Персперктивное годовое планирование по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа)

Гаус Елена Владимировна

 

Перспективное тематическое планирование

Образовательная область Художественно-эстетическое развитие

Направления: «Чтение художетвенной литературы»

 Подготовительный к школе возраст (6_7лет).

Составила: Воспитатель  Гаус Елена Владимировна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_chtenie_hudozhestvennoy_literatury.docx92.42 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение художественной литературы

Месяц

неделя

Название произведения

Сентябрь

1 неделя

До свидания, лето!

К. Ушинский «Четыре желания». Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе; развивать умение содержательно пересказывать литературные тексты, отрабатывать интонационную выразительность речи. Л. Н. Толстой «Филиппок» Цель: Донести до сознания детей замысел автора - стремление к учению естественно для любого ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, «человек дела». Н. Носов «Заплатка», «Живая шляпа», «Фантазеры» Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец). А. Барто  «Первый урок» Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж стихотворениями; обращать внимание детей на выразительные средства. Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки» Цель: Развивать слуховое восприятие стихотворения, умение отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать интерес к поэзии, желание повторять строки стихов. Потешка «Ранним-рано поутру» Цель: Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые рассказы, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.  И. Крылов «Стрекоза и муравей». Цель: познакомить детей с новым литературным жанром – басней; помочь понять идею басни; воспитывать положительное отношение к труду. Чтение словацкой народной сказки « У солнышка в гостях». Цель: продолжать формировать умение  детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования; запоминать действующих лиц и последовательность событий. «Одуванчик» З.Александрова    (заучивание стихотворения). Цель: продолжать формировать умение  детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии. З. Александрова «Сарафанчик (чтение стихотворения). Цель: Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии.

2 неделя

Мониторинг

Чтение украинской нар. сказки « Колосок ». Цель: познакомить детей с укр. нар. сказкой; помочь правильно оценить поступки героев; формировать у детей представление о том, как выращивают хлеб; развивать речь детей, зрительное восприятие, логическое мышление, внимание; воспитывать уважение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу. Разучивание стихотворения «Если свет зажжется красный» С Михалкова. Цель: развивать память, внимание, воспитывать любовь к стихам. Чтение и обсуждение стихотворения М. Безруких «Разговор о правильном питании»
Цель: воспитывать умение у детей отвечать на поставленные вопросы согласно прочитанному. Развивать память. Чтение стихов  о здоровье и здоровом образе жизни. Цель: продолжать формировать умение детей слушать   произведения; помочь понять смысл стихов; воспитывать желание поделиться с окружающими своими впечатлениями. Чтение и разгадывание загадок о гигиенических принадлежностях. Цель: побуждать детей отвечать на вопросы, закрепить  умение разгадывать загадки.

«Смоляной бычок»     (рассказывание русской народной сказки) Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание.  Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Рассказывание сказки «Рукавичка»  Цель: формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки. В. Карасева «Стакан» Цель: формировать умение  слушать литературные произведения, оценивать поступки героев, рассказывать о помощи по дому. Э. Успенский. «Страшная история» Цель: Развивать слуховое восприятие стихотворения, умение отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать интерес к поэзии, желание повторять строки стихов.

3 неделя

В мире доброй сказки.

Герои былин и волшебных сказок.

«В гости к книжке»  (знакомство с творчеством художников-иллюстраторов ) Цель: познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, В.Чижикова, Е.Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.Развивать произвольное внимание. Воспитывать эстетический вкус. Чтение стихотворения Я.Аким « Неумейка ». Цель: развивать  способность слушать литературные произведения, отвечать на вопросы по содержанию фразой; развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику руки.   С. Маршак «Как печатали книгу? Цель: развивать  способность слушать литературные произведения, отвечать на вопросы по содержанию фразой.  В. Маяковский «Эта книжечка  моя про моря и про маяк». «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: продолжать формировать умение детей слушать   произведения; помочь понять смысл стихов; воспитывать желание поделиться с окружающими своими впечатлениями. Э. Мошковская. «Добежали до вечера» Цель: Учить детей понимать и оценивать характер главных героев;

закреплять знания о жанровых особенностях литературного произведения. «Василиса прекрасная» ( русская народная сказка) Цель:  учить осмысливать характеры персонажей сказки; формировать образность речи, понимание выражений; развивать творческие способности; воспитывать любовь к сказкам. «Айога» (нанайская сказка) Цель:  учить осмысливать характер персонажей сказки; понимать образное содержание; развивать умение связно передавать содержание произведения, воспитывать любовь к маме. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, короткий хвост» Д.Мамин - Сибиряк  Цель: закреплять знания об особенностях разных литературных жанрах; учить целостно воспринимать текст сказки; развивать умение подбирать сравнения. Синонимы. Антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. «Гуси - лебеди» А.Ремизов (сказка) Цель: учить выделять главную мысль сказки, её мораль; использовать пословицы для формулировки идеи сказки; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе.

4 неделя

«Детский сад – мой второй дом»:

Чем занимаются в детском саду, история детского сада

стихотворение А. Барто из цикла «Игрушки»: Цель: вызвать у детей желание рассказывать знакомые стихотворения А. Барто ; формировать положительное отношение к поэзии. сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» Цель: воспитывать интерес к сказкам. рассказа Л.Толстого «Была у Насти кукла» Цель: формировать умение  детей внимательно слушать произведение до конца. Стихотворение Г. Новицкой «Тишина». Цель: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи. Способствовать развитию произвольной памяти. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. «Малые фольклорные формы» Цель:  повторить известные произведения малых форм фольклора, познакомить с новыми произведениями; развивать творческие способности; воспитывать дружелюбие. С. Маршак «Перчатки» Цель: работа по содержанию стихотворения, продолжать учить детей понимать содержание стихотворений; помочь осмыслить значение образных выражений в тексте;  упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности,  развивать образность речи. Русский фольклор. Небылица «Вы послушайте, ребята». Цель: Продолжать  совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки – небылицы; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения. Чтение стихотворения Д. Хармса «Очень – очень вкусный пирог». Продолжать развивать интерес к художественному слову; пополнять литературный багаж поэтическими произведениями, развивать у детей чувство юмора.  А. Линдгрен «Малыш и Карлсонкоторый живет на крыше» (отрывки из повести) Цель: знакомить детей с произведением; подвести детей к пониманию особенностей сказочной повести; учить отвечать на вопросы, используя в речи сложные предложения; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного героя; воспитывать интерес к творчеству зарубежных писателей. Заучивание стихотворения М.Яснова «Мирная считалка». Пословицы о дружбе. Цель: Учить выразительно рассказывать небольшое стихотворение, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом. Чтение стихотворения Я. Акима «Жадина». Цель: Учить детей внимательно слушать, предложить рассказать о поступках героев, дать им оценку, дать возможность ребятам высказаться о том, как поступил бы каждый из них. Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду.

