Главные вкладки

    Материал по коррекционной педагогике на тему:
    Совместная работа всех участников образовательного процесса в группе для детей с ТНР по образовательной области «Речевое развитие»

    Дроздова Елена Викторовна

    Доклад о совместной работе участников образовательного процесса для успешного исправления речевых нарушений  в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx21.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Совместная работа всех участников образовательного процесса  в группе для детей с ТНР по образовательной области «Речевое развитие»

    Особую тревогу педагогической общественности вызывает рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

    Исправление речевых и сопутствующих им нарушений является основной целью работы педагогов в группе для детей с ТНР.

    Успех корекционно-воспитательной работы в специализированной логопедической группе определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Успешное преодоление речевого недоразвития у детей в дошкольном учреждении возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.

    Тесная взаимосвязь логопеда и воспитателя  возможна при условии совместного планирования работы:

    - совместное обследование

    - беседы, консультации

    (выбор лексической темы, подбор необходимой методической литературы , разработка и определение порядка занятий по теме и их задач. После такой предварительной работы составляются календарные планы как коллективных (фронтальных, групповых), так и индивидуальных занятий)

    - открытые мероприятия

    (намечаются взаимные посещения занятий с последующим их анализом)

    - совместная деятельность

    Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей.

    В настоящее время существует объективная потребность в совершенствовании форм методической работы с участниками образовательного процесса по реализации содержания программ специального образования.  Одним из условий повышения качества образования в специализированной группе является включённость родителей в жизнь группы, увеличение степени их влияния на развитие и социальную адаптацию детей.

    Для реализации основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и парциальной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада»  распределяется нагрузка между логопедом и воспитателем следующим образом:

     ЛОГОПЕД:

    Непосредственная образовательная деятельность. Для реализации основной части программы:

    Речевое развитие – 2 раза в неделю:

    Звуковая культура речи

    Развитие связной речи, формирование лексико-грамматических категорий, словаря.

    Для реализации вариативной части программы:

    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, грамматический строй речи.

    НОД логопеда:

    • Логопедическое занятие (формирование произносительной стороны речи)
    • Подготовка к обучению грамоте.

    ВОСПИТАТЕЛЬ:

    Совместная образовательная деятельность по закреплению пройденного материала в  НОД.

    Формы работы:

    • Логочас (Логочас проводится ежедневно, включает в себя задания, которые логопед прописывает в тетради взаимосвязи:
    • На формирование лексико-грамматических категорий;
    • На активизацию, расширение и уточнение словаря;
    • На развитие связной речи;
    • На развитие фонематичеких процессов;
    • По ЗКР (на автоматизацию и дифференциацию звуков);

    По обучению грамоте)

    • Беседа
    • Ситуативный разговор
    • Ситуация общения
    • Составление и отгадывание загадок
    • Игры по развитию речи
    • Театрализованная деятельность
    • Здоровье сберегающие технологии
    • Артикуляционная гимнастика;
    • Пальчиковая гимнастика;
    • Координация речи с движением;
    • Различные виды массажа (самомассаж лица, ушных раковин – аурикулотерапия, массаж пальцев и ладоней  мячиками, грецкими орехами, карандашом, су-джок терапия).
    • Чтение художественной литературы

     Все формы работы запланированы в циклограмме совместной деятельности с детьми в соответствии с лексической темой.

    Ведущий принцип в составлении образовательной программы – интеграция образовательных областей. Учитель-логопед решает задачи образовательной области «Речевое развитие», принимая участие в НОД:

    Воспитатель в своей работе с дошкольниками речевых групп  встречается с недостатками звукопроизношения. Как правило, это возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определенных этапов речевого развития. При правильном воспитании они ликвидируются и не задерживают развития речи ребёнка. Воспитатель должен знать основные различия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения.

    Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приёмам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений и навыков.

    Таким образом, и воспитатель, и логопед должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу,  достигнуть единой цели – воспитать у ребёнка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.

    Но, любая  коррекционная  работа  предполагает  объединение усилий, как  детского  сада,  так  и  семьи.  
    Можно  выделить  три основных  направления  в  работе  с  семьёй  в  структуре коррекционно–развивающего  процесса.  Это:

    • Информационно-аналитическое
    • Коррекционно-педагогическое просвещение родителей
    • Привлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс

    Сотрудничество с родителями начинается с первого дня поступления ребёнка в группу.

