Главные вкладки

    Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    Колотилина Ольга Валерьевна

    Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.

    Художественно-эстетическое развитие в свою очередь обогащает внутренний мир ребенка, учит его чувствовать, сопереживать. Этим и объясняется актуальность выбранной нами темы.

    Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    C:\Users\Администратор\Desktop\сбор\emblema_rodnichok_gruppa.pngМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»

    Г. СОВЕТСКИЙ»                  

       Внеклассное мероприятие

    интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность)

    подготовительная к школе группа  с ТНР (ОНР III)

    Тема: "Волшебные краски осени."

       Воспитатель ИЗО: Буюкли О.П.,

    Музыкальный руководитель Колотилина О.В.

    Воспитатель Рязанцева С.В.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.

    Художественно-эстетическое развитие в свою очередь обогащает внутренний мир ребенка, учит его чувствовать, сопереживать. Этим и объясняется актуальность выбранной нами темы.

    Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

            Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

    В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

    Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

    Основные компетенции педагога:

    обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

    К художественно-эстетической деятельности относится:

    • Изобразительная деятельность;

    • Музыкальное восприятие;

    • Восприятие художественной литературы.

     В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.

     Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

    - Тесная связь с искусством.

    - Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

    - Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

    - Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

    - Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

    - Создание эстетической развивающей среды.

    У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения.

    Через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Детские сады призваны помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности через продуктивную деятельность. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель: воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

    Внеклассное мероприятие

    интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность)

    подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III)

    Тема: "Волшебные краски осени."

    План НОД:

    1. Д.игра: «Давайте познакомимся»
    2. Проблемная ситуация
    3. Сюрпризный момент. Появление осени
    4. Рассматривание осенних пейзажей., чтение стихотворения. (образное восприятие и образное представление о деревьях, описанных в литературных произведениях и в рассматривание репродукций);
    5. Дыхательная гимнастика «Листопад.»
    6. Гимнастика для рук

    Пальчиковая гимнастика «Осень»:

    1. Практическая часть. Изображение образа осени в рисунках.
    2. Самоанализ. Рассматривание рисунков
    3. Танец «Улетают птицы» муз. Н.Ласере
    4. Прощание.  Рефлексия.
    5. Изображение образа осени детьми в движениях под музыку, характеризующую листопад, ветер, отлет птиц.

    Образовательная:

    • Закреплять умение детей задумывать сюжет рисунка, передавая свои ощущения и чувства в изображении. (ОО «Художественное творчество»)
    • Учить детей работать в разных  техниках, строя композицию рисунка.

    ( ОО « Художественно-эстетическое развитие»)

    • учить изображать в рисунке впечатления от услышанного;

    Развивающая:

    • Развивать чувство композиции, творческое воображение, фантазию, эстетический вкус. ( ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
    • Развивать речь детей (ОО «Речевое развитие»)
    • Обогащать словарь детей (прилагательные – названия «осенних» цветов и оттенков) (ОО «Речевое развитие»)

    Воспитательная:

    • Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус, чувство прекрасного ( ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
    • Способствовать формированию    доброжелательного отношения друг к другу. (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
    • Воспитывать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова и произведений музыкального творчества.

    Предварительная работа: поход с детьми на экскурсию в парк; рассказ о том, что такое листопад; игры с листьями деревьев (предложить детям поднять листочек и найти дерево, с которого он упал); проведение соревнования (кто найдет самый большой и необычный лист); сбор осенних букетов; рассматривание репродукции картин с изображением осеннего пейзажа; чтение стихотворений об осени.

    Материал:

    Оборудование: альбомные листы; дополнительные листы формата А5; гуашь; кисти с широким и тонким ворсом; стаканчики с водой; палитра; салфетки; фартуки; листья разных пород деревьев; репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», А. Куинджи «Осень»; аудиозапись спокойной музыки, магнитная доска, магниты.

    Орг. момент. Знакомство

    Художница:

     Здравствуйте, мои дорогие! Проходите, посмотрите, сколько у нас в группе гостей. Давайте мы все поздороваемся, познакомимся и я вас им представлю.

    Это наши дети, самые лучшие и красивые на свете.

    Они очень любят, играть, рисовать, петь и танцевать

    Они очень весело смеются и радостно просят вас улыбнуться.

    Давайте улыбнёмся друг другу.

    Как я рада, ребята что вы ко мне в гости зашли. А знаете кто я? Я художница и хочу с вами познакомиться. Давайте познакомимся!

    Игра «Давайте познакомимся!»

    Художница: (педагог встаёт на осенний листок и говорит свою имя)

    Встаньте, пожалуйста, по очереди на  "листок" и назовите свои имена. (Дети встают по очереди  и называют свои имена)
    Художница:

    Посмотрите сколько у меня много картин,  

    Художница:

    Что нарисована на этой картине

    Дети: Весна….и т.д.