5 неделя

Подарки осени: собирай урожай, труд сельских жителей

Рассказывание  русской народной сказки «Мужик и медведь»Цель: Учить понимать образное содержание и идею сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки» Цель: Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы. В. Сутеев «Мешок яблок» Цель: Расширять знания детей о современных сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, о понятиях «народная» и «литературная» сказка. В. Даль. «Старик-годовик» Цель:  Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки;  формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности. М. Пришвин «Лисичкин хлеб» Цель: Учить воспринимать образное содержание произведения, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, объяснять смысл и происхождение названий трав. А. Ремизов. «Хлебный голос» Цель: Закрепить знание структуры сказки, формировать оценочное отношение к героям; помочь разобраться, почему эту сказку называют «мудрой»; развивать связную речь; воспитывать эмоциональное отношение к героям сказки. Отгадывание загадок об овощах . Цель: познакомить с малой фольклорной формой – загадками; развивать мышление детей, речь. Чтение  сказки «Пых» Цель: воспитывать интерес к сказкам. стихотворение Ю. Тувима «Овощи». Цели: продолжать формировать умение воспринимать стихотворные тексты, запоминать отрывки; расширять кругозор детей; закрепить знания об овощах. Н. Егорова «Редиска, морковка , тыква…» Цель: воспитывать любовь к художественной литературе. «Старик и яблони»   Л. Толстой. Цели: Воспитывать бережное отношение к природе. Отгадывание загадок о фруктах. Цель: продолжить знакомство  с малой фольклорной формой – загадками; развивать мышление детей, речь.  Чтение сказки В.Катаева «Цветик – семицветик». Цель: подвести к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини;  закрепить знания о жанровых особенностях сказки.  Г. Юдин «Как варить компот» Цель: формировать умение  слушать произведение, отвечать на вопросы. Я. Тайц «По грибы» чтение произведения Цель: продолжать формировать умение внимательно слушать произведение, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям.

Октябрь

1 неделя

Вот она какая осень золотая!

Деревья, кустарники, травы осенью

Чтение стихотворения «Осенняя песенка» А.Плещеева Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца; воспитывать любовь к природе. «Береза» С.Есенин  (чтение стихотворения). Цель: формировать умение детей выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства. И. Бунин «Листопад» (отрывок) Цель: развивать внимание, память , формировать умение  отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу. Формировать умение детей эмоционально воспринимать образную основу  поэтических произведений, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.  И. Токмакова «Ели»
Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина») Цель: Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина. М. Пришвин. «Этажи леса» Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета; обогащать речь фразеологизмами. Развивать умение замечать выразительно-изобразительные средства. Воспитывать экологическое мировоззрение, наблюдательность. Чтение рассказа К. Ушинского «Спор деревьев» Цель: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т. д.) Продолжать учить классифицировать растительный мир леса. Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев. Подвести к пониманию важности разных пород деревьев в жизни животного мира и человек. заучивание «По дубочку постучишь…» рус. нар. песня Цель: познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы. Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи.

2 неделя

Птицы Сибири. Красная книга

Красная книга, Птицы Сибири. Цель: знакомство с красной книгой, обогащать словарный запас детей, развитие воображение, фантазии. Умение внимательно слушать рассказы, статьи, умение сочувствовать и понимать услышанное. Чтение китайской сказки «Жёлтый аист» Цель: Продолжать знакомить детей со сказками народов мира; дать представления о той стране, где создавалась и бытовала сказка; учить ребят вдумываться в нравственный смысл Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Цель: развитие интереса к слушанию литературного произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка". Способствовать установлению связи в содержании произведения; побуждать к проявлению постоянного общения с книгой. Чтение стихотворения Е.Благинина «Улетают, улетели» Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на услышанное художественное произведение  Братья Гримм «Король дроздовик» Цель: Продолжать знакомить детей со сказками народов мира; дать представления о той стране, где создавалась и бытовала сказка; учить ребят вдумываться в нравственный смысл. К.Д. Ушинский «Ласточка». Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на услышанное художественное произведение. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли». Цель: продолжать формировать умение внимательно слушать рассказы, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» Цель: Продолжать знакомить детей со сказками народов мира; дать представления о той стране, где создавалась и бытовала сказка; учить ребят вдумываться в нравственный смысл. В. Бианки «Синичкин календарь» Цель: расширять и систематизировать знания детей о птицах, познакомить с птицей журавль; воспитывать умение правильно вести себя в природе.

3 неделя

Сезонные изменения в неживой природе. Осень в произведениях искусства.

М. Волошин. «Осенью» Цель: Продолжать знакомить детей с жанром стихотворения; помочь усвоить содержание стихотворения, учить отвечать на вопросы по содержанию. Учить чувствовать ритм стихотворения; видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой Цель: Развивать у детей способность слушать литературные произведения; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас. И. Крылов «Стрекоза и муравей» Цель: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Дж. Родари «Чиполлино» Цель: Познакомить с новым произведением; обнаруживать приём оживления; в сказке каждый овощ, фрукт автор наделил особой внешностью, характером; обсудить характеры героев; формировать личностные качества: честность, ответственность, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим людям. Чтение стихотворения А.Гришина «Осень» Цель: развивать память, умение выразительно рассказывать. Чтение пословиц и поговорок об осени. Цель: развивать память, мышление. Чтение рассказа Е. Чарушина «Еж» Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца; воспитывать любовь к животному миру. Чтение стихотворения И. Белоусов  «Осень» Цель: развивать память, внимание. Воспитывать любовь к стихам. А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад» Цель: Развивать поэтический слух, формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты, закреплять умение образовывать разные формы глаголов. 

4 неделя

Животный мир земли: пресмыкающиеся земноводные, млекопитающие

«Первая рыбка» Е. Пермяк. Цель: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы; воспитывать бережное отношение к природе. Продолжать знакомить детей с произведениями детских писателей; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким.  Чтение и заучивание песенки «Дед хотел уху сварить…»? Цель: помочь детям запомнить р. н. п., выразительно читать её наизусть, развивать чувство ритма, закрепить знания о речных рыбах, способах ловли рыбы (удочкой, сетями). Сказка «По щучьему велению». Цель : развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы

Разучивание стихов, загадок о рыбах. Цель: воспитывать умение отгадывать загадки Чтение сказки «Зимовье зверей». Цель: развивать память, внимание; воспитывать любовь к сказкам.
Чтение сказки «Лиса и петух». Цель: воспитывать умение внимательно слушать. Запоминать прочитанное произведение. Чтение сказки «Заяц и ёж». Цель: развивать память, слуховое внимание; воспитывать любовь к животным.  «Большое путешествие маленького мышонка»    (рассказывание сказки) Цель: познакомить детей с новой сказкой народов Севера, формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, мышление, внимание, познавательные интересы. Воспитывать интерес к сказкам разных народов. « Лесная газета» В.Бианки (чтение рассказов).

