Психолого - педагогический аспект речевого развития детей раннего возраста.
статья по коррекционной педагогике по теме

Замаева Елена Шагитовна

Статья в сборнике материалов Регионального семинара-практикума для педагогов дошкольных учреждений "Современные методики развития речи и профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста" на базе МБДОУ № 4 "Солнышко", п.г.т Камские Поляны.

 «Как помочь ребёнку заговорить?»- этот вопрос волнует многих молодых родителей.  Забота о своевременном формировании речи у ребёнка – это основное условие успешного обучения в школе. Ведь через речь развивается мышление, да и мысли мы выражаем с помощью слова. Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому  все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskiy_aspekt_razvitiya_rechi.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого - педагогический аспект речевого развития детей

раннего возраста.

Составители: педагоги-психологи ДОУ г. Нижнекамска, РТ:

Замаева Елена Шагитовна, МБДОУ № 88,

Смирнова Наталья Геннадьевна, МБДОУ № 63.

      «Как помочь ребёнку заговорить?»- этот вопрос волнует многих молодых родителей.  Забота о своевременном формировании речи у ребёнка – это основное условие успешного обучения в школе. Ведь через речь развивается мышление, да и мысли мы выражаем с помощью слова.

       Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

       Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому  все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом.

       Любая задержка в развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие, бедный запас слов) затрудняет общение ребёнка и с взрослыми, и с детьми; и даже исключает его из детских игр. Такие дети не могут усвоить сути игры, не понимают предъявляемых требований. С этими детьми очень сложно общаться и воспитателям в детском саду, и дома родителям. Как правило, такие малыши упрямы, раздражительны, много плачут и их бывает трудно успокоить.

        В 60-е годы в научной литературе возникает понятие «фактор риска», под которым подразумеваются различные условия внешней сферы: биологические и социально-психологические. Между биологическими и социально-психологическими факторами риска прослеживается тесное взаимодействие.

       Биологические факторы риска развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми нарушениями. В частности нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества) и  семейная отягощенность патологией речи относятся к биологическим факторам риска речевых нарушений генетического характера.

        В последние годы большое внимание исследователей привлекают социально-психологические факторы риска, в особенности вопросы психической депривации детей. Депривация — недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации. Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.

        Отделение от матери в раннем возрасте, характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность);  неприятие со стороны матери (отца);  неполная семья; конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.); воспитание в двух домах; резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания; неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей) всё это существенно влияет на речевое развитие ребенка.

         После 2,5 лет и старше приобретают значение такого рода воздействия, как наказание дома и особенно в детском учреждении, нежелание посещать ясли или группу, испуг при встрече с малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных персонажей и пр.

         По мере роста и развития ребенка круг психотравмирующих ситуаций значительно расширяется за счет возрастающего значения влияний внешней среды. Это конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми, чрезмерные наказания, запугивания, переживание ситуация испуга (внезапное появление устрашающего животного, просмотр «страшного» фильма, «страшная» сказка), рождение другого ребенка при отсутствии готовности занять позицию старшего и пр.

         Однако в ряде случаев имеются индивидуальные реакции детей, свидетельствующие о нарушении адаптации ребенка к новым условиям жизни. Так, первоначальный период пребывания ребенка в яслях иногда сопровождается задержкой и даже регрессом достигнутого ранее развития. В первые дни после поступления в ясли у некоторых детей резко снижается речевая активность, что, несомненно, задерживает формирование речи. Этот период может продолжаться у младших детей до 4 месяцев, у более старших до 2 месяцев. Наиболее трудно протекает адаптация к детскому учреждению, если ребенок поступает в него в возрасте от 9 месяцев до полутора лет. Наименее болезненно она происходит в возрасте до 6—7 месяцев и после полутора лет. Поэтому в раннем возрасте существенным психологическим аспектом профилактики нервно-психических нарушений речи, в частности, является направление ребенка в детское учреждение в том возрастном периоде, в котором он может легче адаптироваться к новым условиям жизни.            

       Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения (вторичные расстройства).

Глубокие расстройства речи (алалии, афазия) в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу функционального единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие психические проявления личности.