    Художница:

     Какого времени года не хватает?

    Дети: Осени….

    Художница:

    . У меня возникла проблема и я пришла к вам за помощью… Меня пригласили участвовать в выставке. И мне надо нарисовать картину «Осень в парке». Я думаю, что вы можете мне помочь. Я приглашаю вас в осенний лес. Как вы думаете, но прежде чем отправить в осенний лес нам нужно с собой взять какое время года?

    Дети: Осень

    Художница:

    Какое время года было до зимы?

     Какое сейчас время года?

    Художница:

    Листочек волшебный лети

    Осень нам приведи

    (Выходит под музыку Осень)

    Осень:

    Листопад.

    Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой, пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной.

    Березы желтою резьбой

    Блестят в лазури голубой,

    Как вышки, елочки темнеют,

    А между кленами синеют

    То там, то здесь в листве сквозной

    Просветы в небо, сто оконца…

    И. Бунин

    Осень: Здравствуйте, ребята. Я королева осени. Вы меня звали?

    Дети: Да.

    Осень: Ребята, я вам прочитала стихотворение, о каком времени года это стихотворение.

    (Ответы детей)

    Осень: Правильно, об осени.

    Ребята, отправляемся на прогулку в осенний лес.

    Возьмите листочки в руки и вместе с ними перелетим на лесную поляну. (под музыкальное сопровождение)

         В осеннею лес нас унеси.

    Встаньте полукругом перед экраном, листья положите на пол.

    http://litdet.ru/u/dd/lyrics/1610/foto.jpg http://www.playcast.ru/uploads/2008/10/29/719549.jpg 

    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/31/663/31663730_1220437438_fbdb542c5c78.jpg

    Воспитатель - Осень.:

    Унылая пора, очей очарованье.

    Приятна мне твоя прощальная краса.

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и золото одетые леса,

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    И мглой волнистою покрыты небеса

    И редкий солнца луч, и первые морозы,

    И отдаленные седой зимы угрозы…»

    Осень .: О чём рассказывается  в стихотворении?

    Дети: В стихотворении рассказывается о лесе, одетом по-осеннему в багряные и золотые листья, о ветре, который осенью дует чаще, чем летом, о солнце, которое реже светит, о первых морозах.

    Осень .: Да, ребята, всё это говорится в стихотворении, а

    Предполагаемые вопросы:

    — Как вы представляете это время года? Какая она — ваша осень? (дети фантазируют)

    — Осень — веселая или грустная?

    — За что вы любите осень?

    - Назовите осенние приметы.

    (ответы детей - листопад, улетают птицы в теплые края, звери готовятся к зиме, дни становятся короче, за окном то-дождь, то-снег).

    Осень .: Давайте с вами полюбуемся осенними пейзажами.

    На экране появляется   репродукция картины Левитана «Золотая осень».

    http://elegante.com.ru/wp-content/uploads/2016/07/116572.jpg

    Осень .: Рассмотрим репродукцию картины

    Как вы думаете, подходит ли стихотворение к этой картине?

    Докажите мне, что это осень. (Ответы детей) 

    Осень .: Правильно. «Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

    Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина еще слышнее. Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем лесу… но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нем.

    Прекрасен лес осенью! Деревья оделись в разноцветные наряды. Вокруг тишина и только слышно шуршание листьев под ногами»

    Ребята, как называется осеннее явление, когда листья опадают?

    Дети: Листопад

    Дыхательная гимнастика «Листопад.»

     (Воспитатель раздает листочки осенних деревьев и предлагает поиграть в игру «Листопад»).

    Осень .:

    Дует легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у-у-у» (Тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у-у-у!» (Громко). 

    Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо).

    Осенние листочки на веточках сидят,

    Осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и»

    Дети кружатся под музыку с листочками в руках.

    Налетел ветер, и листочки стали опадать.

    Листопад, листопад, листья желтые летят.

    Дети, у которых желтые листочки, бросают их на пол и приседают.

    Листопад, листопад, листья красные летят.

    Дети, у которых красные листочки, бросают их на пол и приседают.

    Художница:

    Волшебный листопад нам помог переместиться в мою мастерскую

    Осень, это красивое и разноцветное время года, и очень жаль, что скоро мы не сможем с вами любоваться этим разнообразием красок. Скоро наступит зима, выпадет снег и накроет все листочки своим блестящим покрывалом. Я хочу предложить вам сохранить частичку осени, и нарисовать ее. Сегодня мы будем рисовать необычные осенние деревья. Вначале мы рисуем ствол и ветви карандашом. Затем закрашиваем их, используя коричневую краску. Для того чтобы нам нарисовать необычные деревья, нам понадобятся

    много разных инструментов для создания вашего осеннего дерева. Все инструменты находятся перед вами.  Ваша задача определить – какие инструменты возьмёте. (трубочки коктейльные, печатки –ладошки, печки-сетка, ватные палочки, печатки – кленовые листья, кисточку-тычок).

