Главные вкладки

    Инклюзивное образование как совремееная система в работе с детьми в ДОУ.
    статья по коррекционной педагогике на тему

    Если я чем-то на тебя не похож, Я этим вовсе не оскорбляю тебя, А, напротив, одаряю. Антуан де Сент-Экзюпери Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий, так, например, система специального обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в различных учреждениях I-VIII видов. Но на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Инклюзивное образование как совремееная система в работе с детьми в ДОУ.

                                                           Если я чем-то на тебя не похож,

                                                            Я этим вовсе не оскорбляю тебя,

                                                                  А, напротив, одаряю.

    Антуан де Сент-Экзюпери

                                   

    Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий, так, например, система специального обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в различных учреждениях I-VIII видов. Но на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы и классы общеобразовательных учреждений. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого и, на наш взгляд, более перспективного направления – инклюзии. Но необходимо отметить, что с процессом включения детей с ограниченными возможностями в развитии в массовые образовательные учреждения связано много сложностей, которые для нашей страны на данный момент являются непреодолимыми. Одной из наиболее значимых и ещё пока не решённых проблем является проблема создания учебно-методических комплексов для успешного инклюзивного образования всех категорий детей в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений.

          Ещё одно направление развития системы обучения и воспитания особых детей за последние несколько лет неплохо зарекомендовало себя на рынке оказания образовательных услуг. И можно утверждать - имеет тенденцию к развитию и совершенствованию. Это направление связано с осуществлением различного рода комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждений комбинированного вида, каковыми, например, являются некоторые дошкольные образовательные учреждения.

          Хочется более подробно остановится на данном направлении организации инклюзивного образования и охарактеризовать те положительные стороны работы дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида, которые позволяют более успешно организовывать процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив здоровых сверстников.

    В «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» от 12 сентября 2008 года указывается, что к дошкольным образовательным учреждениям относятся наряду с детскими садами, реализующими основную образовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности; детскими садами для детей раннего возраста; детскими садами для детей предшкольного возраста; детскими садами присмотра и оздоровления; детскими садами компенсирующего вида; детскими садами общеразвивающего вида; центрами развития ребёнка - дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида, которые реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании. Уже в данном положении чётко прорисовывается важный момент организации инклюзивного образования – это возможность осуществления сочетания различных вариантов работы с детьми.

          В вышеупомянутом Положении так же говорится, что «В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей». Таким образом, нормативно подтверждается необходимость и возможность выстраивания программы работы учреждения комбинированного вида в соответствии с категориями детей с ограниченными возможностями здоровья, и даётся указание о возможности достижения этими детьми определённого уровня развития, соответствующего основным требованиям, благодаря использованию основных положений общеобразовательной программы.

    В уже упомянутом положении так же отмечается, что «При приёме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения  любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы».  В понятие «инклюзия»,  как одно из важнейших условий организации данного процесса, заложено условие создания необходимой адаптированной образовательной среды.  Данное Положение  определяет создание специальных условий как основу оказания комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями в условиях различных дошкольных учреждений, и, на наш взгляд наиболее реально это осуществить в учреждениях комбинированного вида.

          Именно в дошкольных учреждениях комбинированного вида имеется возможность обеспечить всех детей, несколько выделяя из общей массы категорию особенных, различными видами комплексной помощи, в рамки которой входит и квалифицированная медицинская помощь, психолого-педагогическая поддержка, коррекционное воздействие и многие другие структурные единицы воспитательно-образовательного процесса.

          В дошкольных учреждениях комбинированного вида у детей с особыми образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных  видах деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои.

    Именно в учреждениях комбинированного вида для детей доступны различные варианты интеграции (комбинированная, временная, частичная, полная).

    Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в учреждениях комбинированного вида является решение важной проблемы, связанной с воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам.

          В дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида создаётся возможность обеспечения раннего выявления отклонений в развитии и осуществления ранней коррекционной помощи. Это доступно благодаря наличию необходимых специалистов и активной работы психолого-медико-педагогического консилиума, которые постоянно проводят диагностические выходы в группы для детей раннего возраста.

         Важным является и то, что вся развивающая среда дошкольного учреждения комбинированного вида направлена на развитие обычных детей и на коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.  Так, например, наличие во всех группах дошкольного учреждения комбинированного вида разнообразных зон и уголков, в которых присутствуют различные пособия, игры, выполняющие необходимые функции для различных категорий детей. Возможность использования различных помещений детского сада для работы с детьми, направленной как на развитие, так и на коррекцию. Вариативность развивающей среды дошкольного учреждения комбинированного вида позволяет решать разнообразные вопросы общеразвивающего и коррекционно-педагогического процессов.

    Таким образом, нами перечислены и кратко охарактеризованы некоторые преимущества дошкольных учреждений комбинированного вида в осуществлении процесса внедрения инклюзивного образования в отечественную систему образования.

    Использованная литература:

    Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов/Е.А.Екжанова, Е.В.Резникова. – М.:Дрофа,2008.

    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 года. №666.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система углубленной работы с детьми, имеющими ОНР, опосредован. отставанием в развитии двиг. сферы

    Опыт работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре...

    Презентация "Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития"

    Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от двух до трех лет) с задержкой речевого развития....

    Система педагогической работы с детьми младенческого возраста по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии.

    Система педагогической работыс детьми младенческого возрастапо профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии. Опыт  работы  воспитателейЛевиной Н.В., Узериной О.И. ГКУ ...

    Статья "Система коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи"

    В последние годы проблема раннего вмешательства резко обос­трилась в связи с тем,  что с каждым годом все больше и больше де­тей раннего возраста страдают различными речевыми нарушениями. Це...