         Учет закономерностей действия факторов риска позволяет целенаправленно проводить первичную профилактическую коррекционно-педагогическую работу. Для организации рациональных методов профилактического педагогического воздействия имеет значение знание возрастных особенностей становления речевой функции и психики в целом.

       Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

        С этой целью и были разработаны специальные упражнения: дыхательные, двигательные, пальчиковые игры, растяжки и т.п. Под воздействием кинезиологических упражнений в организме ребенка происходят положительные комплексно-структурные изменения. И чем нагрузка интенсивней (в пределах разумного), тем существенней эти изменения. Более того, разработанные методики помогают выявлять скрытые способности детей и значительно расширяют границы деятельности и возможностей головного мозга. 

       Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от

5 – 10 до 20 – 35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно, Длительность занятий по одному комплексу упражнений 45 – 60 дней. Желательно реализовать весь кинезиологический цикл:

     - комплекс упражнений для развития межполушарных связей  (6 -8 недель);  

     - перерыв 2 недели;

     - комплекс упражнений для развития правого полушария (6 – 8 недель);

     -перерыв 2 недели;

     -комплекс упражнений для развития левого полушария (6 – 8 недель).

       Использование метода кинезиологии применительно к детям с дисфункциональным развитием мозговых структур позволяет более эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были им доступны.

        Таким образом, подводя итоги  можно отметить  основные моменты:

1. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым. От культуры речи взрослых, от того,  сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи.

3. Большое значение  имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, и собственная активность ребенка в различных видах деятельности.

4. Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно - психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

Приложение.

РАЗВИВАЮЩАЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ   ПРОГРАММА.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 до 20 – 35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно, Длительность занятий по одному комплексу упражнений 45 – 60 дней. Желательно реализовать весь кинезиологический цикл:

     - комплекс упражнений для развития межполушарных связей  (6 -8 недель);  

     - перерыв 2 недели;

     - комплекс упражнений для развития правого полушария (6 – 8 недель);

     -перерыв 2 недели;

     -комплекс упражнений для развития левого полушария (6 – 8 недель).

Цель:

     - развитие межполушарной специализации,

     - развитие межполушарного взаимодействия,

     - развитие межполушарных связей,

     - синхронизация работы полушарий,

     - развитие мелкой моторики.

     - развитие способностей.

     - развитие памяти, внимания.

     - развитие речи.

     - развитие мышления,

     - устранение дислексии.

Упражнения для развития

межполушарного взаимодействия.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

   

Комплекс 1.

1. Колечко.    Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном  (от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно. а затем двумя руками вместе.

2. Кулак – ребро – ладонь.   Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений 8 – 10 раз. При затруднении движения сопровождаются командами (соответствующими словами) вслух или про себя .

3. Лезгинка.   Левую руку сжать в кулак, отставив большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью, направленной вниз, касается мизинца левой руки. Потом одновременно меняется положение рук. Повтор 6 – 8 раз. Повышение скорости выполнения усиливает эффект.

4. Зеркальное рисование.   Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно двумя руками зеркально – симметричные рисунки, буквы, При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется работа полушарий, увеличивается эффективность  работы всего мозга.

5. Ухо – нос.  Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью « до наоборот».

6. Змейка.  Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе, двигать пальцем, который укажет педагог. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий.  Прикасаться к пальцу нельзя, задание даётся словесно. Последовательно в упражнении участвуют пальцы обеих рук.

7. Горизонтальная восьмёрка.  1 -2 неделя занятий. Язык упирается в нижние зубы, стараясь их вытолкнуть наружу, затем расслабляется (10 раз). Прижимается к левой и правой щеке (10 раз). Упирается в верхние зубы, прогибаясь вниз (10 раз).   3 – 4 неделя занятий.  Вытянуть перед собой на уровне глаз правую руку, пальцы сжать в кулак, оставив вытянутыми указательный и средний, нарисовать в воздухе этими пальцами лежащую восьмёрку (знак бесконечности) как можно большего размера. Когда рука от центра будет подниматься вверх, начать следить глазами за линией между пальцами, не поворачивая головы. Высунутый язык усиливает эффект.

Комплекс 2.

1. Массаж ушных раковин.  Массировать мочки ушей, а затем всю ушную раковину снизу вверх (8 – 10 раз). В конце упражнения растереть уши руками.

