«Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко»»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Ларионова Марина Владимировна

Цель: 

  • познакомить детей с рассказом М.Горького «Воробьишко».
  • проанализировать произведение: помочь понять детям как надо относится к тем, кто любит их и дорожит ими.

«Речевое развитие»

Задачи:

  • формировать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.
  • пополнять и активизировать словарный запас.
  • содействовать умению правильно строить предложения.

«Познавательное развитие»

Задачи:

  • способствовать умению последовательно, в соответствии с рассказом, выбирать картинки
  • создавать условия для развития логического мышления, внимания.
  • развивать зрительную память, воображение.

«Художественно – эстетическое развитие»

Задачи:

  • воспитывать интерес к художественной литературе.
  • формировать способность сопереживать героям рассказа, и доброжелательного отношения к ним.

«Социально – коммуникативное развитие»

Задачи:

  • формировать умение внимательно слушать литературное произведение.

«Физическое развитие»

Задачи:

  • способствовать умению выполнять движения, согласно тексту физминутки.

Словарная работа:  воробьишка, воробушек, чебурахнешься, бескрылые.

Ход совместной деятельности:

Дети, пойдёмте я вам что-то покажу!

(Воспитатель подводит детей к балконному окну, на окошке, сидит воробей, а в клюве у него конверт).

В: Почему воробей не улетел в тёплые страны?

Д: Потомучто он зимует вместе с нами.

В: Кто еще зимует в наших краях?

Д: Вороны, голуби, синички.

В: Давайте присядем и узнаем что – же в этом конверте?

А вы как думаете, что там может быть?

Д: (Высказывают свои предположения).

В:В конверте лежит книжка «Воробьишко».

    Кто на ней нарисован?

Д: Воробей

В: Воспитатель предлагает детям подобрать ласковое слово – воробушек, воробьишко)  «Скажи ласково»

Воробьишко сказал мне что он хочет рассказать вам интересную и поучительную историю.

В: Давайте прочитаем эту книгу и узнаем, какой случай  произошел с воробушком. Написал этот рассказ Максим Горькии.

Итак , рассказ «Воробьишко»

Воспитатель читает рассказ и по ходу чтения на доску помещает картинки к рассказу.

После прочтения воспитатель спрашивает.

В: Как называется рассказ, который я вам прочитала?

Д: Воробьишко

В: Кто герой этого рассказа?

Д: Маленький воробей

В: Да, это маленький воробьишко. (Проговориваем)

    А как называется мама воробьишки?

Д:Мама воробьиха.

В: Папа воробьишки?

Д:папа воробей.

В:А как его звали воробьишку?

Д: Пудик

В: Дети, давайте сосчитаем сколько воробьёв в семье?

В: Наш гость немножко устал, давайте поиграем с ним!

Физкультминутка

Воробей скакал на грядке,

Рядом кот играл с ним в прятки.

Не поймать меня коту,

Я проворный на лету!

(Предложить показать любимую физкультминутку)

В: Нашему гостью, очень понравилось с вами играть! (Дети и воспитатель возвращаются на свои места).

В рассказе наш воробьишко говорил незнакомые для вас слова, давайте мы с ними познакомимся.

Словарная работа.

А Пудик глотал букашек, и всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

— Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!

Идет мимо бани мужик, машет руками.

— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик,- одни косточки остались!

— Это человек, они все бескрылые! Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…

— Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Чадо – это дитя, ребёнок. Для воробьихи мамы, это сам воробьишко.

Чебурахнешься – упасть, даже упасть с силой.

Чушь, чепуха – ерунда, нелепость (значит кто-то говорит неправду)

Прочь –отойти от кого ни будь ,в сторону, дальше от кого-чего-нибудь.

В: Поиграем в игру «А что потом?»

    Я начну, а вы мне помогайте

1.Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, (Выбирает картинку с семьёй воробьёв и прикрепляет на доску).И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

А что ему говорила на это мама?

А что потом?

(На столе перед детьми лежат рисунки к рассказу)

2 Подул однажды ветер — Пудик спрашивает:

— Что, что?

— Ветер дунет на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.

Это не понравилось Пудику, он и сказал:

— А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…

Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.

А что потом?

3 Идет мимо бани мужик, машет руками.

— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик,- одни косточки остались!

— Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.

4 Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения

Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как тут.

5 Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:

— Честь имею, имею честь…

А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.

— Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…

6 Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне!

Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:

— Что, что?

— Ну что ж! — сказал Пудик. — Всему сразу не научишься!

7  А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них рыжая, зеленые глаза — и сожалительно мяукает:

— Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…

И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста… 

 Дети и воспитатель совместно выбирают картинки, которые нужно выстроить в логическую цепочку, по ходу рассказа.

Рефлексия:

В: Дети понравился ли вам рассказ нашего гостя?

  • Хорошо ли воробьишко вёл себя по отношению к маме?
  • Можно ли спорить с мамай?

Д: Надо любить и слушаться маму , не огорчать её по пустякам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_chtenie_rasskaza_vorobishko_.docx395.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка –детский сад № 49 Колпинского района Санкт-Петербурга

 «Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко»».

(Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой

                                    для детей младшего дошкольного возраста)

Картинки по запросу анимашка воробья

Цель: 

  • познакомить детей с рассказом М.Горького «Воробьишко».
  • проанализировать произведение: помочь понять детям как надо относится к тем, кто любит их и дорожит ими.

