Главные вкладки

    Использование сказкотерапии в психокоррекции коммуникативных трудностей воспитанников детского сада в старшем дошкольном возрасте.
    статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Старший дошкольный возраст- это период, когда происходит формирование личности ребенка. На сколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими людьми зависит его дальнейшая судьба и место в жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_skazkoterapii.docx21.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование сказкотерапии в психокоррекции коммуникативных трудностей воспитанников детского сада в старшем дошкольном возрасте.

    Психическое развитие детей, в настоящее время времени острая, актуальная и все еще мало разработанная проблема. Среди большого количества вопросов, связанных с развитием детей, выделяется проблема - затрудненного общения. Коммуникативные успехи или проблемы во многом обуславливают самооценку ребенка, его психоэмоциональное состояние, развитие тех или иных личностных качеств. Одним из важнейших социально - психологических средств формирования личности ребенка является сказка. Часто, именно сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, является самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка и способствовать развитию их коммуникативной компетенции и уверенности в себе.

    Исходя из этого, цель нашего исследования – обосновать возможность эффективного использования сказкотерапии в психокоррекции коммуникативных трудностей.

    Старший дошкольный возраст - это период, когда происходит формирование личности ребенка. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.

    Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни.

    Анализ психолого – педагогической литературы [1, 2] позволил нам выделить 3 наиболее выраженные группы детей, имеющих проблемы в общении:

    1. Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.
    2. Эмоционально расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если страдают, их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
    3. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

    В психокоррекционной работе со старшими дошкольниками сказка особенно эффективна. Это объясняется, прежде всего, возрастными особенностями детей, а также привлекательностью сказочных персонажей, увлекательностью сюжета, легкостью процессов идентификации.

    Для начала выясним, что собой представляет сказкотерапия. Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром [3].

    Какие же задачи помогает решить сказка в психокоррекционной работе?

    1. Установление контакта с ребенком, создание комфортной, соответствующей его возрастным особенностям среды.
    2. Организация процесса гармонизации внутреннего мира ребенка (предлагаются различные способы адаптации к ситуациям, людям, собственным состояниям).
    3. Идентификация с героями литературного произведения, сопереживание им дает возможность ребенку выразить множество собственных чувств.
    4. Сказки предлагают в образной форме аналогичные «обучающие ситуации», ребенок видит новые ролевые позиции, новые способы действия.
    5. Сказка вовлекает в мир переживаний и сохраняет способность видеть происходящее извне.
    6. Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей, развитие умения преодолевать трудности и страхи, выявление и поддержка творческих способностей, формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
    7. Познание внутреннего и окружающего мира [3].

    На основе изучения метода сказкотерапии нами была разработана программа тренинга, направленная на преодоление коммуникативных трудностей в общении старших дошкольников.

    Цель тренинга заключается в развитии творческих способностей, умения чувствовать и понимать другого; снижении уровня вербальной и физической агрессии; повышении самооценки, уверенности в себе; снижении уровня тревожности посредством сказкотерапии.

    Содержание тренинга:

    1. Вводное занятие «Посвящение в волшебники» (упражнения на сплочение группы: дети активизируются, появляется общее настроение, положительные эмоции, готовность к последующим совместным действиям).
    2. Занятие «Сказочная страна эмоций» (развитие рефлексии, эмпатии, интереса к внутреннему миру других детей).
    3. Угадай сказку (развивает критический взгляд на композицию произведения, позволяет вспомнить и по новому взглянуть на ранее прочитанные сказки, развивает творческие способности, а также способствует нормальному психологическому климату в коллективе, учит ребят совместной деятельности).
    4. Обсуждение в группе (детям читают заранее подобранную сказку, затем воспитатель задаёт вопросы).

    В целом проведенное нами исследование позволило сделать вывод: сказкотерапия является важной составляющей в психокоррекции коммуникативных трудностей старшего дошкольного возраста.

    Применение сказки в  коррекции затрудненного общения не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства.

    Сказки делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой его сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий и определенная логика сказочных сюжетов являются причинами эффективности сказки как психокоррекционного средства.

    Библиографический список

    1. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. - М., 1983.
    2. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1998.
    3. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. – СПб., 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Использование листов - карт для обучения обобщенным способом практической деятельности в старшем дошкольном возрасте"

    Это не только вводит ребенка в мир знаков и символов, но и учит его анализировать, продумывать этапы работы, читать и разбирать чертежи и схемы,  соотносить объёмные модели и их плоскостные изобр...

    Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста

    Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста...

    Сценарий спортивного праздника «Летней Спартакиады» среди детских садов микрорайона (старший дошкольный возраст)

    Спартакиада  для дошкольников, которая проходит в три дня, в летний периуд времени. Цель: пропаганда активного здорового  образа жизни и спорта....

    Сценарий развлечения «Новоселье» в детском саду. Детей старшего дошкольного возраста

    Новоселье – это праздник не только для тех, кто переезжает, разделить радость с новоселами приходят друзья. Приходят в новый дом по старой традиции с хлебом и солью. Гости вручают подарки хозяев...

    Развитие творческих способностей через использование «Полочки красоты» В детском саду в младшем дошкольном возрасте.

    Первоначальное знакомство с произведениями художественного искусства начинается с первой младшей группы....

    «Незнайка в гостях у ребят» Праздник, посвящённый Дню знаний в детском саду для старшего дошкольного возраста.

    1 сентября - это не только конец лета, но и начало учебного года для тысяч дошкольников. Многие ждут этого дня с нетерпением. К нашим ребятам в этот день пришёл в гомти Незнайка.Наши воспитанники с уд...

    Использование сказкотерапии в работе педагога-психолога в детском саду

    Использование сказкотерапии в работе педагога-психолога в детском саду...