Играя-развиваемся! Психодиагностические и коррекционно - развивающие игровые методы работы с детьми с нарушениями эмоционального развития.
статья по коррекционной педагогике по теме

Замаева Елена Шагитовна

Статья в сборнике материалов Регионального семинара-практикума для педагогов коррекционных дошкольных образовательных учреждений "Игровая деятельность дошкольников с особыми образовательными потребностями" на базе МБОО № 63, г. Нижнекамск.

 Эмоциональная сфера детей с особенностями психического развития наиболее уязвима : она чутко улавливает и оперативно реагирует на всевозможные неблагоприятные ситуации социального окружения, не имея достаточно сил им противостоять. Это, в свою очередь, провоцирует искаженное развитие других сфер психики и личности в целом: неадекватное и неадаптивное поведение детей группы риска влечет за собой возникновение проблем, связанных со становлением личности и личностной социализации (трудности общения со сверстниками и взрослыми, внутриличностные конфликты,  нестабилность эмоциональной регуляции, проблемы в семье, напряженные отношения в школе,   низкая успеваемость).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraya_razvivaemsya.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Играя  развиваемся!»

Психодиагностические и коррекционно-развивающие

игровые методы работы с детьми с нарушениями

эмоционального развития.

В основе  развивающей работы  с детьми  с задержкой психического развития положены представления об особенностях их личности, которые проявляются в том, что  в отличие от сверстников, они более чувствительны и ранимы, и, следовательно, более подвержены  несбалансированным воздействиям внешней среды.

Наиболее уязвима в этом плане эмоциональная сфера детей с особенностями психического развития: она чутко улавливает и оперативно реагирует на всевозможные неблагоприятные ситуации социального окружения, не имея достаточно сил им противостоять. Это, в свою очередь, провоцирует искаженное развитие других сфер психики и личности в целом: неадекватное и неадаптивное поведение детей группы риска влечет за собой возникновение проблем, связанных со становлением личности и личностной социализации (трудности общения со сверстниками и взрослыми, внутриличностные конфликты,  нестабилность эмоциональной регуляции, проблемы в семье, напряженные отношения в школе,   низкая успеваемость).

Дети с недостатками развития эмоционально-волевой сферы представляют собой полиморфную группу, характеризующуюся разнообразными психолого-педагогическими особенностями. У части этих детей превалируют эмоциональные нарушения, у других  - на первый план выступают нарушения поведения.

Основными проблемами этой категории детей являются трудности в установлении взаимоотношений со всеми окружающими людьми (в том числе, с близкими и, особенно,  со сверстниками). У многих детей отмечаются немотивированные страхи. Эти проявления могут повлиять на интеллектуальное  и речевое развитие. Отмечаются специфические отклонения в психомоторном развитии, склонность к стереотипным действиям. Стереотипность проявляется в сопротивлении любым изменениям в окружающей обстановке, наличии узких интересов, а также в тематике разговоров, игре, рисовании. Отмечается задержка в формировании коммуникативной функции речи (отсутствие целенаправленного использования речи для общения).

Проблемы детей  с нарушениями эмоциональной сферы проявляются

- в специфике динамических характеристик эмоционального процесса (скорости возникновения эмоций, их интенсивности и длительности). Детям  группы риска свойственна или эмоциональная захваченность какой-либо быстро возникшей, сильной эмоцией, или, наоборот, эмоциональная отстраненность, когда эмоция, едва возникнув, быстро затухает, не имея дальнейшего ни речевого, ни невербального выражения;

- в нарушении общих свойств эмоциональной регуляции (предметности, ситуативности, избирательности). У детей  группы риска это обнаруживается в своеобразной “эмоциональной дезорганизации” - в часто парадоксальном (неадекватном ситуации) эмоциональном реагировании.

Возможными последствиями могут быть:

- вторичное недоразвитие некоторых познавательных процессов (искажения восприятия, нарушения процессов памяти, замедление формирования мыслительных операций и т.д.);

- возникновение и закрепление специфических черт характера (упрямство, вредность, безынициативность, мрачность);

- неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, медлительность, излишняя подвижность и суетливость);

- преобладание внешне обвиняющих реакций с эмоциями гнева, раздражения;

- неадекватное переживание неудач и замечаний (от полного равнодушия и игнорирования до повышенной раздражительности и чувства страха).

    В научно-теоритических  исследованиях  получены результаты, свидетельствующие о единых корнях нарушений психического развития у детей группы риска. Поэтому для всех перечисленных категорий детей характерны  психоэмоциональные нарушения.

Основными целями психолого-педагогического коррекционно-развивающего воздействия являются:

1. Развитие психомоторных функций

  1. Коррекция нарушений в эмоциональном развитии детей этой категории
  2. Совершенствование моделей взаимодействия детей  группы риска с родителями, учителями, сверстниками.
  3. Формирование познавательных процессов.

           В процессе психолого-педагогического сопровождения группы детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы решаются следующие задачи:

- преодоление трудностей в развитии форм взаимодействия детей этой категории с окружающим миром;

-  формирование целенаправленного поведения;

- стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие с взрослыми и сверстниками;

- смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта, чувства тревоги и страха.

Решение этих задач осуществляется в двух направлениях:

-  развитие внутренних способностей ребенка осмысленно структурировать свои отношения с окружающими;

-  внешняя помощь ребенку через специально организованную среду жизнедеятельности.

Эти задачи реализуются психологами, владеющими методами коррекционно-развивающей работы с детьми группы риска.

Содержание развивающей работы с детьми группы риска, включает:

  • технологии, направленные на преодоление негативных эмоций,
  •  игры на развитие локомоторных функций,
  •  игры и упражнения на развитие саморегуляции и самоконтроля,
  •  игры и упражнения, направленные на формирование адекватных форм поведения
  •  игры на регуляцию деятельности дыхательной системы.
  •  игры на развитие зрительно-моторной координации,
  • игры на развитие речи,
  •  игры на развитие исследовательских способностей.
  •  игры на развитие внимания,
  •  игры на развитие памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если  малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...

Методы и приёмы работы с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы

В данном материале описывается методы и приемы работы с детьми-аутистами...

Роль семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения в развитии

Семья обязана формировать здоровую, развитую личность, готовую к семейной и общественной жизни...

Игровые тематические комплексы как эффективное средство оптимизации коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора "Дары Фребеля" и создания условий индивидуализации образовательного процесса представляем опыт работы с дошкольникам...

Коррекционно-развивающая программа для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Программа составлена с учетом ФГОС дляработы с детьми ОВЗ...

Семинар – практикум на тему: «Инновационные технологии в деятельности учителя – логопеда, как дополнительное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития».

Инновационные технологии в деятельности учителя – логопеда, как дополнительное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Цель: знакомить педагогов с ...