Роль сказки в формировании связной речи детей среднего дошкольного возраста
консультация по художественной литературе
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazki_v_formirovanii_svyaznoy_rechi_detey_srednego.pptx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы . Итак, цель моей углубленной работы : развитие литературной речи, всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.
Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществляется по-разному. 1. Воспитатель помещает в книжном уголке новую книгу, если есть возможность, - отдельно рисунки художников к этому произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чем она. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, догадливость. Называет произведение. 2. Педагог демонстрирует игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки, помогает запомнить их названия, объясняет назначение, рассказывает об особенностях.
3. Воспитатель проводит специальное речевое упражнение, помогающее детям осваивать новые слова. Предлагает детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Просит заканчивать фразы, которые она будет произносить (У кота усы, у тигра? – усищи, у кота лапа, у льва? – лапища»). 4. «Угадай сказку». Воспитатель раскладывает карточки с изображением сказочных героев, и читает загадку. Дети должны отгадать загадку и выбрать н ужную картинку.
Конина Мария Митрофановна (1913 – 1991, Москва) – канд. педагогических наук (1941); зав. каф. дошкольной педагогики (1963–70); декан факультета дошкольного воспитания (1957–63); основатель науч. школы по изучению детской речи выделяет несколько типов занятий: 1. Чтение или рассказывание одного произведения. 2 . Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: 3. - чтение и рассказывание с игрушками (сопровождается показом игрушек и действий с ними); - настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»); - кукольный и теневой театр, фланелеграф ; - диафильмы, диапозитивы, кинофильмы. 5. Чтение как часть занятия по развитию речи: - оно может быть логически связано с содержанием занятия; - чтение может быть самостоятельной частью занятия. В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.
Рассказывание по сериям сюжетных картинок формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
д/и « Сказкин дом» Задачи: воспитывать любовь к сказкам, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, умение проникать во внутренний смысл произведений, их подтекст.
Приемы работы со сказкой: «Добрый герой» Ребятам раздают карточки с изображением известных героев сказок и предлагают придумать и рассказать, как этот герой помог другому герою – из этой или из другой сказки. Пример: «Мышка из сказки «Курочка Ряба» помогла Колобку не покатиться в лес, а развернула его, и он покатился прямо к дому ». «Отгадай на ощупь» Аналогия известной развивающей игры «Волшебный мешочек». Для игры понадобятся матерчатый мешочек и игрушки – герои сказок. Детали игрушек (например, уши, хвостик, лапы, мордочка зайца ) должны быть выразительными, чтобы их можно было легко нащупать. Этапы: Ребенок хорошо рассматривает каждую игрушку, ощупывает ее, запоминает и кладет в мешочек. 2. Игрушки перемешивают, встряхивая мешочек несколько раз. 3. Ребенок, не подглядывая, берет любую игрушку, узнает ее наощупь и называет. 4. Игрушку достают из мешочка, и ребенок проверяет, правильно ли он угадал героя сказки. 5.Ребенка просят придумать историю о герое.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература, а в частности сказки, формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Роль сказки в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Здесь представлена мной презентация, с которой я выступала на педагогическом совете. Исследовав тему по самообразованию, связанную с развитием речи у детей старшего дошкольного возраста, я рассмотрела...
Сказка как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста
Изучение связной речи у детей среднего дошкольного возраста.Изучение словарного состава речи.Виды предложений используемые при рассказывании...
Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"
Перспективный план...
Перспективный план работы с детьми по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"
Перспективный план работы с детьми...
Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"
Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"...
Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер.Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления близкие их жизнен...
Анкетирование родителей "Русская народная сказка как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста"
Анкетирование для родителей...