Семинар-практикум "Чтение художественной литературы в детском саду
консультация по художественной литературе

Художественная литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Чтение художественной литературы в разных возрастных группах»

для младших воспитателей

(с использованием ИКТ, технологии сотрудничества, личностно – ориентированной технологии)     30.10.2020 г.

«Книга - это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей»

 Н. И. Морозов.

Цель: повысить профессиональный уровень младших воспитателей, раскрыть творческий потенциал.

Задачи: выявить наиболее интересные подходы в работе с художественной литературой, способствовать росту профессионального мастерства младших воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой; развивать коммуникативные качества, умение работать в коллективе.

Актуальность: В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Ни для кого не секрет, что дети-дошкольники, впрочем, как и их родители, предпочитают книге телевизор, компьютер, планшет и прочие гаджеты, которые во многих случаях не могут заменить книгу. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.

Художественная литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка.

Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых.

Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят свое свободное время за просмотром телепрограмм, мультфильмов, за компьютерными играми и всё реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

• развитие литературной речи;

• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Круг чтения у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки. Такие произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Дети знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных. Младшим дошкольникам читают доступные их пониманию произведения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и особенно стихи современных авторов.

Игра  «Из какой сказки персонаж»

Назовите сказки, в которых есть … .лиса, медведь, заяц, кот.

Круг чтения у детей 4-5 лет не только значительно расширяется, но и качественно усложняется за счет произведений разных видов и жанров и  художественной формы. Его основу составляют художественные тексты трех видов: фольклор, классические поэтические и прозаические произведения и тексты современных авторов. Причем некоторые тексты, уже знакомые детям, будут им интересны с новой точки зрения - с позиции анализа образов героев, установления причинно - следственных связей, знакомства со средствами языковой выразительности, для пересказывания и рассказывания наизусть, для театрализованной деятельности и т.д. В этом возрасте дети чутко и заинтересованно относятся к выразительности языка, что определяет главные требования к отбору текстов - красоту и правильность литературного языка.

Исправьте названия сказок:

«Суп из топора», «По-заячьему велению», «Зелёная шапочка», «Кот в туфлях», «Два поросёнка», «Лиса и цапля»,  «Сестрица Танюшка и братец Иванушка», «Мальчик с ладошку»;

Круг чтения у детей 5- 6 лет продолжает расширяться и усложняться. В него входят уже не только произведения детской литературы, но и сложные тексты различных видов и жанров, имеющих скрытый подтекст (бытовая сказка, былина, басня). Произведения усложняются с точки зрения художественности.

 Игра «Четвертый лишний». 

Посмотрите внимательно на картинки и назовите, какая картинка лишняя.

 Игра «Найди лишнюю сказку»

Круг чтения у детей 6-7 лет продолжает расширяться и усложняться как с позиции содержания, так и со стороны художественной формы (разнообразие композиционного строения, стилей речи, выразительных средств). По сравнению с предыдущей возрастной группой изменяется главным образом проза, которую слушают дети. Им становится доступным и интересным «чтение с продолжением» больших по объему произведений. Прежде всего, это сказки, повести, в том числе фантастического и приключенческого содержания, в которых представлены более сложные образы героев, различные варианты их социального взаимодействия.

Игра  «Шуточная реклама»

 Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления.

1. Отмою всё! (Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр»)

2. Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба, р. н. с. «Курочка Ряба»)

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

(Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

4. Доставка пирожков бабушке. (Красная Шапочка, Ш. Перро «Красная Шапочка»)

5. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

(Доктор Айболит, К. Чуковский «Доктор Айболит»)

6. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами. (Р. н. с. «Гуси-лебеди»)

7. Организую зимнюю рыбалку. Недорого. (Лиса, р. н. с. «Лиса и волк»)

8. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.

(Бабушка, р. н. с. «Колобок»)

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

А закончить мне хочется словами Константина Георгиевича  Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных представлений дошкольников при ознакомлении с художественной литературой в детском саду

 Сегодня духовно-нравственное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Лишь через овладение наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие души; духовность - ...

Формирование нравственных представлений дошкольников при ознакомлении с художественной литературой в детском саду

В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчеств...

«Комплексное сочетание художественно - речевой, изобразительной и музыкальной деятельности при ознакомлении с художественной литературой в детском саду».

Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, а также изобразительной и музыкальной деятельности в детском саду....

«Чтение художественной литературы в детском саду» (из опыта работы)

 Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к кни...

Художественная литература в детском саду.

Чтение художественной литературы в детском саду направлено на формирование интереса и потребности детей в чтении (восприятии) книг...

Художественная литература в детском саду.

Чтение художественной литературы в детском саду направлено на формирование интереса и потребности детей в чтении (восприятии) книг...