Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог:

Рипуленко Наталья Сергеевна

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития с учётом Федерального Государственного Образовательного Стандарта

Лексическая тема: «Домашние птицы»

Цель: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, совершенствование лексико-грамматического строя речи

Задачи:

  1. Систематизация представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека (беседа по вопросам, д/игра «Угадай, чей голос?», «У кого кто в семье?»);
  2. Уточнение и активизация словаря по теме, закрепление обобщающего понятия «Домашние птицы» (беседа по вопросам, д/игра «Угадай, чей голос?», «У кого кто в семье?»);
  3. Совершенствование  умения детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (д/игра «Один-много»);
  4. Совершенствование умения образовывать существительные в Р.п (д/и «Кого не стало?»);
  5. Развитие словесно-логического мышления (отгадывание загадок, д/и «Нелепицы»);
  6. Развитие зрительного внимания и памяти (д/игра «Кого не стало?»);
  7. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Утята», игра «Собери картинку»);
  8. Развитие общей моторики (игра с мячом «Один-много», проведение физкультминутки «Птичий двор»);
  9. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии;
  10. Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам.

Образовательные области по ФГОС: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: предметные картинки по теме с изображением домашних птиц (утка, гусь, петух, курица, индюк), предметные картинки по теме с изображением семьи каждой домашней птицы (гусь, гусыня, гусята; утка, селезень, утята; индюк, индюшка, индюшонок; петух, курица, цыплята); резиновый мяч; разрезные картинки с изображением домашних птиц, мультимедийное оборудование, презентация «Чей голос?».

Пропедевтическая работа: рассматривание домашних птиц на предметных картинках, беседа о них, расширение словаря по данной теме.

План:

  1. Организационный момент (отгадывание загадок, введение в тему)
  2. Основная часть. Беседа по вопросам на изученную тему.
  3. Д/игра «Угадай, чей голос?» (Презентация)
  4. Д/игра «У кого кто в семье?»
  5. Пальчиковая гимнастика «Утята»
  6. Д/игра «Нелепицы»
  7. Физкультминутка «На птичьем дворе»
  8. Д/игра «Один-много» (игра с мячом)
  9. Д/игра «Кого не стало?»
  10. Д/игра «Разрезные картинки»
  11.  Подведение итогов занятия (оценка детей, анализ их работы)

                                          Ход занятия:

Деятельность педагога:

Деятельность детей:

1. Организационный момент: 

(приветствие детей, отгадывание загадок, введение в тему, объявление темы занятия)

- Здравствуйте, дети! Поприветствуйте наших гостей. Садитесь, пожалуйста, на свои места. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Будьте внимательны и отвечайте полным предложением. (Дефектолог читает загадки и по мере отгадывание «открывает» картинки с домашними птицами)

1. Что за птица?

Людей не боится,

Не летает высоко

И поёт лишь: "Ко-ко-ко!"

2. Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спать пора!» - поет ...

3. По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки …

4. Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

- Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня …

- Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

- Верно! Тема нашего занятия сегодня - домашние птицы.

- Здравствуйте!

- Это курица!

- Это петух! 

- Это гусь!

- Это индюк!

- Мы будем говорить о домашних птицах.

2. Основная часть. Беседа по вопросам на изученную тему:

А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор. Скажите еще раз, кто здесь живет?

– А как называется дом, где живут птицы? - Правильно!

- А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»?

- Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает?

- А чем питаются домашние птицы?

- Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают?

- Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело?

- Молодцы! Вы все верно ответили!

- На птичьем дворе живут домашние птицы. 

- Дом, где живут птицы – называется птичник. 

- Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком.

-  Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище.

- Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, травой, насекомыми, червяками. 

- Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья.

- У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями.

3. Проблемная ситуация. Презентация «Угадай, чей голос?»:

- Дети, сегодня утром ко мне приходила птичница. И спросила меня, знают ли дети всё о домашних птицах? Я ответила ей, что конечно дети всё-всё знают о них. И для того, чтобы это проверить она подготовила для вас разные испытания. И проходить мы их будем на птичьем дворе.

- Первое испытание называется «Угадай, чей голос!».

(Презентация «Угадай, чей это голос?»)

- Слушайте внимательно. Чей это голос?

Что делает гусь?

- Чей это голос? Что делает курица?

- Чей это голос? Что делает индюк?

- Чей это голос? Что делает петух?

- Чей это голос? Что делает утка?

- Молодцы! Вы справились с этим заданием очень хорошо! Птичница будет очень рада, тому, что вы знаете, какая птица как голос подаёт.

- Садитесь на стульчики, нас ждёт новая игра!

- Дети встают и подходят к мультимедийной установке и отгадывают различные голоса птиц.

- Это голос гуся. Гусь гогочет.

- Это голос курицы. Курица кудахчет.