2. Перекрёстные движения.  Правая рука впереди, левая нога сзади, затем в прыжке сменить положения руки и ноги. (8 – 10 раз).

3.Качание головой.  Глубоко дышать, расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперёд и медленно раскачивать её из стороны в сторону (6 – 8 раз).

4. Горизонтальная восьмёрка. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости три раза одной рукой, потом – другой, а затем обеими руками вместе.

5. Симметричные рисунки.  Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т.д. (20 – 30 сек).

6. Медвежьи покачивания.  Встать, ноги на ширине плеч, медленно раскачиваться в стороны телом, потом подключить руки. Можно придумать сюжет (20 – 30сек).

7. Поза скручивания.  Сесть на стул боком. Ноги вместе, бедро прижато к спинке. Правой рукой держаться за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивать верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Остаться в этом положении 5 – 10сек. Выполнить то же самое в другую сторону.

8. Дыхательная гимнастика. Выполнять ритмичные вдохи и выдохи: вдох в два раза короче выдоха (20 – 30сек).

9.   Нарисовать плакат- схему зрительных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, вправо – влево, по часовой стрелке и против неё, по траектории восьмёрки. Каждая траектория имеет свой цвет  внешний овал -  красный, внутренний овал, отстоящий от внешнего на 6 см – голубой, нарисованная внутри восьмёрка зелёного цвета. Упражнение выполняется стоя.

УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ.

В результате выполнения упражнений развиваются творческие способности на основе наглядно – образного мышления, стабилизируется психика, развивается интуиция.

Комплекс 1.

1   Встать прямо, глаза закрыть, пальцы левой руки лежат на животе (5см ниже пупка),кончиками пальцев правой руки разминать копчик, представляя красный шар. Затем левая рука на копчике, правая – растирает живот, представляя оранжевый шар.

2. Левая рука лежит в области пупка, правая рука  - в области сердца. Сильно натирать грудь, представляя зелёный шар.

3. Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над губой, а средний палец – под губами, открыть рот и растирать область губ.

4Левая рука – на животе, правая – чуть выше межбровья массирует эту область, представляя голубой шар.

5.Сделать вдох левой ноздрёй (правая ноздря -  закрыта снизу большим пальцем правой руки), а выдох – через правую таким же образом закрыв левую ноздрю левой рукой. (3 раза). При вдохе представлять серебристый цвет, при выдохе – золотой.

6. Сложить ладони друг  с другом и поднять их на уровень межбровья, вытянув руки перед собой, смотреть  между большими пальцами, представляя фиолетовый шар.

7. Сесть на край стула, спина прямая, положить голень левой ноги на колено правой, правую руку положить на щиколотку согнутой ноги ладонью вверх на неё также положить левую руку. Посидеть спокойно 30 сек. Затем то же сделать с другой ногой.

Каждое упражнение выполняют 15-20 сек, затем время выполнения увеличивается до 30сек.

Комплекс 2.

1. Закрыть глаза, массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно с обеих сторон, затем сделать движение зевоты.

2. Встать, держась руками за спинку стула, одну ногу выставить вперёд, делать выпады на колено выставленной вперёд ноги. Нога, расположенная сзади должна быть прямой. Корпус держать прямо. Повторить то же с другой ноги.

3. Сидя, положить лодыжку на другое колено, противоположную руку положить  на лодыжку согнутой ноги. Другую руку положить на икроножную мышцу согнутой ноги, сгибать и разгибать стопу. Повторить это же упражнение другой ногой.

4.Сесть на стул прямо, руки положить на стол ладонями вниз на стол, плечи развернуть и расслабить, делать круговые движения головой по направлению к грудной клетке.

5.Сесть на стул или на пол, на мягкую поверхность, руками держаться за сидение стула или положить их ладонями вниз на пол. Подняв ноги вместе, делать ими круговые движения по 4 раза в каждую сторону.

6. Сесть, вытянув ноги и скрестив их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны и переплести пальцы в замок на уровне груди, удобно вывернув их. Расслабиться, закрыть глаза и глубоко подышать.

Каждое упражнение выполняется  15 - 30 сек.

УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ.

В результате выполнения упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, преодолеваются математические трудности, активизируется работа головного мозга.

Комплекс 1.

