НЕПОПУЛЯРНЫЕ ДЕТИ. ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Швецова Ирина Петровна

НЕПОПУЛЯРНЫЕ ДЕТИ. ВОЗМОЖНОСТИ    ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ   КОРРЕКЦИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nepopul_deti.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПОПУЛЯРНЫЕ ДЕТИ. ВОЗМОЖНОСТИ    ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ   КОРРЕКЦИИ

Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом.

Становление личности дошкольника будет полноценным лишь при условии благополучия эмоционально-психологического климата группы, когда каждому в ней «легко дышится». От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.

В реальной жизни, однако, выявляются дошкольники, которые «непопулярны» среди сверстников и на первый взгляд ничем не выделяются из общей группы. Они не дерутся, не так уж часто плачут и, следовательно, не обращают на себя внимание

воспитателя. Но педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не сможет обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных) детях.

Поэтому данная категория детей нуждается в помощи взрослого, чтобы в дальнейшем эти трудности в общении со сверстниками не повлияли на их развитие. И чем раньше мы обратим внимание на возникшие у ребенка отрицательные переживания, тем легче сможем избежать их закрепления в структуре личности.

 Психологический портрет непопулярного ребенка.

В дошкольном возрасте интенсивно происходит социально-личностное становление дошкольников. Отношения между детьми динамичны, они развиваются на протяжении всего дошкольного возраста, обогащается и усложняется коммуникативное поведение детей. И уже в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил.

Общаясь, старшие дошкольники начинают устанавливать дружеские отношения, у них возникают довольно устойчивые симпатии и антипатии. Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. В старшем дошкольном возрасте в детском сообществе наиболее востребованными становятся нравственные качества, такие как мягкость, отзывчивость, способность помочь, уступить, доброжелательность.

В основе этих качеств - особое, личностное отношение к сверстнику, когда другой ребенок является не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью.

Такие отношения складываются у некоторых детей уже к концу дошкольного возраста, и именно они делают ребенка успешным в сфере общения и популярным среди сверстников.

У детей свои критерии оценки членов коллектива, они не всегда и не во всем совпадают с мнением взрослых. Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей, и, получая признание, ребенок радуется, гордится.

Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева и приступами страха.

Эти дети ощущают по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Это говорит о низком статусе ребенка в группе сверстников, об эмоциональном неблагополучии, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.

Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Эти дети обидчивы, становятся агрессивными.

В одних случаях подобные переживания могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях. Также возможны и иные проявления: в особой избирательности действий, поступков, отношений с другими людьми.

У непопулярных детей, как правило, отсутствуют избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений, а их личностные качества низко оцениваются детьми. Их принимают на роли, которые не захотели играть другие В других случаях непопулярные дети идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, становятся его тенью и таким образом получают его защиту, купаются в отблесках его славы. Таким детям постоянно не хватает общения со сверстниками. Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому-либо или ненавидеть кого-то за пренебрежение к себе.

Изолированные дети не могут удовлетворить основную потребность, характерную для данного возрастного этапа, - потребность в совместной игре со сверстниками. Тот, кого не принимают в игру, тяжело переживает свою отверженность.

Выявить непопулярных детей поможет плановая диагностика педагога-психолога. Следующий шаг - определение причин сложившейся ситуации и выбор оптимальных средств, направленных на устранение негативных факторов. Корректирующие воздействия должны быть строго дифференцированы относительно каждой причины непопулярности.

 Причины непопулярности детей среди сверстников.

Причины непопулярности ребенка в группе сверстников могут быть различными. На социометрический статус ребенка влияют:

  • уровень развития навыков общения;
  • привлекательный (непривлекательный) внешний вид;
  • степень развития игровых навыков;
  • обладание заманчивыми игрушками, предметами.

В старшем дошкольном возрасте в детском сообществе наиболее востребованными становятся нравственные качества, такие как мягкость, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность.

В основе этих качеств - особое, личностное отношение к сверстнику, когда другой ребенок является не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью.

Такие отношения складываются у некоторых детей уже к концу дошкольного возраста, и именно они делают ребенка успешным в сфере общения и популярным среди сверстников.

Немаловажное значение имеет отношение воспитателя к ребенку. Неприязнь, раздражение и игнорирование, демонстрируемые невербальными способами на взаимодействии с ребенком, красноречиво сигнализируют о чувствах педагога. А поскольку взрослый является авторитетом и носителем образцов желательного поведения для детей, они неосознанно могут перенимать его негативное отношение к воспитаннику.

Это же правило работает и в позитивном плане - положительная оценка, внимание и поддержка, оказываемая ребенку воспитателем, повышают уровень его привлекательности в глазах сверстника и способствуют налаживанию межличностных отношений.

Ребенок может не отвергаться сверстниками, но сам не желать общения с ними (в случае неразвитой потребности в общении, при эмоциональных и поведенческих нарушениях, далее мы подробнее рассмотрим некоторые из них). Случается, что из-за частых заболеваний и длительного пребывания вне коллектива ребенок не имеет возможности укрепить и поддерживать свои отношения с ровесниками.

Некоторые личностные особенности, например заниженная или завышенная самооценка, также могут быть причиной непопулярности ребенка, неприятия его детской группой.

У детей, имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Оно может иметь различные проявления: от выраженной агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выражается в замкнутости и застенчивости.

 Оценка неблагополучия ребенка в группе.

Эмоциональное благополучие дошкольника и в целом развитие его личности в большей степени определяется отношениями ребенка со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Многое меняется, эмоциональный контакт сменяется отвержением, конфликты возникают и угасают.

Один и тот же ребенок в начале года может быть «звездой», «предпочитаемым», а через несколько месяцев утратить свой авторитет и наоборот. Поэтому изучать взаимоотношения ребенка с другими детьми следует постоянно.

Желательно возвращаться к этому вопросу раз в 1-2 месяца, чтобы иметь возможность вовремя вмешаться, помочь отвергаемым, найти пути повышения статуса изолированных детей. Как изучать взаимоотношения детей?

Воспитатель может использовать метод наблюдения. Целесообразно фиксировать в течение какого-то определенного времени (например во время прогулки) такие, например,

моменты:

  • сколько раз и кто именно обращался к ребенку, положение которого в группе вы изучаете;
  • сколько раз он сам проявлял инициативу в установлении контактов.

Также существует возможная форма наблюдения за детьми в группе, целью которого является выявление возможного дискомфорта у ребенка в процессе общения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Семинар-практикум для педагогов "Непопулярные дети".

В каждой группе детского сада, особенно в старших группах, есть непопулярные дети, по другому говоря "изолянты". Это те дети, с которыми не хотят общаться, не принимают в свой коллектив другие дети. Д...

Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции

Семинар-практикум для педагогов с элементами тренинга...

Семинар - практикум "Непопулярные дети"

Материал данного практикума поможет педагогам понять причины и способы преодоления детской "непопулярности" среди сверстников...

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; для коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; Для коррекции агрессивного поведения у дошкольников...