Конспект НОД на тему «Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Енжаева Татьяна Васильевна

                                                                                         

«Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство». 

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей, воспитывать любовь к поэзии, к родной природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Теремок» р. п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Конспект

НОД на тему «Чтение стихотворений о зиме.

Заучивание стихотворения

И. Сурикова «Детство».

образовательная область «Речевое развитие»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

Енжаева Татьяна Васильевна

воспитатель

 I квалификационной группы

2019год

Конспект НОД

Возрастная группа старшая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): Зимние явления в природе.

Тема НОД: «Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения

И. Сурикова «Детство».

Направление образования и развития (образовательная область): речевое развитие, (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие).

Цель: приобщать детей к восприятию поэтических  произведений, развивать память.

Задачи:  

Образовательные: учить   детей   выразительно   читать   наизусть  стихотворение   И.З. Сурикова «Детство» (в сокращении) с опорой на мнемотаблицу, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык, формировать навыки выразительного чтения.

Развивающие: Развивать у детей поэтический слух. Закрепить знания о зиме, зимних явлениях, зимних забавах.

Воспитательные:  Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей, воспитывать любовь к поэзии, к родной природе.

Словарная работа (изучение новых слов):  декабрь, январь, февраль, сугроб, залепил, зимние развлечения, поэт, кубарем.

 Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая,

Формы организации: коллективно.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, ситуативный разговор, вопросы, загадки, чтение стихов, игры, рассматривание, отгадывание.

физкультминутка, рассматривание, показ.

Методы и приёмы: практические, наглядные, словесные.

Оборудование и материалы: презентация, ноутбук, мнемотаблица.

Предварительная работа: наблюдение за природными явлениями, беседа о деревне, деревенских жителях, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений А. Блока «Ветхая избушка», С. Есенина «Берёза».

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация) 

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, чтобы вы сами догадались, о чем пойдет речь сегодня, я хочу загадать вам загадку. Слушайте внимательно:

«Тройка,  тройка прилетела!

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица-

Белолоба, белолица.

Как махнула рукавом

Все покрыла серебром».

- Как вы думаете, что это за царица? слайд № 1

- А кто догадался, что за тройка белых скакунов? Назовите зимние месяца.

- Правильно. Догадались, о чем мы с вами сегодня поговорим?

ответы детей. 

Внимание детей на слайд

ответы детей. 

о зиме, зимних забавах и т. д.

Основная часть

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Ребята, как называется человек, который сочиняет и пишет стихи?

Слайд № 2

 - Много русских поэтов воспевали красоту зимней природы.  Послушайте отрывок из стихотворения А.Блока «Ветхая избушка».

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Слайд № 3

 - Ребята, вы знаете, что деревья зимой выглядят очень красиво. Послушайте стихотворение С.Есенина «Берёза»

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Расскажите, а что в зимней природе вам нравится больше всего? - Ребята, скажите, а что вам нравиться делать зимой?

- Молодцы! Вы любите активно отдыхать зимой. Слайд № 4

- Зима - это неутомимый праздник и веселье! Только зимой можно попробовать снег на вкус или поиграть в снежки с друзьями, кататься на санках с горы, слепить самую лучшую в своей жизни снежную бабу или снеговика.

 

- Сейчас мы с вами немного поиграем в игру, будем лепить снеговика 

Физминутка

Слайд № 5 

- Много поэтов посвящали свои стихи зиме. Сегодня я вас познакомлю с творчеством поэта Ивана Захаровича Сурикова. Родился в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Поэт-самоучка. Он очень любил читать книги, художественную литературу, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А. С. Пушкина. И вот Иван однажды попробовал написать собственное стихотворение, и у него это получилось. Конечно, признание и успех пришли к молодому поэту Сурикову не сразу. Но теперь стихотворения Ивана Захаровича Сурикова любят читать и взрослые и дети. Послушайте одно такое стихотворение известное вашим мамам и папам (чтение стихотворения без установки на запоминание).

Слайд № 6

Вот моя деревня, вот мой дом родной!

Вот качусь я в санках по горе крутой.

Вот свернули санки, и я на бок - хлоп!

Кубарем качусь я под гору в сугроб.

И друзья  мальчишки,  стоя надо мной,

Весело хохочут над моей бедой.

 Всё лицо и руки залепил мне снег,

 Мне в сугробе горе, а ребятам смех.

- О каком времени года пишет поэт?

- Что вспоминает поэт?

- Как пишет поэт про гору?

- Какая она?

- Как вы понимаете слова «кубарем качусь я под гору в сугроб»

- Как вы думаете, с каким настроением написал Суриков стихотворение?

- Почему «над   бедой» весело хохочут друзья пострадавшего?

- С какой интонацией лучше рассказывать это стихотворение?

- Послушайте внимательно ещё раз стихотворение, мне очень хочется, чтобы вы его выучили и рассказали всем - мамам, бабушкам и т. д. (повторное чтение стихотворения, с установкой на запоминание, с показом  мнемотаблицы).

 

(ответы детей).

Внимание детей на слайд

 (рассказывает ребёнок).

Ветхая избушка                                  

Вся в снегу стоит.                              

 Бабушка-старушка                              

Из окна глядит

Внукам-шалунишкам

 По колено снег

Весел ребятишкам.

 Быстрых санок бег…

Внимание детей на слайд

(рассказывает ребёнок).

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой,
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза,
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром

Ответы детей

Внимание детей на слайд

Повторяют за воспитателем

Раз — рука, два — рука

- Лепим мы снеговика!    

Три —  четыре, три — четыре,

Нарисуем рот по шире!  

Пять — найдём морковь для носа,

Угольки найдём для глаз.

 Шесть — наденем шляпу косо,

Пусть смеётся он у нас.                          

Семь и восемь, семь и восемь.

Мы сплясать его попросим.  

Девять — десять — снеговик.

Через голову — кувырк!!! Ну и цирк

Внимание детей на слайд

Внимание детей на слайд

Ответы детей

Ответы детей.

Чтение вместе с детьми.

 Самостоятельное рассказывание  (один начинает, потом продолжает другой).

2-3чтения

Заключительная часть (рефлексия)

-Как называется стихотворение,  которое мы с вами учили?

- Кто его написал?

- О чём это стихотворение?

Ребята, как вы считаете, мы справились со всеми заданиями?

-Что было самым сложным?

-Что вам больше всего понравилось?

 

Ответы детей.