- Это голос индюка. Индюк болбочет.

- Это голос петуха. Петух кукарекает.

 - Это голос утки. Утка крякает.

4. Дидактическая игра «У кого кто в семье?»: 

– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. 

Дети по очереди выходят к доске и называют членов птичьих семей.

- Это утиная семья. Папа селезень, мама утка и птенцы утята.

  петух – курица – цыпленок;

  гусь – гусыня – гусенок;

  индюк – индюшка – индюшонок.

5. Пальчиковая гимнастика "Утята":

- А теперь давайте вместе с утятами и их мамой – гусыней отправимся на речку поплавать.

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут…

Трое утят плывут…

Двое утят плывут…

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

- Дети вместе с дефектологом выполняют пальчиковую гимнастику.

6. Дидактическая игра «Нелепицы»:

- Ой, дети! Посмотрите на этот стол, кажется, там лежит письмо. Интересно, кто его оставил? Давайте посмотрим. 

- Как вы думаете, кто оставил это письмо?

- Молодцы! И с этим испытанием мы справились! А теперь садитесь обратно на стульчики.

Дети слушают каждое предложение, называют ошибки и произносят предложения правильно.

- Письмо оставила птичница.

7. Дидактическая игра «Кого не стало?»:

- Домашние птицы будут играть с вами в прятки. Они сейчас будут прятаться от вас, а вы должны будете сказать, кого не стало.

- Отвечайте со слов «Не стало …».

- Не стало утки, не стало петуха, не стало курицы и т.д.

8. Физкультминутка «На птичьем дворе»:

- Дети, давайте пройдём на коврик и встанем в круг. 

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно –

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как петя-петушок

Ранним утром

Нам споет ку-ка-ре-ку!

- Идут по кругу вперевалочку.

- Идут по кругу, вытянув шею.

- Останавливаются лицом друг к другу, бьют руками по бокам.

- Встают лицом в круг, поднимаются на цыпочки.

9. Игра с мячом «Один-много», - А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч и называть одну домашнюю птицу, а вы поймаете его и назовет когда птиц много. Например, утка – утки.

- Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!

- Ответы детей:

курица – курицы,
петух – петухи,
гусь – гуси,

утка – утки,

индюк – индюки,
гусенок – гусята,
утенок – утята,
индюшонок – индюшата,

цыпленок – цыплята

10. Дидактическая игра «Разрезные картинки»:

- Ребята, посмотрите, кто-то оставил конверты на столе? Наверное это птичница их оставила! Сейчас мы посмотрим… Да, это птичница просит нас помочь ей! Все картинки перепутаны в этих конвертах. Нужно помочь собрать их. Мы поможем птичнице?

- Скажите, дети, кого вы собрали?

- Да!

- Я собрал индюка.

- Я собрал курицу с цыплятами. И т.д.

11. Итог занятия:

– Вот наше путешествие по птичьему двору подошло к концу.

- Дети, скажите, смолги ли мы справиться с заданиями играми, которые приготовила для нас птичница?

- Какие игры вам понравились больше всего?

- Молодцы! Я обязательно напишу письмо птичнице и расскажу, что вы справились со всеми играми и испытаниями и что вы всё знаете о домашних птицах!

- Но пришло время расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. 

- Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? А что вы запомнили о домашних птицах? Чему вы научились? Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились.

- А теперь давайте встанем и попрощаемся с нашими гостями!

- Да! Мы справились.

- Мне понравилась…

- Мы говорили о домашних птицах.

- Мы узнали…

- До свидания! Приходите к нам ещё!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и экологией "Вода - царица жизни" подготовительная группа

На занятии уточняются знания о воде, о ее значении для живого мира, о ее формах и видах....

План-конспект занятия НОД Ознакомление с окружающим миром Образовательная область «Познание» с детьми подготовительной группы Викторина на тему: «Что? Где? Когда?»

Расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе о животных, о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к ней....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Башкирия» с использованием инновационных технологий (подготовительная группа)

Задачи:Ø расширять представления детей о родном крае, углублять и уточнять представления о Родине – России;Ø закреплять знания о государственных символах, обогащать представления о родном крае, о людя...

конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с задержкой психического развития

Это занятие рекомендовано для детей подготовительной группы (6-7лет) с задержкой психического развития ....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. "Путешествие в мир часов" в подготовительной группе.

Познавательное занятие в подготовительной группе, проводится с целью закрепления знаний детей о разлчных видах часов, принципах их работы и роли часов в жизни человека....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Нижний Новгород – моя малая Родина». (подготовительная группа)

Занятие по ознакомлению с родным городом Нижним Новгородом.Воспитание любви к малой Родине через ознакомление с родным городом....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Озеро Байкал». В подготовительной группе «Непоседы».

Подолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; развивать познавательную активность; закрепить знания о животном мире Байкала; рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и...