Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию речи на тему: "Пестрый калейдоскоп" для детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи.
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    Конспект составлен на материале лексической темы "Осень" и в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyatie_2.docx38.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по развитию речи на тему «Пестрый калейдоскоп»

    Образовательная область: речевое развитие

    Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

    Цель: развитие у детей умения давать описание осени различными речевыми средствами.

    Задачи:

    коррекционно-образовательные: создать условия для систематизации представлений детей об осени и осенних явлениях. Упражнять в подборе и употреблении антонимов. Расширять и активизировать предметный, качественный и глагольный словарь по теме. Формировать навык составления предложений с однородными членами. Способствовать развитию умения составлять сложносочиненные предложения с опорой на картинки. Упражнять детей в согласовании слов в предложениях. Побуждать совершенствовать умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. 

    коррекционно-развивающие: способствовать развитию слухового и зрительного восприятия, речевого внимания, слухоречевой памяти, познавательного интереса, умения излагать мысли.

    коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к речевой и познавательной деятельности, самостоятельность, самоконтроль и самооценку.

    Задачи интеграции образовательных областей:

     социально-коммуникативное развитие: совершенствовать навык участия в коллективной речевой деятельности. Воспитывать уважение к ответам товарищей, умение не перебивать их.

     познавательное развитие: создать условия для закрепления умения устанавливать причинно-следственные  связи между природными явлениями, сравнивать и обобщать;

    физическое развитие: развивать общие координированные движения рук и ног в согласовании  с речью, мелкую моторику пальцев рук, речевое дыхание.

    Словарь: журналист, репортаж, осень, приметы, дождь, небо, ветер, облака, дождливая, пасмурная, холодная, льет, дует, завывает, моросит и т.д.

    Оборудование: технические средства (ноутбук, интерактивная сенсорная панель, медиапрезентация, аудиозапись танца «Виноватая тучка», фишки в виде листьев, картинки «Осень», «Лето», игрушечные видеокамера, диктофон, микрофон.

    Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина, отгадывание загадок об осенних явлениях, наблюдения за сезонными изменениями в природе, за изменением окраски листьев деревьев и кустарников. Сбор и рассматривание опавших листьев, продуктивная деятельность по теме «Осенний ковер», д\и «Закончи предложение», «С какого дерева листок?», «Приметы осени», «Я - листочек»

    План НОД.

    I.Организационный момент.

     Цель: активизировать слуховое и зрительное внимание. Способствовать развитию  устойчивого познавательного интереса.

    Воспитатель:

    Ребята поздоровайтесь с нашими гостями и обратите внимание  на экран. Это же  программа новостей  «Пестрый калейдоскоп»!

    Дети просматривают медиапрезентацию об осени на интерактивной сенсорной панели.

    II. Основная часть

    1.Вводная беседа.

    Цель: уточнить представления о золотой осени. Нацелить на предстоящую образовательную деятельность. Совершенствовать навык ответов распространенными предложениями, ведения диалога.

    - О  чем эти новости?

     Эти новости об осени.

    -  Правильно, в новостях показывают осень. Какая это  осень: ранняя,  золотая или поздняя?

    Это золотая осень

    - Почему вы решили, что это золотая осень?

    На деревьях желтые листья. Они опадают с деревьев. Погода солнечная. На земле разноцветный ковер из листьев. Лес одет в яркую листву. Деревья и кустарники нарядные, веселые.

    -  Почему-то в передаче  только показали осень, но ничего не рассказали о ней? Не хватает настоящего осеннего репортажа! Ребята, сегодня, я предлагаю вам поработать журналистами и собрать материал для репортажа. Видеокамера  будет снимать нашу работу, а диктофон – записывать все, что мы скажем. Включаю диктофон и камеру.

     И так, начинаем!

    Воспитатель:

    - Для начала, вспомним еще раз, какая бывает осень?

    Осень бывает ранняя, поздняя и золотая.

    - Назовите осенние месяцы.

    Сентябрь, октябрь, ноябрь.

    - Немного разомнемся и соберем букет из осенних листьев.

    2.Пальчиковая гимнастика: “Осенний букет”. 

    Цель: развивать координацию движений пальцев рук с речью. Упражнять в употреблении названий деревьев в родительном падеже и словообразовании имен прилагательных от существительных.

    Дети произносят хором: Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).

     Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики ивы (Загибать поочерёдно пальцы).

    Мы соберём. В вазу осенний букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

    Листья, каких деревьев  мы назвали?  

    Берёзы, рябины, тополя, осины, ивы.

    Листья березы – это какие листья?(березовые)

    Дети садятся за столы.

    Воспитатель: Деревья в осеннем наряде яркие, багряные, золотистые.  Когда подует сильный, холодный ветер, листья оторвутся от своих веточек  закружатся в воздухе и упадут на землю.

    - Как называется это явление?

    Это листопад.

    3.Д/и  «Скажи, какой?».