Цель: продолжать формировать умение  детей отвечать на вопросы, употребляя в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Закрепить знания детей о жизни зверей зимой, как они готовятся к зиме. Развивать мышление, память воображение, познавательные интересы. Е. Чарушин «Что за зверь?» Цель/задачи: Дать представление детям о жанре рассказа. Учить понимать тему и содержание рассказа. Закреплять умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову. Развивать интерес к информации, которую несет текст.Воспитывать любовь к животным. Г. Остер «Котенок по имени Гав»  Цель: формирование представления о сказке. Задачи: - формирование словарного запаса; пополнение словарного запаса; развитие речевой активности, путем ответов на вопросы по художественной литературе Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».Цель:  раскрытие идейно-художественного смысла произведения через содержание текста. С. Сахарнов «Рыба меч» Задачи: Расширить знания детей о море. Закрепить знание жанровых особенностей литературного произведения.

Ноябрь

1 неделя

Я человек: я-мальчик, я – девочка.

Полезные и вредные привычки. Этикет.

.  В. Драгунский «Что я люблю». Цель:         продолжать формировать умение детей слушать довольно объемные произведения; помочь понять смысл рассказа; воспитывать желание поделиться с окружающими своими интересами. «Хорошие и плохие поступки Маши и Ойки» - чтение рассказа С. Прокофьева «Когда можно плакать? », «Маша и Ойка». Цель: формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве с содержанием и художественной формой. Развивать интонационную выразительность и слуховое восприятие, побуждать детей передавать свои впечатления, оценивать поступки героев рассказа С. Прокофьевой. Н. Носов « Заплатка».

Цель: прививать любовь к художественной литературе, учить грамотно, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь. Ш. Перо " Красная Шапочка". Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; уточнить знание детей о жанровых особенностях сказки; формировать навыки творческого рассказывания. Довести до сознания детей замысел сказки, воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких.  Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; уточнить знание детей о жанровых особенностях сказки; формировать навыки творческого рассказывания. Довести до сознания детей замысел сказки, воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких.

 С. Маршак «Вот какой рассеянный» (слушание) Цель: формировать умение замечать и понимать образные слова и выражения в тексте. Развивать творческое воображение. «Машина каша» Н. Нищева (стихотворение) учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать бережное отношение к посуде «Дюймовочка» Г.Х. Андерсен Цель: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к природе  Корейская сказка «Братья» Цель:  Формировать представление детей об устном народном творчестве народов мира. Развивать умение детей понимать мотивы героев сказки.

Ш. Перро «Золушка» Задачи: Развивать умение детей воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования (фантастические превращения, Афористичность языка, противопоставления). Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Р. Н. С.»Финист Ясный Сокол» Задачи: Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Развивать умение сопереживать герою произведения. К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» Задачи : Способствовать правильному восприятию детьми рассказа. Продолжать знакомить с литературными жанрами, побуждать находить отличие сказочных и прозаических произведений. Закрепить представление о роли человека – труженика.

2 неделя

Я и моя семья:

Гостеприимство. Семейное древо.

Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». Цель: помочь детям понять смысл произведения; поддерживать отрицательное отношение ко лжи; воспитывать честность.   Чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца». Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизводить четверостишия. Развивать слуховую память, эмоционально- волевую сферу, совершенствовать интонационную выразительность речи. Воспитывать желание помогать тем, кто нуждается в помощи. Г. Х. Андерсен «Русалочка» Задачи: Продолжать развивать у детей интерес к чтению художественной литературы. Помочь понять скрытые мотивы поведения персонажей. А.Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы». Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; обеспечивать оптимальную двигательную активность в течение всего дня, используя физические упражнения. Чтение и обсуждение русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок и жерновцы». Развивать литературную речь, приобщать к словесному искусству, прививать интерес к художественной литературе; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.  Чтение стихотворения Д. Хармса «Очень – очень вкусный пирог». Продолжать развивать интерес к художественному слову; пополнять литературный багаж поэтическими произведениями, развивать у детей чувство юмора. А.Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы». Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; обеспечивать оптимальную двигательную активность в течение всего дня, используя физические упражнения. Чтение и обсуждение русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок и жерновцы». Развивать литературную речь, приобщать к словесному искусству, прививать интерес к художественной литературе; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.  Чтение стихотворения Д. Хармса «Очень – очень вкусный пирог». Продолжать развивать интерес к художественному слову; пополнять литературный багаж поэтическими произведениями, развивать у детей чувство юмора.

Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка» Цель: Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам сказки. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Чтение «Как братья отцовский клад нашли»  Цель: закрепить представления о родственных отношениях. Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми, человек узнается по его делам. Чтение М. Цветаева «У кроватки» Цель: Познакомить с жизнью и творчеством поэтессы М. И. Цветаевой. Воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием. В. Осеева «Сыновья» Задачи: Продолжать формировать представление детей о семье. Помочь понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

3 неделя

Все профессии важны.

Качества людей разных профессий.

В. Маяковский «Кем быть?» Задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием профессий Воспитывать уважение к труду, желание трудиться. Чтение стихотворения С. Маршака «Милиционер» Цель: формировать желание слушать и запоминать прочитанное стихотворение; развивать память; воспитывать любовь к стихам.  «Дядя Степа» С.Михалков  (чтение произведения).

Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.

Рассказывание белорусской народной сказки «Жихарка». Цели: формировать умение  детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; формировать умение понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды. Заучивание стихотворения «Шофер» Б. Заходера. Цели: уточнить представления детей о профессии людей на транспорте. Формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержание сюжета поэтического текста. Продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворения (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение жестом, мимикой, передавать свое отношение к содержанию литературной фразы) . Чтение Б. Заходера «Стихи о профессиях». Цель: Учить детей осмысливать идею стихотворений, углублять понимание значимости различных профессий. Побеседовать о профессиях, известных детям. Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит». Цель: Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его содержание, отвечать на вопросы по тексту, давать оценку поступкам героев Чтение произведения Г. Ладонщикова «Цирк». Цель: Познакомить детей с произведением, побеседовать о цирке и цирковых профессиях, рассмотреть иллюстрации к книге. Обогащать словарь, расширять кругозор. Михалков «А что у вас?» Задачи: Способствовать развитию знаний о труде родителей. Развивать знания об особенностях поэтического жанра художественной литературы. Л. Н. Толстой «Пожарные собаки» Задачи : Развивать умение понимать смысл рассказа, аргументировано отвечать на вопросы. Закрепить знания о жанровых особенностях рассказа. Побуждать оценивать поступки героев произведения  Финская сказка «Лиса нянька» Задачи: Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажа сказки.

4 неделя

Традиции русского народа. Сибирские умельцы.

Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка».  Цель: Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна лягушка». Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…»  Цель: Учить выразительно рассказывать небольшое стихотворение, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом. Чтение глав из книги Т. Александровой «Домовёнок Кузя». Цель: Развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать  желание слушать произведение. Предложить ребятам придумать новые приключения домовенка, развивать фантазию, вербальное воображение, активизировать словарь Чтение: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Цель: Учить детей видеть особенности построения произведения, предугадывать повторяющиеся события. Формировать художественный вкус, развивать воображение. Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка». Цель: Учить детей внимательно слушать произведение, пересказывать понравившиеся фрагменты. Развивать эмоциональную отзывчивость. Джани Родари «Чем пахнут ремесла» Задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием профессий.  Воспитывать уважение к труду, желание трудиться.

Декабрь

1 неделя

Что подарит нам

зима, чем она порадует?

Сезонные изменения в природе.

И. Суриков. «Зима» Задачи: Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор. С. Есенин. «Поет зима — аукает…» Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать произведение; отвечать на вопросы по содержанию; определять настроение, выраженное в стихотворении. «Волк и лиса», обр.  И. Соколова-Микитова Цель: Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли. А. Раскин «Как папа укрощал собачку» Цель: Учить понимать образное содержание произведения; понимать главную мысль рассказа; связно передавать содержание произведения. Г. Скребицкий «Кто как зимует». Цель: Учить понимать содержание произведения. Продолжать учить беседовать по содержанию произведения. Воспитывать любовь к животным. С. Городецкий. «Первый снег» Цель:  Учить воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием. С. Маршак. «Тает месяц молодой...» Цель: Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение. Чтение русской народной сказки «Морозко» Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним. Чтение и разгадывание загадок о зиме. Цели: побуждать детей отвечать на вопросы, закрепить  умение разгадывать загадки. Чтение стихотворения «Елка» Э. Мошковская. Цели: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей. Воспитывать любовь к стихам. Г. Скребицкий «Как белочка зимует» - пересказ рассказа. Задачи: Учить детей отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; понимать и использовать в речи слова в их переносном значении («бойкий рыжий мячик»); подбирать по смыслу глаголы; учить пересказывать текст рассказа; прививать любовь к животным и заботу о них. Е.В. Вальчук 

2 неделя

Зимние виды спорта.

Хоккей, биатлон.

С. Фруг «На катке» чтение стихотворения Цель: Учить воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием В. Осеева «На катке»чтение рассказа Цель: Учить детей отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;  подбирать по смыслу глаголы; учить пересказывать текст рассказа. Д. Хармс «Лыжная прогулка в лес» рассказ Цель: Учить детей отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста, учить пересказывать текст рассказа.  Загадки про зимние виды спорта. Цель: побуждать детей отвечать на вопросы, закрепить  умение разгадывать загадки. Пословицы и поговорки: Цель: Пополнять активный словарный запас детей пословицами и поговорками, уточнять значение. И. Суриков «Детство» стихотворение. Цель: Учить воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием А.Прокофьев «Как на горке, на горе» Цель: формировать желание слушать и запоминать прочитанное стихотворение; развивать память; воспитывать любовь к стихам.   С.Чёрный «Мчусь, как ветер на коньках» Цель: формировать желание слушать и запоминать прочитанное стихотворение; развивать память; воспитывать любовь к стихам.    Н.Нищева «Зимние забавы» заучивание наизусть. Цель: координация речи с движением, развитие воображения Е,Бухтеева «Я лечу на снегокате» Цель: Закрепить представления о зимних видах спорта. Побуждать рассказывать о занятиях физкультурой и спортом в детском саду и семье. И. Морева «Зарядка и простуда» Цель: формировать желание слушать и запоминать прочитанное стихотворение; развивать память; воспитывать любовь к стихам.     Е.Бухтеева «Пойдём играть в хоккей» Цель: Учить детей отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста, учить пересказывать текст рассказа Н.Носов «На горке» Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений; формировать умение пересказывать рассказ по картинкам. Николай Носов — Наш каток Цель:  создание условий для полноценного восприятия литературного произведения. В. Д. Берестов  «Лыжный след» (стихотворение) Цель: формировать желание слушать и запоминать прочитанное стихотворение; развивать память; воспитывать любовь к стихам.

3 неделя

Новогодний калейдоскоп.

Зима в произведениях искусства.

Чтение сказки «Снегурочка». Цель: формировать умение внимательно слушать сказку. Отвечать на вопросы по тексту. Чтение Г. Андерсен «Снежная королева». Цель: отметить характеры героев, их положительные и отрицательные стороны, выявить воспитательную ценность сказки.

Отгадывание загадок о зимних играх. Цели: развивать память. слуховое внимание; воспитывать интерес к отгадыванию загадок. Чтение худ. литературы. Н. Носов «На горке» .
Цели: продолжать формировать умение  детей слушать рассказы; помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; помогать становлению личностного отношения к произведению.
 Заучивание стихотворений о Новом годе. Цель: Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников. Чтение: «Дед Мороз прислал нам елку» В. Петрова.

Цель: развивать желание слушать. Формировать радостное настроение в ожидании праздника. Г. Лагздынь «Мороз» Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению художественной литературы. Расширить знания детей о времени года зима. Н. Артюхова «Белый дед» Задачи: Способствовать правильному восприятию детьми произведения. Развивать умение сопереживать герою. Воспитывать любовь к чтению. Ю. Кушак «Ночное приключение» Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению художественной литературы. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя. С. Маршак «Двенадцать месяцев» Задачи: Уточнить представления детей о месяцах года, их последовательности. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев. «Мороз Иванович» В.Одоевский (сказка) Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать её идею; показывать связь идеи сказки со значением пословицы; развивать слуховое восприятие; воспитывать любовь к природе

4 неделя

Безопасность зимой

«Зима» (М. Фисенко) Цель: знакомство с правилами безопасности на льду водоема. стихотворения «Мы бабу снежную лепили» Цель: уметь выразительно, используя разные интонации, мимику, жесты при рассказывании стихотворения. Чтение художественной литературы: К. Нефедова «Сказка о том, как электроприборы поссорились» Цель:  отвечаем на вопросы педагога. Чтение: «А ты знаешь правила безопасности?». Чтение художественной литературы и её анализ «Кошкин дом» С.Я. Маршака  Цель: знакомить детей с таким явлением как пожар.  «Не ходи по льду водоема» (Г. Шалаева, Н. Иванова) цель:  знакомство с правилами безопасности на льду водоем. Серяков И. «Законы улиц и дорог» Цель: проверить, закрепить, расширить знания воспитанников о правилах дорожного движения. Задачи: Образовательные: в игровой форме проверить, закрепить и обобщить знания воспитанников о дорожных знаках, предупредить наиболее распространённые ошибки поведения на дороге. Лешкевич И. «Гололёд» Цель:  Дать детям представление о гололеде как явлении природы. В. Беспалов «Голубая льдинка» Цель: Воспитвать ценностное отношение к здоровью, понимание зависимости двигательной активности и здоровья. А. Барто «Наступили холода» Цель: формировать желание слушать и запоминать прочитанное стихотворение; развивать память; воспитывать любовь к стихам.   

