Роль сказки в формировании связной речи детей среднего дошкольного возраста
консультация по художественной литературе

Коростелева Оксана Александровна

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_formirovanii_svyaznoy_rechi_detey_srednego.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль сказки в формировании связной речи детей среднего дошкольного возраста Презентацию подготовила старший воспитатель Коростелева Оксана Александровна

Слайд 2

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы . Итак, цель моей углубленной работы : развитие литературной речи, всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.

Слайд 3

Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществляется по-разному. 1. Воспитатель помещает в книжном уголке новую книгу, если есть возможность, - отдельно рисунки художников к этому произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чем она. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, догадливость. Называет произведение. 2. Педагог демонстрирует игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки, помогает запомнить их названия, объясняет назначение, рассказывает об особенностях.

Слайд 4

3. Воспитатель проводит специальное речевое упражнение, помогающее детям осваивать новые слова. Предлагает детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Просит заканчивать фразы, которые она будет произносить (У кота усы, у тигра? – усищи, у кота лапа, у льва? – лапища»). 4. «Угадай сказку». Воспитатель раскладывает карточки с изображением сказочных героев, и читает загадку. Дети должны отгадать загадку и выбрать н ужную картинку.

Слайд 5

Конина Мария Митрофановна (1913 – 1991, Москва) – канд. педагогических наук (1941); зав. каф. дошкольной педагогики (1963–70); декан факультета дошкольного воспитания (1957–63); основатель науч. школы по изучению детской речи выделяет несколько типов занятий: 1. Чтение или рассказывание одного произведения. 2 . Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: 3. - чтение и рассказывание с игрушками (сопровождается показом игрушек и действий с ними); - настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»); - кукольный и теневой театр, фланелеграф ; - диафильмы, диапозитивы, кинофильмы. 5. Чтение как часть занятия по развитию речи: - оно может быть логически связано с содержанием занятия; - чтение может быть самостоятельной частью занятия. В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Слайд 6

Рассказывание по сериям сюжетных картинок формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Слайд 7

д/и « Сказкин дом» Задачи: воспитывать любовь к сказкам, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, умение проникать во внутренний смысл произведений, их подтекст.

Слайд 8

Приемы работы со сказкой: «Добрый герой» Ребятам раздают карточки с изображением известных героев сказок и предлагают придумать и рассказать, как этот герой помог другому герою – из этой или из другой сказки. Пример: «Мышка из сказки «Курочка Ряба» помогла Колобку не покатиться в лес, а развернула его, и он покатился прямо к дому ». «Отгадай на ощупь» Аналогия известной развивающей игры «Волшебный мешочек». Для игры понадобятся матерчатый мешочек и игрушки – герои сказок. Детали игрушек (например, уши, хвостик, лапы, мордочка зайца ) должны быть выразительными, чтобы их можно было легко нащупать. Этапы: Ребенок хорошо рассматривает каждую игрушку, ощупывает ее, запоминает и кладет в мешочек. 2. Игрушки перемешивают, встряхивая мешочек несколько раз. 3. Ребенок, не подглядывая, берет любую игрушку, узнает ее наощупь и называет. 4. Игрушку достают из мешочка, и ребенок проверяет, правильно ли он угадал героя сказки. 5.Ребенка просят придумать историю о герое.

Слайд 9

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература, а в частности сказки, формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль сказки в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Здесь представлена мной презентация, с которой я выступала на педагогическом совете. Исследовав тему по самообразованию, связанную с развитием речи у детей старшего дошкольного возраста, я рассмотрела...

Сказка как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Изучение связной речи у детей среднего дошкольного возраста.Изучение словарного состава речи.Виды предложений используемые при рассказывании...

Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"

Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"...

Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер.Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления близкие их жизнен...