    Цель: совершенствовать навык согласования прилагательных и существительных в роде, числе и падеже. Воспитывать умение отвечать по очереди.

    Воспитатель:

    - Продолжаем собирать материал для репортажа и вспомним приметы осени. Будем подбирать слова, которые отвечают на вопрос: «Какой?». За каждый правильный ответ журналист получает фишку:

    - Погода осенью, какая? - холодная, ветреная, сырая, пасмурная, ясная, сухая, дождливая, ненастная;

      Дождь осенью, какой? - затяжной, унылый, промозглый, прохладный, надоедливый, мелкий, моросящий, проливной;

    Небо осенью, какое? - облачное, серое, хмурое, низкое, пасмурное;

    Солнце осенью, какое? – неяркое, прохладное, тусклое:

    Листья осенью, какие? – яркие, разноцветные, цветистые, шуршащие, резные;

    Урожай – богатый, обильный, большой.

    Ветер осенью, какой? – холодный, порывистый, сильный.

    4.Дыхательная гимнастика «Дует осенний ветер».

     Цель: развивать длительный выдох.

    Воспитатель:

    - Покажите, как дует слабый ветер:

    дети делают вдох и длительный выдох.

    - Как дует сильный осенний ветер?

    5.Д/и «Аукцион».

    Цель: развивать навык употребления глаголов, подбора однородных членов предложения.  Закреплять умение слушать, запоминать и последовательно выполнять  словесную инструкцию. Закреплять игровые навыки.

     Воспитатель:

    - Здорово! А теперь подберем слова-действия. (Дети встают в круг. Воспитатель раздает фишки).

    Тот, кто придумывает слово, поднимает фишку, отвечает на вопрос и продолжает предложение:

    Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают , шелестят и т.д.

    Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет, льет, капает, стучит и т.д.

    Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

    Птицы осенью — Птицы осенью улетают, собираются.

    Деревья осенью — Деревья осенью роняют, сбрасывают,  теряют листья.

    Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, линяют, делают запасы, запасают, прячут.

    Ветер осенью – Ветер дует, срывает, завывает, пронизывает, гудит.

    6. РиД «Виноватая тучка». 

    Цель: развивать координированные движения рук и ног.

    7. Д/и «Найди отличия». 

    Цель: закреплять навык рассматривания картины, умение подбирать противоположные по смыслу слова.  Развивать мыслительные действия по аналогии.

    Воспитатель:

    - Уважаемые журналисты, а теперь нужно внимательно посмотреть на эти картинки («Осень» и «Лето»)  и найти отличия. Ваши ответы будут показаны в репортаже полностью, поэтому используем микрофон. Каждый журналист отвечает и передает микрофон следующему для ответа.

    Например: осенью погода пасмурная, а летом – солнечная…

    Осенью дождь  холодный, а  летом теплый,

    осенью листья разноцветные, а летом – зеленые,

    летом дети носят легкую одежду, а осенью – демисезонную,

    осенью солнце тусклое, а летом – яркое,

    осенью небо низкое, а летом – высокое,

    осенью холодно, а летом жарко,

    осенью сыро, а летом - сухо.

    8. Дидактическое упражнение « Чем нас радует осень?»

    Цель: совершенствовать грамматический строй речи при согласовании членов предложения с существительными и прилагательными в творительном падеже. Воспитывать уверенность в своих силах.

    Воспитатель:

    - Хорошо. А, заканчивая репортаж, нужно  сказать о том, чем вас радует красавица-осень.

    Осень радует своей красотой. Осень радует яркой листвой. Осень радует богатым урожаем. Осень радует вкусными овощами и фруктами.

    - Молодцы журналисты! Все что мы сняли и записали об осени, будет использовано и смонтировано в репортаже.

    III. Заключительная часть.

    9.Итог НОД. Активизировать память, способность припоминать. Формировать умение анализировать собственную деятельность.

    - Чем мы сегодня занимались?

    Мы собирали материал для репортажа  об осени, играли в игры, составляли предложения, придумывали слова.

    Воспитатель:

    - Понравилось ли вам работать журналистами для программы «Пестрый калейдоскоп?  Какими вы были журналистами? (Мы много отвечали, рассказывали про осень)

    Вы  были  активными  и любознательными журналистами. Поэтому каждый из вас получает звездочку за отличную работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Путешествие в страну не выученных уроков» Конспект итогового интегрированного занятия По Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект итогового интегрированного занятия по Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста...

    Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по Югре" для детей старшего дошкольного возраста.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №7 «Незабудка» корпус №3.г. Мегион       Конспект занятия по развитию речи«Путешествие по Ю...

    Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам" для детей старшего дошкольного возраста

    Занятие поможет актуализировать знания детей о транспорте, его видах, об известных сказках...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт грузовой и пассажирский».

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт ...

    Конспект НОД ОО «Речевое развитие» Развитие речи «Составление рассказа «Кормушка» для детей старшего дошкольного возраста

    Задачи: - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;- учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;-закреплять умение дифференцировать з...