Конспект непрерывной-образовательной деятельности в подготовительной группе.
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Петрова Татьяна Сергеевна

Тема: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад « Солнышко»

Конспект

Непрерывной – образовательной деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора с детьми подготовительной группы.

                                                                           

                                                           

Подготовила: Петрова Т.С.

Тема: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

Форма проведения: литературно – художественная гостиная.

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи: 

-Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.

   -Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи.

   -Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные. Обогащать активный словарь образными словами и выражениями (люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские).

   -Учить выражать эмоциональную отзывчивость на образ героини через изобразительную деятельность.

   -Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.

   Материалы, оборудование: компьютер, текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, репродукции картин В. Васнецова, Б. Зворыкина, М. Врубеля «Снегурочка».

   Словарная работа: «не можется», «души не чаю», «свечерело» и т. д.

   Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстрации, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза», создание альбомов «В мире сказок» (рисунки детей), «Сочини сказку».

   Планируемые результаты: эмоционально реагируют на литературные и художественные произведения; определяют настроение  и характер изобразительного творчества.

   Ход мероприятия:

   1. Организационный момент.  (Вводный этап)

   В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из сказки: - Здравствуйте, люди добрые!

- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).

- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

   В.: - Я рада приветствовать вас в нашей литературно – художественной гостиной.

   2 часть. Основная.  (Основной этап).

   В.: - «В мире много сказок – грустных и смешных.

             И прожить на свете нам нельзя без них».

   В.: - Очень часто в сказках описывается красота, ум и доброта молодых девушек, давайте вспомним этих героинь.

   2. Дидактическое упражнение: «Назови героиню и название сказки».

   В.: - Сегодня в гостиной разместились иллюстрации. Рассмотрите их, и скажите, к какой они сказке?  («Снегурочка»).

   3. Чтение сказки.

   В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка».  «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается». Перед чтением хочу спросить у вас, что значат слова – «Души не чаять», «не можется»?  (словарная работа). 

   Выразительное чтение сказки с показом слайдов.

Русская   народная сказка «Снегурочка»

   Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.         

   Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

  •  А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега
    дочку сделаем.
  • Давай, — говорит старуха.          
  • Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок.  Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на           стариков и улыбается.

Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.          

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.                                                                                                                                                Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми  ласковая,  приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.

   Прошла зима.

   Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на                проталинах, запели жаворонки.  

   А Снегурочка вдруг запечалилась.

  • Что с тобой, дочка? — спрашивают старики. — Что ты такая
    невеселая стала? Иль тебе не можется?
  • Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

   Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

   А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек.

   Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.  

   За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

  • Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
      Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
  • Пойди, дочка, повеселись с подружками!         
  • Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.          
  • А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко.           
  • Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади  простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.

   Стали они кликать ее:

—        Ау, ау, Снегурочка!

   Только эхо им в лесу откликнулось.

Беседа по  содержанию:

 - Понравилась сказка?

 - Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?

 - Какой получилась у стариков доченька?

 - Красивая?

 - А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?

 - Какими словами описывается Снегурочка, вспоминайте.

 -  Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

 -  Какая она была? Опишите её.

Радостная была Снегурочка,  вот какая.    

Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.  

Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

 - А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

 - Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?  (Растаяла).

 - Во что, превратилась Снегурочка?  (В облачко).

 - Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле?  (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).

 - Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной?  

4. Подвижная игра «Заря – заряница».

   В.: - Снегурочка вместе с подругами играла, песни пела, хороводы водила, вставайте и вы в хоровод:

   Заря – заряница,

   Красная девица,

   По полю ходила,

   Ключи обронила,

   Ключи золотые,

   Ленты расписные.

   Один, два, три – не воронь,

   А беги, как огонь!

   (Дети встают в круг, руки  держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними  словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется.

   5. Игра «Переводчики».   

   В.: - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)

 - А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку)

 - Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их?         (какие?)

 - А есть те слова, которые не понятны?

 Давайте сыграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!

  • Жили ладно – это как?
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как?
  • Работа в руках спорится –
  • Неможется –
  • Свечерело –
  • Стали кликать Снегурочку –

Правильно, «стали кликать девушки Снегурочку, да только эхо им в лесу откликнулось».

 - Грустный конец у этой русской народной сказки?

 - А почему же нам грустно? (снегурочка испарилась)

 - А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?

 - А как?

 - Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)

   6. Рефлексия.

- Молодцы, как вы здорово придумали!

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!

А работали хорошо все! Поэтому Снегурочка послала меня передать вам вот такие красивые раскраски – здесь Снегурочка везде веселая, красивая, довольная вашей работой.  

Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой,  попрощаемся с гостями (до свиданья), а мы дальше с вами будем играть, раскрашивать наши подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности инструктора по физической культуре и педагога-психолога «Путешествие в Африку» для детей и родителей подготовительной к школе группы

Помочь родителям ощутить радость, удовольствие от совместной с ребёнком двигательной деятельности и понять полезность "гимнастики вдвоём"; развивать у детей и совершенствовать у родителей пс...

Конспект Непрерывной образовательной продуктивной деятельности и развитию речи с детьми логопедической группы подготовительного к школе возраста по теме: «Волшебная липа»

Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении), о родовитых понятиях.Воспитывать ...

Конспект непрерывной образовательной продуктивной деятельности в средней группе с элементами театрализации."Мы строили, строили...."

Цель: сформировать умения использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств и преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога, строить по образцу. Образовательные з...

Конспект непрерывной образовательной познавательной деятельности в средней группе «Мой родной поселок Полтавка»

Цель: формирование представлений детей о достопримечательностях родного поселка.Задачи:Знакомить детей с достопримечательностями поселка Полтавка, закрепить умение называть его. Вводить в словарь...

Конспект непрерывной образовательной познавательной деятельности в средней группе по ФЭМП. ТЕМА: Конкурс «Поиграй-Ка»

Конспект непрерывной образовательной познавательной деятельности в средней группе по ФЭМП.ТЕМА: Конкурс «Поиграй-Ка»...

Конспект непрерывной образовательной познавательной деятельности в подготовительной группе «Профессии мам»

Цель: Формирование представлений о труде взрослых (профессии мам), его  роли  в обществе и жизни каждого человека.Программные задачи:1.Закреплять представления детей о профессиях мам, о выпо...

Конспект непрерывно-образовательной интегрированной деятельности в младшей группе «ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА»

Обобщить, закрепить и систематизировать знания детей полученные в течении года....