Играя-развиваемся! Психодиагностические и коррекционно - развивающие игровые методы работы с детьми с нарушениями эмоционального развития.
статья по коррекционной педагогике по теме
Статья в сборнике материалов Регионального семинара-практикума для педагогов коррекционных дошкольных образовательных учреждений "Игровая деятельность дошкольников с особыми образовательными потребностями" на базе МБОО № 63, г. Нижнекамск.
Эмоциональная сфера детей с особенностями психического развития наиболее уязвима : она чутко улавливает и оперативно реагирует на всевозможные неблагоприятные ситуации социального окружения, не имея достаточно сил им противостоять. Это, в свою очередь, провоцирует искаженное развитие других сфер психики и личности в целом: неадекватное и неадаптивное поведение детей группы риска влечет за собой возникновение проблем, связанных со становлением личности и личностной социализации (трудности общения со сверстниками и взрослыми, внутриличностные конфликты, нестабилность эмоциональной регуляции, проблемы в семье, напряженные отношения в школе, низкая успеваемость).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Играя развиваемся!»
Психодиагностические и коррекционно-развивающие
игровые методы работы с детьми с нарушениями
эмоционального развития.
В основе развивающей работы с детьми с задержкой психического развития положены представления об особенностях их личности, которые проявляются в том, что в отличие от сверстников, они более чувствительны и ранимы, и, следовательно, более подвержены несбалансированным воздействиям внешней среды.
Наиболее уязвима в этом плане эмоциональная сфера детей с особенностями психического развития: она чутко улавливает и оперативно реагирует на всевозможные неблагоприятные ситуации социального окружения, не имея достаточно сил им противостоять. Это, в свою очередь, провоцирует искаженное развитие других сфер психики и личности в целом: неадекватное и неадаптивное поведение детей группы риска влечет за собой возникновение проблем, связанных со становлением личности и личностной социализации (трудности общения со сверстниками и взрослыми, внутриличностные конфликты, нестабилность эмоциональной регуляции, проблемы в семье, напряженные отношения в школе, низкая успеваемость).
Дети с недостатками развития эмоционально-волевой сферы представляют собой полиморфную группу, характеризующуюся разнообразными психолого-педагогическими особенностями. У части этих детей превалируют эмоциональные нарушения, у других - на первый план выступают нарушения поведения.
Основными проблемами этой категории детей являются трудности в установлении взаимоотношений со всеми окружающими людьми (в том числе, с близкими и, особенно, со сверстниками). У многих детей отмечаются немотивированные страхи. Эти проявления могут повлиять на интеллектуальное и речевое развитие. Отмечаются специфические отклонения в психомоторном развитии, склонность к стереотипным действиям. Стереотипность проявляется в сопротивлении любым изменениям в окружающей обстановке, наличии узких интересов, а также в тематике разговоров, игре, рисовании. Отмечается задержка в формировании коммуникативной функции речи (отсутствие целенаправленного использования речи для общения).
Проблемы детей с нарушениями эмоциональной сферы проявляются
- в специфике динамических характеристик эмоционального процесса (скорости возникновения эмоций, их интенсивности и длительности). Детям группы риска свойственна или эмоциональная захваченность какой-либо быстро возникшей, сильной эмоцией, или, наоборот, эмоциональная отстраненность, когда эмоция, едва возникнув, быстро затухает, не имея дальнейшего ни речевого, ни невербального выражения;
- в нарушении общих свойств эмоциональной регуляции (предметности, ситуативности, избирательности). У детей группы риска это обнаруживается в своеобразной “эмоциональной дезорганизации” - в часто парадоксальном (неадекватном ситуации) эмоциональном реагировании.
Возможными последствиями могут быть:
- вторичное недоразвитие некоторых познавательных процессов (искажения восприятия, нарушения процессов памяти, замедление формирования мыслительных операций и т.д.);
- возникновение и закрепление специфических черт характера (упрямство, вредность, безынициативность, мрачность);
- неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, медлительность, излишняя подвижность и суетливость);
- преобладание внешне обвиняющих реакций с эмоциями гнева, раздражения;
- неадекватное переживание неудач и замечаний (от полного равнодушия и игнорирования до повышенной раздражительности и чувства страха).
В научно-теоритических исследованиях получены результаты, свидетельствующие о единых корнях нарушений психического развития у детей группы риска. Поэтому для всех перечисленных категорий детей характерны психоэмоциональные нарушения.
Основными целями психолого-педагогического коррекционно-развивающего воздействия являются:
1. Развитие психомоторных функций
- Коррекция нарушений в эмоциональном развитии детей этой категории
- Совершенствование моделей взаимодействия детей группы риска с родителями, учителями, сверстниками.
- Формирование познавательных процессов.
В процессе психолого-педагогического сопровождения группы детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы решаются следующие задачи:
- преодоление трудностей в развитии форм взаимодействия детей этой категории с окружающим миром;
- формирование целенаправленного поведения;
- стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие с взрослыми и сверстниками;
- смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта, чувства тревоги и страха.
Решение этих задач осуществляется в двух направлениях:
- развитие внутренних способностей ребенка осмысленно структурировать свои отношения с окружающими;
- внешняя помощь ребенку через специально организованную среду жизнедеятельности.
Эти задачи реализуются психологами, владеющими методами коррекционно-развивающей работы с детьми группы риска.
Содержание развивающей работы с детьми группы риска, включает:
- технологии, направленные на преодоление негативных эмоций,
- игры на развитие локомоторных функций,
- игры и упражнения на развитие саморегуляции и самоконтроля,
- игры и упражнения, направленные на формирование адекватных форм поведения
- игры на регуляцию деятельности дыхательной системы.
- игры на развитие зрительно-моторной координации,
- игры на развитие речи,
- игры на развитие исследовательских способностей.
- игры на развитие внимания,
- игры на развитие памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...

"Комплексный подход в системе коррекционной работы с детьми,имеющими нарушения в развитии".
Для педагогов,воспитателей,родителей....
Методы и приёмы работы с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы
В данном материале описывается методы и приемы работы с детьми-аутистами...

Роль семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения в развитии
Семья обязана формировать здоровую, развитую личность, готовую к семейной и общественной жизни...

Игровые тематические комплексы как эффективное средство оптимизации коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора "Дары Фребеля" и создания условий индивидуализации образовательного процесса представляем опыт работы с дошкольникам...

Коррекционно-развивающая программа для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Программа составлена с учетом ФГОС дляработы с детьми ОВЗ...

Семинар – практикум на тему: «Инновационные технологии в деятельности учителя – логопеда, как дополнительное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития».
Инновационные технологии в деятельности учителя – логопеда, как дополнительное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Цель: знакомить педагогов с ...