Главные вкладки

    НЕПОПУЛЯРНЫЕ ДЕТИ. ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
    консультация по коррекционной педагогике на тему

    Швецова Ирина Петровна

    НЕПОПУЛЯРНЫЕ ДЕТИ. ВОЗМОЖНОСТИ    ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ   КОРРЕКЦИИ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nepopul_deti.docx27.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    НЕПОПУЛЯРНЫЕ ДЕТИ. ВОЗМОЖНОСТИ    ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ   КОРРЕКЦИИ

    Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом.

    Становление личности дошкольника будет полноценным лишь при условии благополучия эмоционально-психологического климата группы, когда каждому в ней «легко дышится». От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.

    В реальной жизни, однако, выявляются дошкольники, которые «непопулярны» среди сверстников и на первый взгляд ничем не выделяются из общей группы. Они не дерутся, не так уж часто плачут и, следовательно, не обращают на себя внимание

    воспитателя. Но педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не сможет обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных) детях.

    Поэтому данная категория детей нуждается в помощи взрослого, чтобы в дальнейшем эти трудности в общении со сверстниками не повлияли на их развитие. И чем раньше мы обратим внимание на возникшие у ребенка отрицательные переживания, тем легче сможем избежать их закрепления в структуре личности.

     Психологический портрет непопулярного ребенка.

    В дошкольном возрасте интенсивно происходит социально-личностное становление дошкольников. Отношения между детьми динамичны, они развиваются на протяжении всего дошкольного возраста, обогащается и усложняется коммуникативное поведение детей. И уже в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил.

    Общаясь, старшие дошкольники начинают устанавливать дружеские отношения, у них возникают довольно устойчивые симпатии и антипатии. Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. В старшем дошкольном возрасте в детском сообществе наиболее востребованными становятся нравственные качества, такие как мягкость, отзывчивость, способность помочь, уступить, доброжелательность.

    В основе этих качеств - особое, личностное отношение к сверстнику, когда другой ребенок является не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью.

    Такие отношения складываются у некоторых детей уже к концу дошкольного возраста, и именно они делают ребенка успешным в сфере общения и популярным среди сверстников.

    У детей свои критерии оценки членов коллектива, они не всегда и не во всем совпадают с мнением взрослых. Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей, и, получая признание, ребенок радуется, гордится.

    Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева и приступами страха.

    Эти дети ощущают по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Это говорит о низком статусе ребенка в группе сверстников, об эмоциональном неблагополучии, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.

    Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Эти дети обидчивы, становятся агрессивными.

    В одних случаях подобные переживания могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях. Также возможны и иные проявления: в особой избирательности действий, поступков, отношений с другими людьми.

    У непопулярных детей, как правило, отсутствуют избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений, а их личностные качества низко оцениваются детьми. Их принимают на роли, которые не захотели играть другие В других случаях непопулярные дети идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, становятся его тенью и таким образом получают его защиту, купаются в отблесках его славы. Таким детям постоянно не хватает общения со сверстниками. Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому-либо или ненавидеть кого-то за пренебрежение к себе.

    Изолированные дети не могут удовлетворить основную потребность, характерную для данного возрастного этапа, - потребность в совместной игре со сверстниками. Тот, кого не принимают в игру, тяжело переживает свою отверженность.

    Выявить непопулярных детей поможет плановая диагностика педагога-психолога. Следующий шаг - определение причин сложившейся ситуации и выбор оптимальных средств, направленных на устранение негативных факторов. Корректирующие воздействия должны быть строго дифференцированы относительно каждой причины непопулярности.

     Причины непопулярности детей среди сверстников.

    Причины непопулярности ребенка в группе сверстников могут быть различными. На социометрический статус ребенка влияют:

    • уровень развития навыков общения;
    • привлекательный (непривлекательный) внешний вид;
    • степень развития игровых навыков;
    • обладание заманчивыми игрушками, предметами.

    В старшем дошкольном возрасте в детском сообществе наиболее востребованными становятся нравственные качества, такие как мягкость, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность.

    В основе этих качеств - особое, личностное отношение к сверстнику, когда другой ребенок является не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью.

    Такие отношения складываются у некоторых детей уже к концу дошкольного возраста, и именно они делают ребенка успешным в сфере общения и популярным среди сверстников.

    Немаловажное значение имеет отношение воспитателя к ребенку. Неприязнь, раздражение и игнорирование, демонстрируемые невербальными способами на взаимодействии с ребенком, красноречиво сигнализируют о чувствах педагога. А поскольку взрослый является авторитетом и носителем образцов желательного поведения для детей, они неосознанно могут перенимать его негативное отношение к воспитаннику.

    Это же правило работает и в позитивном плане - положительная оценка, внимание и поддержка, оказываемая ребенку воспитателем, повышают уровень его привлекательности в глазах сверстника и способствуют налаживанию межличностных отношений.

    Ребенок может не отвергаться сверстниками, но сам не желать общения с ними (в случае неразвитой потребности в общении, при эмоциональных и поведенческих нарушениях, далее мы подробнее рассмотрим некоторые из них). Случается, что из-за частых заболеваний и длительного пребывания вне коллектива ребенок не имеет возможности укрепить и поддерживать свои отношения с ровесниками.

    Некоторые личностные особенности, например заниженная или завышенная самооценка, также могут быть причиной непопулярности ребенка, неприятия его детской группой.

    У детей, имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Оно может иметь различные проявления: от выраженной агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выражается в замкнутости и застенчивости.

     Оценка неблагополучия ребенка в группе.

    Эмоциональное благополучие дошкольника и в целом развитие его личности в большей степени определяется отношениями ребенка со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Многое меняется, эмоциональный контакт сменяется отвержением, конфликты возникают и угасают.

    Один и тот же ребенок в начале года может быть «звездой», «предпочитаемым», а через несколько месяцев утратить свой авторитет и наоборот. Поэтому изучать взаимоотношения ребенка с другими детьми следует постоянно.

    Желательно возвращаться к этому вопросу раз в 1-2 месяца, чтобы иметь возможность вовремя вмешаться, помочь отвергаемым, найти пути повышения статуса изолированных детей. Как изучать взаимоотношения детей?

    Воспитатель может использовать метод наблюдения. Целесообразно фиксировать в течение какого-то определенного времени (например во время прогулки) такие, например,

    моменты:

    • сколько раз и кто именно обращался к ребенку, положение которого в группе вы изучаете;
    • сколько раз он сам проявлял инициативу в установлении контактов.

    Также существует возможная форма наблюдения за детьми в группе, целью которого является выявление возможного дискомфорта у ребенка в процессе общения.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

    В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

    Презентация "Тревожные дети (диагностика, коррекция)"

    Как отличить тревогу от тревожности. Причины возникновения тревожности. Как помочь тревожному ребенку....

    Семинар-практикум для педагогов "Непопулярные дети".

    В каждой группе детского сада, особенно в старших группах, есть непопулярные дети, по другому говоря "изолянты". Это те дети, с которыми не хотят общаться, не принимают в свой коллектив другие дети. Д...

    Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции

    Семинар-практикум для педагогов с элементами тренинга...

    Семинар - практикум "Непопулярные дети"

    Материал данного практикума поможет педагогам понять причины и способы преодоления детской "непопулярности" среди сверстников...