    Лучше всех помочь ребёнку с отклонениями в  речевом развитии могут именно родители, поскольку они знают своего ребёнка лучше, чем кто-либо. Наблюдения за ребёнком в быту могут, в свою очередь, стать ценной информацией для специалистов.

    В работе с семьёй воспитатель ставит своими задачами педагогическое просвещение  родителей, повышение их педагогической культуры, а главное – он  целенаправленно  стремится вызвать у родителей интерес к собственному ребёнку, помочь в  формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребёнка нормализации отношений в семье, если там видно неблагополучие.

             Важной заботой воспитателя должна стать забота по раскрытию индивидуальных  задатков, склонностей, способностей ребёнка. Природный дар есть у каждого ребёнка,  и важно, чтобы он был замечен и стал опорой в коррекции недостатков речевого развития.

    Наша работа начинается с обследования детей. Затем мы доводим до сведения родителей информацию так, чтобы родителям было всё понятно. После этого мы рассказываем о задачах воспитания и обучения на текущий год и о коррекционной работе, которая будет проводиться с их ребёнком.

    В беседе отмечаются сильные и слабые стороны речи ребёнка, намечаются пути оказания помощи в развитии речи и дальнейшего её совершенствования, определяется, что будут делать педагоги, а что родители, их участие в речевом развитии ребёнка не должно быть разрозненным. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребёнок.        

    Для того, чтобы работа была результативной, в ней должны принимать участие обе стороны. Вырабатывая общую стратегию действий, применительно к  конкретным детям, воспитатель и родители, доверительно относясь друг к другу,  стараются скорректировать, прежде всего, условия воспитания, что является главной  предпосылкой восстановления утраченной гармонии развития ребёнка. Поэтому они  должны стать в этой работе партнёрами. Отношение партнёрства предполагают  равенство сторон, взаимные доброжелательность и уважение.

    Прикасаясь к очень деликатной сфере семейных отношений, главную ставку  воспитатель, безусловно, делает на индивидуальную работу с родителями.

    Но вместе с тем нельзя упускать и тех возможностей, которые заключаются в различных формах фронтальной работы с ними.

    Через какие же формы можно оказать помощь родителям? Это:

    • Родительские  собрания.
    • Информация в родительском, логопедическом, оздоровительном уголках.
    • Родительские клубы
    • Индивидуальные и групповые консультации.
    • Семинары–практикумы.
    • Показ открытых мероприятий
    • Выставки литературы.
    • Папки–передвижки.
    • Оформление шпаргалок и буклетов для родителей
    • Практические занятия с родителями и их ребенком
    • Рассказ об успехах детей.
    • Анализ трудных воспитательных ситуаций.

    Работа с семьёй будет более успешной, если  собственное отношение воспитателя к детям будет для родителей тем образцом, к которому им захочется приблизиться.

    Благодаря тесному сотрудничеству удастся добиться самого главного - хороших результатов в  речевом развитии детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОД для детей с ТНР, ОНР 3 уровня речевого развития по лексической теме «Грибы». Пересказ стихотворного текста.

    Конспект НОД  воспитателя логопедической группы по теме "Грибы" разработан с уётом  особенностей дошкольников с ТНР, ОНР....

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"

    Цели и задачи:-   уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,-  закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"

    Цели и задачи:-   уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,-  закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...

    КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР ПО ТЕМЕ "ДЕРЕВЬЯ. БЕРЁЗА И ЁЛКА"

    Образец календарного плана во второй младшей группе для детей с ТНР по лексической теме "Деревья. Берёза и ёлка"....

    Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ТНР по теме "Зимние забавы"

    Занятие по развитию связной речи в средней группе решает важные задачи для успешной социализации дошкольников с ТНР в среду нормально развивающихся сверстников....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Профессии. Швея»

    Данный материал будет полезен как логопедам дошкольных учреждений, воспитателям групп для детей с ТНР, так и педагогам общеобразовательных учреждений. В конспект занятия включено чтение художественног...