Открытое занятие для старшей и подготовительной группы, посвященное писателю М.Ю. Лермонтову.
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Тихонова Мария Александровна

Проводится в актовом зале для всех групп старшего дошкольного возраста в виде презентации при помощи проектора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.85 МБ
Microsoft Office document icon metodicheskoe_soprovozhdenie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ 15 октября 1814, Москва — 27 июля 1841, Пятигорск русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.

Слайд 2

Мама поэта Марья Михайловна (1795-1817) Отец поэта Юрий Петрович (1787-1831)

Слайд 3

Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773-1845)

Слайд 4

УСАДЬБА «ТАРХАНЫ» В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Слайд 5

КАБИНЕТ ЛЕРМОНТОВА . ИНТЕРЬЕРЫ УСАДЬБЫ .

Слайд 6

Маленький Михаил в возрасте 3-4 лет. Поэт в возрасте 6-8 лет.

Слайд 8

Корнет лейб-гвардии Гусарского полка.

Слайд 10

На Кавказе.

Слайд 12

Автопортрет.

Слайд 14

Дом в Пятигорске, где жил поэт последние два месяца своей жизни.

Слайд 15

ДУЭЛЬ.

Слайд 16

Место дуэли.

Слайд 17

Памятник Лермонтову в Тарханах. Монумент Лермонтову в Кисловодске.

Слайд 18

Памятник в Санкт-Петербурге. Монумент в Пятигорске.

Слайд 19

Памятник Лермонтову в Москве .



Предварительный просмотр:

Открытое занятие для старшей и подготовительной группы, посвященное писателю М.Ю. Лермонтову.

(проводится в актовом зале для всех групп старшего дошкольного возраста в виде презентации при помощи проектора).

№ слайда

Текстовое описание

1.

Михаил Юрьевич Лермонтов, великий русский поэт, драматург, художник и офицер. Родился поэт в Москве 15 октября 1814 года. И сегодня мы отмечаем 200 лет со дня его рождения.

2.

Папа Юрий Петрович не принимал участия в воспитании сына. С ним Михаил Юрьевич начал общаться тогда, когда начал учиться в университетском благородном пансионе в возрасте 12-15 лет.

Мама поэта Марья Михайловна любила музыку и очень хорошо играла на фортепиано. К сожалению, она рано ушла из жизни, маленькому Мише было всего 3 года.

Первое воспоминание у маленького Лермонтова было такое.

Ему два с половиной, и он на постели играет в игрушки. А мама стоит у окна, смотрит на унылую осеннюю природу, на мелкий дождь, который растекается по стеклу, и поет печальную песню. А маленький Лермонтов слушает мамину песню, и так на душе его сладко, грустно и одиноко, что он тихо плачет. Если же мама перестает петь, он сразу просит:

– Мама, мамочка, голубчик, спой, пожалуйста, еще.

И мама поет снова.

Прошло немного времени, и однажды маленький Лермонтов долго звал маму, но каждый раз входила или бабушка или няня. Обе они были заплаканные, а маленький Михаил Юрьевич на них обижался.

– Ты, пожалуйста, уйди! Мама, мамочка, приди!

– Мамочка твоя больше не придет никогда, ее к себе на небо Боженька взял, – объясняли ему.

Но он не хотел слушать:

– Взял, так пусть вернет! – убеждал маленький Лермонтов. – Это моя мамочка. Не скоро он привык, что мамы уже никогда больше не будет.

3.

Главным воспитателем маленького Миши была его бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она так любила своего внука, что основала новое село и назвала его в честь Миши – Михайловским. Маленький поэт рос болезненным ребенком и бабушка, энергичная и настойчивая, употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. У маленького Миши был даже собственный врач, который неустанно следил за его здоровьем.

4.

Бабушка Лермонтова была очень богатой. Детство мальчика протекало в поместье бабушки, «Тарханы» Пензенской области; его окружали любовью и заботами. Бабушка старалась, чтобы маленькому Михаилу Юрьевичу было не скучно расти. Однажды она даже приказала, чтобы к дому для игры привели маленького олененка и лосенка. Маленький Лермонтов с ними быстро подружился и кормил сеном, березовыми вениками и хлебом. Но сколько бы забот не вкладывала бабушка во внука, мальчик все равно чувствовал себя одиноко. Позднее это скажется в его стихах.

5.

В то время у маленьких детей из богатых семей были не только няни, а были еще и гувернеры. Они учили иностранным языкам и приличному поведению дома, в обществе. У Михаила Юрьевича Лермонтова тоже был гувернер. Его звали Жан Капе, и он был французом. Жан Капе говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, няня – по-немецки, и маленький Лермонтов свободно разговаривал на этих языках с раннего детства.

Еще он, конечно, научился латыни, английскому и читал любимые книги на тех языках, на которых они и были написаны. Все, кто хорошо знал будущего великого поэта, рассказывали, что был он невысокого роста, но очень сильный. А среди черных кудрей на лбу у него выделялась белая прядь. Все говорили про большие голубые глаза и называли их прекрасными. И только иногда маленькому Лермонтову становилось вдруг так печально, так одиноко, словно ему было суждено почувствовать одиночество и печаль всех людей на земле. И тогда он прятался от взрослых и торопливо записывал строчки стихов, которые приходили внезапно и неизвестно откуда.

