Творческий проект «Знакомство с биографией и творчеством С.Я. Маршака»
проект по художественной литературе (средняя группа)

С.Я.Маршак является известным советским писателем и автором многочисленных книг для детей. Его стихи не только близки и понятны детям, но и являются своего рода школой, где дети получают знания об  окружающем мире, учатся различать добро и зло, сочувствовать, помогать тем, кто слабее. Читать стихи С.Я. Маршака интересно и увлекательно не только детям любого возраста, но и взрослым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий проект

«Знакомство с биографией и творчеством С.Я. Маршака»

Автор проекта: Катькова Лариса Анатольевна

Пояснительная записка:

Дошкольное детство – важный этап в воспитании внимательного и чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему

познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он воспринимает только то, что ему понятно и интересно.

Произведения С.Я.Маршака не только близки  и понятны детям, но и  являются своего рода школой, где автор ненавязчиво, иногда с юмором, учит детей различать добро и зло, сочувствовать, помогать тем, кто слабее. Он высмеивает человеческие недостатки и воспитывает любовь к родине.

Паспорт проекта

Продолжительность проекта: краткосрочный

Срок реализации: с 30 октября по 1 ноября

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители

Актуальность: детям полезно читать стихи и сказки С. Я. Маршака. Они развивают мышление, воображение и эмоциональную восприимчивость, помогают в нравственном воспитании.

Цель: формирование познавательного интереса к произведениям С.Я. Маршака через разные виды деятельности. 

Задачи:

- расширять представление о жизни и творчестве известного писателя

С. Я. Маршака;

- Закрепить знание произведений писателя через различные виды игр;

- упражнять детей в чтении стихов наизусть;

- активизировать словарный запас детей.

- воспитывать интерес к литературе, чтению книг, желание познакомиться с новыми произведениями писателя,

- способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.

План реализации проекта.

Время проведения

                          Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

Среда

30. 10.

Беседа: «Знакомство с биографией и творчеством С.Я. Маршака»

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством детского писателя С.Я. Маршака.

(приложение № 1)

Дид./игра: «Сложи картинку»

Цель: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

(приложение № 3)

Чтение: «Сказка о глупом  мышонке»

Цель: Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье.

Подвижная игра: «Кот и мыши»

Цель: упражнять в  умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро по сигналу прекращать движение и замирать на некоторое время.

участие родителей

в организации

выставки книг

С.Я. Маршака

Четверг

31. 10.

Беседа: Мое любимое время года.

Цель: Формирование представления о сезонных изменениях по стихотворению «Круглый год».

НОД  Заучивание стихотворения: «Где обедал воробей»

Цель: Продолжать учить детей использовать средства мнемотехники при заучивании стихотворений;

(приложение № 2)

Малоподвижная игра по произведению С.Я Маршака «Дом, который построил Джек»

Цель: развивать быстроту реакции и мышления, ловкость и координацию, смекалку и находчивость. Воспитывать в детях чувство коллективизма.

Чтение: «Пожар»

Цель: познакомить  новым для детей произведением С.Я. Маршака.

Лепка «Угощение для животных  Зоопарка»

Цель: развивать моторику рук, закрепить знания о том, чем питаются животные.

Чтение с детьми произведений

С.Я. Маршака дома.

Пятни-ца

01.11.

Беседа по стихотворению «Мяч» (ОБЖ)

Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения.

Словесно-дидактическая игра:  

«Сравни разных зверят»

Цель: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Театрализованная игра: «Сказка о глупом мышонке»

Цель: Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье.

Чтение: «Почтальон»

Цель: расширять знания об окружающем мире, профессии почтальон.

Викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака

«Рисуем всей семьей»

Выставка рисунков

по произведениям

С.Я. Маршака.

Вывод:

За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.

Вспомнили и читали наизусть знакомые стихотворения из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».

В гости приходили дети из подготовительной группы, они предложили всем вместе сыграть в игру по произведению Маршака «Дом, который построил Джек».  Ребята старались подражать старшим товарищам и выполняли все упражнения. Было очень весело и интересно.

  В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».

Заучивая стихотворение «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, а также потренировались в счете, объясняли значение крылатых выражений. Во второй половине дня все  с удовольствием лепили  из  пластилина угощения для понравившихся животных из  зоопарка.

С интересом и артистично дети перевоплощались в героев сказки «Сказка о глупом мышонке».

Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием слайдов.