5 неделя

Театральная неделя

 Чтение русской народной сказки «По щучьему велению» Цель:  беседа по содержанию. Н. Сутеева «Кто сказал мяу? Цель: учить распознавать на слух звукоподражательные слова, совершенствовать память и внимание. Учить внимательно слушать и наблюдать. Обогащать и активизировать словарь детей. Красная шапочка Братья Гримм Цель: расширять и обобщать имеющиеся у детей знания о сказках; - уточнять и расширять словарь. «Мы играли, танцевали» - имитация сопровождения потешек на детских музыкальных инструментах. «Русские народные сказки», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Бычок-смоляной бочок» Цель:  формировать умение внимательно слушать сказку. Отвечать на вопросы по тексту. Заучивание стихотворения А. Барто «Кукла» Цель: Учить выразительно рассказывать небольшое стихотворение, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом.Чтение небольших художественных произведений (сказки, рассказы о животных). Чтение сказок с показом театра «В гостях у сказки»,  загадок по произведениям, «Чтение стихотворения А. Барто «В театре» Цель: Цель: формировать умение  детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности. Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к художественной литературе. 

Январь

2неделя

Знакомство с народной культурой и традициями

Традиции и обряды в жизни русского народа.

«Коляда! Коляда! А бывает коляда…» «Коляда, коляда, ты подай пирога…»;

«Как пошла коляда…» Цель: Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождество, Колядки); учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно. А. Барто «Дело было в январе» Задачи: Продолжать формировать представление детей о народных праздниках. Развивать умение слушать поэтический текст, следить за развитием сюжета. «Малые фольклорные формы» повторить известные произведения малых форм фольклора, познакомить с новыми произведениями; развивать творческие способности; воспитывать дружелюбие. Календарные обрядовые песни. «Как на масляной неделе…»; «Тин-тин-ка…»; «Масленица, Масленица!» Познакомить детей с древними русскими праздниками (Масленица); учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно.

3 неделя

Неделя детской

книги.

«Что за прелесть эти сказки» (сказки А.Пушкина) Задачи: уточнить представления о сказках А.Пушкина; помочь почувствовать своеобразие их языка; воспитывать потребность рассматривать книгу. «Откуда пришла книга» А.Барков, Р. Сурьянинов  Задачи: формировать представления детей о книге как источнике знаний; развивать слуховое внимание; воспитывать бережное отношение к книге. «В гости к книжке»  (знакомство с творчеством художников-иллюстраторов ) Цель: познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, В.Чижикова, Е.Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Развивать произвольное внимание. Воспитывать эстетический вкус.

Чтение стихотворения Я.Аким « Неумейка » Цели: развивать  способность слушать литературные произведения, отвечать на вопросы по содержанию фразой; развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику руки.   Ш. Перро «Мальчик – с пальчик» - рассказывание сказки. Цели: продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки;

  формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки. Чтение произведения «Мойдодыр» К. Чуковский.
Цель: развивать интерес детей к чтению, воспитывать любовь к чистоте.

4 неделя

Неделя добра!

Чтение рассказа М.Пляцковского "Урок дружбы"Цель: Учить детей отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;  подбирать по смыслу глаголы; учить пересказывать текст рассказа.. "Когда мои друзья со мной"В. Шаинского Цель: Формировать у детей понятия «дружба», «настоящий друг». Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни. Развивать стремление дружить с окружающими; способствовать воспитанию чувства ответственности друг перед другом. Чтение рассказа В. Осеева «Волшебные слова». Цель: развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; учить делить текст на части, находить главную мысль части и целого; учить связно излагать прочитанное; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим. Чтение стихотворения Е. Серова "Добрый великан"Цель: формировать навыки осознанного, выразительного чтения, способствовать умению анализировать стихотворение.  Загадки, Пословицы о доброте, помощи друг другу, Чтение стихов о добрых делах Чтение «Сказка о добре и зле» Валерий Шведовский Цель: Формировать у детей понятия «дружба», «настоящий друг». Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни. Развивать стремление дружить с окружающими; способствовать воспитанию чувства ответственности друг перед другом, В. Маяковский Что такое хорошо, что такое плохо Цель: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; развивать мышление, навыки коммуникативного общения; воспитывать доброжелательность.

Февраль

1 неделя

Виды транспорта. Спецтехника. Правила дорожного движения

Разучивание стихотворения «Если свет зажжется красный» С Михалкова. Цель: развивать память, внимание, воспитывать любовь к стихам. Чтение Н Калинина «Как ребята переходили через улицу»
Цель: воспитывать умение внимательно слушать, запоминать прочитанное произведение.
Чтение В .Тимофеев «Для пешеходов». Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать бдительность на дороге. Три чудесных цвета» А.Северный, «Если бы…» О.Бедарев    (чтение стихотворений)

Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, формировать умение  эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Развивать мышление, познавательные интересы у детей. Воспитывать культуру поведения на дороге. В. Клименко «Кто важней всех на улице».
Цели: расширять знания детей о транспорте путем осмысленного прослушивания произведения; помочь понять смысл рассказа; воспитывать желание соблюдать правила поведения на улице.

Чтение и разгадывание загадок о транспорте. Цели: помочь понять, как правильно отгадывать загадку: нужно искать героя загадки, который спрятался, по его описанию (с кем или с чем он сравнивается). Упражнять в подборе сравнительных оборотов к предметам. Развивать фантазию, воображение. Чтение Сказки Н. Павловой «На машине». Цели: побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое значение содержание рассказа; формировать умение  детей описывать различные свойства предметов .

2 неделя

Наша армия сильна.

