«Знакомство с биографией и творчеством С.Я. Маршака»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Кокшарова Татьяна Васильевна

Тематическое занятие направлено на углубление и расширение у детей знаний о биографии и творчестве С.Я. Маршака.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Знакомство с биографией и творчеством С. Маршака».

Задачи: прививать интерес к чтению; расширять и закреплять знания о жизни и творчестве известного писателя и переводчика С. Я. Маршака; расширять лексический запас: саквояж, картонка.

развивать интерес к творчеству С. Я. Маршака; представление о рифме; эмоциональный опыт детей.

воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: выставка книг С. Я. Маршака, его портрет.

Подготовительная работа: чтение детям произведений Маршака.

Ход НОД:

- Ребята, любите ли вы книги? Любите ли вы их читать, рассматривать иллюстрации?

- А каких детских писателей можете мне назвать? Н. Носов, С. Михалков, К. Н. Чуковский, С. Я. Маршак, А. С. Пушкин, А. Барто.

- Произведения всех детских писателей мы читали.

Ребята, посмотрите, чей это портрет? Правильно! Это портрет С. Я. Маршака.

Это замечательный автор, стихи которого многие помнят наизусть. Дома и в детском саду мы очень часто читаем его произведения. Они веселые, поучительные и добрые. Самуил Яковлевич Маршак всегда в своих произведениях хотел передать вам, что-то хорошее, доброе и научить, как надо правильно поступать. Все дети, как он считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны и внимательны.

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеж. Семья у него была большая и очень дружная. Его отец работал на мыловаренном заводе. Мама писателя очень любила читать. Эта любовь к чтению передалась и их детям, а детей в семье было шестеро. Трое из них стали известными писателями. Самым известным, конечно же, стал С. Я. Маршак. Он написал много стихов для детей. Учился он в гимназии и его называли вундеркиндом. Любимым предметом С. Я. Маршака был предмет литература. Он очень любил читать. Самуил Яковлевич много путешествовал. Побывал в разных странах -  Турции, Греции, Англии. Он не только писал стихи, он ещё переводил на русский язык произведения других писателей, чтобы дети в России могли тоже их знать. Благодаря С.Я. Маршаку мы с вами знаем много стихотворений иностранных писателей, например, «Дом, который построил Джек», и всем известную дразнилку «Робин-Бобин». Самуил Яковлевич Маршак очень любил детей. Он создавал для них театры и мастерские. В городе Краснодаре, где он жил, он основал «Детский Городок», где были библиотеки. Туда ходили дети, они там играли, смеялись, ставили представления, смотрели разные спектакли.

- Ребята, С. Я. Маршак был убеждён, что хорошие книги могут помочь людям, сумеют утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее, терпеливее. Встреча с произведениями С. Я. Маршака – это праздник для детей.

У меня в руках еще одна книга с произведением Самуила Маршака.

Это произведение называется «Багаж».

Чтение стихотворения С. Маршака «Багаж». Беседа.

Я прочитала вам стихотворение. Как оно называется? Как вы думаете, это стихотворение грустное или веселое?

Да, это стихотворение о веселой истории, которая произошла во время путешествия. Это история веселая, а по-другому, как мы об этом можем сказать? (смешная, забавная). Про веселую, смешную историю можно сказать –юмористическая.

Назовите главного героя стихотворения. (дама)

Какие вещи дама сдавала в багаж? (дети перечисляют вещи)

Какое интересное слово: саквояж! Что это?

Объяснение значений слов и показ демонстрационной картинки: саквояж-дорожная, кожаная сумка с небольшой ручкой и с запором; картонка- коробка для щляп.

В. В какой город приехала Дама? (Житомир)

(если дети не запомнили, читается отрывок с упоминанием города и вопрос задается повторно)

В. Что произошло с собачкой во время пути? (ответы детей: она подросла, ее потеряли, она убежала).

В. Что же придумали носильщики? (они заменили щенка стоявшей на перроне большой собакой.)

В. Эта история с подменой собачки показалась Самуилу Маршаку очень забавной, веселой и шуточной.

В. А Даме, героине стихотворения, было смешно?

В. Посмотрите на иллюстрацию, картинку и скажите, какой момент стихотворения изобразил на иллюстрации художник? (когда дама увидела чужую собаку).

В. Какая дама по настроению? (злая, недовольная)

В. Изобразите Даму, когда она увидела подмену своей маленькой собачки огромным псом. Покажите ее возмущение и недовольство. (дети изображают эмоции возмущения).

В. История во время путешествия была смешная, но героине, Даме, было не до смеха.

Ребята, и мы с вами проедем одну остановку на поезде.

Физминутка

Мы в вагончиках сидим,

Мы сидим, мы сидим (руки сложены перед грудью)

И в окошечки глядим,

Весело глядим. (повороты головы вправо и влево)

Едет, едет паровоз:

Чух-чух-чух.

Ребятишек он повез:

Чух-чух-чух. (притопывают, продвигаясь по кругу, делают круговые движения согнутыми в руках локтями)

А колесики стучат:

Так-так-так.

Будто с нами говорят:

Так-так-так. (хлопают ладонями по бедрам)

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит:

Тороплюсь!- гудит. Дуууу! (поднимают правую руку вверх)

В. Ребята, что напоминает перечисление предметов багажа в стихотворении: диван, чемодан… считалку или загадку? (считалку)

В. Когда мы перечисляем эти предметы, мы точно играем в игру «Рифмовочки», в слова, которые как будто похожи: диван-чемодан, картина-корзина, картонка-собачонка.

Игра «Рифмовочки» (воспитатель называет слово, а дети подбирают рифму) Диван-чемодан

Картина-корзина

Картонка-собачонка

Дочка-ночка

Бочка-почка

Крыса-крыша

Итог. Ребята, вам было интересно слушать стихотворение С. Маршака «Багаж»? Почему? (ответы детей)

Да, это смешное стихотворение, напоминающее считалку, с интересными повторениями быстро нам запомнилось, и мы прочитаем его еще не раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина»

Познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина по ближе....

Творческий проект «Знакомство с биографией и творчеством С.Я. Маршака»

С.Я.Маршак является известным советским писателем и автором многочисленных книг для детей. Его стихи не только близки и понятны детям, но и являются своего рода школой, где дети получают знания об...

Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе"Знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина".

Организованная  образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе "Знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина" -  познавательное развитие, речево...

Презентация на тему «Знакомство с биографией и творчеством русского поэта Александра Сергеевича Пушкина в подготовительной группе»

Знакомство  с биографией и творчеством русского поэта Александра Сергеевича Пушкина в подготовительной группе...

консультация для педагогов«Знакомство с биографией и творчеством детских писателей»

Актуальность темы:Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое»...

«Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина»

Цель: Активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина.Задачи:Познакомить детей с биогра...