Перспективы дальнейшей работы:

-знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями с целью воспитания интереса и  любви к произведениям классиков советской литературы,

-укрепление детско-родительских отношений,

-продолжение деятельности «Читаем всей семьей».

Подведение итогов:

-инсценировка стихотворение С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»,

-выставка рисунков, сделанных детьми совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака.

Приложение № 1

Беседа «Знакомство с биографией и творчеством С.Я. Маршака»

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством детского писателя С.Я. Маршака.

Ход беседы:

-  Ребята вы заметили у нас в группе, что-то новое? (ответы детей)

 -  Правильно, у нас на книжной полке появился новый портрет.

Этот портрет принадлежит детскому писателю С.Я. Маршаку
 -  Как вы думаете, почему его называют детским писателем?

(ответы детей)

 - Да, он написал много сказок, рассказов и стихов для детей.

Я расскажу вам, как С.Я. Маршак начал писать свои произведения.

 – Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 г. Прошло уже 132 года со дня его рождения. Ваши бабушки и дедушки, ваши мамы и папы читали и знают наизусть многие его веселые сказки, например: «Детки в клетке», «Усатый полосатый», «Мяч», «Сказка о глупом мышонке». «Радуга-дуга» и т.д. С.Я. Маршака знают не только в нашей стране, но и во многих других странах: Англии, Китае, Японии, Италии. Мальчик рос любознательным и трудолюбивым. Сочинять стихи он начал с четырех лет. В школу он пошел в 8 лет. Его любимым уроком – был урок литературы. После окончания школы Самуил Яковлевич уехал учиться в Лондон, в Англию. Во время каникул он много путешествовал по Англии пешком, слушая английские песенки, прибаутки. Мы с вами не смогли бы их прочитать, потому что еще не знаем английского языка. Но Самуил Яковлевич перевел их на русский язык и теперь мы с вами можем легко с ними познакомиться.

Не только дети, но и взрослые знают веселых сказочных героев из его произведений. Его стихи и сказки добрые, забавные, интересные и поучительные.

Посмотрите сколько книг писателя стоят на нашей книжной полке, назовите те, которые вам уже знакомы.

                   (дети называют знакомые произведения)

 - Молодцы, много произведений С.Я. Маршака вам уже знакомы.

А сейчас мы поиграем и проверим как хорошо, вы знаете героев этих стихов и сказок.

Дид./игра: «Назови героя»

Усатый - …. (полосатый)

Ванька - …. (встанька)

Умный - ….  (мышонок)

Кто потерял перчатки?  (Котятки)

Он сказал нужны по шире и не две, а все четыре. (слон)

Кому  из-за большого роста не просто сорвать  цветок. (жираф)

Рассеянный с улицы - …. (Бассейнной)

Приложение № 2

Конспект НОД   для детей средней группы на тему:

Заучивание  стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей?»

с использованием мнемотаблицы.

Программные задачи:

- Продолжать учить детей использовать средства мнемотехники при заучивании стихотворений;

- Развивать лексико-грамматический строй речи: умение отвечать на вопросы полным (развернутым) предложением

- Упражнять в правильном, четком произношении звуков З, ЗЬ   в словах;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал к занятию: 

иллюстрации птиц зимующих и перелетных, мнемосхема  к  стихотворению С. Маршака «Где обедал воробей?», музыкальное сопровождение: песня, цифры (2-3).

Предварительная работа:

беседа на тему «Зимующие и перелетные птицы», отгадывание загадок, дидактические игры  «Разрезные картинки», «Угадай, кто улетел».

Ход. Мотивация.

- Ребята, какое время года сейчас? (вспомнить приметы осени)

- Куда улетают птицы? Назовите перелетных птиц.

- Какие птицы зимующие?

(выставляется картинка воробья)

- Сейчас, мы с вами выучим стихотворение для нашего  воробья.

Это  стихотворение  называется «Где обедал воробей?», а написал его Самуил  Маршак.

Чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей?»

- Где обедал, воробей?

- В зоопарке у зверей.

 Пообедал я сперва

 За решеткою у льва.

 Подкрепился у лисицы.

 У моржа попил водицы.

 Ел морковку у слона.

 С журавлем поел пшена.

 Погостил у носорога,

 Отрубей поел немного.

 Побывал я на пиру

 У хвостатых кенгуру.

 Был на праздничном обеде

 У мохнатого медведя.

 А зубастый крокодил

 Чуть меня не проглотил.

Вопросы по содержанию:

- Как называется это стихотворение?

- Кто его написал?

- Куда прилетел воробей? (Воробей прилетел в зоопарк).