Род войск (пехота, морской, воздушный, танковый)

«Пограничники»  С.Я.Маршак   (чтение стихотворения). Цель: познакомить детей с новым стихотворением – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним.  Н.Теплоухова «Барабанщик».
Цели: продолжать формировать умение  детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе.
Чтение стихотворений ко Дню защитника Отечества. Цели: развивать выразительность речи, чувство ритма.
Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор».  Цели: формировать умение понимать характер произведения;  выражать свои впечатления в связных высказываниях. Р. н. Сказание «Никита Кожемяка» Задачи: Формировать представление детей о понятии «Русский богатырь». Развивать чуткость к художественному слову. Воспитывать гордость за свой народ, свою Родину.«Илья Муромец и Соловей – разбойник» Задачи: Познакомить детей с жанром былины, помочь понять его особенности. Развивать знания о русских богатырях защищавших свою Родину. Обратить внимание на изображение богатырей. Учить детей понимать скрытые мотивы поведения героев произведения. Воспитывать чувство гордости за свой народ  А. Гайдар «Мальчиш-Кибальчиш» Задачи: Расширить знания детей о российской армии. Развивать умение детей осмысливать характер главного героя. Воспитывать желание служить в российской армии. А. Барто «На заставе» Задачи: Формировать представления детей о трудной, но почетной обязанностью защищать Родину., охранять её покой и безопасность. Воспитывать увахительное отношение к армии. Ю. Кушак «Ночное приключение»

Задачи: Способствовать правильному восприятию детьми содержания произведения. Развивать умение сопереживать персонажам произведения. К. Д. Ушинский «Наше Отечество» Задачи: Расширить знания детей о понятиях : Родина, Отечество. Развивать умение осмысливать текст произведения. Воспитывать чуткость к художественному слову. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» Задачи: Учить понимать характер образов героев произведения. Развивать умение находить отличие поэтических и прозаических произведений. Воспитывать положительное отношение к проявлению смелости и скромности.

3 неделя

Путешествие в страну здоровья

«Друзья здоровья» Юлия Шалева (сказка) Цель:  учить выделять главную мысль сказки, её мораль; использовать пословицы для формулировки идеи сказки; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе. Чтение и обсуждение стихотворения М. Безруких «Разговор о правильном питании»
Цель: воспитывать умение у детей отвечать на поставленные вопросы согласно прочитанному. Развивать память.
К.И. Чуковский «Мойдодыр». Цели: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей. Воспитывать аккуратность, чистоплотность, желание быть всегда быть опрятным, красивым. Обогатить и активизировать словарь: грязнуля, чистоплотный, аккуратный, головомойка, ушат, корыто, лохань. Чтение стихов  о здоровье и здоровом образе жизни.
Цели: продолжать формировать умение детей слушать   произведения; помочь понять смысл стихов; воспитывать желание поделиться с окружающими своими впечатлениями. Чтение и разгадывание загадок о гигиенических принадлежностях. Цели: побуждать детей отвечать на вопросы, закрепить  умение разгадывать загадки. В. Бондаренко «Где здоровье медвежье» Цель: способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни.
С. Афонькин «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?»
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни.  рассказы Н. Коростелева «Ласковое солнце», «Свежий воздух», «Босиком! Босиком!» Цель: продолжать формировать представления детей о пользе закаливающих процедур для организма человека; А. Иванова «Как Хома зимой купался» Цель: расширять знания детей о здоровье сберегающих правилах и здоровом образе жизни

4 неделя

Мой город, мой край, моя страна.

Моя планета Земля

Е. Пермяк «Чужая калитка» Задачи: Способствовать развитию умения детей понимать характер и поступки героя. Воспитывать любовь к своей малой родине. Ю. Энтин «Край, в котором ты живешь» Задачи: Расширить знания детей о понятиях «Родина»,»родной край». Развивать умение детей запоминать содержание стихотворения, запоминать отдельные строки. В. Орлов «Дом под крышей голубой» Задачи: Продолжать развивать умение детей внимательно слушать поэтическое произведение, запоминать отдельные строки. Воспитывать любовь к Родине. «Земля наш общий дом» (стихотворение)  учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать бережное отношение к родной земле. «Почему Земля живая» М.Ляшенко, А. Мусатов П. Воронько «Лучше нет родного края»  Задачи:работа по содержанию стихотворения. Учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения; участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»); воспитывать любовь к родному краю. З. Александрова «Родина

 Чтение и разучивание стихов о городе. Цель: развивать память, умение выразительно рассказывать.

Чтение стихотворения А. Кардашовой «Наш дворец для всех открыт» Цель: формировать умение  детей внимательно слушать произведение до конца. П. Воронько «Лучше нет родного края» - чтение.

Цели: формировать умение   участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании;  выразительно читать стихотворный текст;  воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»); воспитывать любовь к родному краю. Чтение сказки «Кот и лиса» Цель: воспитывать умение внимательно слушать сказку. Чтение и разучивание стихотворений о городе. Цели: развивать память, умение выразительно читать стихи.  Чтение стихотворения С. Есенина «Береза» Цель: Формировать умение видеть и чувствовать красоту русской природы в художественном произведении. 

Март

1 неделя

Мамин праздник 8 марта

«Мамин день»  Г.Виеру  (чтение стихотворения). Цель: познакомить детей с новым стихотворением. Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к маме. Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама». Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность. Пополнить словарный запас эмоционально- оценочной лексикой.
Чтение рассказа Н. Калининой «Мамина чашка». Цели: формировать умение  детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения; формировать умение  задавать вопросы к тексту произведения и отвечать на вопросы, логически правильно выстраивая ответ; развивать слуховую память. С Капутикян «Моя бабушка». Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к бабушке через поэзию, творческую деятельность. Е. Благинина «Посидим в тишине» Задачи: Учить детей чувствовать выразительность, напевность, ритмичность стихотворения. Развивать умение понимания образной речи. Закрепить знание о различии стихотворения и рассказа. Прививать чуткость к поэтическому слову Ненецкая сказка «Кукушка» Задачи: Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажей сказки  Нанайская сказка «Айога» Задачи: Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки. Способствовать рассказыванию детьми о своем восприятии конкретного поступка персонажей сказки. Т. Александрова «Зверик» Задачи: Продолжать развивать интерес к чтению художественной литературы. Развивать умение понимать скрытые мотивы поведения героя. В. Сухомлинский «Седьмая дочь» Задачи: Продолжать формировать представление детей о семье. Развивать умение сопереживать главному герою. Воспитывать любовь к матери. Чтение рассказа  Е. Пермяка «Мамина работа».Цели:  закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров формировать умение  детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; учить, отвечая на вопросы, правильно строить предложения.

2 неделя

Комнатные растения

(условия для роста, правила ухода, черенкование растений)

«Привередица» русская народная сказка. Цели: развивать умение слушать произведение до конца. Стихотворение Е.Благининой «Бальзамин». Цели: продолжить   знакомство    детей  со строением растения, особенностью и назначением его частей.  Развивать практические  навыки ухода за комнатными растениями. Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка». Цели: воспитывать интерес к сказкам. Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония». Цели: способствовать   расширению  знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.  «Сказка о комнатном растении»  учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать заботу о комнатном растении С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Л.Скребцова. История о щучьем хвосте.

8.Л.Скребцова. Лекарство в цветочных горшках.

9.Л.Скребцова. Стойкий бальзамин.

10.Л.Скребцова. Душистые ароматы.

3 неделя

Весна шагает по планете. Поэты и художники о весне. Встречаем птиц.

Чтение А. Плещеева   «Дети и птичка».

Цель: развивать память, слуховое внимание. Воспитывать интерес к слушанию.

