Главные вкладки

    Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок 13.11.2019год
    картотека по художественной литературе

    Токарева Наталья Юрьевна

    В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.

    В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте проявления фантазии, следите, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.

    Примерный алгоритм сочинения сказки «Приключения котенка». Взрослый задает малышу вопросы, подводящие к описанию главного персонажа: «Какой это котенок? Какими словами можно сказать о нем? Какая у котенка шерстка? Какие у него уши, лапы?» Можно загадать загадку о нем. Потом ребенок выполняет следующие задания: «Придумай предложение про котенка, чтобы в нем было слово пушистый (трусливый, осторожный). Придумай, с чем можно сравнить нашего героя. Расскажи, что он умеет делать. Придумай предложение, чтобы в нем были слова «прыгает», «беленький» и др.

    13.11.2019год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pechat_2.docx18.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека

    игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок

    Воспитатель: Старовойтова Н.Ю

    2019

    Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.

    «Назови героя»

    Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку.

    Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок (девочки герои - сказок:  Василиса Прекрасная, Красная Шапочка, и т.д.)

    «Действия героя»

    Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

    Воспитатель предлагает героя из сказки: коза из сказки «Волк и семеро козлят».

    Условие: говорить только глаголами. (Жила-была, ходила, наказывала, пела и т.д.) Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

    «Сказочные слова»

    Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.

    Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают в сказках («Сим-сим, открой дверь», «Сивка-бурка, вещая каурка…» и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка («Однажды в некотором царстве», «в стародавние времена…»и т.д.)

    «Закончи сказку»

    Цель: придумать по данному началу для сказки концовку, развивать умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

    Итак, вы предлагаете ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. «Пошел как-то мальчик Степа в лес за грибами. Встретил Степа в лесу белку - та помахала ему пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах - испугался. Много грибов Степа насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу, ходил да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала мальчик чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал осматриваться. Смотрит Степа по сторонам, чтобы понять, где он очутился, и вдруг видит …».

    В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.

    В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте проявления фантазии, следите, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.

    Примерный алгоритм сочинения сказки «Приключения котенка». Взрослый задает малышу вопросы, подводящие к описанию главного персонажа: «Какой это котенок? Какими словами можно сказать о нем? Какая у котенка шерстка? Какие у него уши, лапы?» Можно загадать загадку о нем. Потом ребенок выполняет следующие задания: «Придумай предложение про котенка, чтобы в нем было слово пушистый (трусливый, осторожный). Придумай, с чем можно сравнить нашего героя. Расскажи, что он умеет делать. Придумай предложение, чтобы в нем были слова «прыгает», «беленький» и др.

    «Из какой сказки герой»

    Цель: учить детей по внешнему виду отгадывать героев сказок; дать возможность вспомнить название сказки.

    Воспитатель показывает какой-либо образ, а дети должны вспомнить конкретных героев и назвать сказку. Можно провести небольшую беседу по содержанию сказки, вспомнить других героев этой сказки.

    «Узнай сказочный транспорт»

    Цель: учить детей по нарисованной художником картинке отгадывать сказочный транспорт, вспомнить  героев сказок, кому принадлежал этот вид транспорта, вспомнить название сказки.

    Воспитатель показывает какой-либо вид сказочного транспорта, а дети должны вспомнить и назвать вид сказочного транспорта, а также  назвать сказку и героев. Можно провести небольшую беседу по содержанию сказки, вспомнить других героев этой сказки.

    «Сказочные разбойники»

    Цель: учить детей по внешнему виду отгадывать героев сказок;  дать возможность вспомнить название сказки.

    Воспитатель показывает какой-либо образ, а дети должны вспомнить конкретных героев и назвать сказку. Можно провести небольшую беседу по содержанию сказки, вспомнить других героев этой сказки.

    «Сказка наизнанку»

    (старшая группа)

    Цель: развивать творческое воображение, вызвать желание придумать сказку «наоборот»; обогащать словарный запас детей за счёт употребления сравнительных оборотов.

    Оборудование: карты, фломастеры, цветные карандаши.                                      

    Ход.

    Педагог предлагает вспомнить хорошо знакомую сказку и поменять характер героев. Положительный на отрицательный и наоборот.

    Дети рассказывают, как изменяются герои, их характер, поступки ,каким  станет сюжет сказки.

    Например: Красная Шапочка ,злая, а волк добрый .Колобок  предлагает каждому герою стать его начинкой, т е. Колобок  съедает всех по- очереди.

    Упражнение «Чёрный ящик»

    (средняя группа)

    Цель: учить детей решать одну «задачу»: найти секрет « чёрного ящика» при помощи минимального числа вопросов, развивать логическое мышление, память, внимание.  

    Оборудование: «чёрный ящик», предметы, детские музыкальные инструменты, игрушки (пластмассовые, деревянные, мягкие).                            

