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» воспитывает у детей добрые чувства по отношению к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду, но также учит быть внимательным, не доверять людям злым, лживым. Дети по этой сказке, знакомятся не только с положительными качествами, но и с отрицательными: зло, ложь.

Работу по развитию нравственных качеств можно начинать с формирования понятий «хорошо» и «плохо».

Как объяснить ребенку, что каждый поступок – это частица добра, вложенная в огромный мир доброты? От неё становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок – крупица зла, от которого становится темно и страшно. Понятия «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому что их нельзя потрогать, увидеть. Как «оживить» эти понятия? Как заставить «работать»?

На занятиях и в повседневной работе, после чтения произведения, проводятся беседы, рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям, игры (игры-драматизации, подвижные игры, игровые упражнения, игровые ситуации).

В работе по формированию нравственности важная роль отводиться игре-драматизации. В них дети объединяются общими переживаниями; они учатся согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам других детей.

«Игра в волшебника нравится детям, они с большим интересом играют в неё. Ребенку предлагается роль волшебника, даётся волшебная палочка. Он должен наделить предметы и людей необычными свойствами. Например, стол волшебник превращает в замок, в котором живут гномы. Чашку превращает в собачку, которая любит сладости. Любую девочку — в Красную шапочку. Ребенку, который выступает в роли волшебника, предлагается послушать инструкцию: «Вот тебе волшебная палочка. Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь. Только выполни одно условие: не употребляй палочку во зло! Не навреди никому!» Остальные участники игры тоже должны выполнять правила: «Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в … . Слушайте волшебника!»

Игры - упражнения такие как, «Тише, Танечка, не плачь», где предлагалось найти для девочки, которая упала и разбила коленку ласковые, добрые слова, выразить ей сочувствие. Это упражнение позволяет научить детей быть добрыми, отзывчивыми, а также дети узнают, что с помощью слова можно пожалеть, согреть, приласкать, ободрить.

Важно научить детей эмоционально отзываться на различные ситуации, уметь улыбаться, огорчаться, удивляться, радоваться.

Таким образом, читая различную художественную литературу и играя, мы способствуем  развитию нравственных качеств у дошкольников, позволяем обогатить опыт детей, изменить поведение детей в лучшую сторону.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему

«Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. Как же развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее?

Один из путей воспитания нравственности является художественная литература.

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Знакомясь с художественной литературой, дети знакомятся с таким нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость.

Но необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.

На основе этого, подбираются сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств и помогают детям распознать отрицательные поступки героев произведений.

Такие сказки, как: «Заяц — хваста», «У страха глаза велики», «Тараканище», «Зимовье», «Жихарка» и т.д., воспитывают смелость, дружбу, отзывчивость и осуждают трусость, хвастаство. Сказки: «Два жадных медвежонка», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка – сестричка и серый волк», воспитывают щедрость, учат быть не жадным, справедливым.

Для воспитания и развития такого нравственного качества, как доброта: «Хаврошечка», «Золушка», «Красная шапочка». Нравственный урок в этих сказках таков, что добро всегда побеждает зло.

На умение распознавать хорошие и плохие поступки планируются такие сказки, как «Рукавичка», «Петушок – бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Морозко».

Для воспитания честности и умения распознавать ложь предлагаются детям следующие сказки: «Лиса и козел», «Лисичка – сестричка и серый волк», были Л.Н.Толстого «Косточка», «Лгун», «Чашка».

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» воспитывает у детей добрые чувства по отношению к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду, но также учит быть внимательным, не доверять людям злым, лживым. Дети по этой сказке, знакомятся не только с положительными качествами, но и с отрицательными: зло, ложь.

Работу по развитию нравственных качеств можно начинать с формирования понятий «хорошо» и «плохо».

Как объяснить ребенку, что каждый поступок – это частица добра, вложенная в огромный мир доброты? От неё становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок – крупица зла, от которого становится темно и страшно. Понятия «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому что их нельзя потрогать, увидеть. Как «оживить» эти понятия? Как заставить «работать»?

На занятиях и в повседневной работе, после чтения произведения, проводятся беседы, рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям, игры (игры-драматизации, подвижные игры, игровые упражнения, игровые ситуации).

В работе по формированию нравственности важная роль отводиться игре-драматизации. В них дети объединяются общими переживаниями; они учатся согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам других детей.

«Игра в волшебника нравится детям, они с большим интересом играют в неё. Ребенку предлагается роль волшебника, даётся волшебная палочка. Он должен наделить предметы и людей необычными свойствами. Например, стол волшебник превращает в замок, в котором живут гномы. Чашку превращает в собачку, которая любит сладости. Любую девочку — в Красную шапочку. Ребенку, который выступает в роли волшебника, предлагается послушать инструкцию: «Вот тебе волшебная палочка. Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь. Только выполни одно условие: не употребляй палочку во зло! Не навреди никому!» Остальные участники игры тоже должны выполнять правила: «Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в … . Слушайте волшебника!»

Игры - упражнения такие как, «Тише, Танечка, не плачь», где предлагалось найти для девочки, которая упала и разбила коленку ласковые, добрые слова, выразить ей сочувствие. Это упражнение позволяет научить детей быть добрыми, отзывчивыми, а также дети узнают, что с помощью слова можно пожалеть, согреть, приласкать, ободрить.

Важно научить детей эмоционально отзываться на различные ситуации, уметь улыбаться, огорчаться, удивляться, радоваться.

Таким образом, читая различную художественную литературу и играя, мы способствуем  развитию нравственных качеств у дошкольников, позволяем обогатить опыт детей, изменить поведение детей в лучшую сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Статья "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературы" раскрывается актуальность проблемы, представлен опыт работы по этой теме...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.

Экологическое образование посредством чтения художественной литературы является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннег...

Консультация для воспитателей на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой".

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках ...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой...

Самообразование "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19650099","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19650120","...