2. Чтение стихотворения М. Клоковой «Зима прошла (Воробей с березы на дорогу прыг) ».

Цели:   упражнять в подборе определений к заданному слову. Воспитывать любовь к поэзии.

3. Чтение рассказа В.Воробьёва « Чистюля »
Цели: продолжать формировать умение    внимательно слушать рассказ, развивать связную речь;  расширять знания о перелетных птицах;  развивать внимание, память,  ;   воспитывать заботливое отношение к птицам.
восприятие, память; воспитывать умение выразительно декламировать стихи.

4. «Хотела галка пить…» Л.Н.Толстой  ( чтение  произведения).

Цель: формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей. П. Соловьева
«Подснежник»
 Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. Учить чувствовать ритм стихотворения.

Ф. Тютчев. «Весенние воды» Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов. Н. Сладков «Птицы весну принесли

4 неделя

Азбука безопасности в живой и неживой природе.

 Чтение художественной литературы А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Прививать интерес к художественной литературе; формировать умение передавать содержание отрывков по вопросам воспитателя, с опорой на иллюстрации, давать оценку поступкам персонажей. Чтение и заучивание стихотворений «Машина моя», «Азбука Безопасности», Т.Ф. Саулина, Формировать у детей умение правильно расставлять смысловые акценты, использовать различные средства выразительности голоса (тембр, динамика, высота, длительность). С.Я. Маршак стихотворение «Пожар». Прививать интерес к художественной литературе; формировать умение передавать содержание отрывков по вопросам воспитателя, давать оценку поступкам персонажей. Чтение стихотворения «Светофор» (В. Кожевников).

Прививать интерес к художественной литературе; формировать умение передавать содержание отрывков по вопросам воспитателя. 

5 неделя

Обитатели рек, озёр морей и океанов

А. Митяев «Шесть Иванов, шесть капитанов» Задачи: Учить детей понимать смысл сказки, аргументировано отвечать на вопросы. Развивать умение интонацией передавать своё отношение к содержанию произведения. Прививать интерес к чтению. Г. Х. Андерсен «Русалочка» Задачи: Продолжать развивать у детей интерес к чтению художественной литературы. Помочь понять скрытые мотивы поведения персонажей. Расширить знания детей об обитателях моря. М. Бородицкая «Ракушки» Задачи: Расширить знания детей о море. Способствовать правильному восприятию детьми содержания произведения.  С. Сахарнов «Еж морской». Задачи: Продолжать расширять знания детей об обитателях моря. Развивать умение детей аргументировано отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Прививать интерес к чтению. С. Сахарнов «Рыба меч» Задачи: Расширить знания детей о море. Закрепить знание жанровых особенностей литературного произведения. Первая рыбка» Е. Пермяк. Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы; воспитывать бережное отношение к природе. Чтение и заучивание песенки «Дед хотел уху сварить…»? Цель: помочь детям запомнить р. н. п., выразительно читать её наизусть, развивать чувство ритма, закрепить знания о речных рыбах, способах ловли рыбы (удочкой, сетями).  Сказка «По щучьему велению». Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы Разучивание стихов, загадок о рыбах. Цель: воспитывать умение отгадывать загадки. А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» Углублять и расширять знания детей о творчестве  А. С. Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. Л.Н. Толстой «Акула» Цель: Познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте). 2) Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, пробуждение познавательной активности.   С. Сахарное «Морские сказки» Цель:  развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы; воспитывать бережное отношение к природе.

Апрель

1 неделя

Экосказка.

Взаимосвязи в природе.

Чтение стихотворения С.Кирсанова «Что значишь ты без трав и птиц» Цель: Воспитывать чуткое отношение к природе родного края, потребность любить и беречь ее. Чтение стихотворения Е. Шкловского «Экология» Цель: Уточнить экологические запреты, развивать понимание взаимосвязей в природе; воспитывать желание беречь природу Чтение худ.литературы Казанцевой Е. Н. «Родничок» - формировать знания о нормах и правилах поведения в природе. Чтение «Лесная газета» В.Бианки (чтение рассказов) Цель: продолжать учить детей отвечать на вопросы, употребляя в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Родная природа, В. Степанов. Цель: Продолжать знакомить с произведениями о природе.

2 неделя

День космонавтики.

На космических орбитах: далёкие планеты

  •  В. Бороздин «Звездолетчики» Цель: формировать умение  слушать произведение и отвечать на вопросы. Загадки о космосе. Цели: развивать умение разгадывать  загадки. Тренировать память и внимание. Воспитывать уважение к труду космонавтов.  Рассказ  В. Бороздин «Первый в космосе».
    Цели: расширять представлений детей о космосе. Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способности сопереживать его герою. 
    В.Степанов. Юрий Гагарин. Цель: приобщение детей к поэзии через ознакомление со стихотворением.  В.Орлов. День космонавтики. Возвращение.  Задачи: познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми космонавтами прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.  Ю.Синицын. Созвездие. Цель: формирование у детей представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми Г.Виеру. Ракета Цель:  расширение знания детей о космосе.  А.Хайт. По порядку все планеты. Цель: вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию, воспитывать гордость за свою страну. Г.Сапгир. В небе- медведица. Цель: познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя. Я.Серпина. Ракеты. Цель: повышение интереса и расширение знаний детей о космическом пространстве.

3 неделя

Путешествие в прошлое предметов.

Чтение С. Маршака «Откуда стол пришёл?» Цели: обогащать и расширять представления детей о мебели;  формировать интерес к художественной литературе;   учить отвечать на вопросы фразой;  активизировать познавательную деятельность;  развивать речь, слуховое и зрительное восприятие, мышление, моторику;  воспитывать бережное отношение к окружающим предметам мебели.

 Чтение  сказки «Три медведя» Цель: воспитывать интерес к сказкам. Загадки про мебель.
Цель: воспитывать умение отгадывать загадки, развивать мышление.

4 неделя

Мониторинг

Н.Носов. Приключение незнайки и его друзей. Задачи: вспомнить с детьми рассказы Н. Носова пересказать отрывок произведения «Приключения Незнайки и его друзей» активизация и пополнение словаря новыми словами воспитывать чувство ответственности за начатое дело.

Май

1 неделя

Праздники мая.

9 мая — День Победы. Славные страницы история России.

«О мальчике Тишке и отряде немцев»  (чтение произведения). Цель: знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей.

