НОД для детей с ТНР, ОНР 3 уровня речевого развития по лексической теме «Грибы». Пересказ стихотворного текста.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Коржова Светлана Александровна

Конспект НОД  воспитателя логопедической группы по теме "Грибы" разработан с уётом  особенностей дошкольников с ТНР, ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_dlya_detey_s_onr.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№83 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга

НОД в подготовительной группе для детей с ТНР, ОНР 3 уровня речевого развития  по лексической теме «Грибы».

Пересказ стихотворного текста.

Задачи:

 1. Мотивировать детей  к пересказу небольшого стихотворного произведения.

2. Формировать структуру значения слова : учить объяснять слова, подбирать синонимы, уточнить значение многозначных слов, учить понимать переносный смысл фразеологизмов (подг. гр.)

 3. Продолжить работу над пониманием литературного произведения.

4. Упражнять в согласовании существительных с количественными (ст. гр.) и порядковыми (подг. гр.) числительными.

 5. Развивать фонематическое восприятие : упражнять в выделении в слове первого и последнего звука.

6. Способствовать развитию мышления.

 Средства:

демонстрационые: письмо от белочки, панорама леса, серия схематичных картинок к стихотворению  «Про грибы», иллюстрации с изображением свиньи, трех грибов свинушек.

раздаточные: плоскостные корзинки разной формы, плоскостные грибы в цветном исполнении, на обратной стороне которых обозначена схема слова- названия гриба, подносы для грибов, ручки.

 Предварительная работа: уточнение значения слов захворал, занемог.

 Ход НОД.

1. Организационный момент. Дети получают письмо от белочки:

 «Со мной приключилась беда:

 Захворала очень я,

Заболела, занемогла…

К кому обратиться, куда?

Не могу теперь скакать

И грибочки собирать,

Без припасов остаюсь,

Голода зимой боюсь.

Воспитатель  предлагает помочь белочке - стать грибниками, пойти в лес и собрать грибы. А для этого надо знать, какие из них съедобные. Дети называют грибы.

 2. Работа по теме.

 2.1. Подбор синонимов к слову корзинка.

 Дидактическое упражнение «Скажи по- другому».

Воспитатель уточняет, куда можно складывать грибы в лесу. Как называется маленькая корзина? (большая, очень большая (корзинка, корзиночка, корзинища).

Пальчиковая гимнастика:

По тропинке мы шагаем                                         (ритмичные

И грибочки собираем.                                              движения большого 

Раз грибок, два грибок-                                             и указательного

Полезайте в кузовок.                                                 пальцев)

 2.2. Упражнение в рифмовке слов.

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».

 Растут на опушке

Рыжие подружки,

А зовут их (волнушки).

Меня узнаешь за версту,

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Зовусь я (подосиновик).

 Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай, это (сыроежки).

 Рыжие сестрички

 Вот стоят (лисички).

Это - дружные ребята,

А зовут их как (опята).

Картинки угаданных грибов дети выбирают со своего подноса и кладут на корзинку.

 2.3. Упражнение на понимание текста, многозначности слова свинушки.

Три свинушки у тропинки

Ловят шляпками дождинки.

 Две свинушки у опушки

Под дождем помыли ушки.

 Воспитатель  спрашивает, что за свинушки были у тропинки, как догадались, что это грибы, сколько их было; что за свинушки мыли ушки, почему решили, что это были животные, сколько было их; как по - другому можно назвать свинушек –животных (свиньи, свинки, поросята, хавроньи). Сколько и каких свинушек положим в корзинку?

 2.4. Упражнение в согласовании существительных с количественными (ст. гр.) и порядковыми (подг. гр.) числительными. Дидактическое упражнение «У кого сколько? »

 2.5. Упражнение в выделении первого и последнего звука в словах

рыжик, боровик, масленок, волнушка, подберезовик, свинушка.

Воспитатель  предлагает выбрать любой понравившийся гриб, перевернуть его и в свободных клетках написать первую и последнюю букву слова, чтобы белочка запомнила, какие грибы растут в лесу.

 Динамическая пауза.

Мы в лесок пришли,

Мы грибок нашли (быстрая ходьба на месте)

Маленький да ладный,

 В шапочке нарядной

 (один кулак руки сжимается, полусогнутая ладонь

другой руки накрывает кулак)

Мы в лесок пришли (медленная ходьба на месте).

 2.6. Пересказ стихотворения «Про грибы» Л. Мезинова.

а) чтение стихотворения.

Шел грибник издалека,

 А в корзинке - ни грибка!

Ни одного грибочка,

 Только травка да листочки.

 Утомился грибничок,

 И уселся на пенек.

-Ты скажи, скажи мне лес,

Ты с грибами или без?

 Поглядел на грибника

Лес дремучий свысока.

Покачался: скрип да скрип,

Показал под елкой гриб.

-Я с грибами, - молвил лес,

А ты с глазами или без?

 б) беседа по содержанию и уточнение значения слов грибник, дремучий, утомился, молвил;

 -Кто шел издалека? Что у грибника было в корзинке? Почему он сел на пенек? О чем спросил грибник лес?

 -Что сделал лес и ответил, молвил?

 -С глазами был грибник?

 -Почему же лес сказал, что без глаз?

в) повторное чтение с демонстрацией серии картинок для детей старшей группы;

 г) пересказ стихотворения детьми.

 2.7. Работа над пониманием фразеологизмов человек без глаз, без ушей, без рук (с детьми подг. гр.)

 Уточнение, про какого человека можно сказать, что он без глаз (без рук, без головы).

 Как можно назвать невнимательного человека - без глаз, какой он? (безглазый) .

Неумелого - без рук? (безрукий). Который не хочет думать - без головы (безголовый)

 3. Итог занятия: дети выкладывают из своих корзинок грибы

 (закрепляется употребление предлога из и «грибы посылают» белочке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР 3 уровня речевого развития подготовительной группы.Тема: звук лЦель: постановка звука лЗадачи:·...

Конспект занятия педагога-психолога со старшими дошкольниками, имеющими ОНР III уровня речевого развития на тему "Путешествие в осенний лес"

Цель: способствовать развитию познавательных процессов и способностей  у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III ур.р.р.Задачи:        1.     Образов...

Конспект занятия с ребенком 3-4 лет с общим недоразвитием речи, I уровня речевого развития по теме "Один-много"

Конспект занятия с ребенком 3-4 лет с общим недоразвитием речи, I уровня речевого развития. Тема индивидуального занятия  "Один-много"...

Конспект индивидуального занятия с ребёнком 4-х лет с ОНР II уровня речевого развития по теме «Овощи» с использованием ЭОР

Материал может быть использован специалистами для индивидуальной работы с детьми, имеющими логопедические, интеллектуальные нарушения, в присутствии родителей (или других представителей ребёнка) с при...

Конспект индивидуального развивающего занятия с ребёнком 6 лет с ОНР II-III уровня речевого развития по теме «Признаки весны».

Конспект занятия с презентацией. Может быть использован специалистами в индивидуальной и подгрупповой работе....

Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого развития по теме "Транспорт. Профессии на транспорте"

Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого разв...