Познавательно-информационный, творческий проект "Книжкина неделя"
проект по художественной литературе (средняя группа)

Бернякович Регина Владимировна

Познавательно-информационный, творческий проект "Книжкина неделя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_knizhkina_nedelya_1_srednyaya_2022.docx327.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 30 «Крепыш»

ПРОЕКТ

«Книжкина неделя»

Руководитель проекта:

Бернякович Р.В.

Зеленогорск – 2022

Проект «Книжкина неделя».

Вид, тип проекта: краткосрочный, познавательно-информационный, творческий, групповой.

Тема: «Неделя детской книги».

Длительность проекта: 1 неделя (28.03.2022 - 01.04.22).

Возраст детей: средняя группа (дети 4-5 лет).

Актуальность

  Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и  компьютерные игры.

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.

С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора. Книга помогает ребенку познавать мир, развивает  любознательность. Книга не только источник познания – она призвана выполнять задачи нравственного и эстетического воспитания, пробуждать любовь к родному языку, к родной стране, к её природе и людям, развивать чувство прекрасного. Жизнь ребенка становится полнее и содержательнее от того, что в неё входят герои детских книг. При работе с  детьми, мы особую роль следует уделять иллюстрациям, в осознании текста. Они помогают малышу понять прочитанный текст.

   Мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. В соответствии с ФГОС восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг.

Цель проекта: введение в практику разнообразных форм и методов работы, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности и инициативы детей.

Задачи проекта:

- познакомить детей с этапами проектной деятельности;

- познакомить детей с видами книг, историей возникновения книги, строением книги, деятельностью писателя и художника при создании книги;

-сформировать ценностное отношение к книге, как к источнику познания;

- заинтересовать детей изготовлением книжек - самоделок;

-развивать представление детей о способах изготовления книжек - самоделок;

-создать условия для совместного творчества детей и родителей;

-развивать изобразительные умения детей в процессе оформления книг;

- создать условия для вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада.

Формы работы:

  • технология "три вопроса"
  • организация обучающих, развивающих и творческих видов деятельности (беседы, презентации, образовательные ситуации на игровой основе, дидактические игры, организованная и самостоятельная продуктивная деятельность);
  • организация совместных с детьми, родителями и социумом мероприятий (путешествия по тематическим выставкам, благотворительные акции, экскурсия в библиотеку);
  • презентация детьми книжек - самоделок "Ребятишкины книжки".

Формы работы с родителями:

  • Стендовые консультации.
  • Совместное с детьми изготовление книжек - самоделок.
  • Благотворительная акция "Подари книжку детскому саду"
  • " Старой книжке - новую жизнь"

Ожидаемые результаты:

  • Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
  • Значительное расширение представлений детей об истории возникновения, о создании книги, культуре обращения с книгой, о детских писателях.
  • Создание предметной среды, способствующей приобщению детей к книге, воспитывающей отношение к книге, как к источнику познания.
  • Активное участие родителей в жизни детского сада.

Этапы реализации проекта

1 этап -

подготовительный

Технология "Три вопроса" Определение познавательных интересов детей, выбор способов и форм работы. Совместное с детьми планирование деятельности.

Информирование родителей о начале работы над проектом .

Подбор материала для проекта (Книги, иллюстрации, поиск информации в интернете дома совместно с родителями)

Планирование основных мероприятий.

2 этап - основной

Реализация плановых мероприятий

День первый "А у книжки - именины. 2 апреля - день детской книги"

-беседа на тему "А у книжки именины!"– сообщение воспитателя о том, где и когда родилась "Неделя детской книги";

-ситуативный разговор "Что мы знаем о книгах?"

-путешествие по выставке "Детские писатели - детям"

-чтение произведений Сергея Михалкова

-раскрашивание  раскрасок - иллюстраций к знакомым детским произведениям

-дид. игры, пазлы, кубики по сказкам

-самостоятельная игровая деятельность детей, образовательная ситуация "Мама читает книжку малышу перед сном"

День второй "Умные книги"

-путешествие по выставке энциклопедий "Хочу все знать", знакомство с понятием "энциклопедия"

-организованная деятельность "Мое здоровье. Мой организм. Кровеносная система" ( В рамках реализации технологии Кареповой "Формирование здорового образа жизни")

-самостоятельная работа с энциклопедиями по теме "Мой организм."

