Главные вкладки

    «Основные стратегии психолого-педагогической помощи непопуляпным детям"
    консультация по коррекционной педагогике на тему

    Швецова Ирина Петровна

    «Основные стратегии психолого-педагогической помощи

    непопулярным детям»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pomoshch_nepop_detyam.docx21.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Основные стратегии психолого-педагогической помощи

    непопулярным детям»

    • Переориентация недоброжелательного отношения к нему детей, изменение социальных установок и выработка системы положительных оценок. Научить детей видеть в сверстнике достойного партнера, радоваться успехам других, восхищаться личными качествами детей, развивать социально-перцептивные качества: рефлексию, эмпатию, идентификацию.
    • Важно переориентировать самовосприятие самого ребенка: вызвать интерес к своему внешнему виду (одежде, прическе и др.), личностным достоинствам. Поэтому первостепенное значение здесь имеет активно-положительное отношение педагога к детям, который обнаруживает и демонстрирует самому ребенку его положительные качества.
    • Внимание педагога направлять на внутренние переживания ребенка, использование эмоционального комментария взрослым всего происходящего, что поможет ребенку эмоционально откликнуться на происходящее. Предложить ребенку самому стать комментатором наблюдаемых игр сверстников, их споров, конфликтов.

    • Чтение художественной литературы, рассматривание картинок, где отмечаются с помощью вопросов взрослого особенности проявлений человеческих взаимоотношений, способы взаимодействия людей. Таким образом, ребенок косвенно приобретает опыт коммуникативной деятельности. Включать ребенка в условия реального общения с наиболее доброжелательными детьми, поддерживая все попытки общаться.
    • Создать ситуацию успеха для детей и сделать их заметными для сверстников.
    • Обогащение представлений детей о собственно игровой деятельности: привлечение внимания к сюжетам игр, содержанию игровых действий, последовательности, к игровым умениям сверстников, их веселому жизнерадостному настроению. Обучение детей реализации игровых замыслов, выполнению игровых действий (вначале в игре-занятии с воспитателем), формирование умения сосредотачиваться на своей роли, использовать по назначению игрушки, стимулирование ребенка к придумыванию собственной игры. Необходимо научить детей понимать замысел товарища, рассказывать о своем, планировать совместную игру, определять последовательность действий.
    • Предложить ребенку ведущую роль в игре, но при этом он должен быть точно осведомлен взрослым о функции его роли и вытекающих правилах, о главной и промежуточной целях совместной игры.
    • Расширять контакты детей, выявляя партнеров со схожими интересами.

    • Включение дошкольников в различные виды социально полезной деятельности при одновременном формировании положительного отношения к ней и закреплении положительных переживаний, связанных с успехом в деле на общую пользу. Мотивация: помощь другу, помощь своей группе, судья конфликта. Главное, чтобы ребенок реально проявил социально значимое качество.
    • Общественное мнение детской группы.
    • Обеспечение ребенку возможности зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, мультфильмов. Упражнять ребенка в применении этически ценных норм взаимоотношений, научить его использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов.
    • Прием моделирования совместной деятельности, где ребенку предоставляется возможность быть режиссером и строить, например, систему взаимоотношений героев сказки. Упражнения в этически ценных формах общения, в таком поведении, которое бы никого не оскорбляло, не унижало, не приводило к конфликтам.
    • Утешение, сочувствие помогает ребенку избавиться от чувства вины, гнева, смущения, беззащитности.

    2.4. Упражнение «Дискуссия».

    Материалы: карточки с ролями - «методист», «воспитатель» (несколько), «психолог», «непринимаемый».

    Группа делится пополам. Одна половина образует внутренний круг, это участники дискуссии. Другая - внешний, это наблюдатели, которым предстоит держать над головами членов дискуссии таблички, определяющие их должностной статус в учреждениях: методист, воспитатели, психолог.

    Только на одной табличке имеется надпись, указывающая не должность, а положение этого работника в коллективе: «непринимаемый».

    Таблички раздаются таким образом, чтоб их содержание было видно всем, кроме участника, к которому она относится. Задается тема дискуссии, а именно подготовка педагогического совета по теме «Ознакомление с особенностями личностно ориентированного общения с детьми». Продолжительность дискуссии - 5 минут.

    Вопросы для обсуждения:

    К активным участникам:

    • В какой момент вы поняли, что выпадаете из дискуссии?
    • С чем вы это связывали, как объясняли?

    -        Какие чувства у вас возникли в этой связи?

    -Это позволило мобилизоваться, собраться или, наоборот, расстроило, опустились руки?

    К пассивным участникам:

    • Какие ассоциации вызвала табличка «непринимаемый»?
    • Как вы стали вести себя по отношению к этому человеку?
    • Были ли у вас сомнения по поводу содержания вашей таблички (не определяет ли она особенности отношения к вам со стороны коллектива)?

    -Каково самочувствие человека, точку зрения которого не признают, не учитывают, к которому не относятся с должным уважением и вниманием?

    Действие групповых стереотипов: если у человека есть определенный «ярлык», то отношение к нему строится уже в прямой зависимости от него; при этом никто не обязан поддерживать эти стереотипы - каждый свободен делать свой выбор, независимый от общепринятого.

    Во время проведения упражнения игроки будут стараться показать каким-либо образом отношение к «особому» игроку, однако это не является единственной стратегией поведения. Можно, наоборот, стараться поддержать человека, не принимаемого в коллективе, попытаться показать его лучшие стороны.

    Если в группе принято навешивать ярлыки, никто не застрахован от подобного.

    Если в группе приняты искренние отношения, без скрытых мотивов, то каждый член этой группы чувствует себя бол Отношение к любому человеку (и конечно, к маленькому) должно строиться на основе принятия его личности, уважения к нему; если в ребенке что-то не нравится, всегда в нем есть что-то, что является его достоинством, причем ценным и значимым для взаимодействия с другими.

    Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

    Дети-ровесники создают ребенку возможность усвоить преподанные старшими образцы человеческих действий и поступков, поупражняться в их воспроизведении, поглядеть со стороны, как выучил тот или иной урок другой ребенок. Основная магистраль формирования товарищеских связей с ровесниками -становление субъективного отношения к ним, то есть умение видеть в них равную себе личность, человека с теми же чувствами и мыслями, и постоянная готовность действовать на благо товарища, задумываясь о своих собственных интересах только во вторую очередь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные направления психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    В данной статье рассматриваются основные направления в работе с детьми раннего возраста с ДЦП в сочетании с ЗПРР в условиях Лекотеки....

    Сценарий педагогического совета по теме: «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста»

    Представлен сценарий педагогического совета по теме «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста» в форме аукциона...

    Основные направления психолого-педагогической поддержки семьи с ребенком ОВЗ

    Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающи...

    Психолого-педагогическая гостиная - эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и детей в ДОУ

    Психолого-педагогическая гостиная - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. ...