6.

Когда великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким, он часто говорил в рифму.

Привезут гости механическую заводную птичку, которая может махать крылышками и красиво петь, послушает маленький Лермонтов ее пение и скажет:
"Эта птичка хороша,
У нее поет душа".

Или уйдет мама из комнаты, а маленький Лермонтов сядет на ковер около двери и ждет ее, ждет, а потом скажет:
"Что же мама не идет?
Ведь Мишель все ждет и ждет."

И взрослые гости и мама с бабушкой этому удивлялись и радовались.

– Какое дитя интересное! – говорили некоторые гости. – Еще и ходить не умеет как следует, на четвереньках ползает, а уже говорит, да все в рифму.

– Надо записывать за Мишелем его изреченья, – советовали другие гости. – Вырастет, быть может, знаменитым поэтом сделается.

Но так никто и не записывал, все только продолжали удивляться.

7.

Мальчиком десяти лет бабушка повезла его в горы на Кавказ, на отдых; здесь он встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь, но сначала для него неясное и неразгаданное. Когда Лермонтову было 15 лет, он посвятил этой встрече с девочкой стихотворение: к Гению. Первая любовь неразрывно слилась с подавляющими впечатлениями Кавказа. «Горы кавказские для меня священны», — писал Лермонтов; они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка. Кавказ на всю жизнь оставил в сердце поэта неизгладимое впечатление.

8.

 В возрасте 18 лет Лермонтов поступает в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Санкт-Петербурге. Он решает стать военным. Чему его бабушка была очень рада. Из школы он вышел корнетом лейб-гвардии гусарского полка.

9.

В этой школе с поэтом случился неприятный случай. Его так сильно ударила лошадь копытом по ноге, что разбила ее до кости. Несколько недель Лермонтов пролежал в лазарете, но все закончилось хорошо.

10.

Еще в детстве маленький Лермонтов полюбил военные игры. Бабушка поселила в доме несколько мальчиков, которым было столько же лет, и они вместе строили крепости, а потом, одетые в военную форму, брали их штурмом. Впереди, размахивая деревянной саблей, скакал Михаил Юрьевич верхом на своей лошадке, а рядом с ним с игрушечными ружьями бежали его соратники, его верные воины. И такие сражения были похожи на битвы Александра Македонского и Петра Великого. Видимо поэтому поэт решил стать военным. Служил он на Кавказе, который еще в детстве произвел на него сильное впечатление.

11.

Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова. Он даже начал писать картины. В основном это были прекрасные пейзажи Кавказа.

12.

Иногда он писал свой портрет.

13.

Иногда картины были в черно-белой гамме.

14.

Именно с Кавказом связана трагедия, которая настигла поэта, когда ему было всего 27 лет. Это дом в Пятигорске, где Лермонтов прожил последние 2 месяца своей жизни.

15.

Михаил Юрьевич погиб на дуэли, на которую его вызвал бывший друг. Он посчитал, что Лермонтов оскорбил его при встрече, а ему это не понравилось. При чем Поэт даже не собирался целиться в противника, а просто выстрелил в воздух. Но его противник выстрелил в Лермонтова в упор.

16.

Это памятник в Пятигорске, воздвигнутый на месте гибели поэта.

17 – 18.

Во многих городах нашей страны стоят монументы и памятники Михаилу Юрьевичу Лермонтову. В Тарханах, где он вырос, в Кисловодске, в Санкт-Петербурге, где он учился, в Пятигорске, где он погиб.

19.

И конечно же в Москве, где родился великий поэт. Этот памятник расположен недалеко от того места, где родился Михаил Юрьевич Лермонтов.

20, 21, 22

Заставки для стихов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное открытое занятие для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром "Москва - город, в котором мы живем"

1. Конспект открытого занятия для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром "Москва - город, в котором мы живем"...

Занятие для старшей и подготовительной группы, посвященное писателю М.Ю. Лермонтову.

Презентация по жизни и творчеству великого русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова....

Занятие для старшей и подготовительной группы, посвященное писателю С.В. Михалкову

Презентация по жизни и творчеству поэта, писателя, автора гимна РФ Сергея Владимировича Михалкова....

Конспект занятия в старшей и подготовительной группе посвященный 9 мая «Мы помним! Мы гордимся!»

Цель: формировать и расширять знания детей о Великой Отечественной Войне. Задачи: 1. Расширять знания детей о ВОВ; 2. Расширять словарный запас детей; 3. Познакомить их с некоторыми датами ВОВ; 4...

Блок музыкальных занятий в старшей и подготовительной группе, посвященные теме «Птицы»

Используя на нескольких музыкальных занятиях определенную тему или целый тематический блок, мы развиваем с ребятами множество различных задач, делая занятие интереснее, увлекательнее. Используя интегр...

Конспект открытого занятия в старшей и подготовительной группе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"

Цель: воспитание моральных качеств детей (дошкольников) с помощью художественного слова.Задачи: обучающие:- формировать понятие о Родине, систематизировать знания детей о символике государства, способ...