Конспект НОД «Мы читаем. Произведения детских писателей, поэтов»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Куртукова Зухра Сарвяровна

Конспект НОД «Мы читаем. Произведения детских писателей, поэтов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_pro_pisateley_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Мы читаем. Произведения детских писателей, поэтов»

Цель: Формировать у детей представление о библиотеке, о значении книги в жизни людей, о правилах поведения в библиотеке.

Познакомить детей с историей создания и изготовления книги.

Воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

Ход совместной деятельности.

Воспитатель предлагает детям собраться около книжного уголка.

Воспитатель читает загадку:

«Есть листок, есть корешок.

А не куст и не цветок.

Нет лап, нет рук.

А приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет» (Книга)

Воспитатель:

Сегодня, друзья мои, мы будем говорить о книге, истории создания книги и бережном отношении к ней. Часто говорят: "Книги - наши друзья".

Почему книгу считают другом?

Для чего нужна книга?

Дети. (отвечают и садятся на места)

Правильно, люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг.

Воспитатель: Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир - рассказывают о земле и космосе, о жизни детей, знакомят нас с миром природы. С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия, читая книги, мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Не зря говорит пословица: "Книга - источник знаний".

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней.

Воспитатель: Что будет, если исчезнут все книги? (воспитатель выслушивает рассуждения детей и подводит итог)

Воспитатель: «Да, вы правы дети. На свете есть множество замечательных книг. Ты можешь задать себе любой вопрос и найти ответ в книге.»

Воспитатель: «Где взять книгу?»

Дети. (Дома, у друга, в магазине, в библиотеке)

Воспитатель: «Что такое библиотека?»

Дети. (Дом, где живут книги)

Дальнейшая беседа сопровождается показом слайдов о библиотеке.

Воспитатель: «Библиотека – собрание книг, которое один человек или много людей собрали и хранят. Этим словом называется и здание, где хранят книги. Любой желающий может прийти в библиотеку, подобрать себе книгу или журнал и взять домой и прочитать.

Наиболее ценные или старые книги читают в специальном месте, которое называется читальный зал.

Какие бывают библиотеки?

Дети. (Детские, взрослые, домашние).

Воспитатель: «В библиотеке много книг, кто помогает найти нужную книгу?»

Дети. (Работник библиотеки – библиотекарь.)

Воспитатель: Какую помощь оказывает библиотекарь читателям?

Дети. (Подбирает книги)

Воспитатель. В библиотеке много книг. Очень трудно найти нужную. На помощь библиотекарю приходят указатели –каталоги: на каждой карточке –название книги и автор, в углу карточки знак-цифры и буквы. По этому знаку библиотекарь определяет, на какой полке и в каком месте находится книга.

Найти нужную книгу может помочь и компьютер.

«Как называются люди, которые приходят в библиотеку за книгами?»

Дети. (Читатели).

Воспитатель: «Давайте рассмотрим книги в нашей библиотеке.

(Рассматривание книг в книжном уголке.)

На какие группы можно разделить наши книги?»

Дети. (Сказки, стихи, рассказы, есть у нас и журналы).

Воспитатель: «Какие бывают сказки?»

Дети. (авторские, народные)

Расскажите, какие бывают книги? (словари, энциклопедии, книги для взрослых и детей).

- Из чего делают книги? (из бумаги).

- Из каких частей состоит книга? (обложка, корешок, страницы).

- А вы знаете стихи про книгу? Загадки, пословицы, поговорки?

Воспитатель: молодцы, вы немного устали и сейчас мы сделаем физкультминутку

(Введение детей в игровую ситуацию.)

А теперь я вам расскажу интересную историю.

Когда все дети уходят домой, в группе становится тихо-тихо. Однажды я услышала, о чём шептали книги. Хотите узнать, о чём шептали книги?

Не берите меня, пожалуйста, грязными руками, мне будет стыдно, если я буду грязная или в пятнах! — шептала одна книга

Не перегибайте мой переплёт. Я могу потерять самые интересные страницы! — говорила другая книга.

Пользуйтесь, пожалуйста, закладкой и не загибайте мои страницы, они порвутся!

Я люблю чистоту, но боюсь воды. Защитите меня от дождя и снега!