День третий "История рождения книги"

-Беседа-презентация воспитателя "Откуда книга пришла"

-Сообщения детей, подготовленные совместно с родителями, ответы на возникшие в ходе реализации проекта вопросы "Как делают бумагу", "Строение книги", "Кто делает книги"

-Самостоятельная деятельность детей. Конструирование из бумаги книжек - малышек.

- Сюжетно - ролевая игра "Книжный магазин"

-Путешествие по выставке "Моя любимая книга"

День четвертый "Мы - книгоиздатели"

-"Ребятишкины книжки" - презентация книг, изготовленных совместно с родителями.

- Организация выставки "Ребятишкины книжки" совместно с детьми.

- Посещение библиотеки.

-"В гостях у сказки" - сказочная викторина.

- Рисование "По страницам любимых сказок"

- Сюжетно - ролевая игра "Библиотека"

День пятый "Книги - наши друзья"

-Развлечение "Книжкины именины"

-Изготовление книги "Хорошо у нас в саду"

-Беседа "Надо ли книги беречь? Правила работы с книгами.

-Книжкина больница. "Лечение" "заболевших" книг.

-Ситуативный разговор "Старой книжке - новую жизнь" Макулатура.

3 этап -

Заключительный

Подведение итогов. Рефлексия.

Оформление стендовой презентации "Книжкина неделя" и выставки книжек-самоделок "Ребятишкины книжки"

Участие в проекте дало следующие результаты:

Дети познакомились с этапами проектной деятельности.

Дети познакомились  с видами книг, историей возникновения книги, строением книги, деятельностью писателя и художника при создании книги.

У детей сформировано ценностное отношение к книге.

Создана предметная среда, способствующая приобщению детей к книге, воспитывающая отношение к книге, как к источнику познания (оформлены выставки "Детские писатели", "Умные книги", "Моя любимая книга", "Ребятишкины книжки")

Сформированы представления детей о способах изготовления книжек - самоделок.

Изготовлены книжки-самоделки.

Изготовлена книжка "Хорошо у нас в саду" (на основе личного опыта детей группы)

Созданы условия для совместного творчества детей и родителей, для вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада.

Приложение

Развлечение "Книжкины именины"

Ведущий: Друзья! Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие – в прекрасную страну на день рождения Книги. Закройте глаза и повторяйте: «Раз, два, три, дверцу, Книга, отвори!»
Дети повторяют слова, звучит музыка.
Ведущий: Откройте глаза! Кажется мы на месте.
В зале лежит свиток.
Ребёнок: Поэт пишет стихи обо всем и для всех.
Стихи вызывают и слезы, и смех.
Они так прекрасны, светлы и легки
Стихи всем ребятам очень нужны.

Ведущая: Ребята, поэт приготовил для вас загадки.

Ведущая загадывает загадки, дети отгадывают.

Загадки
1. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит)
2. Что за странный человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт свой длинный.
Кто же это? ... (Буратино)
3. Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя) 
4. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка)

5. Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела,
На прощанье спел, бедняжка,
Его звали … (колобок)

6. В Простоквашино он жил,
И с Матроскиным дружил,
Простоват он был немножко,
Звали пёсика … (Шарик)

7. Бедных кукол бьёт и мучит,
Ищет он волшебный ключик,
У него ужасный вид,
Это доктор … (Карабас)

8. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик,
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (Карлсон)

Ведущая: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки.
Уважаемые гости, дети очень любят сказки и сейчас они ее покажут.

Театрализация сказки «Репка»

Слышатся шум, крики. Вбегает Баба Яга.

Ведущая: Кто ты и откуда? 
Баба Яга: Безобразие, меня не пускают на праздник. Да как же без меня-то, без Бабы Яги, ведь и сказка-то не сказка и праздник не праздник. А что вы делаете? 
Ведущая: Мы идем на день рождения к Книге. 
Баба Яга: Книги? Фу! Они же не вкусные!
Ведущая: Баба Яга, да разве книги едят? Наши дети книги читают. А ты Баба Яга читаешь книги, знаешь стихи или сказки?
Баба Яга: Конечно, знаю! (Возмущенно). Называет сказки, дети исправляют ошибки в названиях сказок
«Царевна-индюшка»
«Петушок – золотой пастушок»
«По-собачьему велению»
«Сивка-будка»
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»
«Лапша из топора»