Воспитывать любовь к Родине.  «День Победы» А.Усачев  .   Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать уважение к защитникам Родины. Чтение стихотворения В. Гусевой «Родина». Цели: формировать умение  выразительно читать стихотворение;

 развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения;  упражнять в подборе эпитетов, сравнений.  развивать память. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Победа». Цели: формировать умение эмоционально воспринимать стихотворение, понимать его содержание;   стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях.  А.Твардовский «Рассказ танкиста» Задачи: Познакомить детей с одним эпизодом войны с фашисткой Германией. Побуждать оценивать поступки героев произведения. Воспитывать чувство гордости за свой народ, желание быть похожими. А. Твардовский «О герое» Задачи: Формировать представление детей о войне, о героизме воинов. Воспитывать у детей желание быть похожими на героев отечественной войны. А. Твардовский «В наступлении» Задачи: Расширить знания детей о великой отечественной войне. Воспитывать чувство сопричастности к событиям происходящим в стране.  А. Твардовский «Высшая честь» Задачи: Формировать представление детей о войне, о героизме воинов. Воспитывать у детей желание быть похожими на героев отечественной войны.  М. Сидоров «Славный праздник День Победы» Задачи: Формировать представление детей о дне Победы. Расширить знания о Великой Отечественной Войне. Способствовать формированию эмоционального отношения к поэзии. С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом» Цель: умение слушать художественный текст, следить за развитиями в. произведениях, отвечать на вопросы по их содержанию. А. Митяев «Мешок овсянки», «День победы» Цель: Формировать представление детей о войне, о героизме воинов. Воспитывать у детей желание быть похожими на героев отечественной войны. М. Исаковский «Навек запомни». 

Цель: Дать представление детям о том, что 9 мая – День Победы.  В. Степанов «Праздничный день» Цель: Создание социальной ситуации развития посредством формирования представлений о Дне победы. С. Баруздин «За Родину» Цель: с помощью литературного произведения формировать у детей представлений о войне, армии; воссоздать образ бойца — героического защитника Родины ;формировать знания об исторических фактах и явлениях; воспитывать умение слушать новое произведение, следить за развитием действия, сопереживать советскому солдату, вызывать эмоциональный отклик в сердцах ребят; обогащать словарный запас.

2 неделя

Многонациональная страна-Россия. Флаг, герб, гимн России.

Москва-столица нашей Родины.

Б. Житков «В Москве на улицах». Цели: продолжать знакомить детей с произведениями известных детских писателей; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать любовь к столице  нашей Родины. П. Воронько «Лучше нет родного края» - чтение. Цели: формировать умение   участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании;  выразительно читать стихотворный текст;  воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»); воспитывать любовь к родному краю.

Е. И. Осетров «Моя Москва» Цель: Воспитывать патриотическую любовь к Москве и гордость за её красоту. Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…» Цель: формирование представления о достопримечательностях родного города, расширение представления детей об улицах, районах родного города, о функциональном назначении зданий в городе.

3 неделя

Летние виды спорта

Е. Аксельрод  стихи: «Ты устал, велосипед? Цель: закрепления знаний о летних видах спорта. А. Л. Барто «Зарядка» (стихотворение) Цель: Закрепление знаний детей о творчестве Агнии Львовны Барто. Формирование интереса и потребности в чтении книг у дошкольников. Чтение анализ и литературных произведений А. Барто.  М. Вайцман «Гимнастика» «Чемпион» (стихотворения).  Цель: закрепления знаний о летних видах спорта. Н. Марзан «Как папа привёл Женюрку в спорт» (рассказ) Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах; развивать зрительное внимание, логическое мышление; формировать интерес к физкультуре. А. Сергеев «А вы умеете плавать?» Цель: формирования ценности здоровья и здорового образа жизни у детей, а также привить любовь к спорту. А. Бах «Надо спортом заниматься» Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта, формировать интерес к физкультуре. В. Суслова «Про Юру и физкультуру» Цель: знакомить с новым произведением; учить внимательно слушать; развивать память, внимание, речь, умение отвечать на вопросы по тексту; обогащение словаря; воспитывать интерес к физкультуре. В. Лебедев –Кумач «Закаляйся» Цель: Формирование привычки следить за своим внешним видом, обогащать и закреплять знания о личной гигиене, умения правильно пользоваться предметами личной гигиены. С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала» Цель: воспитывать у детей умение слушать новые стихи, следить за развитием сюжета в произведении; объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

4 неделя

До свидания, детский сад. Здравствуй, школа

В. Берестов «Читалочка» Задачи: развивать любознательность, мышление, воображение, речь, умение работать в паре, воспитание интереса к книге, культуры речи.

Л. Воронкова «Подружки идут в школу». Цель: развивать любознательность, мышление, воображение, речь, умение работать в паре, воспитание интереса к книге, культуры речи. С. Я. Маршак «Первый день календаря» Цель: показать многогранность поэзии С.Я Маршака, расширить знания детей,  создавать условия для развития интереса к литературному чтению, развивать речь, память, актерского мастерства. В. Осеева «Волшебное слово». Цель: обогащение умственного потенциала детей путём целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности. Задачи: познакомиться с новым произведением В. Осеевой. Л. Н. Толстой «Филлипок» Цель: развивать речь, мышление, воображение, умения анализировать и делать выводы, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному. В.Драгунский «Еде это видано, где это слыхано» Цель: умения анализировать и делать выводы, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному Л. Пантелеев «Буква ТЫ». Цель: знакомство  будущих первоклассников с юмористическим рассказом, способствование включению каждого ребёнка в активный познавательный процесс; развитие умения определять тему чтения и жанр произведения; воспитание уважительного отношения к взрослым и детям. М.Яснов. В последний раз. Я учусь писать слова. Когда я стану школьником.  Цель: развивать любознательность, мышление, воображение, речь, умение работать в паре, воспитание интереса к книге, культуры речи. М.Тахистова. Перед школой. Цель: Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей.  В.Берестов. У меня в портфели (заучивание наизусть отрывок ) Цель: познакомить детей с творчеством поэта В. ДБерестова, закрепить умение читать стихи громко, четко, интонационно выразительно, понимать смысл стихотворений. Л. Каминский. Для чего ходят в школу.  Цель: развивать любознательность, мышление, воображение, речь, умение работать в паре, воспитание интереса к книге, культуры речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группы по теме "Книга-величайшее из чудес, созданное человеком" (М. Горький)

  ЦЕЛЬ: Показать значение книги в человеческой жизни. Развивать интерес к чтению художественной литературы, книгам. Закрепить правила сохранения зрения при чтении....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в подготовительной к школе группе по тем

Цель. Ввести в круг чтения детей произведения современной детской литературы; представить современный детский журнал; расширить знания детей об окружающем мире. Продолжать развивать у детей эмоциональ...

"Чтение художественной литературы в подготовительной к школе группы"

Презентация отражажает принцип подбора художественныж произведений для дальнейшего планирования работы с детьми  в частности при составлении рабочих программ на учебный год....

Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе № 4 на тему: «Путешествие по миру литературы»

Данный конспект поможет педагогам выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.Так...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «О чем печалишься, осень? Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «Чтение сказки «Про зайца – длинные уши…» Д.Мамина-Сибиряка»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...