- Зачем воробей прилетел в зоопарк? (Воробей прилетел, чтобы пообедать).

- У кого сперва он пообедал? (Сперва он пообедал у льва).

- Что он делал у лисицы? (У лисицы подкрепился).

- У кого попил водицы? (У моржа попил водицы).

- Что он делал у слона? (Ел морковку у слона).

- С кем воробей поел пшена? (С журавлем поел пшена).

- У кого он погостил? (погостил у носорога).

- Чего воробей поел немного? (отрубей поел немного).

- Где еще побывал воробей? (побывал он на пиру …).

- У кого был воробей на праздничном обеде? (Был на праздничном обеде…).

- Что хотел сделать зубастый крокодил? (Крокодил чуть не проглотил).

Физминутка.   «Как у наших у зверят…»

Как у наших у зверят  (Хлопки в ладоши.)

Ножки весело стучат:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.  (Топают ногами.)

А устали ножки, хлопают ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши.)

А потом вприсядочку.  (Приседания.)

Пляшут звери рядышком.

А как пустятся бежать –  (Бег на месте)

Никому их не догнать.  

Знакомство детей с мнемосхемой по  стихотворению С. Маршака «Где обедал воробей?»  (объяснение значение символов).

Повторное чтение стихотворения.

Чтение стихов детьми (3-4 ребенка)

- В зоопарке живет  много разных животных, давайте  мы их посчитаем.

Упражнение «Сосчитай-ка»

Например: 2 тигра,  3 льва (обезьяны, крокодилы, , зебры, жирафы…)

-  А еще  я приглашаю  вас посетить  вольер,  где живет коза.

Чистоговорка

 За-за, за-за в зоопарке есть коза.

Зу-зу, зу-зу  мы увидели козу.

Зе-зе, зе-зе  дали травки мы козе.

Зу-зу-зу - волк увидел ту козу.

Зы-зы-зы - испугался волк козы.

Объяснение  крылатых выражений.

- Ребята,  очень часто людей сравнивают с различными животными или их поведением. Я буду называть выражение, а вы его продолжите

Хитрая как…..лиса

Топает, как …..слон

 Голодный как …..волк

Косолапый как …..медведь.

Молодцы вы справились со всеми заданиями. Скажите, чем мы с вами сегодня занимались. Что вам больше всего понравилось? О чем вы расскажете дома своим родным?

Приложение № 3

Подвижная игра: «Кот и мыши»

Цель: упражнять в  умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро по сигналу прекращать движение и замирать на некоторое время.

Ход игры: Один ребенок будет котом, все остальные – мышками.

Кот прячется в свой домик и выжидает время, когда же можно будет выйти из своего домика и напасть на мышек

 Мышки, в свою очередь, резвятся по площадке. Можно выполнять движения под текст:

Вышли мыши как-то раз,

Посмотреть который час.

Раз-два-три-четыре,

Мыши дернули за гири.

Тут раздался страшный звон -

Разбежались мыши вон.

Воспитатель дает сигнал: «Кот!!!» и мышки дружно замирают на месте.

Кот в это время ходит, смотрит на мышек, которые не шевелятся и почти не дышат. Игрока, который пошевелится, кот забирает в свой домик. Игра продолжается снова пока кот не поймает несколько мышек.  Пойманным мышкам дети вместе с котом придумывают задания, которые они должны выполнить, чтоб их освободили (попрыгать, постоять на одной ножке, спеть песенку и т. д.) Можно выбрать другого кота и повторить игру.

Словесно-дидактическая игра «Сравни, разных зверят»

Цель: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка … (маленькая).

- Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый).

- А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.)

- Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).

- Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие).

- А у кого хвост длиннее?

- У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий)

Аналогично можно сравнить и других животных.

Настольно-печатная игра «Сложи картинку»

Цель: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки, назвать из какой сказки картинка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина»

Познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина по ближе....

Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе"Знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина".

Организованная  образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе "Знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина" -  познавательное развитие, речево...

Презентация на тему «Знакомство с биографией и творчеством русского поэта Александра Сергеевича Пушкина в подготовительной группе»

Знакомство  с биографией и творчеством русского поэта Александра Сергеевича Пушкина в подготовительной группе...

консультация для педагогов«Знакомство с биографией и творчеством детских писателей»

Актуальность темы:Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое»...

«Знакомство с биографией и творчеством С.Я. Маршака»

Тематическое занятие направлено на углубление и расширение у детей знаний о биографии и творчестве С.Я. Маршака....