"Как мужик с барином пообедал". Белорусская народная сказка.
книга по художественной литературе

Ярмонова Татьяна Николаевна

 Белорусская народная сказка. "Как мужик с барином пообедал".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_muzhik_s_barinom_poobedal.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как мужик с барином пообедал.

Белорусская народная сказка.

                Сидели раз мужики под ветлами, трубочки посасывали, про пана калякали. Он у них сердитый; скупой; у него, болтают, ковшика воды не допросишься. А один мужик и говорит:

- Эх вы! Да я, если захочу, не то что воды выпрошу. А у пана пообедаю.

Закричали мужики, заспорили:

- Если ты не врешь, у нашего пана пообедаешь, мы тебе пару волов дадим.

Уж побились об заклад честь честью.

Пришел мужик к пану, поклонился низенько и говорит шепотом:

-Пане милостивый, никому я ничего не рассказывал, сразу к вам прибежал спросить: сделайте милость, пан, скажите, что бы стоил такой кусок золота?

И показывает пану свой добрый мужицкий кулак.

Разгорелись у пана на золото глаза.

-Заходи, - говорит, - заходи, мужичок.

Мужик в комнату зашел, а все свое твердит:

_А скажите мне, пан милостивый, а если б такой кусок, что б ему была за цена?

Сложил два кулака и показывает.

Задрожал тут пан  от жадности  и говорит:

-Садись, мужичок, садись, выпей чарку.

А мужик ему:

-Да ведь чарку, пан милостивый, пьют под закусочку. А скажите, пане, если бы такой кусок?..

Да показывает на свою голову.

Побелел тут пан, в ладоши захлопал, кричит слугам:

-Несите водочку, да наливочку, да борщу, да галушечек! Садись, мужичок, пообедаем.

Сел мужичок с паном, обедает.

Пан аж горит, хочет знать, где тот кусок золота. А мужик панскую еду ест, причмокивает, - от веку такой не пробовал.

Только прожевал, - пан за картуз:

-Ну, веди, мужичок. Где это золото?

А мужик трубку закурил, головой помотал:

-Так что ж, панночек милостивый, у меня ведь его нету, этого золота… Я так спросил, что бы оно стоило, коли было бы.

Рассердился пан, закричал на мужика:

-Пошел вон, дурень!

А мужик ему в ответ:

Эх, паночек милостивый, не так уж я глуп, не так бестолков, коли получил пару круторогих волов.

Вопросы.

  1. Какой в сказке пан, а какой мужик?
  2. Что высмеивает в этой сказке белорусский народ? А какие качества в человеке он ценит? Мужику или барину симпатизирует сказка?  
  3. Какие русские сказки о скупых, жадных людях ты знаешь? Каких героев русских сказок  напомнил тебе мужик? Чем накормил пан мужика? А в русской сказке каким был бы обед?
  4. Какая это сказка – волшебная или бытовая?

ПОСЛОВИЦЫ.

У скупого ковшика воды не допросишься. 

(Украинская пословица).

У скупого зимой снега не выпросишь.

У скупого зимой льду взаймы не выпросишь.

(Русские пословицы).

Сравни эти пословицы. Подумай, в какой из них скупой наиболее скуп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное представление "Во саду ли, в огороде..." по мотивам белорусской народной сказки.

Осеннее театрализованное представление "Во саду ли, в огороде...."по мотивам белорусской народной сказки "Пых". Сценарий написан к осеннему развлечению в подготовительной группе....

«Пересказ белорусской народной сказки «Пшеничный колосок» с помощью драматизации».

Развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их....

Белорусская народная сказка "Пых" вторая младшая группа

Сказка «Пых». Атрибуты: огород (морковь, капуста, лук, свёкла, репка), большая лейка, детские большие лейки, лопатки и грабли, домик, стол с посудой и угощением, стулья.Действующие лица: дед, бабка, в...

Сценарий театрального представления по мотивам белорусской народной сказки "Пых"

Сценарий театрального представления для детей 2 младшей группы по мотивам белорусской народной сказки"Пых"....

Театрализованная деятельность в старшей группе по белорусской народной сказке «Пых».

 Учить создавать образ сказочного персонажа, пользуясь мимикой, жестами, выразительными движениями, интонацией; приучать детей к активному участию в изготовлении атрибутов;  развивать...

Пересказ белорусской народной сказки «Пых»

Педагогическая цель: познакомить с содержанием белорусской народной сказки «Пых»; развивать умения понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса персонажей, отвечать ...