    (одеваем спецодежду)

    Объясните свой выбор.

    Художница:

    Займите, пожалуйста, места за столами.

    Скажите, пожалуйста, кто из вас был в осеннем лесу?

    Что вы там видели?

    Техника безопасности:

    Вспомним про правила как пользоваться кисточками и другими инструментами.
    Гимнастика для рук

    Но прежде чем вы приступите к работе, давайте наши ручки приготовим к рисованию.

    Пальчиковая гимнастика «Осень»:

    Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

    Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

    Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

    Погляди! – положить ладошки на щеки

    Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз

    Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

    Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки

    Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны

    К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

    Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

    Шапки, куртки надеваем – делаем вид

    И ботинки обуваем – постучать ногами

    Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам

    Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

    Практическая часть

    В своей работе используйте краски, которые соответствуют окрасу осенних листьев (желтый, оранжевый, красный, зеленый).

    Дети рисуют под музыку. 
    Самостоятельная работа детей. Педагог оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости. (осанка)

    Самоанализ. Рассматривание рисунков 

    Звенит колокольчик

    • Несите свои рисунки, мы сейчас устроим выставку.
    • Давайте полюбуемся на наш осенний лес.
    • Что вы изобразили на своих рисунках?
    • Как вы это сделали? Скажите, пожалуйста, какую технику вы использовали? Какие материалы вы использовали при работе?
    • А вам понравилось?
    • Вот вам и чудеса!
    • Рисуйте с родителями!

    Художница:

    Ребята, спасибо вам большое за картину. (аудиозапись пение птиц) 

    Дети: Забыли птиц нарисовать. 

     Они улетают на юг.

    Художница:

    Правильно, мы забыли нарисовать, а давайте исправим ошибку и станцуем…….

    Танец: Улетают птицы» муз. Н. Ласере

    «Хор рук» - двигательное двухголосие - инновационная музыкально-педагогическая технология автор Татьяны Анатольевны Боровик.

    Цель:

     Активизировать внимание, ассоциативно – образное мышление детей, направленное на слаженность общего действия. 

    Задачи направлены на развитие: 

    • координационной свободы движения;

    • чувства ритма; 

    • внимания; 

    • ансамблевой слаженности;

    • способности к двигательной импровизации. 

    Прощание.  Рефлексия.

    Художница:

    Вот мы и вернулись в детский сад. Вы работали сегодня на занятии очень хорошо, спасибо вам за помощь, и Осень хочет вам подарить осенний листок. Подойдите к дереву.

     Осень: Перед вами листья: красного, жёлтого, зелёного цветов. Оцените свою работу на занятии сами.

    Если вы работали сегодня на занятии очень хорошо, много раз отвечали, возьмите зеленый листочек;

    если вы иногда сомневались в ответах на мои вопросы и не отвечали - желтый;

     и красный - если не были внимательны и ни разу не ответили.

     Дети выбирают лист дерева.

    Художница:

    Подойдите ко мне и покажите, кто какой цвет выбрал.

    Эти цвета символизируют светофор и обозначают:

    ЗЕЛЕНЫЙ - в порядке, так держать;

    ЖЕЛТЫЙ - надо быть чуть внимательным;

    КРАСНЫЙ - необходимо еще поработать над этой темой.

    Вот и подошла к концу наша встреча.

    До свидания ребята, мне пора возвращаться в свою страну творчества.

    Осень .: 

    Молодцы, ребята, вы сегодня все хорошо потрудились и у вас осталось хорошее впечатление от нашего занятия. Большое спасибо вам. .

     До свидания.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа.-Т.С. Комарова М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2014. - (Библиотека от рождения до школы)
    2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы,  Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой. -Изд .3-е,испр.,доп.- М.:Мозаика-Синтез,2014.-368с.(соответствует ФГОС)
    3. Федеральный государственный образовательный стандарт // Вестник образования. – Просвещение, 2013. - № 24.
    4. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Москва 2014 год
    5.  Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

     с 3 до 7 лет

    Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО

    Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД . Интеграция образовательных областей Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром) - Художественно - эстетическое развитие (рисование) Старшая логопедическая группа Тема: "Веселые матрешки"

    Расширять кругозор детей, развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость, содействовать патриотическому воспитанию дошкольников, продолжать знакомить с предметом народного т...

    Конспект НОД педагога с учетом интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Речевое развитие", Художественно - эстетическое развитие" с детьми подготовительной группы на тему "Путешествие в страну Здоровья".

    Конспект непосредственно образовательной деятельности педагогас учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художестве...

    Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

    Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...

    Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

    Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...

    Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе) в старшей группе

    Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе) в старшей группе...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Приобщение к художественной литературе Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» в средней группе

    Ведущая образовательная область: «Речевое развитие» (Приобщение к Художественной литературе)Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством Н. Носова.Программное содержание: Ø Приучать...