1.Оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до 10. Начинать с   открытыми глазами, продолжать – с закрытыми глазами  (7раз).

2.Одну минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Потом двумя пальцами рисовать круги на подбородке и лбу, считая до 30.

3.Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз 1 минуту.

4.Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания ноздрей  20 раз.

5.Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо, потом наоборот 10 раз.

Комплекс 2.

1. Рисующий слон. Встать или сесть в позу слона, слегка подогнув колени, наклониться головой к плечу, вытянуть руку вперёд и рисовать то, что видите большими мазками. Потом повторить другой рукой.

2. Покачивания головой.  С силой обхватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, потом направо. Повторить то же другой рукой.

3.Вращение шеи.  Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дыхание свободное. Подбородок опущен как можно ниже, плечи расслаблены. Сначала повороты головы совершаются при поднятых плечах, затем – при опущенных. Вращать головой,  не закрывая глаз, потом –  закрывая их.

4.Сесть на стул, ноги вытянуть вперёд, скрестив их. Делать наклоны вперёд, доставая руками пальцы ног, наклонив голову вперёд. Следить за дыханием: выдох при наклоне, вдох при подъёме. Повторить упражнение 3 раза и изменить положение ног.

5. Перекрёстный шаг.  Делать попеременные перекрёстные движения руками и ногами при ходьбе на месте, сначала прикасаясь руками к противоположным ногам перед собой, затем за спиной. Можно вместо ходьбы делать таким же образам прыжки на месте.

УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ КООРДИНАЦИИ ГЛАЗ И РУК.

Улучшают навыки чтения и письма, способности визуального различения, координацию тела. Тренируют двигательные навыки, стимулируют восприятие пространства, улучшают чувство центрирования.

1. Восьмёрка.  Закройте глаза. Пальцами одной руки провести перед глазами продольную восьмёрку, следуя закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжать рисование восьмёрок, увеличивая их размеры (2 раза).

2. Восьмёрки локтями.  Стоя, развести ноги  на ширину плеч, слегка согнув их в коленях. Нарисовать половину восьмёрки правым локтем, глаза следят за движением локтя. Проделать то же самое с левой стороной.

3. Крылья.  Встать ноги на ширине плеч, колени расслаблены, потрясти руками и согнуть локти. Нарисовать восьмёрку сразу двумя руками, сначала вперёд, сначала лежащую перпендикулярно тела, потом стоящую параллельно ему. Подбородок поворачивается вместе с движениями рук (4 – 5 раз). Затем опустить руки  свободно свисать вниз, наклониться вперёд, встав на носки, сделать выдох, выпрямляясь на выдохе.

4.Лёжа на спине, обхватить руками одно колено, прижимая его к груди, вторая нога находится в расслабленном состояниями, закрыть глаза, сделать 2-3 глубоких дыхания, Подколенные сухожилия хорошо расслабляются, усиливается кровоснабжение мозга.

5.Обхватить левой рукой запястье правой руки и делать массирующие движения 10 – 15 раз. Повторить то же самое правой рукой.

6. Приставить ладони рук друг к другу на уровне глаз. Носом прочертить линию от одной ладони по руке к плечу, затем в воздухе начертить окружность . Затем по другой ладони провести носом линию к другому плечу и завершить рисунок окружностью в воздухе (6 раз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста

В этой статье освещены психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста . Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей....

Психолого –педагогические условия познавательного развития детей раннего возраста.

Итоговая работа слушателя дополнительной программы профессиональной переподготовки  «Образование и педагогика (воспитатель)»...

Статья "Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка"

Статья "Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка"...

Психолого – педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в ДОУ с учетом ФГОС.

В отечественной педагогике и психологии вопросы сенсорного развития в воспитании детей дошкольного возраста изучались группой научных работников (Венгер Л. А., Запорожец А. В., Сакулина Н. П. и др.) д...

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста.

Консультация для родителей. Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В этой статье я представлю  основные методы и приёмы, которыми я пользуюсь, по различным направлениям развития речи детей раннего возраста.Я их использую не только во время непосредственной образ...

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Добрый день, уважаемые коллеги!Какм и обещала, хочу продолжить обсуждение темы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста". Сегодня предлагаю вспомнить тех, кто занимался данным вопросом. ...