Не рисуй, пожалуйста, на моих страницах ни ручкой, ни карандашом. Другим детям будет трудно

меня читать!

Вы запомнили просьбы книг? (ответы детей)- Как надо обращаться с книгой (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, всегда ли книги были такими, как мы их знаем? Хотите узнать, какими книги были в древности? Мы поговорим о тех древних книгах, которые мы никогда не видели.

1. Давным-давно были времена, когда книг не было. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы. (Слайд).

2. Но много запомнить было трудно и тогда люди придумали на длинной верёвочке, ленточке завязывать узелки, потом спутывали её в клубок. (Показать иллюстрацию).

Чтобы прочитать такое «верёвочное письмо», надо было его развернуть и провести пальцами по всем узелкам.

3. Потом люди изобрели рисуночное письмо. (Показать иллюстрацию).

4. Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Человек уже придумал буквы, умел писать. Он записывал то, что хотел запомнить. На чём же он писал?

5. В разных странах писали на том материале, который находился вокруг. Например на глиняных дощечках. (Показать иллюстрацию). На влажной глиняной дощечке писали острой палочкой.

6. Пробовали люди писать и на бересте. (Показать иллюстрацию).

-Что такое береста?

Береста – это наружная часть берёзовой коры. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами.

7. А вот в Древнем Египте писали на папирусе. Это болотное растение похожее на камыш. (Показать иллюстрацию).

8. К сожалению, папирус не очень прочный. Им стал пергамент. Пергамент – это обработанная кожа из шкур телят. Он был прочнее. Из пергамента впервые стали делать книги, очень похожие на наши.

9. Помогла человеку бумага. Изобрели её в Китае. И тогда появились первые книги из бумаги. Сначала их писали пером от руки. Обычно писал человек, у которого был красивый почерк. (Показать иллюстрацию с изображением летописца).

10. Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли. рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками. (Показать иллюстрацию старинной книги и нарисованные на листах древние заглавные буквы).

Нужно было очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную.

- Как вы думаете, эти книги были доступны многим людям?

- А что придумали люди, чтобы книг было много? (Придумали печатать).

11. Человек придумал печатный станок. (Показать печатный станок). И ускорил изготовление книг.

- Как вы думаете, прежде чем напечатать книгу, что необходимо подготовить? (Ответы детей). Материал для книги.

Над этим работают поэты, писатели, художники. (показать)

Они решают, какого размера будет книга, как она будет выглядеть, какие будут рисунки.

12. Современные книги (аудиокниги и электронная книга (слайд). Вот какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы её знаем теперь. А вот уже мы попали в настоящий мир: здесь современные книги, аудиокниги и электронная книга.

Дидактическая игра «Из чего сделана книга?»

-Ребята, как вы думаете (На камне)

-Как называется такая книга (Каменная). И т. д.

Гимнастика для глаз (любопытная Варвара).

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо

Смотрит вверх и смотрит вниз.

Чуть присела на карниз,

А потом упала вниз.

Создание детской книги

Вы все молодцы! На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Литературный марафон» по произведениям детских писателей

Современных детей нельзя назвать  не читающими. Они с увлечением изучают энциклопедии, справочники, разнообразные научнопопулярные издания. Значительно хуже обстоит дело с чтением художественной ...

Художественные произведения детских писателей, как смысловой фон познавательно-исследовательской деятельности.

Презентация в которой можно увидеть, как  произведения Н.Н.Носова являются фоном для познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей-подготовительной группе....

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР через устное народное творчество и произведения детских писателей

Статья расскроет перечень используемого фольклора и произведений детских писателей при формировании элементарных математических представлений.Поможет педагогам разнообразить занятия по математике, сде...

Литературная викторина по произведениям детских писателей

Викторина по сказкам и стихам , театрализация сказки о глупом мышонке....

Конспект «Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей». в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой «Почему?»

Конспект «Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей».в подготовительной к школе группеОбразовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. «Мы читаем. Произведения детских писателей, поэтов, сказки.»

Познакомить детей с историей возникновения книги. Формировать у детей представление о значении книги в жизни людей, о назначении библиотеки, о правилах поведения в бмблиотеке. Воспитывать любовь и бер...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей». в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой «Почему?»

Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей с целью формирования у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов; умений слушать и понимать художественный текс...