    Ход.

    Воспитатель предлагает открыть секрет  «чёрного ящика» с помощью вопросов.

    Например: В чёрном ящике игрушка.

    Вопросы: Живой или неживой объект?

    Твёрдый или мягкий?

    Твёрдый или мягкий?

    Металл или дерево? и т. д.

    «Сказка калька»

    Цель: продолжать учить детей составлять модель сказки, по модели сочинять новую, полностью изменённую или с различными степенями; развивать творческое воображение, желание придумывать сказку, используя символы.

    Оборудование: карты, цв. карандаши, фломастеры, восковые мелки.

    Ход

    В этой игре мы составляем с детьми как бы модель сказки и дальше по этой модели сочиняем новую, с различными степенями узнаваемости или полностью изменённую.

    Берётся популярная, хорошо знакомая сказка и сводится к голой схеме, сюжетным линиям.

    Можно использовать цветовые или геометрические обозначения. Всё придуманное детьми запоминается гораздо лучше и вызывает чувство гордости за своё творчество.

    В старших и подготовительных группах дети любят буквенные обозначения, но каждую букву украшают каким-либо элементом, характеризующим этого героя.

    По составленной модели сказки сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самыми разнообразными: кто-то из героев остаётся, появляются новые герои и т.д.

    Можно составлять сказку про любимую игрушку, про себя, про товарища. Главное стараться следовать сюжетным линиям, придумать «весёлый конец».

     «Вспоминаем сказки»

    Цели:

    1) Прививать детям любовь к устному народному творчеству.

    2) Активизировать знания детей о русских народных сказках.

    3) Учить узнавать сказку по прочитанному эпизоду.

    Ход игры:

    Воспитатель: «Однажды все книжки решили над ребятами подшутить и перепутались страницами. А потом не смогли  вернуться в свои сказки. Срочно нужна ваша помощь. Я буду читать вам отрывки из сказок, а вы скажите мне, из какой сказки был прочитан отрывок. Если  правильно ответим, то все сказки восстановятся.

    Воспитатель читает отрывки сказок, выставляет книжки на доске.

    «Помоги герою найти свою сказку»

    Цели:

    1) Прививать детям любовь к устному народному творчеству.

    2) Активизировать знания детей о русских народных сказках.

    3) Учить вспоминать героев сказок, их имена, характеры, внешний вид.

    Воспитатель: Ох, беда! Герои сказок выпали из книжек и потерялись! Помогите им попасть в свои сказки.

    Дети узнают героев сказок, называют и кратко описывают их, находят книжку, в которой они живут. Герои «поселяются» в свои сказки.

    Выигрывает команда, угадавшая большее число героев.

    «По порядку становись!»

    Цели:

    1) прививать детям любовь к устному народному творчеству.

    2) Активизировать знания детей о русских народных сказках.

    3)Вспоминать порядок появления героев в сказках.

    Воспитатель: Ребята, герои сказок «Репка», «Теремок» забыли свои места. Помогите им правильно встать на своё место.

    Командам раздаются медали с изображением героев сказок «Репка»,        «Теремок»

    репка         теремок

    дедка         мышка

    бабка         лягушка

    внучка        заяц

    Жучка        лиса

    кошка        волк

    мышка        медведь

    Дети надевают медали. По команде выстраиваются в ряд в последовательности появления героев в сказке.

    Выигрывает команда, быстрее и правильнее построившаяся.

     «В чём ошибся художник?»

    Цели:

    1) Прививать детям любовь к устному народному творчеству.

    2) Активизировать знания детей о русских народных сказках.

    3) Учить находить нелепицы в картинках.

    Логопед: Посмотрите, ребята, что творилось в сказочном мире, пока мы с вами не взялись за дело! (Вывешивает на доску картину нелепиц по русским народным сказкам). Посмотрите на картину и расскажите, что неправильно нарисовано. Побеждает команда, назвавшая больше другой нелепиц.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6 лет)

    Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6лет).«САЛАТ ИЗ СКАЗОК».  Поповцева Ольга Валерьевна, воспитатель  МБДОУ «Детский сад №69 «Остров...

    Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок

    Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определен...

    «Метод наглядного моделирования как способ обучения детей сочинению сказок»

    Цель мастер - класса: обучить участников мастер - класса сочинять сказки методом наглядного моделирования. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10125834","attribute...

    Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок

    Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной мо...

    «Обучение детей сочинению сказок»

    В.А Сухомлинский подчёркивал, что «сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы  духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается у...

    Консультация "Обучение детей сочинению сказок". (из опыта работы)

    Консультация для педагогических работников , помогающая в развитии воображения и речи дошкольников....

    Обучение детей сочинению сказок

    В образовательно-воспитательной деятельности дошкольного учреждения сказка играет роль помощника. Она, равно как и игра, активно  применяется во всех видах деятельности. Задача детского сада, сво...