«Речевое развитие»

Задачи:

  • формировать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.
  • пополнять и активизировать словарный запас.
  • содействовать умению правильно строить предложения.

«Познавательное развитие»

Задачи:

  • способствовать умению последовательно, в соответствии с рассказом, выбирать картинки
  • создавать условия для развития логического мышления, внимания.
  • развивать зрительную память, воображение.

«Художественно – эстетическое развитие»

Задачи:

  • воспитывать интерес к художественной литературе.
  • формировать способность сопереживать героям рассказа, и доброжелательного отношения к ним.

«Социально – коммуникативное развитие»

Задачи:

  • формировать умение внимательно слушать литературное произведение.

«Физическое развитие»

Задачи:

  • способствовать умению выполнять движения, согласно тексту физминутки.

Словарная работа:  воробьишка, воробушек, чебурахнешься, бескрылые.

Ход совместной деятельности:

Дети, пойдёмте я вам что-то покажу!

(Воспитатель подводит детей к балконному окну, на окошке, сидит воробей, а в клюве у него конверт).

В: Почему воробей не улетел в тёплые страны?

Д: Потомучто он зимует вместе с нами.

В: Кто еще зимует в наших краях?

Д: Вороны, голуби, синички.

В: Давайте присядем и узнаем что – же в этом конверте?

А вы как думаете, что там может быть?

Д: (Высказывают свои предположения).

В:В конверте лежит книжка «Воробьишко».

    Кто на ней нарисован?

Д: Воробей

В: Воспитатель предлагает детям подобрать ласковое слово – воробушек, воробьишко)  «Скажи ласково»

Воробьишко сказал мне что он хочет рассказать вам интересную и поучительную историю.

В: Давайте прочитаем эту книгу и узнаем, какой случай  произошел с воробушком. Написал этот рассказ Максим Горькии.

Итак , рассказ «Воробьишко»

Воспитатель читает рассказ и по ходу чтения на доску помещает картинки к рассказу.

После прочтения воспитатель спрашивает.

В: Как называется рассказ, который я вам прочитала?

Д: Воробьишко

В: Кто герой этого рассказа?

Д: Маленький воробей

В: Да, это маленький воробьишко. (Проговориваем)

    А как называется мама воробьишки?

Д:Мама воробьиха.

В: Папа воробьишки?

Д:папа воробей.

В:А как его звали воробьишку?

Д: Пудик

В: Дети, давайте сосчитаем сколько воробьёв в семье?

В: Наш гость немножко устал, давайте поиграем с ним!

Физкультминутка

Воробей скакал на грядке,

Рядом кот играл с ним в прятки.

Не поймать меня коту,

Я проворный на лету!

(Предложить показать любимую физкультминутку)

В: Нашему гостью, очень понравилось с вами играть! (Дети и воспитатель возвращаются на свои места).

В рассказе наш воробьишко говорил незнакомые для вас слова, давайте мы с ними познакомимся.

Словарная работа.

А Пудик глотал букашек, и всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

— Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!

Идет мимо бани мужик, машет руками.

— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик,- одни косточки остались!

— Это человек, они все бескрылые! Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…

— Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Чадо – это дитя, ребёнок. Для воробьихи мамы, это сам воробьишко.

Чебурахнешься – упасть, даже упасть с силой.

Чушь, чепуха – ерунда, нелепость (значит кто-то говорит неправду)

Прочь –отойти от кого ни будь ,в сторону, дальше от кого-чего-нибудь.

В: Поиграем в игру «А что потом?»

    Я начну, а вы мне помогайте

1.Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, (Выбирает картинку с семьёй воробьёв и прикрепляет на доску).И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

А что ему говорила на это мама?

А что потом?

(На столе перед детьми лежат рисунки к рассказу)

2 Подул однажды ветер — Пудик спрашивает:

— Что, что?

— Ветер дунет на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.

Это не понравилось Пудику, он и сказал:

— А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…

Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.

А что потом?

3 Идет мимо бани мужик, машет руками.

— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик,- одни косточки остались!

— Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.

4 Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения

Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как тут.

5 Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:

— Честь имею, имею честь…

А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.

— Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…

6 Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне!

Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:

— Что, что?

— Ну что ж! — сказал Пудик. — Всему сразу не научишься!

7  А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них рыжая, зеленые глаза — и сожалительно мяукает:

— Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…

И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста… 

 Дети и воспитатель совместно выбирают картинки, которые нужно выстроить в логическую цепочку, по ходу рассказа.

Рефлексия:

В: Дети понравился ли вам рассказ нашего гостя?

  • Хорошо ли воробьишко вёл себя по отношению к маме?
  • Можно ли спорить с мамай?

Д: Надо любить и слушаться маму , не огорчать её по пустякам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности (аппликация) в средней группе «Мы иллюстрируем книгу» (по рассказу М. Горького «Воробьишко»

Конспект занятия по изобразительной деятельности (аппликация) в средней группе «Мы иллюстрируем книгу» (по рассказу М. Горького «Воробьишко» Цель: Передать образ птички – воробья в движении на осн...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького».

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького». Цель:знакомство...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького».

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького»....