Ведущая: Ай-я-яй, ты ведь всё перепутала! Какая каша у тебя в голове. 
Баба Яга: Вы все смеетесь, а я и добрые дела делаю. Вот недавно лечу над лесом, смотрю - мусор валяется. А я собрала его в мешок.
Достает предметы из мешка, дети называют сказочного героя.
Туфелька - Золушка
Ключик – Буратино
Перо – Жар-птица
Зеркало – Мачеха
Красная шапочка – Красная шапочка
Градусник – Доктор Айболит
Бочонок меда – Винни-Пух
Яйцо – Курочка Ряба

Ведущая: Баба Яга это не мусор, а вещи сказочных героев. Наверно они их потеряли. Обязательно отдай им.
Баба Яга: Отдам, отдам! (Осматривается). А детей - то, детей сколько! Ох! Что бы мне такое сделать?
Ведущая: Ты не безобразничай, бабуля.
Баба Яга: Что ты все заладила, бабуля, да бабуля. Я - Баба Яга, поняла? Я может быть, что-нибудь хорошее хочу сделать. Вот придумала... Соберу - ка я всех ребят да спляшем танец маленьких утят.

Танец Маленьких утят

В конце танца Баба Яга потеряла кисть, ведущая находит.
Ведущая: Баба Яга ты что-то потеряла. 
Баба Яга: Это волшебная кисть. Я ее украла у Художника. 
Баба Яга, прячась, уходит.
Ведущая: Художник с помощью кисти рисует иллюстрации для книг. 
Ребёнок: Словно волшебник радужной сказки,
У Художника есть кисти и краски,
Чудо – палитра, мольберт и холстины,
Чтоб рисовать красивые картины.

Игра «Собери иллюстрацию к сказке» 
2 команды, плоскостные фигуры сказочных героев. Все герои перемешаны на столе. Дети отгадывают произведение и бегут по одному, чтобы выбрать нужного героя и прикрепить на фланелеграф. 

Ведущая: Ребята, как незаметно с шутками, играми мы добрались до книжного Государства.

Звучит музыка «В гостях у сказки», появляется Книга.

Книга: Добрый день, мои дорогие друзья! Я рада вас видеть!
Ведущая: Дорогая Книга, мы, дети из детского сада «Крепыш», пришли поздравить тебя с днем рождения. 

Ведущая: Дорогая Книга, наши дети любят книги, знают правила обращения с книгой. У каждого ребёнка есть любимая книга. 
Книга: А какие? Назовите их. 

Дети называют любимые книги.

А еще у нас есть книги новорожденные, те,  которые родились совсем недавно, а родители у этих книжек вы - ребята. На день рождения принято "печь" Каравай. Так давайте сыграем "Каравай" для наших книжек.

КАРАВАЙ для книг.

 Ведущая: Ребята, как вы думаете? Какой лучший подарок для книги? - Чтение и хорошее обращение.

ФОТООТЧЕТ.

C:\Users\сергей\Pictures\ФОТО\ДЕТ. САД 30 дети\ДЛЯ ПРОЕКТОВ\SAM_4043.JPG

C:\Users\сергей\Pictures\ФОТО\ДЕТ. САД 30 дети\ДЛЯ ПРОЕКТОВ\SAM_4103.JPGC:\Users\сергей\Pictures\ФОТО\ДЕТ. САД 30 дети\ДЛЯ ПРОЕКТОВ\SAM_4105.JPG

 

IMG_20220331_091244.jpg

IMG_20220331_162252.jpg

IMG_20220331_155925.jpg

IMG_20220407_150701.jpg

IMG_20220401_114156.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный информационно-творческий проект "Дары осени"

Формирование познавательного интереса к окружающей среде ; уточнение представления о значении леса в жизни человека; систематизирование представления об осени; обогащение и совершенствование представл...

Познавательно-информационный, творческий проект "Русская берёзка"

Воспитание любви к природе родного края через ознакомление с березой, как одним из главных символов нашей Родины - России...

Познавательный, информационно - творческий проект "Защитники Отечества: с Древней Руси до наших дней" 24.02.16г.

Систематизировать знания детей по данной теме, формирование у детей патриотических чувств....

Познавательно - информационный, творческий проект "Вот моя станица, вот мой дом родной!" 15.03.16г.

Воспитание любви к родным местам, в малой родине  - станице Роговской, фомирование нравственных ценностей у детей....

Познавательно-информационный, творческий "Русская изба"

Познавательно-информационный, творческий  "Русская изба"...